Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
синергетическая парадигма / школьное образование / интегративный подход / исторические процессы / междисциплинарный подход / самоорганизация / нелинейность / система / synergetic paradigm / school education / integrative approach / historical processes / interdisciplinary approach / self-organization / nonlinearity / system

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михель Я.Д.

В статье исследуется применение синергетической парадигмы в процессе обучения истории в школьном образовательном контексте. Подчеркивается, что синергетика как междисциплинарная область знания может значительно обогатить методику преподавания, способствуя формированию интегративного подхода к восприятию исторических процессов. В работе рассматриваются ключевые принципы синергетики, такие как нелинейность, самоорганизация и сложность, и их влияние на развитие критического мышления и творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SYNERGETIC PARADIGM IN TEACHING HISTORYAT SCHOOL

The article examines the application of the synergetic paradigm in the process of teaching history in a school educational context. It is emphasized that synergetics as an interdisciplinary field of knowledge can significantly enrich the teaching methodology, contributing to the formation of an integrative approach to the perception of historical processes. The paper examines the key principles of synergetics, such as non-linearity, self-organization and complexity, and their impact on the development of critical thinking and creative abilities of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»

УДК 37

Михель Я.Д.

Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Аннотация: в статье исследуется применение синергетической парадигмы в процессе обучения истории в школьном образовательном контексте. Подчеркивается, что синергетика как междисциплинарная область знания может значительно обогатить методику преподавания, способствуя формированию интегративного подхода к восприятию исторических процессов. В работе рассматриваются ключевые принципы синергетики, такие как нелинейность, самоорганизация и сложность, и их влияние на развитие критического мышления и творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: синергетическая парадигма, школьное образование, интегративный подход, исторические процессы, междисциплинарный подход, самоорганизация, нелинейность, система.

История — это многослойная и сложная наука, в которой значительное внимание уделяется поиску закономерностей и повторяющихся явлений. В последние десятилетия всё большее распространение получает синергетическая парадигма, которая рассматривает развитие исторических процессов через призму нелинейности, самоорганизации и цикличности. Применение этой парадигмы в преподавании истории в школе способствует более глубокому пониманию учениками закономерностей исторического развития, а также осознанию циклов и ритмов истории.

Данная работа посвящена анализу возможностей использования синергетической парадигмы в образовательном процессе, в частности в преподавании истории в школе. Особое внимание уделяется различным

историческим циклам, таким как Емельяновские, Кондратьевские и двенадцатилетние циклы, а также их значению для понимания исторических процессов.

Синергетическая парадигма как методологическая основа.

Синергетика как научная дисциплина возникла в середине XX века и рассматривает сложные системы, способные к самоорганизации. Исторические процессы можно рассматривать как такие системы, в которых различные элементы — политические, социальные, экономические и культурные — взаимодействуют, создавая динамическую и непредсказуемую картину развития [1].

Применение синергетической парадигмы к изучению истории позволяет взглянуть на исторические события не как на случайные или линейные процессы, а как на циклические и системные явления, подчинённые определённым ритмам и фазам развития. Этот подход особенно полезен в образовании, так как он помогает ученикам осознать не только факты, но и понять глубинные закономерности развития общества [2].

Ниже приведены конкретные примеры из истории России, которые могут быть полезны для иллюстрации синергетических процессов на уроках.

1.Смутное время и приход к власти Романовых (1598-1613).

Смутное время в истории России — это один из наиболее ярких примеров кризиса и самоорганизации в рамках синергетической парадигмы. После смерти царя Фёдора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей, началась эпоха политической нестабильности, интриг и народных восстаний. Этот период характеризуется отсутствием центральной власти и фактическим распадом государства.

Синергетика помогает объяснить, что этот кризис был результатом накопления внутренних противоречий: экономические трудности, внешние угрозы и слабость правящей элиты привели к разрушению существующей системы. Однако самоорганизация на уровне общества, возникновение народных ополчений и восстановление порядка позволили России выйти из

этого кризиса. Приход к власти Михаила Романова можно рассматривать как начало нового цикла стабилизации и развития.

2. Великая Отечественная война и восстановление СССР (1941-1953).

Великая Отечественная война — ещё один пример масштабного кризиса,

который потряс СССР, и последующего восстановления страны. В начале войны Советский Союз оказался на грани краха, но благодаря мобилизации всех ресурсов и самоорганизации общества удалось одержать победу. После войны начался процесс восстановления разрушенной экономики и промышленности, который завершился к началу 1950-х годов.

Синергетика помогает объяснить, как в условиях хаоса и разрушения может возникнуть новая структура и самоорганизующаяся система. Восстановление СССР после войны свидетельствует о том, что кризисы являются необходимым элементом в циклическом развитии общества.

3. Перестройка и распад СССР (1985-1991).

Перестройка — это один из ключевых примеров в истории России, когда внутренняя эволюция и попытка реформирования системы привели к её распаду. Начатые Михаилом Горбачёвым реформы были направлены на модернизацию экономики и политической системы, но в итоге запустили процессы, которые привели к дезинтеграции Советского Союза.

Через синергетическую призму можно увидеть, как попытки реформирования сложной системы могут привести к её нестабильности. СССР находился в состоянии сильного внутреннего напряжения, и любые изменения в экономике и политике могли привести к усилению хаоса. В конечном итоге реформа инициировала процесс самоорганизации новых систем и государств на месте бывшего СССР.

4.Экономические реформы 1990-х годов и стабилизация в 2000-е.

Период реформ в России после распада СССР — это классический пример использования синергетического подхода для понимания исторических изменений. Экономические реформы, начатые в 1990-е годы, привели к глубокому экономическому кризису, обнищанию населения и дестабилизации

политической системы. Этот период характеризуется хаосом и распадом прежней системы хозяйствования.

Однако к началу 2000-х годов начался процесс стабилизации, когда рыночная экономика стала основой новой структуры общества. Произошла самоорганизация на новых принципах, что привело к экономическому росту и укреплению политической системы.

5. Индустриализация и коллективизация в 1930-е годы.

Этот период в истории СССР характеризуется быстрыми темпами индустриализации и резкими изменениями в сельском хозяйстве через коллективизацию. Государство инициировало масштабные проекты для модернизации страны, однако эти процессы сопровождались кризисами и массовыми репрессиями.

Синергетика показывает, что такие масштабные трансформации являются примером искусственной самоорганизации системы, когда государство активно вмешивается в экономику и социальную жизнь для достижения целей. Однако такие процессы часто сопровождаются нестабильностью, когда общество не успевает адаптироваться к быстрым изменениям.

Исторические события России наглядно демонстрируют работу синергетических процессов, цикличность развития и самоорганизацию в условиях кризиса. Применение этих концепций в школьном образовании позволяет глубже понять закономерности исторического развития и увидеть в хаосе начало новых структур и процессов.

Рассматривая синергетическую парадигму, хочется более подробно остановиться на циклах и ритмах истории.

Теория исторических циклов опирается на предположение, что человеческая цивилизация развивается по определённым закономерностям, которые повторяются через определённые временные промежутки. Эти циклы можно выявить, изучая как политические, так и культурные и экономические процессы [3].

Малые и большие циклы истории.

Малые циклы охватывают более короткие периоды времени, например, несколько десятилетий, и могут описывать смену политических режимов или культурных течений. Большие циклы, в свою очередь, затрагивают столетия и связаны с глубокими изменениями в структуре общества, таких как переход от феодализма к капитализму или глобальные изменения в мировой политике.

Рассмотрим их на примере истории России.

Малые циклы истории России можно увидеть в сравнении событий Смутного времени и революции 1917 года. Оба периода сопровождались падением монархии, глубоким политическим кризисом и сменой государственного строя. В обоих случаях происходил процесс восстановления власти и стабилизации, хотя в разные эпохи это имело разные последствия. Такой малый цикл отражает фазы кризиса и восстановления [4].

Политическая жизнь России в XIX веке подчинялась ритму реформ и контрреформ. Александр II проводил масштабные реформы (отмена крепостного права, судебная и земская реформы), а его преемник Александр III вернул многие консервативные элементы. Этот ритм можно рассматривать как чередование либеральных и реакционных фаз в малом цикле истории.

История России XVШ-XIX веков изобилует войнами и мирными периодами. Например, Северная война (1700-1721) и Русско-турецкие войны чередовались с мирными периодами. Большие циклы войны и мира отражают длительные ритмы исторического развития, когда на смену военным конфликтам приходило восстановление и рост.

В конце XIX и начале XX века Россия переживала два крупных промышленных рывка. Первый - в 1890-е годы, когда началось активное строительство железных дорог и развитие промышленности. Второй промышленный подъем произошёл в 1930-е годы в СССР, когда проводилась индустриализация. Оба периода можно рассматривать как часть большого экономического цикла роста и трансформации.

Большие циклы истории России охватывают переход от одной социально-экономической системы к другой. В XVII веке произошло укрепление феодализма, в XIX - расцвет капитализма, а в XX веке — приход к власти социалистов. Этот переход можно рассматривать как многовековой большой цикл смены социальных укладов.

Двенадцатилетние циклы истории.

Двенадцатилетние циклы основаны на теории, что каждые 12 лет происходят значимые сдвиги в историческом процессе, что может быть связано с изменениями в поколениях и политических режимах. Эта концепция встречается в исследованиях, посвящённых как политическим, так и экономическим изменениям.

Приведем примеры из истории России.

Отечественная война 1812 года стала поворотным моментом для России. Двенадцать лет спустя в 1825 году произошло восстание декабристов, которое символизировало начало новой эпохи в истории страны и начало реформ [5].

Отмена крепостного права в 1861 году открыла новый цикл реформ и экономического развития России, который достиг своего пика к 1873 году, когда в стране начался новый виток изменений, касающихся экономической и социальной сфер.

Русско-японская война и последующая революция 1905 года запустили цикл политической дестабилизации в России, который через 12 лет завершился революцией 1917 года и падением монархии.

Начало Великой Отечественной войны в 1941 году и последующий восстановительный период можно рассматривать как цикл, завершившийся к 1953 году, когда умер Сталин, и страна вступила в новую фазу своего развития.

Распад Советского Союза в 1991 году открыл новый двенадцатилетний цикл, завершившийся к 2003 году, когда Россия вышла на новую траекторию экономической и политической стабилизации.

Емельяновские циклы истории.

Историк Г. М. Емельянов предложил свою систему циклов, согласно которой история человечества подчиняется определённым фазам развития, связанным с революциями, кризисами и стабилизацией. Эта теория рассматривает историю как процесс, в котором каждый этап порождает условия для перехода на новый уровень развития.

Емельяновские циклы можно использовать в преподавании истории для того, чтобы показать ученикам, как кризисы и революции приводят к новому витку развития, что позволяет лучше понять роль конфликтов в истории.

Проиллюстрируем примерами.

Пётр I пришёл к власти после длительного периода внутреннего кризиса в конце XVII века, сопровождавшегося слабостью центральной власти и боярским правлением. Этот период можно рассматривать как фазу «кризиса», после которой началась фаза реформ и активного развития [6].

Емельяновские циклы предполагают фазу восстановления после крупных потрясений. После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз вступил в фазу экономического восстановления и развития, что соответствовало началу нового цикла после разрушительного кризиса.

После революции 1905 года Россия вступила в период временной стабилизации, однако кризис не был полностью преодолён, и последующий цикл закончился новой революцией в 1917 году. Этот период можно рассматривать как смену фаз кризиса и восстановления в рамках Емельяновского цикла.

Начало Холодной войны в середине XX века и распад СССР в 1991 году можно интерпретировать как завершение одного из циклов, который длился несколько десятилетий. Этот период характеризовался нарастанием внутренних противоречий и внешнего давления, что привело к краху системы.

Емельяновский цикл можно увидеть в событиях после распада СССР, когда страна пережила глубокий экономический и политический кризис в 1990-е годы, а затем в начале 2000-х вошла в фазу восстановления и стабилизации.

Кондратьевские циклы истории.

Николай Кондратьев разработал теорию длинных волн в экономике, которые представляют собой циклы развития, длительностью около 50 лет. Эти циклы включают периоды подъёма, процветания, рецессии и депрессии. Теория Кондратьева применима не только к экономике, но и к истории в целом, так как развитие экономических систем тесно связано с политическими и социальными изменениями.

Преподавание Кондратьевских циклов в школе может помочь ученикам осознать, что экономические кризисы — это не аномалия, а закономерная часть исторического развития.

Рассмотрим их на примере истории России.

Конец XIX века в России характеризовался экономическим подъёмом, который завершился кризисом и революционными событиями начала XX века. Это соответствует длинной волне Кондратьева, когда на фазу подъёма экономической активности следуют рецессия и кризис [7].

Период активной индустриализации в СССР в 1930-е годы и последующий спад во время Великой Отечественной войны можно рассматривать как часть длинной экономической волны Кондратьева, где на рост следует падение, вызванное войной и разрушением.

В 1960-е годы СССР переживал экономический подъём, который продолжался до начала 1970-х годов. Однако к концу 1970-х начался застой, который перерос в кризис 1980-х годов. Эти периоды отражают длинные волны Кондратьева с чередованием фаз подъема и спада.

После глубокого экономического кризиса в 1990-е годы Россия в начале 2000-х годов вошла в фазу экономического подъёма, связанного с ростом цен на нефть и стабилизацией политической ситуации. Это соответствует новой фазе длинной волны Кондратьева.

После экономического подъёма 2000-х годов в 2014 году началась новая фаза кризиса, связанная с падением цен на нефть и введением санкций. Этот

период можно рассматривать как фазу рецессии в рамках длинной волны Кондратьева.

Историко-культурные циклы и ритмы.

Историко-культурные циклы касаются смены культурных и идеологических течений в обществе. Эти циклы можно проследить через смену стилей в искусстве, философских концепций и мировоззренческих установок. В синергетической парадигме культурные циклы рассматриваются как отражение изменений в общественном сознании и реакция на политические и экономические события [8].

Таким образом, циклический подход к истории позволяет ученикам понять, что многие события и процессы являются не уникальными, а повторяются с определённой периодичностью. Это помогает развивать критическое мышление и осознание взаимосвязи различных исторических явлений.

Преимущества синергетического подхода в образовательной системе.

Синергетический подход даёт возможность рассматривать историю как сложную, самоорганизующуюся систему. Это способствует интеграции различных дисциплин, таких как экономика, социология и политология, в процесс изучения истории. В результате ученики получают более целостное понимание истории, что способствует их интеллектуальному развитию и подготовке к жизни в современном мире [9].

Использование синергетической парадигмы в преподавании истории открывает новые возможности для понимания и объяснения исторических процессов. Анализ циклов и ритмов истории помогает не только глубже понять прошлое, но и прогнозировать будущее. Включение этой методологии в школьное образование позволяет учащимся более осознанно воспринимать исторические события, видеть взаимосвязь между ними и оценивать значение этих процессов для современности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Курдюмов С. П. Синергетика: Теория самоорганизации и её применения. Новосибирск: Наука, 1990. (Дата обращения: 09.09.2024);

2. Глазьев С. Ю. Синергетическая парадигма и её значение для современной науки. Москва: Наука, 2014. (Дата обращения: 09.09.2024);

3. Тоффлер Э. Третья волна: Циклы и ритмы истории. Москва: АСТ, 2015. URL: https://esg-library.mgimo.ru/publications/tretya-volna (Дата обращения: 09.09.2024);

4. Черняховский С. И. Циклы развития общества и их отражение в политике и экономике России. — Москва: Мысль, 2009. (Дата обращения: 09.09.2024);

5. Рыбаков Р. Н. Эволюция российской государственности: исторические циклы и культурные ритмы. — Екатеринбург: Уральское издательство, 2012. (Дата обращения: 09.09.2024);

6. Емельянов Г. М. Циклы истории: Теория и практика. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2008. (Дата обращения: 09.09.2024);

7. Кондратьев Н. Д. Длинные волны в экономике и истории. Москва: Экономика, 1984. (Дата обращения: 09.09.2024);

8. Турчин А. В. Исторические циклы и их взаимосвязь с общественными изменениями. — Москва: Альпина Паблишер, 2011. (Дата обращения: 09.09.2024);

9. Ананьич Б. В. Исторические парадигмы и их применение в изучении российской истории. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2010. (Дата обращения: 09.09.2024)

Mikhel Ya.D.

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

USING SYNERGETIC PARADIGM IN TEACHING HISTORY AT SCHOOL

Abstract: the article examines the application of the synergetic paradigm in the process of teaching history in a school educational context. It is emphasized that synergetics as an interdisciplinary field of knowledge can significantly enrich the teaching methodology, contributing to the formation of an integrative approach to the perception of historical processes. The paper examines the key principles of synergetics, such as non-linearity, self-organization and complexity, and their impact on the development of critical thinking and creative abilities of students.

Keywords: synergetic paradigm, school education, integrative approach, historical processes, interdisciplinary approach, self-organization, nonlinearity, system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.