2. Солодков, А.С. Повышение резервов адаптации к физическим нагрузкам с помощью резистивной тренировки вентиляторного аппарата / А.С. Солодков, А.Б. Савич // Пути оптимизации функции дыхания при нагрузках, в патологии и в экстремальных состояниях. - 1991.
- № 8. - С. 70-78.
3. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека / И.Н. Солопов. - Волгоград : [б.и.], 2004. - 220 с.
4. Чёмов, В.В. Методология и технология интеграции тренирующих воздействий и эргогенических средств в различных видах легкой атлетики / В.В. Чёмов. - Волгоград : [б.и.], 2013.
- 318 с.
REFERENCES
1. Balsevich, V. K. (2001), "Contours of new strategy of training of athletes of the Olympic class", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 9-10.
2. Solodkov, A.S. and Savich, A.B. (1991), "Increase of reserves of adaptation to physical activities by means of resistive training of the ventilatory device", Ways of optimization of function of breath at loadings, in pathology and in extreme states, Tver, No. 8, pp. 70-78.
3. Solopov, I.N. (2004), Physiological effects of methods of the directed impact on the person, Volgograd.
4. Chemov, V.V. (2013), Methodology and technology of integration of the training influences and the ergogenic of means in different types of track and field athletics, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2015.
УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диана Шарафудиновна Мустафаева, кандидат педагогических наук, доцент, директор, Дербентский филиал ФГБОУ Дагестанский Государственный Педагогический Университет» (ДГПУ), Дербент
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования ролевой игры в подготовке бакалавров педагогического образования. Раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры, заключающиеся в возможности личности творить, оперируя знаниями реального мира, развивать свои способности и взаимодействовать с другими субъектами. Представлена классификация ролевой игры, обоснована структура и этапы ролевой игры.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагог, ролевая игра, технология, театрализованное действие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p144-148
APPLICATION OF THE ROLE GAME IN EDUCATION OF THE BACHELORS OF
PEDAGOGICAL EDUCATION
Diana Sharafudinovna Mustafayeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
director,
Derbent branch Dagestan State Pedagogical University, Derbent Annotation
The article analyzes the problem of application of the role game for the education of the bachelors of the pedagogical education. The features of the subject role game consisting in possibility of the personality to create are opened, operating with knowledge of the real world, to develop the abilities and to interact with other subjects. Classification of the role game is presented; the structure and stages of the role game are justified.
Keywords: professional education, teacher, role game, technology, dramatized action.
Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением подрастающей молодежи. Следует отметить, что на сегодняшний день профессиональное образование, прежде всего, должно быть ориентировано на проблему воспитания целого поколения, способного сохранить и передать из поколения в поколения общечеловеческие ценности. Кроме того многие выпускники вузов не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни.
Таким образом, современный вуз нуждается в специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию личности включающей в себя активные методы, формы обучения и педагогические технологии. Одной из технологий обучения активизирующей познавательную деятельность учащихся является игровая технология, поскольку она обеспечивает соревновательность, самоутверждение и самореализацию личности учащегося. Ключевым моментом педагогической технологии является детальное продумывание конечного результата и диагностика его достижения. Технологией можно назвать лишь тот процесс, который заранее спрогнозирован, в котором известны конечные результаты, определены условия для реализации процесса.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. В педагогической литературе часто встречаются попытки классифицировать игровые технологии, представлено много определений понятия игры, однако удалось лишь научно определить всего лишь связи между игрой и человеческой культурой. Более того обоснована роль игры в развитии личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем определена биологический характер игры и ее связь с психологическими и социальными факторами. При этом игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.
Наибольший интерес для педагогов представляют ролевые игры, поскольку еще с дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности, а взрослому человеку она позволяет творить свою собственную реальность, оперируя знаниями реального мира, развивать уверенность в себе и свои способности взаимодействовать с другими субъектами. Роль игровой технологии нельзя определить развлекательно-рекреативными возможностями. Поскольку, изначально она является развлечением, отдыхом, а уж потом она становиться неким обучением, а то и моделью, деятельностью в которой проигрываются человеческие отношения в труде, воспитании. В современном вузе, где на первое место выдвигают активизацию учебного процесса, игровая технология реализуется:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения дидактических единиц;
- как компонент более обширной системы;
- в качестве элемента занятия или же его фрагмента (организационного момента, объяснения нового материала, контроля);
- как форма организации внеклассной работы.
Определение «игровые технологии» вбирает в себя широкую группу механизмов организации педагогического процесса. В отличие от игр, применяемых в различных социальных проектах, педагогическая игра представляет собой четко налаженный механизм, имеющий учебно-познавательную цель и результат обучения. При этом игровые технологии обладают способностью побуждать и стимулировать личность в учебе, поскольку их деятельность строится на активных действиях Использование игровых приёмов и ситуаций регламентируется по следующим направлениям:
- цель формулируется в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебная деятельность строится на основе соревновательности и конкурентности.
Игровые технологии можно использовать в качестве:
- ролевых игр на занятиях; игровых заданий (соревнование, конкурс, путешествие, КВН);
- определённого этапа занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец [1; 3]) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Ми-хайленко, А.П. Усова, Д.Б.Эльконин) [2; 7; 9].
В современной педагогике ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Вид и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни личности [5].
Ролевую игру можно рассматривать как комплексную технологию обучения, в которой маленькая группа поэтапно в форме игры критически рассматривает возникшую проблему, зачастую это может быть социальный конфликт, и при этом каждый участник примеряет роль на себя в воображаемой ситуации.
В литературе различают следующие классификации ролевой игры:
- спонтанная, определяемая и разрабатываемая участниками без контроля и указаний руководителя игры;
- открытая, характеризуется отсутствием установленного течения и завершения
игры;
- ролевая игра с участие протагониста, характеризуется наличием главного актера.
- общественные, сценические игры, имитационные игры.
Помимо ролевой игры имеются и сценические представления игры, которые представлены короткими сценами, событиями, смоделированными из повседневной школьной жизни:
- психодрама, представляющая собой консультативный, терапевтический вид работы с группой, в ходе которой игротехник проводит драматическую импровизацию;
- социодрама представляющая собой совместное решение межличностных конфликтов;
- имитационная игра, характеризующаяся действиями в условном вымышленном пространстве, ориентированном на действительность, выработка модели решения проблемы;
- деловая игра характеризующаяся действиями по специально заданному плану.
Следует обратить внимание на тот факт, что все игровые технологии ориентированы на воспроизводство, моделирование реальной ситуации, что позволяет воздействовать на эмоциональную сферу учащегося. Ролевая игра делится на три основных этапа, которые условно можно назвать: установочный этап; игровой (театрализованное действие); рефлексивный этап. Правила ролевой игры определяются заранее и остаются обязательными на протяжении всей игры, что обеспечивает непринужденную атмосферу и творческий характер деятельности.
При подготовке ролевой игры первым делом необходимо продумать сценирование игры, под которым подразумевается составление сценария на бумаге, т.е. распределение ролей между участниками с учетом их личных характеристик, введение участников в игру. Сценирование (планирование) осуществляется посредством, распределения ключевых ролей между участниками. При определении ключевых ролей в игре выделяются
наиболее активные студенты, поскольку они развивают игру и делают ее динамичной.
В рамках профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования рассмотрим ролевую игру «Я будущий учитель» где прослеживается формирование профессиональных умений и навыков. Целью данной ролевой игры является формирование профессиональной компетентности учителя посредством погружения студента в искусственно создаваемую ситуацию, где он полностью принимает роль учителя на себя. В ходе игры у студента формируются: интерес к профессии учителя; новый уровень мышлении, осмысления будущей профессии; умения и навыки межличностного общения в группе, коллективе.
Подобное погружение предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Студент входит в ситуацию, через «я» соответствующей роли проявляя к ней личностное отношение, это повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате.
В отличие от других технологий ролевая игра доставляет удовольствие играющим в нее, поскольку можно спрятаться за «маской-ролью» и дают волю своему воображению, соответственно учебный материал усваивается намного эффективнее. Кроме того в рамках ролевой игры реализуются и другие технологии например коммуникативная, которая позволяет развить речевые навыки студентов, способствует взаимодействию субъектов педагогического процесса и повышает мотивацию.
Ролевая игра является принципиально многоцелевой, так как каждый отдельный участник может иметь свои особые цели и использовать игру для достижения их. При этом проблемная форма организации игры, позволяет погрузить участников игры в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т. п. Следует отметить, что не только участники, «перенесенные» из учебной деятельности в реальные ситуации, но и сами организаторы игры испытывают затруднения в моделировании и перестройке взаимодействий по ходу развития сюжетной линии.
Приведем наиболее часто используемую структуру ролевой игры: установка; театрализованное действие; рефлексия. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Под установкой мы понимаем организованные действия ведущего игры направленные на формулировку правил, норм игры. Установка в основном осуществляется в присутствии всех участников игры, где обозначается цель, задачи правила игры. Различают обширную (та часть информации, которая известна всем игрокам), и частную (информация известная узкому кругу участников). В качестве узкого круга участников представляются игротехники, которые определяют ход игры и владеют техниками воздействия на эмоциональную сферу личности студента. Следует отметить, что командная установка должна совпадать с личной установкой участника.
Главное требование к установке в игре - ее посильность и доступность. При выполнении установки важно определить спектр целевых ориентаций игры и донести его до каждого участника.
В процессе театрализованного действия никто не имеет право вмешиваться и изменять ход игры. Участники с обозначенными ролями (например: интегратор, контролер, тренер, критик, инициатор) осуществляют работу над заданием. Игротехник в свою очередь использует различные методики активизации студентов, такие как мозговой штурм, атака, тренинг, погружение в проблему и корректирует действия участников. Содержание театрализованного действия задается заранее, или же определяется ролью участника игры.
Рефлексия - этап игры, в котором каждый участник обязан оценить себя и окружающих с позиции достижения поставленных целей и задач.
Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что ролевая игра способствует усвоению знаний, умений, установок, необходимых для выполнения определенного вида дея-
тельности, в частности педагогической и выступает в качестве эффективной технологии профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 556 с.
2. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1975. - 263 с.
3. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды : в 2 томах. Том 1 : Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1986. - 320 с.
4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2001. - 416 с.
5. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика / Е. А. Лобанова. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 76 с.
6. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре : пособие / Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова. - Москва : Просвещение, 1982. - 128 с.
7. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
8. Одилова, Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения / Н.Ф. Одилова // Молодой ученый. - 2011. - № 12. - Т. 2. - С. 121-124.
9. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 550 с.
REFERENCES
1. Vygotsky, L.S. (1996), Educational psychology, Psychology Press, Moscow.
2. Zhukovskaya, R.I. (1975), Game and its pedagogical value, Pedagogy, Moscow.
3. Zaporozhets, A.V. (1986), Selected psychological works, Pedagogy, Moscow.
4. Kozlov, S.A. and Kulikova, T.A. (2001), Preschool Pedagogy, Academy, Moscow.
5. Lobanov, E.A. (2005), Preschool Pedagogy, publishing house "Nikolaev", Balashov.
6. Mendzheritsky, D.V. and Markova, T.A. (1982), Educators of the children's game, Education, Moscow.
7. Mikhaylenko, N.Y. and Korotkov, N.A. (2000), Organization of the story of the game in kindergarten: A guide for teachers, publishing house "GNOM i D", Moscow.
8. Odilova, N.F. (2011), "Efficiency role-playing games in the learning process", Young scientist, No. 12, Vol. 2, pp. 121-124.
9. El'konin, D.B. (1989), Selected psychological works, Pedagogy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2015.
УДК 378
РЕЙТИНГ ИНСТИТУТОВ МГПУ ПО ДАННЫМ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ
Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой,
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКИС МГПУ), г. Москва
Аннотация
В выполненной научной работе определен индекс Хирша (h-индекс) Педагогического института физической культуры и спорта ГБОУ ВО МГПУ как один из эффективных наукометрических показателей. Источником библиографической информации, используемой для оценки науч-