ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИИ
С.В. Плаксиенко, Т.В. Эксакусто
В ХХ веке образование превратилось в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности. Конец ХХ - начало ХХ1 века характеризуется возрастающим темпом научно-технического прогресса, постоянным увеличением объема и изменением содержания знаний и умений, которыми должны обладать специалисты. Начало ХХ1 века ознаменовалось массовым производством программных продуктов образовательного характера и их востребованностью не только естественнонаучными, но и гуманитарными дисциплинами, в том числе и психологией.
В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни [1], в том числе и образования. Современные компьютерные технологии представляют большой интерес для внедрения в обучающие процессы не только в плане обеспечения доступных и компактных средств представления, обработки и хранения информации, но и с точки зрения возможности использования разнообразных форм и способов ее представления. Возможность не только эффективно систематизировать учебный материал, но и преподать его как можно более увлекательно и образно имеет решающее значение практически во всех учебных дисциплинах, особенно в гуманитарных. Технология создания современных компьютерных программ гуманитарного профиля включает в себя в качестве неотъемлемых составляющих два направления - информатику и конкретную дисциплину.
Развитие информационных технологий приводит к расширению возможностей и областей применения вычислительной техники и программного обеспечения. Развитие систем коммуникации (объединение компьютеров в локальные и глобальные сети, создание баз данных и знаний, а также экспертных систем) позволяет создавать уникальную учебную среду, которая позволит дополнять традиционные формы обучения. Прогресс в этой области позволяет реализовать два основных принципа системы образования - его непрерывность и доступность.
Сегодня в качестве важнейшей стратегической задачи развития высшей школы рассматривается формирование новой парадигмы образования, основанной на совершенствовании информационной среды вузов, разработке и внедрении в педагогическую практику современных телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения.
Решение некоторых аспектов данной проблемы видится на пути использования в учебном процессе вуза нового вида обеспечения - информационнотехнологического, представляющего собой педагогическую систему, включающую в себя две взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - информационную и технологическую.
В качестве первой предлагается рассматривать дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины. Он представляет собой систему, в которую с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и учащимися интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других методических средств и материалов, поддерживающих учебный процесс.
В качестве второй составляющей, реализующей процессуальную сторону подготовки специалиста в вузе, предлагается рассматривать технологическое
обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения. Среди особенностей их проектирования и разработки необходимо отметить следующие:
• Во-первых, технология обучения выполняет связующую функцию, то есть является стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и учащихся;
• Во-вторых, педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются структура и содержание дидактического комплекса; последний выступает в качестве ключевого элемента технологии обучения и служит по существу основной [4].
В настоящее время, идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках дидактических комплексов является не новой. В качестве таких дидактических комплексов применяются различные типы электронных автоматизированных учебных комплексов.
Под электронным учебным комплексом понимается набор самодостаточных модулей, отражающих основные стороны учебного процесса. В первую очередь это теоретический модуль (электронный учебник или учебное пособие с удобным контекстным поиском), модуль лабораторного практикума и модуль проверки знаний и умений обучаемого. Задача электронного учебника в этом случае - обеспечить необходимую теоретическую и методическую базу для самостоятельного изучения теоретических разделов курса, формируя уровни знания “иметь представление” и “знать”. Задача лабораторного практикума - обеспечить необходимую базу для отработки практических умений, адекватных профессиональным требованиям выбранной специальности или специализации, формируя уровни “уметь” и “наличие профессиональных навыков”. Задача электронного блока проверки знаний -обеспечение автоматизированного режима тестирования знаний, позволяющего студенту объективно оценить достигнутый уровень изучения предмета. Отличительной чертой такого автоматизированного учебного комплекса является возможность самостоятельной работы обучаемого с ним.
Использование таких комплексов в учебном процессе имеет ряд преимуществ. Целесообразно выделить следующие:
• во-первых, названные комплексы проектируются и создаются как целостные системы педагогических программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и предоставления учебной информации их пользователям;
• во-вторых, все элементы электронных учебных комплексов взаимосвязаны, имеют единую информационную основу и программно-аппаратную педагогическую среду;
• в-третьих, изначально предусматривается возможность их использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях вузов, так и при дистанционной форме обучения.
Кроме того, использование в вузах данного вида учебных комплексов позволяет:
• интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс;
• значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить её стимулирующую составляющую;
• реализовать в процессе самостоятельной работы пользователей с элементами дидактического комплекса дружественный интерфейс и индивидуальный темп усвоения учебного материала;
• производить оперативный контроль над ходом усвоения знаний, формирования навыков и умений;
• вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого учащегося и группы в целом, что обеспечивает достаточно объективную оценку и хорошую информированность преподавателя [4].
Но преимущество компьютерных средств учебного назначения нельзя понимать в том смысле, что они полностью вытеснят и заменят традиционные средства. Тем более неправильно считать, что компьютерные учебные средства состоят из одних достоинств и не обладают недостатками. К их отрицательным сторонам относятся:
• необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в сеть Интернет) и соответствующее программное обеспечение для работы с такого рода компьютерными средствами; необходимость обладать навыками работы на компьютере;
• сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея;
• недостаточная интерактивность компьютерных средств учебного назначения (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);
• отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана [3].
Названные недостатки носят объективный характер. Но к ним часто добавляются субъективные недостатки, вызванные неграмотным проектированием компьютерных учебных средств и концептуальными недочетами, допущенными их создателями.
Способы компенсации недостатков могут быть разными: техническими, организационными, методическими, дидактическими, функциональными. Например, сложность восприятия больших объемов текста с экрана устраняется при использовании компьютеров типа notebook с жидкокристаллическим дисплеем с диагональю не менее 15 дюймов. С таким компьютером можно работать как с обычной книгой. Необходимость обладания навыками работы на компьютере полностью исключить нельзя. Влияние данного аспекта нивелирует максимально упрощенный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс системы. Недостаточная интерактивность восполняется за счет организации регулярных консультаций в очной или дистанционной формах. Повышение интерактивности также обеспечивают реализация в компьютерных учебных системах определенных дидактических приемов и использование интеллектуальных технологий моделирования знаний и деятельности. Отсутствие «надзирателя», контролирующего ход выполнения учебного плана, компенсируют сеансы дистанционного контроля, проводимые по жесткому графику и предусматривающие предоставление обучаемым отчетных материалов по каждому пройденному разделу. Преодолению этого же недостатка способствует применение игровых и состязательных методик, стимулирующих интерес учащегося к предмету и повышающих его мотивацию к успешному приобретению соответствующих знаний и умений [3].
Состав и структура комплекса могут быть весьма гибкими и зависят от содержания предметной области. Автоматизированный учебный комплекс может представлять собой одну управляющую программу (файл), в которой будут реализованы все возможности системы, или, что более целесообразно, комплекс взаимосвязанных программ-модулей, каждую из которых допускается использовать обособленно от других частей или запускать из единой интегрирующей оболочки. Кроме того, комплекс должен включать информационные файлы, содержащие текстовую, графическую и другую информацию, используемую для предъявления учащемуся, в качестве новых порций знаний, файлы примеров, демонстраций, тестовых вопросов и заданий, ответов и т.д. Важными элементами комплекса
являются сценарий учебного процесса, а также база данных студентов, с сохранением пройденных тем и результатов тестирования [2].
Примером внедрения информационных технологий в сферу психологического образования является создание компьютерных учебных программ, среди которых можно выделить электронные учебники, справочники, обучающие системы, тесты, учебные игры и т. д. одной из форм учебного компьютерного комплекса может быть автоматизированный лабораторный практикум.
Для профессионального становления будущего специалиста очень важен лабораторный практикум, формирующий основные практические умения и навыки, определяющие, в свою очередь, профессиональную успешность и востребованность этого специалиста.
По сравнению с традиционными учебно-методическими средствами лабораторные практикумы учебного назначения обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества компьютерных лабораторных программ:
• создание условий для самостоятельной проработки учебного материала;
• возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;
• возможность автоматической генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений;
• возможности поиска информации в системе и более удобного доступа к ней (гипертекст, гипермедиа, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и др.);
• создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые формы обучения, экспериментирование и др.).
Ещё одним преимуществом использования автоматизированных лабораторных практикумов является наличие мультимедийных приложений, которые представляют собой фрагменты web - анимации (в частности flash анимации), аудио, видеофайлов, позволяющие наглядно продемонстрировать различные процессы и явления, осуществить удобную навигацию по системе, представить материал в динамичной форме.
Преимуществом разрабатываемых лабораторных работ является также тот факт, что студенты могут самостоятельно выполнять практические задания, разработанные на основе представленных в компьютерной системе теоретических положений.
При их разработке необходимо учитывать следующий момент. Главная причина ошибок, допускаемых при создании компьютерных лабораторных программ, состоит в использовании их узкой интерпретации только как электронных аналогов соответствующих традиционных учебно-методических средств. В ее основе лежит непонимание того, что компьютерная учебная программа должна воплощать лучшие стороны традиционных средств и обязательно реализовывать новые качества. Последнее положение является базовым правилом концептуального проектирования учебной информационной системы [3].
Таким образом, автоматизированные учебные средства, применяемые в образовательном процессе, обладают целым рядом достоинств дидактического характера, повышающих производительность труда студентов и преподавателей.
В частности, они способствуют индивидуальному восприятию учебного материала конкретным пользователем, что обеспечивается наличием в них активного диалога между обучаемым и автоматизированной информационной системой, «органическим сочетанием технических, учебно-методических, программных и организационных мероприятий, основанных на новейших компьютерных технологиях».
Перспективы применения автоматизированных систем в учебном процессе трудно переоценить. Они позволяют не только предъявлять пользователю новую информацию, но формировать умения и навыки по изучаемой дисциплине, проводить контрольное тестирование, а также поэтапно внедрять электронный курс в учебный процесс, что значительно сокращает сроки и упрощает процедуру обучения [6].
Использование современного компьютерного обеспечения и возможностей локальных и глобальных сетей передачи данных способно существенно повысить качество обучения и оценки знаний, автоматизировать и дополнить процесс обучения новыми возможностями, сделать его интерактивным и более привлекательным для обучающихся и сократить при этом нагрузку преподавателя. А за счет использования современных мультимедийных возможностей компьютерной техники, можно существенно повысить качество усвоения полезной информации, повысить привлекательность обучения, обеспечить большую интерактивность и эмоциональную вовлеченность в образовательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, том 20 № 1 1999 стр.86
2. Тыщенко О. Диалог компьютера и студента // Высшее образование в России, № 6, 2000 стр. 120
3. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ» -2003г
4. Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы / Педагогика №5, 2003г.
5. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика, №9, 2003г.
6. Джанбаев Ж., О.Воскресенская Автоматизированный курс «Инженерная графика» // Высшее образование в России, №1, 2004г.
7. Гришина Е.В., Кужелева Н.В., Рыбалко Н.Н., Комплексный дипломный проект «Автоматизированные лабораторные работы по общему психологическому практикуму «Методы наблюдения и беседы»», ТРТУ, 2004.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА
Давыдюк Л. В.
Для подростка и юноши выбор профессии - достаточно серьезная проблема. В исследовании Л.А. Головей было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности. Ю.П. Вавилова и Н.В. Андреенкова в своих исследованиях, направленных на изучение профессионального выбора, обнаружили довольно низкий уровень его сформированности у выпускников.
Профессиональное самоопределение сегодня представляет собой многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые она должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во - вторых, как процесс принятия