Научная статья на тему 'Использование социальных форм для повышения эффективности занятий (в нефилологическом направлении)'

Использование социальных форм для повышения эффективности занятий (в нефилологическом направлении) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / СТУДЕНТЫ / ДЕЙСТВИЯ / СЛОЖНЫЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УРОК / СОЦИАЛЬНЫЙ / ОТНОШЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ / ИСТОЧНИК / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ОБМЕН / GAME / STUDENTS / ACTIONS / COMPLEX / EFFICIENCY / LESSON / SOCIAL / RELATIONSHIPS / COLLECTIVE / SOURCE / SKILLS / EXCHANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураева Мастура Тожихаким Кизи, Астонова Гузалхон Рахмоналиевна

Данная статья рассматривает вопросы использования социальных форм для повышения эффективности занятий (в нефилологическом направлении). Авторы статьи считают, что для повышения эффективности занятия очень важна забота о студентах, понимание значения умелой организации их учебного труда, сотрудничество студентов. Сотрудничество со студентами возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим вопросам. В последние годы широкое распространение в высшем инженерном образовании получил метод ситуационно-ролевой, или деловой игры как вид социальной формы в обучении иностранных языков в нефилологических вузах. В период подготовки игры составитель должен заранее предусмотреть все возможные разветвления исходной ситуации, постоянно должен быть готов предоставить играющим информацию об изменениях в состоянии больного, обусловленных реальными действиями студентов. Поэтому подготовка методического обеспечения игры представляет весьма сложную и трудоемкую задачу. В период подготовки игры трудно предусмотреть все возможные действия студентов, все их запросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жураева Мастура Тожихаким Кизи, Астонова Гузалхон Рахмоналиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL FORMS TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF CLASSES (IN A NON-PHILOLOGICAL DIRECTION)

The article under discussion depicts the use of social forms to increase the effectiveness of classes (in non-philological direction). The authors of the article believe that in order to increase the effectiveness of the lesson, caring for students, understanding the importance of the skillful organization of their academic work, and student cooperation are very important. Cooperation with students is possible only with great respect for each other, when there is a free exchange of views on issues of interest. In recent years, the method of situational-role or business play as a form of social form in teaching foreign languages in non-philological universities has become widespread in a higher engineering education. During the preparation of the game, the compiler must foresee all possible branching of the initial situation in advance, must constantly be ready to provide the players with information about changes in the patient's condition, due to the actual actions of the students. Therefore, the preparation of the methodological support of the game is a very difficult and time-consuming task. During the preparation of the game, it is difficult to foresee all the possible actions of students, all their requests.

Текст научной работы на тему «Использование социальных форм для повышения эффективности занятий (в нефилологическом направлении)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ (В НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ) Жураева М.Т.1, Астонова Г.Р.2 Email: Jo'raeva674@scientifictext.ru

'Жураева Мастура Тожихаким кизи - ассистент, кафедра обучения языкам, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт;

2Астонова Гузалхон Рахмоналиевна - магистр, направление: лингвистика (немецкий язык),

факультет иностранных языков, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы использования социальных форм для повышения эффективности занятий (в нефилологическом направлении). Авторы статьи считают, что для повышения эффективности занятия очень важна забота о студентах, понимание значения умелой организации их учебного труда, сотрудничество студентов. Сотрудничество со студентами возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим вопросам. В последние годы широкое распространение в высшем инженерном образовании получил метод ситуационно-ролевой, или деловой игры как вид социальной формы в обучении иностранных языков в нефилологических вузах. В период подготовки игры составитель должен заранее предусмотреть все возможные разветвления исходной ситуации, постоянно должен быть готов предоставить играющим информацию об изменениях в состоянии больного, обусловленных реальными действиями студентов. Поэтому подготовка методического обеспечения игры представляет весьма сложную и трудоемкую задачу. В период подготовки игры трудно предусмотреть все возможные действия студентов, все их запросы.

Ключевые слова: игра, студенты, действия, сложный, эффективность, урок, социальный, отношения, коллективный, источник, умения, навыки, обмен.

THE USE OF SOCIAL FORMS TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF CLASSES (IN A NON-PHILOLOGICAL DIRECTION) Jo'raeva M.T.1, Astonova G.R.2

'Jo 'raeva Mastura Tojihakim qizi - Assistant, TEACHING LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE;

2Astonova Go 'zalkhon Rakhmonalievna - Magister, DIRECTION: LINGUISTICS (GERMAN), FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion depicts the use of social forms to increase the effectiveness of classes (in non-philological direction). The authors of the article believe that in order to increase the effectiveness of the lesson, caring for students, understanding the importance of the skillful organization of their academic work, and student cooperation are very important. Cooperation with students is possible only with great respect for each other, when there is a free exchange of views on issues of interest. In recent years, the

method of situational-role or business play as a form of social form in teaching foreign languages in non-philological universities has become widespread in a higher engineering education. During the preparation of the game, the compiler must foresee all possible branching of the initial situation in advance, must constantly be ready to provide the players with information about changes in the patient's condition, due to the actual actions of the students. Therefore, the preparation of the methodological support of the game is a very difficult and time-consuming task. During the preparation of the game, it is difficult to foresee all the possible actions of students, all their requests.

Keywords: game, students, actions, complex, efficiency, lesson, social, relationships, collective, source, skills, exchange.

УДК 372.881.1

Во всей сложной работе преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе, повышение эффективности занятия представляет собой одну из главных задач. Источниками повышения эффективности занятия являются: интерес к учению, самостоятельная работа на занятии, умелое использование средств обучения, сотрудничество студентов, преподавателя и студентов на занятии, ежедневный контроль знаний, умений, навыков, своевременный отдых на занятии, устранение формализма в подходе к новой теме [3].

Для повышения эффективности занятия очень важна забота о студентах, понимание значения умелой организации их учебного труда, сотрудничество студентов. Сотрудничество со студентами возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим вопросам. Это возможно только при демократическом стиле общения.

Форма социального обучения - это способ организации процесса взаимодействия субъекта передачи социального опыта с объектами его усвоения, отражающий внутреннюю связь различных элементов социума и обучающихся. Социальное обучение может реализовывать свои цели с помощью таких форм, как включение обучающихся в активные виды социально значимой деятельности; включение обучающихся в активные виды социально значимых отношений; участие в коллективных, массовых мероприятиях; работа в социальных электронных сетях; участие в разработке проектов социального обучения и др.

Преподавателями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных занятий:

1. Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

4. Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

В последние годы широкое распространение в высшем инженерном образовании получил метод ситуационно-ролевой, или деловой игры. Теоретическим базисом этого метода является положение о решающей роли активной, специально организованной деятельности студентов в процессе усвоения. Целесообразность использования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% материала увиденного, и 90% из того, что обучающиеся сделали сами. На кафедре (модуль терапевтическая стоматология) для улучшения

усвоения дисциплины широко используется разнообразные методы активного обучения, в том числе ролевые игры (деловые, имитационные), в которых главным является имитационная модель объекта познания [2].

Суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ситуации, моделирующей типичную для данной группы деятельность и проблемы, которые возникают в ходе этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, которые по ходу игры используют роли отдельных персонажей ситуации. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. Существуют многочисленные модификации ситуационных игр с использованием различных методик. Их выбор определяется конкретными педагогическими задачами. Моделируемая в игре ситуация должна максимально приближаться к реальной действительности [1].

Список литературы /References

1. Артюхина А.И., Марымова Е.Б., Македонова Ю.А., Фирсова И.В. Интерактивный метод обучения в медицинском вузе на примере ролевой игры // Успехи современного естествознания, 2014. № 4. С. 122-126. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33338/ (дата обращения: 29.10.2019).

2. Нишонова Д.Ж. Использование интерактивных методов на уроках немецкого языка // Вопросы науки и образования, 2019. № 4 (49). [Электронный ресурс]. Режим доступа: КиберЛенинка: httpsy/cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-na-urokah-nemetskogo-yazyka/ (дата обращения: 29.10.2019).

3. Umaraliev Z.B., To'Ychiev I.K., Akramova N.M. Problems encountered in learning English for specific purposes // Вопросы науки и образования, 2019. № 3 (47). [Электронный ресурс]. Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n7problems-encountered-in-learning-english-for-specific-purposes/ (дата обращения: 29.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.