Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синергетическая парадигма / школьное образование / интегративный подход / исторические процессы / междисциплинарный подход / самоорганизация / нелинейность / система / synergetic paradigm / school education / integrative approach / historical processes / interdisciplinary approach / self-organization / nonlinearity / system

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бехтер М. Р.

В статье исследуется применение синергетической парадигмы в контексте уроков истории в школе. Подчеркивается, что синергетика как междисциплинарная область знания может значительно обогатить методику преподавания, способствуя формированию у школьников наиболее полной исторической картины мира. В работе рассматриваются ключевые понятия синергетики, такие как точки бифуркации, флуктуации, аттрактор, и описывается возможность их использования для изучения тем по истории в рамках школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SYNERGETIC PARADIGM IN TEACHING HISTORY AT SCHOOL

The article examines the application of the synergetic paradigm in the context of history lessons at school. It is emphasized that synergetics as an interdisciplinary field of knowledge can significantly enrich the teaching methodology, contributing to the formation of the most complete historical picture of the world among schoolchildren. The paper examines key concepts of synergetics, such as bifurcation points, fluctuations, and attractors, and describes the possibility of using them to study history topics within the school.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»

УДК 37.930

Бехтер М.Р.

Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Аннотация: в статье исследуется применение синергетической парадигмы в контексте уроков истории в школе. Подчеркивается, что синергетика как междисциплинарная область знания может значительно обогатить методику преподавания, способствуя формированию у школьников наиболее полной исторической картины мира. В работе рассматриваются ключевые понятия синергетики, такие как точки бифуркации, флуктуации, аттрактор, и описывается возможность их использования для изучения тем по истории в рамках школы.

Ключевые слова: синергетическая парадигма, школьное образование, интегративный подход, исторические процессы, междисциплинарный подход, самоорганизация, нелинейность, система.

В современном школьном образовании существует ряд проблем, решение которым стараются найти уже на протяжении нескольких лет. Одной из таких проблем является выведение исторического школьного образования на новый качественный уровень. Как показывает практика, простое натаскивание и зазубривание исторически фактов не дают положительных результатов, а скорее наоборот. У обучающихся не формируется представление об исторической картине мира, а история представляется нескончаемым набором дат и терминов. Решение этой проблемы может крыться в обращении к новым, перспективным направлениям в исторической науке, одним из которых на сегодняшний день является синергетика.

Конец XX и начало XXI веков охарактеризовались некоторым подведением итогов поиска новых смыслов бытия и познания, начавшихся с

середины XX века. Рациональность вообще, и научная рациональность, в частности, несмотря на все кризисы, остается тем ориентиром, который определяет развитие философии науки. Современная научная рациональность формируется на фоне значительного расширения границ научности в условиях формирования междисциплинарного знания, трансформации техногенной и информационной цивилизации. С другой стороны, парадигма целостности науки, согласно которой все части мироздания (природа, общество, человек) составляют единый предметно-проблемный пласт, требовала нового осмысления методологических ориентиров науки. Эти требования были осмыслены в виде «нового диалога человека с природой», следствием которого стало появление такого научного направления (одновременно метода), как синергетика (от лат. «smergeia» - кооперация, сотрудничество, содружество) [1]. Еë начало было положено уже ставшей на Западе классической работой немецкого учëного Германа Хакена «Синергетика». Г. Хакен видел в синергетике универсальный формальный язык, позволяющий описывать разнообразные процессы самоорганизации различных нелинейных систем. Другой подход к явлению самоорганизации осуществлялся в Брюссельской школе Ильи Романовича Пригожина. Основной задачей синергетики стало познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации природных, социальных, технических и иных систем. Большинство систем по своей природе не устойчивы и это означает, что под воздействие определённых факторов, система может изменить своё состояние. Это изменение Пригожин назвал «возникновением порядка из хаоса», что в последствии послужило принципом создания синергетики [2]. Таким образом, объектом синергетики являются нелинейные системы, их появление, существование и дальнейшая трансформация. Человечество всегда пугало понятие «хаос», представляющееся деструктивным началом мира и ведущим в никуда. Но что, если мы посмотрим на хаос, как на часть эволюционного пути. В этом ключе И.Р. Пригожин акцентировал внимание на возможности в рамках синергетики посмотреть, как организуется порядок из хаоса.

Неустойчивый характер социально-политических процессов ХХ в. в России и в мировой системе в целом, непредсказуемость радикальных перемен, охватывающих страны и крупные регионы мира, возрастающая степень альтернативности их развития побудили историков, политологов, социологов, демографов, экономистов обратиться к междисциплинарному подходу [3]. В основе синергетики, как исторического направления, лежит изучение общественного развития, представленного не в виде устойчивых общественных институтов, а в виде серии неравновесных систем. Осознание того, что социальная реальность является нелинейной и сложной системой. Наше общество, не имеет значения какой временной промежуток мы будем рассматривать, не является стабильной, равновесной системой. Наш мир - мир открытых нелинейных систем. Каждый день происходят события, которые мы не можем предугадать. Как правило подобного рода события мы именуем случайностями, то, что мы оставляем как правило без внимания, однако, поскольку мы уже сказали, что наш мир - довольно таки неустойчивая система, необходимо признать, что случайность и неопределённость коренятся в самой природе вещей. И не является ли ошибкой то, что мы, закрывая глаза на случайности, упускаем возможность понять для себя что-то большее. Случайность, или ответвление от привычного течения жизни - имеет место на существование, более того, как показывает история, именно они определяют вектор дальнейшего развития, а значит их изучение позволит выявить фундаментальные, более глубокие знания.

Как и любая научная дисциплина, синергетика содержит собственный понятийно-категорийный аппарат. Ключевыми понятиями синергетики, составляющими её основу, являются понятия «бифуркации», «флуктуации» и «аттрактора». Бифуркация (дословно с латинского языка «ЫШгсш» - двузубый, раздвоенный) - это точка ветвления, раздвоения системы. Точке бифуркации соответствует критическое значение процесса самоорганизации, когда траектория развития системы начинает отклоняться от того пути, по которому шла до сих пор. Вблизи точки бифуркации система решает, куда она пойдет

дальше в своем развитии. Термин «флуктуация» (от латинского «fluctuatio» -колебание) является одним из наиболее используемых не только синергетикой, но и другими научными направлениями современного типа рациональности. И это не случайно. Для входа в новое состояние система сначала должна потерять устойчивость. Только после этого начинается подготовка к переходу в новый порядок посредством случайных колебаний, флуктуаций. «Аттрактором» называется множество точек фазового пространства динамической системы, к которому притягивается траектория динамической системы с течением времени. Другими словами, под этим понятием можно подразумевать некую «цель», определённый итог системы (как этапа эволюции). Аттрактор - стабильное состояние системы в рамках определённого времени [4].

Возвращаясь к возможностям использования синергетики в рамках школьного образования отметим, что в истории, как правило, дальнейших ход определяли именно события, которые можно было бы отнести к категории «случайности», неожиданности. И именно в них, в точке бифуркации, мы можем проследить направление дальнейшего пути развития общества, которое было сделано, а также выявить другие существовавшие варианты. Так, например, обратимся к народным восстаниям, сотрясавшим Русское государство с определённой периодичностью ни одно столетие. Любое восстание было ситуацией кризиса, то, что выпадало из нормально течения жизни общества, то есть являлось флуктуацией. И в эти кризисные моменты общество всегда оказывалось перед ситуацией выбора. Однако, как мы знаем, в итоге все восстания терпели поражения, и система приходила в своё стабильное состояние. Отметим, что если флуктуация недостаточно велика, то система вернётся к прежней равновесной структуре, скатиться на тот же самый аттрактор [5]. При этом восстания были показателями наличия проблем в обществе, другой вопрос что власти не отреагировали должным образом. Однако, события начала XX в. произойдут вследствие этих же проблем. Таким образом, подтвердим, что каждая случайность имеет свою конструктивную роль. Важно отметить, что как утверждал А. А. Богданов, организация и дезорганизация связаны и

взаимопроникают друг в друга. Развитие происходит путём расхождения, поскольку части целого обладают отдельностью. Возрастание различий ведёт к ещё более устойчивым структурам. То есть, необходимо расхождение для построения гармоничного целого [6]. Другими словами, без флуктуаций, невозможен порядок. Пройдя через череду революций, переворотов и мятежей общество может прийти к состоянию стабильности, то есть к состоянию «порядка из хаоса».

Таким образом, задача учителя в школе научить ребят, с помощью исторических примеров, анализировать ситуации, которые в определённый период представляли собой эти самые неустойчивые системы, но при этом оказали огромное значение и определили дальнейший вектор развития человеческой истории. А также сформировать умение видеть множественность вариантов развития того или иного события. Именно синергетика даёт нам тот самый необходимый понятийно-категорийный аппарат для подобного рода анализа. Правда возникает вопрос, как донести до школьника смысл «труднопроизносимых слов». Раскрывать их с научной точки зрения не представляется в данной ситуации целесообразным, однако, для того что бы осуществить анализ неустойчивой системы с ребятами школьного возраста, достаточно определить синергетические идеи в виде наглядных образов, что позволит сделать язык синергетики более доступным для сознания ребёнка, но главное, позволит сформировать навык анализа неустойчивой системы.

Так, например, понятие «аттракторы» можно объяснить через понятие «цели», то, к чему человек стремиться, к чему в конечном итоге должен прийти. Или же, если мы говорим об «аттракторе» как о состоянии временного спокойствия, можно соотнести с понятием «сна», временем, когда человек находится в состоянии покоя, которым, собственно, и оканчивается каждый наш день. Понятию «флуктуация» можно придать образ волны на пляже, которая размывает построенный песочный замок, однако, на месте разрушенного замка может возникнуть новый, но, если бы не волна, новый замок был бы невозможен. Фактически, уже в сказаниях и мифах содержатся представления о бифуркации.

Самый яркий пример - богатырь, стоящий на перепутье перед камнем-указателем. Важно отметить, что от выбора пути определит дальнейшую судьбу. Данный мотив, пожалуй, и является наглядно-образным представлением бифуркации. Ещё одно наглядно-образное объяснение бифуркации кроется в образе, присутствующем в мифах практических всех народов Востока и Запада - образ мирового древа. Для ребят по старше можно начать с фразы: «давайте поразмыслим о былом, наверняка каждый вспомнит, что в решающих жизненных ситуациях перед ним открывалось несколько дорог». Вопрос в другом, а в какой момент происходит этот самый выбор, что на него может повлиять?

Подводя итог, отметим, что современный мир представляет собой весьма быстро развивающуюся и часто меняющуюся систему. В большом потоке информации людям всё сложнее уследить за теми изменениями, которые действительно имеют значимость. Именно поэтому перед обществом стоит задача воспитать подрастающее поколение не только вооружив его передовыми технологиями, но и сформировать у него умение мыслить и анализировать происходящее вокруг. У такого школьного предмета как история есть все необходимые для этого инструменты. Однако, в последнее время школьное историческое образование испытывает ряд трудностей. Помочь в разрешении накопившихся проблем может применение на базе школы актуальных направлений в исторической науке, одним из которых является синергетика. Ставя своей целью изучение динамических систем, из коих и состоит наше общество, синергетика может помочь педагогу раскрыть всю значимость междисциплинарного изучения, требующего от обучающегося познавать окружающий мир посредством многофакторного анализа с возможностью видеть множественность путей развития нашего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Синергетика и новые тенденции динамики современной науки // Казакова Н.Т. Философия науки. Электронный учебно-методический комплекс URL: http://w.kgau.ru/distance/o_01/philosophy-sciense/01_07_02.html;

2. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Ю. А. Данилова, И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: УРСС, 2003, - 310 с;

3. Бородкин Л.И. Вызовы нестабильности: концепции синергетики в изучении исторического развития России // Уральский исторический вестник. - 2019. - №2. - С. 127-136;

4. Князева Е. Н., Курдюмов С.П. Основание синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е. Н. Князева, С.П. Курдюмов - Спб.: Алетейя, 2002. - 414 с;

5. Ипполитов Г. М. К вопросу о синергетическом подходе в исторических и историографических исследованиях // Методология, историография, источниковедение № 3 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sinergeticheskom-podhode-v-istoricheskih-i-istoriograflcheskih-issledovaniyah;

6. Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований // Исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова [сайт]. URL: https://w.hist.msu.ru/Labs/HisLab/html/chaos.htm

Bekhter M.R.

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

USING SYNERGETIC PARADIGM IN TEACHING HISTORY AT SCHOOL

Abstract: the article examines the application of the synergetic paradigm in the context of history lessons at school. It is emphasized that synergetics as an interdisciplinary field of knowledge can significantly enrich the teaching methodology, contributing to the formation of the most complete historical picture of the world among schoolchildren. The paper examines key concepts of synergetics, such as bifurcation points, fluctuations, and attractors, and describes the possibility of using them to study history topics within the school.

Keywords: synergetic paradigm, school education, integrative approach, historical processes, interdisciplinary approach, self-organization, nonlinearity, system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.