Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВИДЕОХОСТИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоконова Светлана Сергеевна, Медведкин Никита Андреевич

Эффективность обучения математике существенно зависит развития самостоятельности учащихся. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Самостоятельная работа может быть организована в различных формах, с использованием различных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN TEACHING MATHEMATICS

The effectiveness of teaching mathematics significantly depends on the development of students' independence. The degree of development of the student is measured and assessed by his ability to independently acquire new knowledge and use them in educational and practical activities. Independent work can be organized in various forms, using various information technologies.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

- включить чат (разрешить отправлять сообщения в чате);

- включить 5-секундный обратный отсчет, прежде чем участники смогут ответить;

- включить фоновую музыку по умолчанию;

- играйте в команде (позволяет играть в команде и учитывать результаты каждого игрока, как результат команды);

- перемешайте варианты для каждого участника.

Полученные результаты преподаватель может найти на соответствующей закладке «Полученные результаты». Результаты можно просмотреть как на сайте, так и экспортировать отчет в формате .xlsx или .pdf.

Можно отметить, что для проведения интерактивной лекции целесообразно использовать веб-технологии. Они дают возможность нелинейной организации информации, организации интерактивного взаимодействия с аудиторией, позволяет преподавателю для каждого из студентов выстраивать индивидуальные, уникальные траектории обучения. Таким образом, участие в интерактивной лекции одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимова, К.А., Ваганова, О.И., Смирнова, Ж.В. Возможности интерактивной лекции в профессиональном образовании бакалавров профессионального обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 3(37). - С. 61-66.

2. Белоконова, С.С., Назарова, В.В. Web-технологии в профессиональной деятельности учителя: учебное пособие: [12+] / С.С. Белоконова, В.В. Назарова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 179 с.: ил., табл. - Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.m/mdex.php?page=book&id=572465 (дата обращения: 29.04.2020). - Библиогр.: с. 158-167. - ISBN 978-5-4499-0812-4. - Текст: электронный.

3. Белоконова, С.С., Назарова, В.В. Геймификация как способ организации обучения на уроках информатики // В сборнике: Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. материалы международной научно-практической интернет-конференции. Московский педагогический государственный университет. Москва, 2020. С. 45-54.

С.С. Белоконова, Н.А. Медведкин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Эффективность обучения математике существенно зависит развития самостоятельности учащихся. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Самостоятельная работа может быть организована в различных формах, с использованием различных информационных технологий.

Ключевые слова: самостоятельная работа, видеохостинг, информационные технологии.

S.S. Belokonova, N.A. Medvedkin

THE USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN TEACHING MATHEMATICS

Abstract. The effectiveness of teaching mathematics significantly depends on the development of students' independence. The degree of development of the student is measured and assessed by his ability to independently acquire new knowledge and use them in educational and practical activities. Independent work can be organized in various forms, using various information technologies.

Keywords: independent work, video hosting, information technology

Каждый человек получает образование или воспитание постоянно. Для кого-то замечание со стороны другого человека может принести намного больше пользы, чем знание полного свода правил светского и делового общения; правильного поведения в привычных и нестандартных ситуациях. Одни люди схватывают все «налету», что свойственно детям одаренным, программы обучения с которыми составляются крайне внимательно; другие требуют больше времени, больше ресурсов, больше тренировочных заданий, чтобы разобраться в той или иной теме.

Всякое настоящее образование добывается только путем самостоятельной работы. Пока человек сам не осознает необходимость в овладении какого-либо знания, не предпримет соответствующие действия по достижению этого знания, не достигнет хотя бы базового владения этим знанием, никто ему не поможет. Желание учиться должно, исходить изнутри человека, а не быть навязано внешними силами. Как привить обучающимся школы умение учиться? Какой повод необходимо им дать, чтобы они захотели учиться? Ответы на эти вопросы, с одной стороны, на поверхности, с другой, недосягаемы. Используя далее термин «самостоятельная работа», необходимо четко дать определение этому понятию. В качестве основного приведем определение самостоятельной работы, записанное в кратком словаре современной педагогики:

«Самостоятельная работа - все виды познавательной деятельности, учебного труда, выполняемые без непосредственного контроля со стороны педагога; форма организации учебной деятельности обучающихся, проводимая под опосредованным инструкцией, руководством преподавателя, сутью которой является решение учебно-познавательных задач, обеспечивающая развитие личности» [5]. Как самостоятельная работа развивается в современном мире? Быстрыми темпами, новыми работами, интересными приложениями и новыми современными информационными технологиями, которые нашли применение во всех уголках жизни общества, в том числе и в образовательной сфере.

Задумываясь о разработке собственного курса в Интернете, одним из первых вопросов становиться «Где создавать свой курс?» Сейчас очень много площадок предоставляют такие услуги, поэтому здесь есть из чего выбирать. Видно, что сервисов много, они разнообразны и разбросаны по Интернету. Однако, хотелось бы, чтобы весь функционал был собран на одном сайте для удобства использования, проверки и прочего.

Если учитель захочет использовать сайт-конструктор, чтобы создать что-то свое, это можно сделать, например, на платформе Stepik.

Stepik - это российская образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов. Сайт разрабатывает алгоритмы адаптивного обучения, сотрудничает с авторами МООС, помогает в проведении олимпиад и программ переподготовки. Цель платформы - сделать образование открытым и удобным.

Сегодня среди охваченных курсами тем: программирование, информатика, математика, статистика и анализ данных, биология и биоинформатика, инженерно-технические и естественные науки. Онлайн-курсы, размещенные на Stepik, неоднократно становились призерами конкурсов онлайн-курсов, а система автоматизированной проверки задач используется в ряде курсов на платформах Coursera и edX. Также Stepik активно развивает направление адаптивного обучения, где каждый сможет изучать материал, подобранный индивидуально под свой уровень знаний.

Учиться на Stepik удобно: на сайте Stepik.org или в мобильных приложениях для iOS и Android.

Рассмотрим подробнее функционал платформы, заранее зарегистрировавшись на ней.

Чтобы создать новый курс, необходимо кликнуть на кнопку «Новый курс». В появившемся окне ввести название курса (не более 64 символов) (рис.1). После всех действий будет создан черновик Basik-курса (бесплатный), который потом можно будет поменять на тип PRO (платный и с поддержкой монетизации).

Рис. 1. Создание нового курса на платформе "Stepik".

Следующим шагом будет оформление структуры курса: определение названия глав, уроков и прочего. Пример оформления структуры курса представим в виде (рис.2):

1. Модуль 1

1 .1 Урок 1 ® /

1 .2 Урок 2 ® /

| 1.3 Урок 3 ® /

2 Модуль 2

2.1 Урок 1 <

2.2 Урок 2 (

2.3 Урок 3 С

Рис. 2. Пример оформления структуры курса.

Чтобы начать редактирование. урока, необходимо перейти на соответствующий урок и нажать на кнопку «Редактировать». Появится окно редактирования урока (рис.3.).

На верхней панели располагается: название урока, выбор языка (78 языков), гиперссылка «Помощь преподавателям», представляющая собой справочный центр для преподавателей. Также здесь можно выбрать публичным или нет, будет ваш курс, и организовать возможность пользователей оставлять комментарии.

Рис. 3. Окно редактирования урока.

Ниже верхней панели располагается «шагомер», отражающий сколько этапов (шагов) содержит ваш урок.

Далее располагается само окно редактирования, которое является простейшим текстовым редактором. Существует возможность добавления рисунков, таблиц, уравнений, кодов, ссылок и прочего.

Нижняя панель позволяет получить доступ к настройкам шага и урока. Кнопка «Сохранить» позаботится о том, чтобы ваш урок записался на платформу, а кнопка «Вернуться» отвечает за то, чтобы выйти из окна редактирования и посмотреть, что будут видеть обычные пользователи.

Рассмотрим основные бесплатные элементы, которыми можно пользоваться при создании уроков на платформе Stepik.

1. Текст

Встроенный текстовый редактор обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы организовать условие практически любой задачи (рис.3). Окно с текстом появляется при создании любого вопроса.

2. Тест

Выбор подходящих ответов из списка. Поддерживаются режимы множественного и единичного выбора (рис.4). Существует возможность добавления более 10 вариантов ответа, а также указания количество баллов за верный ответ на этом шаге (возможно при создании всех вопросов).

Рис. 4. Создание вопроса типа "тест" 19

3. Видео

Возможность добавить видео напрямую или с облака (рис.5).

Рис. 5. Добавление видео на ресурс

4. Программирование Возможность написать программу на языке Python.

5. Задача на сопоставление Предлагается сопоставить значения из двух списков (рис.6).

JJar 6 | Задача на сопоставление | Настройки Баллы за шаг: 1

Пожалуйста, укажите элементы. Учащиеся должны будут соотнести их по парам, кап указано ниже:

:: sky ■ Blue V X

:: Sun - Orange Л V X

:: Grass - Green Л X

□ Не перемешивать порядок первой колонки (вторая колонка перемешивается всегда)

□ Разрешить HTML-теги в элементах

Рис. 6. Создание вопроса типа "сопоставление" 6. Задача на сортировку Предлагается расположить элементы списка в правильном порядке (рис.7).

Пожалуйста, укажите элементы ниже. Учащиеся должны будут расположить их в том же порядке. Не забудьте указать требуемый порядок (например, по возрастанию или убыванию) в описании задания выше.:

:: опе v X

" Тую Л V X

:: Three X

Q Разрешить HTML-теги в элементах

Рис. 7. Создание вопроса типа "сортировка" 7. Табличная задача Предлагается отметить верные ячейки (рис.8).

Рис. 8. Создание вопроса типа "табличная задача". 8. Пропуски

Предлагается заполнить пропуски, которых можно добавить более 10 (рис.9).

Рис. 9. Создание вопроса типа "пропуски". 9. Численная задача

Предлагается ввести численный ответ. Можно указать несколько правильных ответов, а также указать погрешность (рис.10).

Рис. 10. Создание вопроса типа "численная задача".

10. Математическая задача

Предлагается ввести математическую формулу. В справочном материале ниже можно ознакомиться с правилами ввода формул для этого задания (рис.11).

Рис. 11. Создание вопроса типа "математическая задача".

11. Текстовая задача

Предлагается написать текст. Также возможно указать «Тип ответа» не только текст, но и файл (доступно только с уровня PRO и выше; рис.12).

Рис. 12. Создание вопроса типа "текстовая задача".

12. Численная задача со случайной генерацией условия Предлагается ввести численный ответ (рис.13).

Шаг 13 I Численная задача со случайном генерацией условия | Настройки Задание:

Баллы за шаг: 1

Введите текст

Допустимая погрешность

Введите текст

Кол и честЕО разных заданий: 1

Рис. 13. Создание вопроса типа "численная задача со случайной генерацией условия". 13. Свободный ответ

Предлагается написать ответ в свободной форме. Также возможно написать не только текст, но и отправить файл (доступно только с уровня PRO и выше; рис.14).

Рис. 14. Создание вопроса типа "свободный ответ".

Познакомившись с платформой Stepik, ее возможностями и функционалом, предлагаем рассмотреть разработанный курс по теме «Признаки равенства треугольников» для учеников седьмого класса, обучающихся по учебнику Л.С. Атанасяна. Структура курса представима в виде (рис 15-17):

Рис. 15. Блок 1. «Первый признак равенства треугольников».

2. Второй и третий признаки равенства треугольников

2.1 Лекция ©

21/21

а/8 /

2.2 Решаем задачу вместе ® 7/7 /

1 2.3 Решаем задачу вместе (3) ® 6/6 /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.4 Готовые чертежи, тренажеры и игры {

Рис. 16. Блок 2. «Второй и третий признаки равенства треугольников».

Рис. 17. Блок 3. «Контроль знаний по теме «Признаки равенства треугольников»».

Блок 1 (рис.15) посвящен изучению первого признака равенства треугольников.

В уроке «Лекция» содержится необходимый материал для понимания темы. В процессе ознакомления с темой обучающимся предлагается дать ответы на вопросы по прочитанному материалу. Пока ученик правильно на вопросы не ответит, к следующим шагам он приступить не может. Например, прочитав про равные треугольники и ознакомившись с их свойствами, студентам, проходящим курс, предлагается заполнить пропуски в определениях (рис.18-19). В конце лекции приведены примеры решения задач на доказательство равенства треугольников по первому признаку (рис.20)._

Заполните пропуски

Если два треугольника равны, го

(стороны и углы) одного треугольника

элементам другого треугольника.

Рис. 18. Задание типа "пропуски"

Заполните пропуски Из всех попыток 100% верг

В равных треугольниках напротив соответственно равных углов лежат равные и наоборот: против

соответственно равных лежат равные

Рис. 19. Задание типа "пропуски"

Рис. 20. Пример решенной задачи.

Принять активное участие в решении задачи «вместе» с учителем ученик может на уроке «Решаем задачу вместе». В течение урока ученик будет отвечать на вопросы, располагать этапы решения задачи в правильном порядке (рис.21), заниматься построением чертежа и выбирать соответствующий из предложенных, рассматривать именно те треугольники, равенство которых необходимо доказать, заполнять пропуски в доказательстве (рис.22). В конце будет подведен итог - решенная полностью задача (рис.23).

■■ Сделать чертеж V

■■ Определить, что дано и что требуется найти -л. >✓

:: Воспользоваться свойством равных треугольников ^ V

■■ Доказать равенство треугольников л. V

■■ Перенести все данные на чертеж /ч V

:: Проч итать уел ов ие задач и

Рис. 21. Задание типа "сортировка".

Рис. 22. Задание типа "пропуски".

Решили задачу вместе

Вот, что должно было получиться в итоге.

Отрезки AD и ВС пересекаются в точкеО так, что АО — OD и СО — ОБ. Найдите ¿BAO, если ¿.СDO — 34° д С Дано: АО — OD и СО — ОВ,ZCDO — 34'.

Найти: ÁBAO. Решение:

Рассмотрим треугольники COD и АОВ : АО - DO, ВО - СО. £АОВ -ÁCOD (верт.). Следовательно, треугольники COD и АОВ равны.

Рассмотрим равные треугольники COD и АОВ: напротив соответственно равных сторон СО и ОВ лежат соответственно равные углы ¿CDO и АВАО. Следовательно, ZCDO — ZBAO — 34"

Ответ: 34_

Рис. 23. Пример решенной задачи.

Урок «Готовые чертежи, тренажер и игры» - дополнительные ресурсы, цель которых в той или иной форме «натренировать» проходящих курс. Готовые чертежи предлагают найти самостоятельно пары треугольников и доказать их равенство (рис.24). Тренажер ставит задачу конкретнее: нужно найти один из элементов треугольника, если дано следующее (рис.25). Здесь доказательство равенства треугольников по первому признаку выступает одним из этапов решения задачи, а не главной ее целью, в отличие от готовых чертежей. Игры в соответствующей им форме также позволяют обучающимся отточить свои навыки по теме (рис. 26).

Рис. 24. Готовые чертежи

1- Даны два равных треугольника ЯОС и ЯЕН. Известно, что РО = 12 см, НИ = 14 см, НЕ = 15 см. Найдите СО.

| Проверить ответ |

Рис. 25. Тренажер

1. Викторина © $

Р1ауег1 300 Компьютер 300

Первый признак равенства тр еугольников Задачи на выбор признака равенства тр еугольников

« « • • •

ш | аии! т ш 'т V. ^ V 1

Рис. 26. Игры

Блок 2 посвящен изучению второго и третьего признаков равенства треугольников. Уроки блока 2 полностью повторяют уроки блока 1.

Блок 3 посвящен контролю знаний по теме «Признаки равенства треугольников».

Урок «Тренажер по всем признакам равенства треугольников» направлен на тренировку знаний, умений и навыков обучающихся по соответствующей уроку теме. Игры в своей форме позволяют обучающимся отточить свои навыки по теме (рис.27). Чтобы обучающиеся могли свободно комбинировать признаки равенства треугольников, им предлагается пройти тренажер (рис.28).

Логическим завершением курса является контрольная работа по теме. Работа состоит из двух вариантов, в каждом из которых 5 заданий. Один балл равен одной решенной задаче. Эту работу ученики будут писать очно, а не самостоятельно дома. Доступ к этой работе будет открыт только у учителя.

Рис. 27. Игры 27

Рис. 28. Тренажер

Считается, что человек получает два образования: одно дает ему школа, другое, более важное, он получает сам. Всякое настоящее образование добывается только путем самостоятельной работы. Пока человек сам не осознает необходимость в овладении какого-либо знания, не предпримет соответствующие действия по достижению этого знания, не достигнет хотя бы базового владения этим знанием, никто ему не поможет.

Характеристика современных информационных технологий, описанная в работе, доказала, что современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксюхин, А.А., Вицен, А.А., Мекшенева, Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11. - С. 50-52.

2. Санжиева, Ю.Г, Резникова, Т.К. Краткий словарь современной педагогики // под. ред. Л.Н. Юмсуновой. изд-е 2-е, перераб. доп. Улан Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.

3. Мироненко, О.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе //. -Молодой ученый. - 2015 г. № 13 (93). - С. 664-668.

4. Ремчукова, И.Б. Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках // И.Б. Ремчукова - журнал «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях», 2019 г.

5. Башарина, С.А. Сущность понятия "самостоятельная работа", ее роль в образовательном процессе / -«Профобразование», 2021 г.

А. А. Веселая

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье анализируется применение мультимедийных образовательных ресурсов в условиях цифровой трансформации. Исследование проводилось на основе опроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.