Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / познавательные процессы / игровая деятельность / развитие / junior high school student / cognitive processes / play activity / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинекешова Арайлым Бекболатовна

статья посвящена проблеме использования ресурсов игровой деятельности в работе учителя начальных классов по развитию познавательных процессов младших школьников. Авторы анализируют проблемы в развитии познавательных процессов у младшего школьника, подчеркивают роль познания в усвоении знаний. Рассматриваются ресурсы игровых методов и форм организации работы с детьми в развитии познавательных процессов, личностном и общем психическом развитии младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF GAME ACTIVITY RESOURCES IN THE WORK OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS ON THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

the article is devoted to the problem of using the resources of play activity in the work of primary school teachers on the development of cognitive processes of younger schoolchildren. The authors analyze the problems in the development of cognitive processes in younger schoolchildren, emphasize the role of cognition in the assimilation of knowledge. The resources of game methods and forms of organization of work with children in the development of cognitive processes, personal and general mental development of younger schoolchildren are considered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Зинекешова Арайлым Бекболатовна

магистрант кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: araylym. zinekeshova@mail.ru

USE OF GAME ACTIVITY RESOURCES IN THE WORK OF PRIMARY

SCHOOL TEACHERS ON THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Araylym Zinekeshova

Master's Student, Department of Pedagogy and Psychology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: araylym. zinekeshova@mail.ru

Аннотация: статья посвящена проблеме использования ресурсов игровой деятельности в работе учителя начальных классов по развитию познавательных процессов младших школьников. Авторы анализируют проблемы в развитии познавательных процессов у младшего школьника, подчеркивают роль познания в усвоении знаний. Рассматриваются ресурсы игровых методов и форм организации работы с детьми в развитии познавательных процессов, личностном и общем психическом развитии младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, познавательные процессы, игровая деятельность, развитие.

Abstract: the article is devoted to the problem of using the resources of play activity in the work of primary school teachers on the development of cognitive processes of younger schoolchildren. The authors analyze the problems in the development of cognitive processes in younger schoolchildren, emphasize the role of cognition in the assimilation of knowledge. The resources of game methods and forms of organization of work with children in the development of cognitive processes, personal and general mental development of younger schoolchildren are considered.

Key words: junior high school student, cognitive processes, play activity, development.

Процесс обучения в начальной школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление учебных и интеллектуальных действий и навыков, но также и развитие самих познавательных процессов личности ребенка, познавательных и регуляционных способностей. Сегодня в школьном образовании именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог, результат и критерий успешного обучения младшего школьника. В результате на каждом новом этапе обучения младший школьник испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала.

114

Главная причина таких затруднений у обучающихся состоит не только в пробелах знаний и навыков предшествующего этапа обучения. Основным источником затруднений у обучающихся, как правило, является недостаточная развитость самих познавательных процессов, когнитивная неготовность детей к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, логическому обоснованию найденного решения, выражению и формулированию собственной мысли.

Актуальность представленной проблемы связана с недостаточностью разработки в психологии и педагогике образования программ, методов и методик развития познавательных психических процессов у младшего школьника и наличием практического запроса на такие решения.

Для того чтобы способствовать успешному усвоению учебного материала младшими школьниками на каждом возрастном этапе в процессе обучения разным учебным предметам, необходимо достичь на предшествующем этапе такого развития системы познавательных процессов, которая обеспечит возможность успешного усвоения нового материала. Это относится прежде всего к развитию базовых познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, которые составляют основу процесса усвоения нового учебного материала. С.Л. Рубинштейн описывал этапы усвоения как центральной части обучения, подчеркивая, что это не просто прочность запоминания. В этот процесс вовлекаются: восприятие материала, осмысливание, запоминание и включение его в деятельность, в практическое использование, оперирование и применение. С.Л. Рубинштейн отмечал, что именно в процессе обучения, построенного на закономерностях усвоения, в процессе усвоения развиваются познавательные процессы [8].

Познавательные процессы являются подсистемой сознания личности [2] и составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой, которая обеспечивает направленность и сосредоточенность внимания к новому, запоминание учебного материала, его понимание и применение. В центре сознания младшего школьника как системы психических процессов стоит мышление как центральный в данном возрасте психический процесс, обуславливающий системные связи в ходе учебной и познавательной деятельности ребенка [2].

Об актуальности развития познавательных процессов учащихся говорится в нормативных документах, определяющих перспективные направления развития системы образования Республики Казахстан: Концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 г. [1], Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 гг. [2]. В Инструктивно-методическом письме отмечается, что «интеллектуальное воспитание формирует ценность знания; интеллектуальной позиции; лидерских качеств и одаренности каждой личности [3, с. 42].

В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 г. указывается, что «ориентиром системы образования на ближайшие пять лет должно стать создание в организациях образования условий для того, чтобы не

только поднимать уровень образованности человека, но и создать атмосферу, которая будет способствовать формированию высоконравственной и всесторонне развитой личности, обладающей ключевыми компетенциями выпускника, способного реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах казахстанского общества» [1].

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать условия развития субъектной активности детей [11], а также подобрать комплекс методов, методик и средств, которые наиболее эффективны, доступны и интересны детям. Наиболее перспективным средством развития познавательных процессов у младшего школьника является игра [4].

Основной вид деятельности младшего школьника - это учебный процесс. Каждый ребенок младшего школьного возраста ощущает потребность в играх и должен иметь гарантированные возможности для игр. Международная конвенция прав ребенка закрепляет право детей на игры. Игры обуславливают физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствуют интеллектуальному процессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения [4, 10, 12].

Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и символического мира. Во время игры ребенок получает представления о себе, о сверстниках, об обществе в целом. В учебно-воспитательном процессе школы Казахстана соблюдается принцип значимости всех видов деятельности и рационального сочетания игры и других видов деятельности. Поэтому в школе тщательно контролируется время, предназначенное для игр, чтобы оно сохранялось и не заменялось учебной или трудовой деятельностью. Педагоги начальной школы применяют разные виды игр для стимулирования мотивации и познавательной активности детей: сюжетно-ролевые, дидактические, деловые, компьютерные, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игровые беседы [1].

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация его развития [2], но внутренне, психологически, ребенок остается в дошкольном детстве. Важным видом деятельности для ребенка младшего школьного возраста остаются игра, рисование, конструирование, творческие виды деятельности по своей природе. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к демотивации, потере веры в себя, снижению интереса к школе, негативному отношению к учебе. Использование учителем начальной школы сочетания игровых, продуктивных и двигательных видов деятельности способствуют адаптации ребенка к учебной деятельности, помогают снимать и перерабатывать психическую перегрузку ребенка [1].

Сущность игры - в символическом замещении реальных ситуаций, персонажей и действий [13, 14]. Применение творческой игры для развития

познавательных процессов предполагает использование символических элементов игры, игровых действий в представлении и решении учебных задач. Игровая ситуация предъявления учебного задания снимает напряжение, страх оценки и активизирует познавательные процессы у ребенка. Исследования показывают роль символической функции в развитии мышления и познавательных процессов у детей [9].

Представим характеристику творческих игр для младших школьников в аспектах влияния на развитие младшего школьника в разных видах деятельности.

Аспекты развития. Характеристика

1. Развитие личности, снижение напряженности, страха оценки, повышение интереса и мотивации к решению умственных и учебных задач, развитие позитивного отношения личности к другому в групповой игре, сотрудничества и коллективной творческой деятельности, самостоятельности в познании.

2. Стимулирование умственной активности повышение умственной активности и познавательного интереса, развитие мышления и воображения (выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет), открывает возможности для перехода мышления на продуктивный и творческий уровень, поскольку символические действия облегчают развитие мышления.

3. Становление познавательной и учебной деятельности дети учатся ставить цель познавательной деятельности, выбирать способы решения и оценивать правильность результата, его соответствия условиям задачи в игровой ситуации, осваивается структурный контур учебной деятельности.

4. Развитие познавательных процессов, и познавательная деятельность получает импульс к развитию, облегчаются функционирование и координация познавательных процессов.

5. Развитие символической функции познания и эмоционального благополучия замещение реальных объектов и персонажей, замещающие действия, отношения, связанные с ролью, снимают негативные ассоциации, позволяют ребенку уклоняться от нежелательного действия и переживаний своей неуспешности; переживаемое в игре чувство удовольствия, основной стимулятор активности и развития.

6. Развивается и обогащается система детских деятельностей, труд становится интересным, в игре объединяются изобразительная, конструктивная и другие виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети стремятся в ней активно участвовать.

7. Умственное воспитание формирование фундаментальных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи), развитие познавательного интереса.

8. Систематическое воспитание: развитие воображения и творческих способностей способствует творческому развитию в аспектах художественных интересов, проявлению и развитию способностей к музыке, танцам.

9. Развитие системы психических процессов через движение.

Двигательная деятельность в паре, в группе стимулирует развитие системы психических процессов, движение в игре является триггером психического развития, стимулом к дальнейшему сознательному физическому развитию младшего школьника.

В игре развиваются все стороны личности ребенка, происходит значительные изменения в психике, подготавливающие его к переходу на новую стадию развития познавательных процессов и познавательной деятельности. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Первое требование к играм, проводимым с детьми, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы, нагружали и развивали познавательные процессы как систему.

Наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям: способность пробуждать непосредственный интерес у детей; обеспечение детям условий и возможностей проявлять свои способности; вовлечение ребенка в соревнование и сотрудничество с детьми и другими людьми; предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков; доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков; получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков [5].

Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие [6]. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а следовательно, формируются определенные склонности, склонности и черты характера, усваиваются и закрепляются знания [6].

Игра как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения [7].

Таким образом, игра является средством и фактором развития системы познавательных процессов у младшего школьника. Эффективное применение игры для развития познавательных процессов детей начальной школы предполагает сохранение системы детских деятельностей наряду с учебной, планомерное включение в учебный процесс продуктивных и двигательных игр. Символическое замещение как сущностная характеристика игровой деятельности создает возможности включения ее элементов, игровых ситуаций, персонажей и игровых действий, в процесс представления и решения учебных задач. Сочетание игры, действия, творчества, общения снижает психическую напряженность, стимулирует интерес и умственную активность, способствует становлению познавательной и учебной деятельности, развивает и обогащает систему детских деятельностей.

Список литературы

1. Воронова М.Е. Игра как средство воспитания и развития младших школьников // Вестник магистратуры. - 2018. - № 12 - 2 (87). - С. 53-55.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. - Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 гг. [Электронный ресурс]. - Астана, 2019. - URL: http://adilet.zan.kz/ms/docs/P1900000988/Hnks#to

4. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка. - М. : Просвещение, 2018. - 412 с.

5. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021/22 учебном году». - Нур-Султан : НАО им. Ы. Алтынсарина, 2021. - 338 с.

6. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2025 г. [Электронный ресурс]. - Нур-Султан, 2021. - URL: https: //legalacts. egov.kz/npa/view?id=12629438

7. Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования [Электронный ресурс] : Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 г. № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 г. № 17669. - Астана, 2018. - 128 с. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.

9. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей : учеб.-метод. пособие. - СПб., 2012. - 112 с.

10. Столович Л.Н. Искусство и игра. - М. : Знание, 2017. - 117 с.

11. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Рыбаков И.А. Личностные предпосылки развития субъектной активности ребенка в условиях перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту // Приволжский научный журнал. - 2011. - № 4 (20). - С. 256-260.

12. Теряева И.П. Игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2. - С. 74-76.

13. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. - М. : Просвещение, 2021. - 167с.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. Пособие для специалистов. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.