Научная статья на тему 'Использование систем управления силами и средствами полиции в деятельности по предупреждению преступлений и в процессе обучения сотрудников полиции'

Использование систем управления силами и средствами полиции в деятельности по предупреждению преступлений и в процессе обучения сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПОЛИЦИИ / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / CONTROL SYSTEM OF FORCES AND MEANS OF POLICE / HARDWARE AND SOFTWARE COMPLEX “SAFE CITY” / CRIMINOLOGICAL SITUATION / PROFESSIONAL TRAINING / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарманов В. М.

Исследуется проблема развития и использования в практической деятельности по охране общественного порядка элементов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», поднимается вопрос о необходимости обеспечения полиции современными техническими средствами для организации и повышения эффективности повседневной деятельности по охране общественного порядка и реагированию на сообщения о происшествиях. Отмечается важность применения аналитического сегмента программного обеспечения систем управления силами и средствами полиции, приводятся примеры использования таких аналитических возможностей для совершенствования организационных основ деятельности полиции, проведения анализа криминологической обстановки на обслуживаемой территории с описанием «топографии» преступности и правонарушений. Подчеркивается важность профессиональной готовности сотрудников полиции к использованию таких систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CONTROL SYSTEMS OF FORCES AND MEANS OF POLICE IN THE ACTIVITIES FOR THE PREVENTION OF CRIME AND IN THE PROCESS OF POLICE TRAINING

The problem of the development and use of the elements of the hardware and software complex “Safe City” in the practice of public order protection is being investigated. The question of the need to provide the police with modern technical means for organizing and improving the efficiency of day-to-day activities for protecting public order and responding to reports of incidents is being raised. The importance of using the analytical software segment for control systems of forces and means of police is noted. The examples and significance of using such analytical capabilities for improving the organizational foundations of police activity, analyzing the criminological situation in the patrol zone, describing the “topography” of crime and offenses are given. The importance of the professional readiness of police officers to use such systems is underlined.

Текст научной работы на тему «Использование систем управления силами и средствами полиции в деятельности по предупреждению преступлений и в процессе обучения сотрудников полиции»

Раздел 9. Совершенствование правоохранительной практики

ГАРМАНОВ В.М., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра организации охраны общественного порядка; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

GARMANOV V.M., Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected] Chair of public order maintenance; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПОЛИЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Исследуется проблема развития и использования в практической деятельности по охране общественного порядка элементов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», поднимается вопрос о необходимости обеспечения полиции современными техническими средствами для организации и повышения эффективности повседневной деятельности по охране общественного порядка и реагированию на сообщения о происшествиях. Отмечается важность применения аналитического сегмента программного обеспечения систем управления силами и средствами полиции, приводятся примеры использования таких аналитических возможностей для совершенствования организационных основ деятельности полиции, проведения анализа криминологической обстановки на обслуживаемой территории с описанием «топографии» преступности и правонарушений. Подчеркивается важность профессиональной готовности сотрудников полиции к использованию таких систем.

Ключевые слова: система управления силами и средствами полиции; аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»; криминологическая обстановка; профессиональная подготовка; сотрудник полиции.

THE USE OF CONTROL SYSTEMS OF FORCES AND MEANS OF POLICE IN THE ACTIVITIES FOR THE PREVENTION OF CRIME AND IN THE PROCESS OF POLICE TRAINING

Annotation. The problem of the development and use of the elements of the hardware and software complex "Safe City" in the practice of public order protection is being investigated. The question of the need to provide the police with modern technical means for organizing and improving the efficiency of day-to-day activities for protecting public order and responding to reports of incidents is being raised. The importance of using the analytical software segment for control systems of forces and means of police is noted. The examples and significance of using such analytical capabilities for improving the organizational foundations of police activity, analyzing the criminological situation in the patrol zone, describing the "topography" of crime and offenses are given. The importance of the professional readiness of police officers to use such systems is underlined.

Keywords: control system of forces and means of police; hardware and software complex "Safe City"; criminological situation; professional training; police officer.

На протяжении многих лет в отечественной криминологической литературе, а также в литературе в области управления в органах внутренних дел высказываются предложения, связанные с необходимостью учета оперативной обстановки, складывающейся на обслуживаемой территории, при решении прикладных задач в области борьбы с преступностью.

В процессе обеспечения организации охраны общественного порядка значительное внимание следует уделять анализу состояния обстановки на обслуживаемой территории и условий функционирования органов внутренних дел. Оперативная обстановка, как отмечается в литературе в области управления в органах внутренних дел, является ведущей характеристикой, на которую сориентирована работа органов внутренних

дел, и представляет собой совокупность значимых факторов и условий, при которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции [1, с. 101].

Важно понимать, что принятие грамотных управленческих решений возможно лишь на основе всестороннего анализа и прогноза оперативной обстановки. При этом интерес могут представлять такие составляющие оперативной обстановки, как: 1) преступность и правонарушения; 2) условия внешней среды функционирования органов внутренних дел; 3) силы, средства и результаты работы органов внутренних дел [2, с. 5].

Таким образом, совершенствование правоохранительной деятельности и четкое формулирование целей определенных мероприятий в рассматриваемой области должны быть основаны на информации, полученной при использовании современных методов анализа оперативной обстановки на территории обслуживания, с учетом возможностей органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений и реагированию на данные происшествия на данной территории, прогнозах оперативной обстановки на территории обслуживания.

Это может быть сделано с использованием специальных информационных систем, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру*. В настоящее время значительный интерес представляет реализация Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р** (далее - Кон-

* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N З-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 дек. 2016 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://www.pravo.gov.ru

** Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 дек. 2014 г. N 2446-р / / Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 50. Ст. 7220.

цепция), в которой, в частности, сделан акцент:

- на создании единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания (в том числе дежурных служб МВД России);

- возможности регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (в том числе дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях);

- составлении комплексных и взаимоувязанных планов проведения различных работ;

- осуществлении видеонаблюдения и видеофиксации;

- позиционировании подвижных объектов;

- обеспечении возможности предоставления прямой экстренной связи посредством специальных устройств (типа «гражданин - полиция»), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах;

- мониторинге и профилактике безопасности в социальной сфере, включая профилактику предотвращения преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений;

- прикладных функциональных системах АПК «Безопасный город» в виде мониторинга и видеоанализа предупреждения и профилактики правонарушений, позиционирования и управления мобильным персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах).

По нашему мнению, актуальным в связи с этим является вопрос о стратегии развития элементов различных функциональных систем АПК «Безопасный город» (о пространственно-географическом размещении элементов систем АПК «Безопасный город», например, средств видеофиксации правонарушений, систематизации сведений относительно всех установленных средств видеофиксации различными собственниками объектов в

пределах конкретной территории определении ответственных лиц за развитие и использование таких систем, технических особенностей и функциональных параметров таких систем и др.).

Полагаем, что особую роль имеют системы управления силами и средствами, которые, согласно положениям названной Концепции, рассматриваются как «прикладные функциональные системы комплекса АПК «Безопасный город», так как они могут быть связующим звеном других элементов правоохранительной составляющей АПК «Безопасный город». Роль таких систем состоит в обеспечении оптимального управления силами и средствами. Не случайно в учебной литературе отмечается значение целесообразности как тактического принципа охраны общественного порядка. Это связывается с тем, что «целесообразность, практическая обоснованность применения тех или иных средств, тактических способов охраны общественного порядка должна быть обусловлена значением достижения возможного результата соотносительно с затратой необходимых сил, средств и времени» [3, с. 94-95].

Системы управления силами и средствами должны позволять обеспечивать эффективность деятельности по обеспечению охраны общественного порядка. С этой целью необходима непрерывная и целевая подготовка сотрудников органов внутренних дел и персонала, которые должны работать с данной системой. Здесь необходимо отметить опыт проведения занятий с личным составом УМВД России по Тюменской области на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России с использованием технических возможностей созданного в институте учебно-практического полигона «Ситуационный центр». Так, в ноябре - декабре 2016 года на базе института была проведена работа по организации обучения сотрудников УМВД России по Тюменской области по теме: «Сопровождение системы управления силами и средствами УМВД России по Тюменской области». Данная работа проводилась в связи с поступлением обращения в УМВД России по Тюменской области от АО «Геокибернетика»* (фирмы-разра-

* См.: Официальный сайт АО «Геокибернетика» (www.geobuilder.ru).

ботчика программного обеспечения для Центра управления нарядами УМВД России по г. Тюмени), которая планировала проведение обучения личного состава в рамках обслуживания данной системы управления силами и средствами. Группы обучающихся формировались с учетом задач сотрудников при работе с системой и функциональных особенностей разделов данной системы (сотрудники по работе с данными о личном составе; операторы «02»; сотрудники дежурных частей и групп управления нарядами, непосредственно реагирующие на поступившие сообщения о происшествиях; операторы систем видеонаблюдения; сотрудники, отвечающие за внесение информации о силах и средствах, задействованных в системе единой дислокации, и поддержание ее в актуальном состоянии; сотрудники по линии автохозяйства; специалисты по линии информационных технологий; сотрудники, ответственные за статистику и аналитическую работу по происшествиям).

В период обучения в институте дополнительно был проведен ряд ознакомительных занятий с учебными группами слушателей, проходящими обучение по образовательным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, на которых были показаны функциональные особенности разделов системы (в частности, расстановка сил и средств, составление маршрута патрулирования, определение границ обслуживаемой территории, примеры выставления заданий нарядам полиции по отработке информации о происшествии, примеры заполнения карточки происшествия, примеры работы нарядов полиции с «привязкой» к системе геопозиционирования на карте г. Тюмени, примеры работы системы видеонаблюдения на территории г. Тюмени и др.), были затронуты вопросы практической реализации возможностей этой системы. Отметим, что опыт такой работы позволил подготовить специальные учебные задания для использования в образовательном процессе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, достигнута договоренность об использовании элементов указанного программного обеспечения в учебном процессе института.

Особое внимание следует обратить на содержание и значение аналитического

сегмента указанной системы управления силами и средствами, что можно связать с проблематикой топографии преступности и правонарушений, а также с определением дислокации сил и средств полиции на обслуживаемой территории.

Проводимые зарубежные исследования показывают примеры использования расчетов [4, р. 94-95] (в том числе с помощью программного обеспечения) и анализа условий функционирования подразделений полиции на территории обслуживания с учетом уровня напряженности на отдельных участках города, приближенности маршрута патрулирования к таким участкам. История советской милиции также свидетельствует о примерах использования технических средств для изучения оперативной обстановки, анализа уличной преступности и результатов работы патрульно-постовой службы. Можно привести опыт деятельности УВД Минского горисполкома, в котором подготовленные с помощью ЭВМ «аналитические сведения о распределении правонарушений по районам города, часам суток, дням недели, видам правонарушений направлялись в районные отделы внутренних дел, что позволяло их руководителям принимать своевременные и оптимальные решения по расстановке и использованию сил и средств» [5, с. 236].

В отдельных отечественных исследованиях [6, с. 29-30] и ряде зарубежных работ затрагивается и вопрос о возможностях так называемой «предиктивной аналитики» в деятельности полиции (predictive policing). Хотя вопрос об эффективности прогноза совершения правонарушений определенного вида на определенной территории, его практической значимости и целесообразности является предметом самостоятельного исследования, выходящего за рамки настоящей статьи, заметим, что прогностические оценки на основе анализа большого массива рассматриваемой информации вполне возможны. Об этом свидетельствуют, в частности, отечественные исследования в области использования математических моделей для совершенствования управления силами и средствами полиции. Так, Д.Н. Никитин, подчеркивая эти возможности, предлагает «использовать методический подход совершенствования управления оператив-

но-дежурными силами, основанный на применении математического аппарата теории поиска» [7, с. 215]. Автор отмечает, что использование возможностей прикладной математики «...при решении задачи оптимального распределения ресурсов полиции в интересах максимизации результатов работы по борьбе с преступностью, как и при решении любой другой задачи из класса оптимизационных, позволяет лицу, принимающему решение, получить оптимальное решение... в пределах которого можно сделать окончательный выбор... В данном случае, - подчеркивает автор, - речь идет о принятии руководителем органа внутренних дел решения о такой расстановке сил и средств на территории обслуживания, чтобы результаты несения службы по обеспечению охраны общественного порядка и предупреждению преступности были наилучшими» [7, с. 216].

Прикладная функция систем управления силами и средствами должна находить свое развитие и применение в практической деятельности полиции. Мы можем сказать, что большое практическое значение имеют такие функциональные возможности систем управления силами и средствами, которые позволяют картографически отображать наиболее проблемные участки на территории обслуживания по различным видам происшествий. Последующая интерпретация такой информации, в том числе с привлечением представителей научно-педагогического состава образовательных организаций системы МВД России, должна быть основана на использовании этих данных в проведении экспресс-исследований состояния криминологической и оперативной обстановки на обслуживаемой территории для практического содействия сотрудникам территориальных органов МВД России в проведении изучения и анализа картографических данных о происшествиях и формулировании научно обоснованных рекомендаций, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений с учетом особенностей их концентрации на территории обслуживания.

Так, на рисунке 1 представлен пример выборки из аналитического сегмента программного обеспечения системы управления силами и средствами по виду происшествия «Распитие спиртных напитков в

общественном месте» за период времени N в г. Тюмени (здесь и далее использованы примеры выборки, которую позволяет сделать программное обеспечение системы управления силами и средствами АО «Геокибернетика»).

Изучение особенностей концентрации данного вида правонарушения не только в разрезе маршрута патрулирования, но и в масштабах района города или города в целом может показать особенности указанных мест совершения административных правонарушений (например, в районе определенного дома, на первом этаже которого размещены магазины, реализующие алкоголь, пивные бары, в районе круглосуточных или летних кафе, в районе расположения детской площадки в парке, где в течение дня собираются компании людей, употребляющих спиртные напитки, в стихийно возникающих в

летний период, но сконцентрированных по определенным признакам местах распития спиртных напитков, и т.п.).

Также это может быть основой для принятия организационно-управленческих решений по управлению силами и средствами нарядов полиции, усилению работы нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений с учетом особенностей этих мест совершения правонарушений, что нормативно закреплено, например, в различных положениях Устава патрульно-постовой службы полиции*. При этом согласимся с мнением Д.Н. Никитина о том, что принятие решения о расстановке сил и средств полиции «не является прерогативой используемых математических методов и относится к компетенции специалистов (лица, принимающего решение), имеющих право окончательного выбора» [7, с. 216].

Рис. 1. Пример выборки из аналитического сегмента программного обеспечения системы управления силами и средствами по виду происшествия «Распитие спиртных напитков в общественном месте» за период времени N в г. Тюмени

* Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции»): приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. N 80: ред. от 12 февр. 2015 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

Конечно же, мы должны понимать, что имеется ряд правонарушений или сообщений о происшествиях, временное и пространственное распределение которых может носить случайный характер. Однако при выявлении закономерностей совершения таких правонарушений и объективных условий, способствующих их концентрации на городской территории, имеющаяся информация должна служить основой для проведения профилактической работы полиции, а также других субъектов профилактики правонарушений в целях реализации положений Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»*.

В связи с этим представляет интерес исследование С.А. Капитонова, который, приводя в качестве примера исследования зарубежных криминологов о влиянии полицейского присутствия на снижение антиобщественного поведения, подчеркивает, что «системные качества правопорядка тем отчетливее выявляются, чем более однородные ситуации будут обобщаться для их выделения» [8, с. 44].

Приведенный пример по виду происшествия «Распитие спиртных напитков в общественном месте» (а также примеры по другим правонарушениям) можно связать со следующими направлениями работы:

1) с задачами выявления причин и условий совершения таких правонарушений;

2) совершенствованием законодательной базы и правоприменительной практики относительно нормативных основ, позволяющих обязывать владельцев таких торговых точек обеспечивать предупреждение данных правонарушений своими средствами (обязательность информационного предупреждения аудиовизуальными средствами о недопустимости распития спиртных напитков в общественных местах вблизи данной торговой точки, установки средств видеофиксации на прилегающей территории и т.п.);

3) совершенствованием механизма взаимодействия полиции с товарищества-

* Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: фе-дер. закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3851.

ми собственников жилья, управляющими компаниями, представителями муниципалитета и гражданами, проживающими на определенной территории, в части работы по устранению условий для совершения данных административных правонарушений (благоустройство территории, установка средств видеофиксации и т.п.);

4) созданием архитектурно-закрытой или полузакрытой территории в районе проживания граждан, исключающей или ограничивающей доступ посторонних лиц во двор или на прилегающую территорию;

5) определением подходов к приоритетности и тактике установки средств видеофиксации в системе АПК «Безопасный город» с учетом характеристики (допускаем, что и с учетом специальной классификации, разрабатываемой при ведущей роли полиции субъектами профилактики правонарушений, в масштабах всего населенного пункта) топографических особенностей этой части района, улицы, архитектурного решения дома и т.п.

Данная работа должна быть связана с полицейским предупреждением правонарушений, основанным на взаимодействии с другими субъектами профилактики правонарушений. Немецкий опыт в данном направлении показывает, что, несмотря на значительное количество проблем и критических оценок эффективности в области так называемой «коммунальной профилактики преступлений» [9, с. 48-51], эти идеи весьма интересны и, как отмечает О.А. Ляпина, «межведомственный подход, выступление многих институтов и групп в качестве инициаторов и ответственных исполнителей, а также совмещение их деятельности - все это имеет решающее значение и является характерным для органов коммунального предупреждения преступности» [9, с. 51]. Тем более, что в нашей стране имелся значительный опыт организации в 70-80-е гг. прошлого века системы социального контроля за преступностью, разработки теоретических вопросов системы социального планирования предупреждения преступлений и правонарушений, в которой участвовали различные субъекты профилактики.

На рисунке 2 показан пример выборки из аналитического сегмента программного обеспечения системы управления силами и средствами по виду происшествия

«Дорожно-транспортное происшествие» за период времени N в г. Тюмени. В определенных частях уличной сети города и сегментах улиц видны очаги аварийности, что может быть связано с напряженностью (плотностью) дорожного движения и другими объективными параметрами, влияющими на состояние аварийности. Следовательно, такой анализ должен проводиться для принятия организационно-управленческих решений по обеспечению

безопасности дорожного движения. Для исследователей сегодня представляют интерес и данные о состоянии аварийности на автомобильных дорогах, в частности, на участках федеральных автодорог общего пользования, проходящих через территории городов и населенных пунктов, выявленные случаи недостатков транспор-тно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на местах дорожно-транспортных происшествий и другие данные.

Рис. 2. Пример выборки из аналитического сегмента программного обеспечения системы управления силами и средствами по виду происшествия «Дорожно-транспортное происшествие» за период времени N в г. Тюмени

Выше мы уже указали на положение Концепции, в котором был сделан акцент на составлении комплексных и взаимоувязанных планов проведения различных работ. Полагаем, что совмещение данных об аварийности на участках улично-до-рожной сети с информацией о планируемом муниципальными органами ремонте, реконструкции таких участков дорог может позволить определить приоритетность такой работы, использоваться как элемент стратегического планирования развития транспортной сети в населенном пункте, что соответствует рассматриваемой Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», нацеленной на обеспечение общественной безопасности и общественного порядка в самом широком смысле этого слова.

По нашему мнению, имеющиеся статистические данные о состоянии и динамике преступности на обслуживаемой территории г. Тюмени не позволяют в полной мере судить об особенностях территориального распределения преступности. Картографическое решение может быть подготовлено в разрезе территории обслуживания отделов полиции УМВД России по г. Тюмени, тогда как для решения значительного количества прикладных задач в области предупреждения преступлений целесообразно использовать специальное программное обеспечение, позволяющее фиксировать и отображать на карте города происшествия с привязкой к конкретным топографическим особенностям населенного пункта. Элементы современных геоинформационных систем вполне позволяют это сделать.

В некоторых исследованиях зарубежных авторов [10, с. 250-262, 288-298] подчеркивается зависимость между коэффициентом делинквентного поведения и характеристикой жилищного положения в районе. Огромный интерес представляют работы немецких криминологов, в которых рассматривается топография преступности, территориальное распределение преступности и влияние архитектурных решений и городской застройки на преступность и правонарушения. В частности, значительное внимание уделено вопросу о так называемой «экологии» преступности, топографии преступности [11, с. 202-203], виктимогенным зданиям, частям зданий, паркам, скверам и улицам [11, с. 217-232; 12]. В качестве соответствующей гипотезы исследования можно предположить, что социально-демографические особенности района проживания населения связаны с особенностями динамики и состояния преступности и правонарушений на данной территории.

Так, на рисунке 3 приведен пример выборки из аналитического сегмента программного обеспечения системы управления силами и средствами по виду происшествия «Убийство» за период времени N в г. Тюмени. Здесь представлены очаги делинквентности, которые аналитический сегмент данной программы выстраивает автоматически в зависимости от характера поступившей информации о происшествии (характер сообщения учитывается при его регистрации во время приема сообщения).

Действительно, элемент случайности в подобном пространственном распределении преступности может иметь место. Вместе с тем ряд криминологов отмечает роль объективных факторов, играющих существенную роль в механизме совершения преступления. Ю.М. Антонян, например, подчеркивает, что «...влияние ситуации на совершение преступлений имеет относительно устойчивые типические черты в зависимости от вида преступления» и, в частности, отмечает роль конкретной жизненной ситуации в совершении отдельных видов преступлений (в том числе насильственных преступлений против личности) [13, с. 28, 29 и далее].

Изложенное выше подтверждает выводы о том, что деятельность полиции по

предупреждению преступлений должна быть связана с учетом объективных факторов, которые можно выявить, выделив закономерности развития таких ситуаций, в том числе на основе изучения массива практических материалов по данным происшествиям, выделения соответствующих условий (например, большого количества лиц, находящихся на профилактическом учете органов внутренних дел и проживающих на данной территории, особенностей места проживания и социально-демографической характеристики лиц, проживающих в этом районе, например, в общежитиях, пансионатах и др., наличия фактов предшествующего преступлениям противоправного или антиобщественного поведения, в том числе фактов совершения конкретными лицами преступлений «двойной превенции», выявлением нарушений административных ограничений, налагаемых для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»*).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» подчеркивается, что «выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. С учетом образа

* Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 6 апр. 2011 г. N 64-ФЗ: ред. от 28 дек. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 15. Ст. 2037; Рос. газ. 2013. 30 дек.

жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.

Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков»*.

Рис. 3. Пример выборки из аналитического сегмента программного обеспечения системы управления силами и средствами по виду происшествия «Убийство» за период времени N в г. Тюмени

По этой причине актуальным является высказанное А.А. Герцензоном в 60-х годах прошлого века мнение о том, что одно из направлений «в изучении преступности, ее причин и разработке профилактических мер - это изучение преступлений и других общественно опасных явлений и разработка мер борьбы с ними на отдельном объекте». К таким объектам автор относил, в частности, «жилищный микрорайон» [14, с. 111].

Дополнительно укажем на то, что фактическая информация, фиксируемая в аналитическом сегменте систем управления силами и средствами полиции, может быть связана с оценкой уровня сложности условий функционирования подразделений участковых уполномоченных полиции на обслуживаемой территории, использоваться при оценке эффективности деятельности по профилактике преступлений и административных правонарушений на данной терри-

тории. Например, и сегодня сохраняется актуальность исследования вопроса об организации деятельности участковых уполномоченных полиции с учетом особенностей территории обслуживания и условий работы, в том числе с учетом классификации участков по важнейшему критерию - сложности обслуживания, выделения моделей участков в целях решения прикладных организационных задач, планирования работы таких сотрудников и т.д., интересные исследования указанного вопроса проводились ранее [15].

* О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 // Рос. газ. 2017. 24 мая.

Изложенное выше позволяет нам сделать следующие выводы.

Во-первых, развитие и поддержание подобных систем в рабочем состоянии и эффективность их использования должны касаться не только технических аспектов их функционирования. Работа систем управления силами и средствами должна быть напрямую связана с постоянной готовностью личного состава, и прежде всего руководящего состава органов внутренних дел, к поддержанию элементов данных систем в актуальном состоянии. Эта важная задача должна обеспечиваться путем совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников полиции с целью формирования профессионально значимых качеств по использованию таких систем управления силами и средствами.

Формирование таких качеств должно быть основано на разъяснении практического значения для полицейской деятельности системы АПК «Безопасный город», и в первую очередь значения для деятельности полиции по обеспечению правопорядка в общественных местах, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений. Понимание возможностей этой системы связано с вопросами ее развития, модернизации, с учетом разработчиками практически значимых аспектов ее функционирования.

Во-вторых, использование возможностей систем управления силами и средствами полиции в деятельности по охране общественного порядка и в процессе обучения сотрудников полиции состоит в значительном потенциале таких систем в части научно-практического и методического обеспечения правоохранительной деятельности и образовательного процесса при подготовке сотрудников полиции.

Это связано с возможностью выделения и использования эмпирического материала, содержащегося в данных системах, прежде всего для решения прикладных вопросов предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений, а также для создания специальных практических заданий для об-

учающихся, адаптированных для целей образовательного процесса результатов исследований криминологической обстановки на микроуровне.

В-третьих, необходимы исследования в области виктимологической профилактики с использованием фактической информации, содержащейся в аналитическом сегменте рассматриваемой системы, а также изучение топографии преступности на основе значительного объема фактических данных, получение и обработка которых иными способами затруднена.

В-четвертых, перспективным и весьма своевременным направлением работы является исследование проблематики теоретических и практических проблем управления в органах внутренних дел, которые можно выявлять в процессе изучения условий функционирования территориальных органов МВД России, оценки результативности и быстроты реагирования на сообщения о происшествиях. Указанная работа должна быть связана с задачами реализации положений ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» относительно такого направления деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также положений ч. 2 ст. 1 данного закона о том, что «полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств».

В-пятых, требуется теоретическая проработка вопроса об организационно-функциональных характеристиках таких систем, их содержательных особенностях, что позволит сконцентрироваться на тех параметрах, которые должны обеспечить оптимальное решение прикладных задач.

Мы считаем, что дальнейшее развитие таких систем управления силами и средствами полиции, изучение проблематики топографии преступности и правонарушений на обслуживаемой территории позволит повысить эффективность деятельности полиции по предупреждению правонарушений и преступлений и реагированию на данные происшествия.

Список литературы

1. Капитонов С.А. Основы управления внутренними делами. М., 2001. 176 с.

2. Горяинов К.К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). М., 1991. 98 с.

3. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. 463 с.

4. Phillip S. Mitchell, Optimal Selection of Police Patrol Beats, 63 J. Crim. L. Criminology and Police Science. 577 (1972).

5. Советская милиция: история и современность (1917-1987). М.: Юрид. лит, 1987. 336 с.

6. Умная полиция в умном городе / В.П. Куприяновский, С.А. Буланча, Д.Е. Намиот, С.А. Синягов // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4. No. 3. Pp. 21-31.

7. Никитин Д.Н. О применении математических моделей для совершенствования организации работы подразделений полиции по предупреждению преступности в условиях города // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: материалы XXI Всероссийской науч.-практ. конф. (3031 мая 2012 г.). М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 215-217.

8. Капитонов С.А. Ведущая функция милиции. М., 2002. 160 с.

9. Ляпина О.А. Уголовная превенция в Германии (обзор 19 Немецкого дня превенции, 12-13 мая 2014 г., Karlsruhe). Ч. 2 // Мониторинг правоприменения. 2015. N 1 (14). С. 46-53.

10. Социология преступности (современные буржуазные теории): сб. ст. / пер. с англ. А.С. Никифорова и А.М. Яковлева; под ред. Б.С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. 368 с.

11. Шнайдер Г.Й. Криминология. М.: Прогресс, 1993. 504 с.

12. Klaus Rolinski. Wohnhausarchitektur und Kriminalität (Unter Mitarbeit von Wilfried Ahlborn, Rudolf Heger, Peter Höhmann und Marianne Schwabe-Höllein).Wiesbaden: Gesamtherstellung Carl Ritter-GmbH and Co KG, 1980. S. 319.

13. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М.: Академия МВД СССР, 1973. 72 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М.: Юрид. лит., 1965. 228 с.

15. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции с учетом особенностей территории обслуживания и условий работы: учеб. пособие / Л.В. Кондратюк, А.В. Мозжухин, В.П. Любомудров, В.П. Та-найлов. М.: ВНИИ МВД России, 1991. 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.