Научная статья на тему 'Использование региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы'

Использование региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (РЭКТСЭС) / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Ковалёва Ирина Николаевна

В статье определены предпосылки повышения качественного развития региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы. Дано определение региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы. Предложены структурно-региональные экономические кластеры территориальной социально-экономической системы. Уточнено понятие «устойчивое развитие регионального экономического кластера территориально социально-экономической системы». Определены четыре группы основных ресурсов региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Ковалёва Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 330.16; 332.1

Буркальцева Диана Дмитриевна,

доктор экономических наук, доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Ковалёва Ирина Николаевна,

доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра системного анализа и информатизации, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Burkaltseva Diana Dmitrievna,

Doctor of Economics, associate professor,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Kovalyova Irina Nikolaevna,

Doctor of Economics, PhD in Physics and Mathematical Sciences, associate professor,

Department of System Analysis and Informatization,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

THE USE OF REGIONAL ECONOMIC CLUSTERS OF THE TERRITORIAL

SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

В статье определены предпосылки повышения качественного развития региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы. Дано определение региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы. Предложены структурно-региональные экономические кластеры территориальной социально-экономической системы. Уточнено понятие «устойчивое развитие регионального экономического кластера территориально социально-экономической системы». Определены четыре группы основных ресурсов региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы.

Ключевые слова: региональный экономический кластер территориальной социально-экономической системы (РЭКТСЭС), регион, инновационный механизм хозяйствования, ресурсный подход, кластерная политика, институ-ционализация, устойчивое развитие, региональная экономика, кластерная теория, экономическая безопасность, цифровая экономика.

The article determines the prerequisites for improving the qualitative development of regional economic clusters of the territorial socio-economic system. The definition of regional economic clusters of the territorial socio-economic system is given. Structurally, regional economic clusters of the territorial socio-economic system are proposed. The notion of «sustainable development of the regional economic cluster of the territorial socio-economic system» has been clarified. Four groups of basic resources of regional economic clusters of the territorial socio-economic system are defined.

Keywords: Region, innovative management mechanism, resource approach, cluster policy, institutionalization, sustainable development, regional economy, cluster theory, economic security, digital economy, regional economic cluster of the territorial socio-economic system (RECTSES).

ВВЕДЕНИЕ

Основой устойчивости экономики региона и основой его экономической безопасности выступает рациональное развитие территориальной социально-экономической системы, ее хозяйствующих субъектов. В диктующей правила реальности преобладающим является использование методов теории кластеров, который предполагает рационально использовать потенциал территориально-социально-экономической системы.

76

«В результате этого сочетания появляется возможность внедрения инноваций в региональных экономических кластерах, формирующих дополнительные возможности повышения валового регионального продукта за счет приращения добавленной стоимости по продукции (товарам, работам, услугам), производимой хозяйствующими субъектами региона» [1].

«Роль экономических кластеров в современной экономике региона существенно недооценена. Формирование кластерных образований в регионе существенно расширяет возможности развития экономики региона, способствуя переходу от традиционного управления и структурной подчиненности по критерию собственности и/или отраслевой принадлежности к инновационному управлению и гибким структурам взаимодействия хозяйствующих субъектов региона, основанных на множестве критериев удовлетворения их экономических интересов. Основой эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов в данном случае становится применение кластерных технологий, обеспечивающих рациональное использование ресурсов на основе комплекса процедур по формированию, поддержке и развитию регионального экономического кластера» [1].

Неизученными остаются вопросы устойчивого развития региональных экономических кластеров с учетом методов рационального использования ресурсов, которые будут адаптированы к условиям ведения цифровой экономики с учетом институциональных факторов и включения всех субъектов ведения хозяйства.

Теоретические основы построения системы устойчивого развития региона на основе реализации кластерной политики рассмотрены в работах У. Айзард [2], М. Портер [3] и других.

С.Г. Азикова [4], Д.Е. Беляков [5], Е.Г. Коваленко [6], Ю.С. Колесников [7], Е.А. Куклина [8], В.Е. Рохчин [9], С.С. Сулакшин [10], А.И. Татаркин [11], Р.И. Чеченова [12] и другие посвятили свои работы исследованию теории и методологии в данном вопросе.

Л.С. Байрамукова [13], С.В. Раевский [14], Ю. Рябченюк [15], Г.Р. Хасаев [16] и другие внесли вклад в развитии кластерных образований в регионе.

Специфика применения ресурсного подхода при решении общеэкономических проблем развития региона отражена в работах таких ученых, как Е.Л. Карибжанова, Т.А. Прокофьева [17], Д.Ю. Савон [18] и других.

Теоретические основы институциональных факторов системы экономической безопасности заложены представителями классического институционализма (Т. Вебленом [19]) и неоинституциолизма (Р. Коуз [20], Д. Нортом [21, 22], А. Уильямсоном [23] и др.)

В конце ХХ века в постсоциалистических странах возникла потребность в разработке новых ориентиров, путей и способов решения национальной экономической безопасности, формирования принципиально новой модели. Эти проблемы отражены в публикациях отечественных ученых Л. Абалкина [24], А. Архипова [25], Дудина [26], Е. Олейникова [27], Н. Симченко [28] и других.

Экономика региона с учетом кластерной политики и методологического построения в условиях цифровой экономики слабо изучена, но находится в возможностях активного ее внедрения и развития с использованием нейротехнологий и искусственного интеллекта, которые направлены на сокращение издержек, рациональное использование факторов производства, повышение валового продукта на разных уровнях, обеспечение безопасности данного процесса. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Использование региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы, проведение оценки устойчивости их развития.

Методика. Использование региональных экономических кластеров как базовых инструментов развития региональной экономики и хозяйствующих субъектов региона.

«Существует множество теорий развития региональной экономики, классифицируемых по масштабу объекта исследования, его специализации и пространственно-территориальной принадлежности, стадиям регионального роста, региональным рынкам и кластерам, межрегиональному взаимодействию и т. д. Каждая теория обладает концептуальной основой и по-своему с определенной долей комплексности и универсальности раскрывает предмет и объект исследования, формируя присущую ей систему методов, механизмов и инструментов» [29].

Решение рационального использования ресурсов территориальной социально-экономической системы требует применения ресурсного подхода, а также основных уже разработанных положений теорий региональной экономики, более того, устойчивого экономического развития и кластерных образований, а также использования региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы (РЭКТСЭС).

Для решения задач исследования применены общенаучные методы исследования, сравнительного, технико-экономического анализа, экспертных оценок и прогнозирования, региональной экономики и кластерной теории и управления ресурсами.

77

РЕЗУЛЬТАТЫ

Региональный экономический кластер территориальной социально-экономической системы (РЭКТ-СЭС) — это концентрация на определенной территории группы взаимосвязанных хозяйствующих субъектов ведения хозяйствования, которых объединяют экономические интересы, где обеспечение повышения качества экономической устойчивости происходит за счет синергии от взаимодействия, которое основано на социальной направленности и рациональном использовании ресурсов с учетом институционального подхода при формировании внутрикластерных связей между его хозяйствующими субъектами территориальной социально-экономической системы.

«Практика доказала состоятельность теории кластерных образований, однако существуют методологические предпосылки к повышению устойчивости развития РЭК, которые она не учитывает. К этим предпосылкам можно отнести необходимость:

• перевода основной деятельности участников каждого кластера на инновационную модель, соответствующую стратегии социально-экономического развития региона;

• использования региональных организационно-экономических механизмов, ориентированных на применение принципов государственно-частного партнерства, цивилизованной конкуренции, общественного диалога и социальной ответственности;

• повышения роли самоорганизации при формировании и функционировании кластера на фоне совершенствования программно-целевых методов управления и способов эффективного взаимодействия его участников» [30].

Одной из задач стоит уточнение структуры РЭКТСЭС.

С известной долей условности можно предложить структуру РЭКТСЭС, которая будет включать 5 комплексов, объединяющих определенные типы кластеров: материально-сырьевой и производственный, инновационный и инфраструктурный, распределительный.

Предприятия и организации — это участники кластеров, а участниками РЭКТСЭС — образующие его кластеры и комплексы. Такая структура РЭКТСЭС сформирована на основе типизации существующих кластеров и может быть детализирована по каждому типу.

При этом факторы, которые сдерживают развитие кластеров в составе РЭКТСЭС, также очевидны: высокая стоимость нововведений, низкий спрос на новые услуги и товары, квалифицированный персонал, его недостаток, неразвитость внутрикластерных связей, объем финансирования от государства и муниципалитетов, институциональная составляющая, сложности перехода в формат цифровой экономики.

Для устойчивого развития региона и его социально-экономических отношений необходимо применять такие формы организации и кооперации связей, которые обеспечивают максимальное использование возможностей накопления и эффективного использования ресурсов в рамках производственного процесса в условиях цифровой экономики.

Главное достоинство этого подхода — возможность рассмотрения понятия устойчивого развития экономики региона через призму создания РЭКТСЭС с целью повышения конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата за счет взаимного развития производственных, финансовых, инфраструктурных и институциональных составляющих, позволяющих более эффективно использовать ресурсный потенциал экономики региона в рамках гармонизации региональной промышленной и торговой политики.

Понятие «Устойчивое развитие РЭКТСЭС» авторами предлагается трактовать как качественное развитие участников РЭКТСЭС, основанное на совокупности системных изменений в их деятельности в условиях цифровой экономики, обеспечивающих качественный экономический рост и рационально используемых и сбалансированных факторов производства.

«Общеизвестно, что устойчивость любого хозяйствующего субъекта или группы определяется совокупностью ресурсов, находящихся в их распоряжении, скорректированных с учетом возможностей по их использованию» [1].

Учитывая предыдущие исследования [29, 30-38], были определены 4 группы основных ресурсов РЭКТСЭС и к ним такие виды ресурсов: финансово-инвестиционные (бюджетные, инвестиционные, налоговые, кредитные) и производственные (материальные, технические, сырьевые, технологические, кадровые), инфраструктурные (транспортно-сетевые, инженерно-инновационные, рекреационные, информационные) и институциональные (стратегические, пилотные, интеллектуальные, коммуникационные, природоохранные, административно-территориальные).

Где производственные ресурсы РЭКТСЭС состоят из ресурсов, которые используются в процессе промышленного производства РЭКТСЭС и его участников:

• материальных;

• технических;

• сырьевых;

78

• технологических;

• кадровых.

В РЭКТСЭС финансово-инвестиционные ресурсы состоят из таких ресурсов, исследование которых в рамках цифровой экономики позволит выявить возможности рационального их использования:

• финансовых (денежных);

• бюджетных;

• инвестиционных;

• налоговых;

• кредитных.

В РЭКТСЭС инфраструктурные ресурсы объединены с сервисными (в том числе и коммунальные), которые обеспечивают комплексное сопровождение основной производственно-хозяйственной деятельности РЭКТСЭС и его участников, исследование которых поможет сбалансировать использование основного, вспомогательного производства в РЭКТСЭС, полномочия и степень ответственности участников:

• информационные;

• инженерно-инновационные (меры по созданию и развитию инновационной инфраструктуры: центров кластерного развития, территориальных, промышленных, инновационных и логистических центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, а также центров прототипирова-ния и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров трансферта технологий и т. д.);

• стратегические;

• транспортно-сетевые.

Институциональные ресурсы РЭКТСЭС определяют рекреационо-коммуникационные, пилотно-ин-теллектуальные (финансирование через эмиссию привилегированных акций с учетом гибкости этого вида инструмента, возможность маневрирования при определении характеристик их выпуска), природоохранные и территориальные ресурсы, которые обеспечивают комплексное сопровождение социально-экономической деятельности РЭКТСЭС и его участников, учитывая формальные и неформальные нормы и правила взаимодействия его участников. Это позволяет учитывать изменения внутренней организации социально-экономической ситуации, продиктованной влиянием внешних факторов.

Определив сущность РЭКТСЭС, роль РЭКТСЭС как инструмента качественного устойчивого развития региона, всех его участников с использованием ресурсного подхода, дает нам возможность раскрыть объект исследования (использование ресурсного подхода при развитии РЭКТСЭС).

К основным принципам устойчивого развития РЭКТСЭС следует отнести принципы: «структурной целостности кластерных образований; единых технологических стандартов деятельности; иерархичности строения и сетевой централизации управления РЭК; экономической заинтересованности и полноты ресурсной обеспеченности; синергетической эффективности от интеграции участников; стандартизации взаимодействия; коммуникативной сбалансированности; инновационной активности и интенсивности экономического развития» [29-38].

Оценка устойчивости развития региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы и обеспечения экономической безопасности невозможна без четырех составляющих, а именно:

1) стратегии развития кластера региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы;

2) системы показателей, которые характеризует процесс ее реализации и динамику устойчивости региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы;

3) качественного прироста валового регионального продукта;

4) институциональной составляющей, учитывающей формальные и неформальные нормы и правила взаимодействия участников РЭКТСЭС, внутренней организации социально-экономической ситуации в РЭКТСЭС.

Для формирования стратегии РЭКТСЭС и системы ее показателей используется анализ сильных и слабых сторон РЭКТСЭС с помощью методики SWOT-анализа с учетом вышеперечисленных составляющих.

Показатели устойчивого развития РЭК должны «иметь количественное выражение; опираться на имеющуюся систему национальной и региональной статистики и не требовать значительных издержек для сбора информации и расчетов; иметь возможность оценки в определенный период времени; иметь единообразное значение; соответствовать действующим особенностям принятия решений; обладать репрезентативностью для международных сопоставлений; позволять оценивать вклад результатов деятельности РЭК в повышение валового регионального продукта и т. п.» [1, 29-38].

79

В таблице 1 для оценки устойчивого развития РЭКТСЭС представлена система показателей, по каждой группе которых будет проведен расчет локальных показателей и группового показателя устойчивости РЭКТСЭС. Рассчитывается интегральный уровень устойчивости развития РЭКТСЭС по четырем групповым показателям. Рассматриваемая система показателей РЭКТСЭС сориентирована на устойчивое развитие РЭКТСЭС и повышение качества валового регионального продукта.

Таблица 1. Система показателей оценки устойчивого развития РЭКТСЭС *

Производственная устойчивость Финансово-инвестиционная устойчивость Инфраструктурная устойчивость ^инф) Институциональная устойчивость ^Инс)

Пь Ресурсоемкость Фь Финансовая ликвидность ИНФь Инфраемкость ИНС Активность института облигационного займа

П2. Техническая оснащенность Ф2. Дотационность ИНФ2. Транспортная доступность ИНС2. Демография организаций и Бизнес-демография (пилот)

П3. Энергоэффективность Ф3. Инвестиционная привлекательность ИНФ3. Инновационность инфраструктуры ИНС3. Поляризации экономического пространства

П4. Технологическая оснащенность Ф4. Платежеспособность ИНФ4. Инновационная активность ИНС4. Интенсивность деловых коммуникаций

П5. Обеспеченность кадрами Ф5. Кредитная независимость ИНФ5. Известность на рынке ИНС5. Государственная управляемость

* Составлено по [29-38] и на основе методов статистического анализа

Использование данного алгоритма расчета фактических нормативных значений по локальным показателям по таблице 1 позволит определить нам долю участников РЭКТСЭС от общего количества участников отдельного кластера, который обладает определенным свойством. Если фактическое значение показателя превышает 0,7 от нормативного значения — является эффективным. Нормативное значение определяется экспертно-аналитическим способом.

На рис. 1 представлены основные пользователи системы показателей РЭКТСЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Используем метод построения интервалов с выделением зоны позитивных значений для показателей, чтобы оценить групповые и интегральный показатели устойчивости. Используем только локальные

Основные пользователи системы показателей устойчивого развития РЭКТСЭС

субъекты, проводящие анализ и принимающие решения на региональном и федеральном уровнях по повышению устойчивости развития РЭКТСЭС

Г

специалисты / эксперты, занимающиеся анализом отдельных аспектов устойчивого развития экономики региона, РЭКТСЭС и его участников

г

общественность, требующая предоставления доступной для понимания информации по показателям устойчивого развития РЭКТСЭС и региона

международное сообщество, объектом внимания которого являются показатели устойчивого развития РЭКТСЭС, которые могут быть использованы для инвестиций и сравнительной оценки различных регионов

Рис. 1. Основные пользователи системы показателей устойчивого развития РЭКТСЭС (Составлено

авторами)

80

показатели данного вида устойчивости при расчете четырех групповых показателей устойчивости по кластеру (1):

5 5 5 5

фi ИНФi ИНСi

2п =

_ 1=1

2ф =

1=1

2

1=1

2

1=1

(1)

5 5 5 5

Расчет интегрального показателя устойчивости развития отдельного кластера (К) вычисляется по формуле (2):

2 =

2П + 2Ф + 2ИНФ + 2ИНС

(2)

Признаки экономической безопасности региона

РЭКТСЭС Наделены способностью реализовывать собственную экономическую политику в рамках общегосударственной политики

Региональная Характеризуется высоким уровнем диверси-

социально- фикации и способностью к гибкому реагиро -

экономическая ванию на геополитические макроэкономиче-

система ские изменения

Ресурсная база

Показатели по комплексам и РЭКТСЭС в целом в таком же порядке рассчитываются как локальные, так групповые и интегральные. Предлагаемые показатели позволяют провести сравнительную оценку устойчивого развития различных кластеров и их участников.

Рассматривая региональный уровень обеспечения экономической безопасности, стоит остановиться на его ключевых характеристиках (рис. 2), таких как: признаки региональных экономических структур; свойства региональной социально-экономической системы; существующая ресурсная база и качество жизни населения.

Анализируя характерные признаки экономической безопасности на уровне региона, приведены на рис. 2, убеждаемся в обусловленности безопасности региона с его экономическим развитием. Можно согласиться с учеными, которые в обеспечении экономической безопасности региона отводят особое место для системы социально-экономических ориентиров [39].

Такая система направлена на согласование интересов всех участников процесса регионального развития и обоснования адекватных критериев выбора путей этого развития на основе гармонизации интересов всех

его участников. Упомянутые социально-экономические ориентиры наделены научно-рекомендательными, формально-ориентационными, оценочными, стратегическими и ограничительно-регулирующими функциями.

При условии, что эти ориентиры подкреплены соответствующими экономическими рычагами управления (организационными, стимулирующими, предупреждающими и запрещающими) и преобладанием интересов развития региона в целом над интересами отдельных субъектов хозяйствования достигается укрепление социально-экономической безопасности региона.

На разных уровнях иерархии управления экономикой обеспечения экономической безопасности должно происходить с учетом совокупности интересов (экономических, политических и др.) всех ее субъектов по приоритетности территориальных и отраслевых интересов.

На посттрансформационном этапе развития экономики угрозы безопасности на макро- и мезоуров-не возникают, прежде всего, из диспропорции отдельных мезо- и микроподсистем, в основном отраслевых, поскольку их возникновение вызвано субъективными факторами, зависит от стратегии развития и размещения производительных сил, реализуемых региональными структурами управления.

С целью формирования на субрегиональном уровне эффективной политики обеспечения экономической безопасности и принятия выверенных управленческих решений необходимо проводить основа-

81

Обеспечивает способность региона оказывать помощь отдельным территориям, региональные экономические интересы которых испытывают негативное влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры

Качество жиз- Поддерживается на уровне не ниже, чем

ни населения средний в государстве

Рис. 2. Структурные характеристики экономической безопасности на региональном уровне (Предложено авторами)

тельное аналитическое изучение условий и результатов функционирования социально-экономических систем. Ключевой задачей такого анализа является выработка методического подхода к исследованию экономической безопасности региона. Впрочем, в условиях цифровизации отечественное нормативно-методологическое обеспечение требует формирования совокупности индикаторов экономической безопасности для оценки основных тенденций и динамики развития региональной безопасности как основы разработки механизма по укреплению экономической безопасностью регионов.

С целью усовершенствования анализа как важной функции управления на рис. 3. представим структурно-логическую последовательность диагностики экономической безопасности региона.

Рис. 3. Структурно-логическая схема анализа состояния как функции в системе управления экономической безопасностью РЭКТСЭС (Предложено авторами)

Отметим, что на первом этапе необходимо определить цели, задачи и методы исследования безопасности, источники информации. При выборе подходов к анализу берутся за основу внутренние компоненты безопасности (устойчивость, стабильность и способность к развитию), предпосылки для самовоспроизводства, уровень и источники возникновения конфликтов в регионе, а также его внешнеэкономическая открытость.

На завершающем этапе важно комплексно оценить состояние и уровень, а также тенденции изменения характеристик экономической безопасности региона, прежде всего с целью дальнейшего прогнозирования параметров экономической безопасности в будущем периоде. Такие теоретические наработки полезны для практического применения при определении механизмов и формировании стратегии обеспечения экономической безопасности региона.

Кроме того, для выработки адекватной стратегии обеспечения экономической безопасности региона, как отмечалось ранее, особое значение имеет институциональная среда: институты регулирования и институты рыночной инфраструктуры. Институты регулирования формируются как совокупность

82

формальных правил и неформальных ограничений, в рамках которых действуют институты рынка (все виды коммерческих и некоммерческих организаций).

На укрепление экономической безопасности региона существенно влияет непосредственно уровень развития его институциональной среды, поэтому одним из приоритетных направлений региональной политики является содействие формированию эффективных институтов регулирования и институтов рыночной инфраструктуры. Институты регулирования в своей деятельности должны руководствоваться совокупностью мероприятий на основе нормативно-правовой базы региона [40].

Для разработки и реализации концепции развития рыночной инфраструктуры (как компоненты нормативно-правовой поддержки реализации государственной политики обеспечения экономической безопасности на макро-, мезо- и субрегиональном уровнях) необходимо наладить управляемое и регулируемое взаимодействие региональных органов власти, поскольку их деятельность должна регулироваться в рамках единой концепции развития рыночной инфраструктуры как элемента стратегии социально-экономического развития региона в условиях цифровизации.

Основной целью концепции институционального развития является определение направлений развития институтов рыночной инфраструктуры и их практическая реализация, направленная на повышение экономической безопасности региона, его конкурентоспособности за счет формирования благоприятного для развития реального сектора экономического и инвестиционного климата, создание условий для повышения эффективности воспроизводственного процесса в регионе в целом. ВЫВОДЫ

Решение рационального использования ресурсов территориальной социально-экономической системы требует применения ресурсного подхода, а также основных уже разработанных положений теорий региональной экономики, более того, качественного социально-экономического развития, кластерных образований и задействования региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы (РЭКТСЭС).

Главное достоинство этого подхода — возможность рассмотрения понятия устойчивого развития экономики региона через призму создания РЭКТСЭС с целью повышения конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата за счет взаимного развития производственных, финансовых, инфраструктурных и институциональных составляющих, позволяющих более эффективно использовать ресурсный потенциал экономики региона в рамках гармонизации региональной промышленной и торговой политики.

Оценка устойчивости развития РЭКТСЭС невозможна без четырех составляющих, а именно:

1) стратегии развития кластера региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы;

2) системы показателей, которые характеризуют процесс ее реализации и динамику устойчивости региональных экономических кластеров территориальной социально-экономической системы;

3) качественного прироста валового регионального продукта;

4) институциональной составляющей, учитывающей формальные и неформальные нормы и правила взаимодействия участников РЭКТСЭС, внутреннюю организацию социально-экономической ситуации в РЭКТСЭС.

Для устойчивого развития региона и его социально-экономических отношений необходимо применять такие формы организации и кооперации связей, которые обеспечивают максимальное использование возможностей накопления и эффективного использования ресурсов в рамках производственного процесса в условиях цифровой экономики.

Дальнейшие исследования необходимо направить на анализ взаимодействия локальных, групповых и интегральных показателей по комплексам и региональным экономическим кластерам территориальной социально-экономической системы в целом в условиях цифровой экономики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалева И.Н. Методы и принципы устойчивого развития региональных экономических кластеров / И.Н. Ковалева // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2012. — N° 5. — С. 305-312.

2. Айзард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / У. Айзард. — М., 1966. — 345 с.

3. Портер М.Э. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Э. Портер. — М.: Альпина бизнес букс, 2008. — 485 с.

4. Азикова С.Г. Структурные трансформации регионально-отраслевых хозяйственных комплексов: проблемы, закономерности и факторы развития: Автореферат доктора экономических наук / С.Г. Ази-кова. — Владикавказ: СОГУ, 2008. — 44 с.

5. Беляков Д.Е. Экономический потенциал развития регионов [Текст] / Д.Е. Беляков // Регионоло-гия. — 2007. — № 4. — С. 195-207.

83

6. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление / Е.Г. Коваленко. — СПб.: Питер, 2008. — 415 с.

7. Колесников Ю.С. Конкурентоспособность регионов: взгляд из провинции / Ю.С. Колесников // Научная мысль Кавказа. — 2008. — № 3. — С. 31-36.

8. Куклина Е.А. Теория и методология устойчивого развития региона на основе управления промышленными комплексами / Е.А. Куклина. — СПб.: СПбГИЭУ, 2008. — 319 с.

9. Рохчин В.Е. Стратегическое управление развитием муниципального образования: межмуниципальное взаимодействие / В.Е. Рохчин, В.В. Шураев, К.Н. Знаменская. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2005. — 126 с.

10. Сулакшин С.С. Региональное измерение государственной экономической политики России / С.С. Сулакшин, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов и др. — М.: Научный эксперт, 2007. — 487 с.

11. Татаркин А. Формирование саморазвивающихся регионов и их функционирование / А. Татар-кин, Д. Татаркин // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 5. — С. 50-57.

12. Чеченова Р.И. Региональная промышленная политика: теоретические основы, практика формирования и механизм реализации [Текст] / Р.И. Чеченова, А.И. Татаркин, О.А. Романова. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. — 52 с.

13. Байрамукова Л.С. Относительные конкурентные преимущества территории как форма реализации эффективных региональных производственных комплексов: Автореферат кандидата экономических наук / Л.С. Байрамукова. — Кисловодск: КИЭП, 2006. — 25 с.

14. Раевский С.В. Кластерная концепция организации структуры экономики регионов / С.В. Раевский, Ю.В. Винокурова // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 5 (44). — С. 27-29.

15. Рябченюк Ю. Кластеры и отечественные традиции комплексообразования / Ю. Рябченюк, А. Шестопалов, Л. Марков // Стратегия и конкурентоспособность. — 2007. — № 2 (14). — С. 85-87.

16. Хасаев Г.Р. Кластеры — современные инструменты повышения конкурентоспособности региона. Через партнерство к будущему / Г.Р. Хасаев, Ю.В. Михеев, М.И. Уманский [Электронный ресурс] // Компас промышленной реструктуризации. — 2003. — № 5 (6). — С. 18-21. — Режим доступа: www.profiz.ru/peo/5_2012/osobennosti_i_metodi/; www.compass-r.ru/regionjaromyshlennayaAolitica-pririt.htm (дата обращения: 27.06.2016).

17. Прокофьева Т. А. Государственное управление развитием здравоохранения региона и его совершенствование / Т.А. Прокофьева. — Воронеж, 2008. — 158 с.

18. Савон Д.Ю. Государственно-частное партнёрство в решении задач устойчивого развития региона / Д.Ю. Савон, Е.Л. Карибжанова, Е.В. Маркер // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2013. — № 2. — С. 107-112.

19. Veblen T. The Theory of the Leisure Class [Translated from English Sorokin] / T. Veblen. — Moscow: Progress, 1984. — Р. 6.

20. Coase R.H. The Problem of Social Cost / R.H. Coase // Journal of Law and Economics. — 1960. — № 3. — Р. 1-44.

21. North D.C. Structure and Change in Economic History / D.C. North. — New York: W.W. Norton, 1981. — Р. 33.

22. North D. Institutions / D. North // Journal of Economic Perspectives. — 1991. — № 1. — Р. 97-112.

23. Williamson O.E. The New Institutional Economics: Taking Stocks, Looking Ahead / O.E. Williamson // Journal of Economic Literature. — 2000. — № 3. — Р. 595-613.

24. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats and their reflection / L.I. Abalkin // Questions of economy. — 1994. — № 12. — Р. 4-12.

25. Arkhipov A. Economic security: assessment of problems, methods of providing / A. Arkhipov, A. Gorodetsky, B. Mikhailov // Questions of economy. — 1994. — № 12. — Р. 36-44.

26. Dudin, M.N. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems / M.N. Dudin, M.N. Prokof'ev, I.J. Fedorova and A.V. Frygin // Life Science Journal. — 2014. — Vol. 11, number 9. — Рр. 370-373.

27. Oleynik A.N. Institutional Economics: Textbook / A.N. Oleynik. — Moscow: INFRA-M, 2002. — 290 p.

28. Simchenko N. Application of the analytic hierarchy process to structure the motivational expectations of the economically active population of the Republic of Crimea / N. Simchenko, S. Tsohla, I. Podsmashnaya // Journal of Applied Economic Sciences Open Access. — 2016. — Volume XI, Issue 8 (46) Winter. — Рр. 1569-1580.

29. Ковалева И.Н. Экономико-математическое моделирование системы устойчивого развития региональных экономических кластеров: комплексный подход / И.Н. Ковалева // В кн. «Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития». — Книга 28. — М.: Наука: информ; Воронеж: ВГПУ, 2012. — 232 с.

84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Ковалева И.Н. Методика оценки конкурентоспособности и устойчивости развития региональных экономических кластеров / И.Н. Ковалева // Вопросы экономики и права. — 2012. — № 7. — С. 84.

31. Burkaltseva D. Assessing the Effects of Investments Into Innovative Activity as a Regional Competitiveness Factor / D. Burkaltseva, I. Voronin, А. Lisitsky, N. Mazur and O. Guk // International Journal of Applied Business and Economic Research. — 2017. — Vol. 15, number 8. — Pp. 11-27.

32. Burkaltseva D. Basic forms of institutional changes of economy in Russia / D. Burkaltseva, S. Tsohla, O. Guk, L. Borovskaia and A. Bondar // International Journal of Applied Business and Economic Research. — 2016. — Vol. 14, number 15. — Рр. 11137-11152.

33. Burkaltseva D.D. Structural modelling the system of ensuring the economic security of the complex territorial socio-economic system of the EuraSec / D.D. Burkaltseva, Yu.N. Vorobyov, L.M. Borsch, S.V. Gerasimova and V.V. Chepurko // International Journal of Applied Business and Economic Research. — 2016. — Vol. 14, number 9. — Pp. 5683-5704.

34. Панферов Д.И. Особенности и методика оценки стоимости финансовых ресурсов / Д.И. Панферов [Электронный ресурс] // Планово-экономический отдел. — М.: Профессиональное издательство, 2012. — № 5. — Режим доступа: www.profiz.ru/peo/5_2012/osobennosti_i_metodi/ (дата обращения: 27.06.2016).

35. Пилясов А. Политические и экономические факторы развития российских регионов / А. Пиля-сов // Вопросы экономики. — 2003. — №5. — С. 82-86.

36. Факторы экономического роста в регионах РФ / С. Дробышевский и др. — М.: ИЭПП, 2005. — 277 с.

37. Зарова Е.В. Качество экономического роста региона: методологические аспекты статистического исследования / Е.В. Зарова, М.А. Котякова // Вопросы статистики. — 2006. — № 5. — С. 56.

38. Ковалева И.Н. Устойчивое развитие региональных экономических кластеров на основе рационального использования ресурсов: Автореф...докт. экон. наук / И.Н. Ковалева. — Москва: КноРус, 2015. — 46 с.

39. Козаченко Г.В. Екож^чна безпека тдприемства: сутнють та мехашзм забезпечення: Монографiя / Г.В. Козаченко, В.П. Пономарьов, О.М. Ляшенко. — К.: Лiбра, 2003. — 280 с.

40. Екож^чна безпека Украши: проблеми та прюритети змщнення: монографiя / З.С. Варналш, Д.Д. Буркальцева, О.С. Саенко. — Кшв: Знання Украши, 2012. — 299 с.

Статья поступила в редакцию 19 июля 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.