Линк Наталья Александровна, Зверева Юлия Владимировна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ПРОФИЛЬ "НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ")
Статья посвящена проблеме контроля сформированности компетенции в русском языке у будущих бакалавров направления "Педагогическое образование" (профиль "Начальное образование"). Предлагается использовать разноуровневые задания, которые позволяют реализовывать обучающую функцию контроля и оценивать обученность студентов как по отдельной теме, так и по всей дисциплине. Представлен опыт составления рабочей тетради, включающей такие задания, и результаты ее внедрения в образовательный процесс вуза. Адрес статьи: от№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/3-1/54.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(81). Ч. 1. C. 199-202. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Таким образом, формирование, углубление и систематизация знаний на основе организации эффективной самостоятельной работы студентов и текущего и промежуточного контроля способствует успешному освоению курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе», на базе которого во многом строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов.
Список источников
1. Казеева Е. А. Е. А. Преображенский о некоторых проблемах организации чтения различной литературы гимназистами в рукописном журнале «Школьные досуги»: к истории педагогической мысли в России // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (6). С. 40-42.
2. Казеева Е. А. Образ классической гимназии на страницах рукописного журнала «Школьные досуги» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75): в 2-х ч. Ч. 1. С. 48-52.
3. Казеева Е. А. Проблемы образования и воспитания в восприятии орловских гимназистов (на материале рукописного журнала «Школьные досуги») // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сборник научных трудов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2013. Вып. 3 (9). С. 93-99.
4. Казеева Е. А. Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2017. 40 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень - магистратура). Направление подготовки 45.04.01 Филология [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1299. URL: https://eu.spb.ru/images/admissions/fgos_161215/ ФГОС_3_45.04.01_Филология^ (дата обращения: 25.02.2018).
THE PLACE OF THE COURSE "THEORY AND METHODS OF TEACHING HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE AT HIGHER SCHOOL" IN THE SYSTEM OF TRAINING CANDIDATES FOR MASTER'S DEGREE IN PHILOLOGY
Kazeeva Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk kazeeva-ea@yandex. ru
The article summarizes the author's experience in the sphere of teaching the academic discipline "Theory and Methods of Teaching History of Russian Literature at Higher School" to the candidates for Master's Degree in Philology of the National Research Ogarev Mordovia State University. The author characterizes the structure of the course, its purposes and tasks, professional competences being formed. The researcher emphasizes that this academic discipline in many ways forms the basis of further professional activity of candidates for Master's Degree in Philology.
Key words and phrases: academic discipline; course; "Theory and Methods of Teaching History of Russian Literature at Higher School"; Master's Degree program; candidate for Master's Degree; Federal State Educational Standard of Higher Education; National Research Ogarev Mordovia State University.
УДК 378
Статья посвящена проблеме контроля сформированности компетенции в русском языке у будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»). Предлагается использовать разноуровневые задания, которые позволяют реализовывать обучающую функцию контроля и оценивать обученность студентов как по отдельной теме, так и по всей дисциплине. Представлен опыт составления рабочей тетради, включающей такие задания, и результаты ее внедрения в образовательный процесс вуза.
Ключевые слова и фразы: русский язык; бакалавр; компетенция; контроль; оценка; разноуровневые задания; рабочая тетрадь.
Линк Наталья Александровна, к. филол. н., доцент Зверева Юлия Владимировна, к. филол. н.
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет natalialink@gmail. com; [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)
Повышение качества высшего образования является одной из актуальных проблем для России, ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации
200
^БЫ 1997-2911. № 3 (81) 2018. Ч. 1
образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования. Главной целью современного высшего образования является формирование компетентности выпускника в профессиональной сфере. Разработке этой проблемы посвящены научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и поднимаются проблемы формирования ключевых компетенций [1; 3; 4; 7]. Ориентация стандартов высшего образования на формирование компетенций и появление новых требований к содержанию и конечным результатам образования приводят к изменениям в области контроля и оценки их качества. В настоящее время применяются различные, в том числе и инновационные, способы оценки результатов освоения отдельных дисциплин. К ним относят тестирование, наблюдение, кейс-метод, мониторинг, портфолио, анализ продуктов деятельности, интервью, разноуровневые задания и др. [2, с. 133].
Применение разноуровневых заданий в курсе русского языка, изучаемого будущими бакалаврами по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»), весьма актуально, на наш взгляд, поскольку помогает создать ситуацию успеха благодаря личному выбору. Разноуровневые задания позволяют выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить их усвоение в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создают возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию студентов.
Принимаясь за разработку разноуровневых заданий, мы взяли за основу классификацию Е. И. Сафоновой [6], включающую задания репродуктивного, реконструктивного и творческого уровней. Разработанная нами рабочая тетрадь по русскому языку [5], которая включает в себя разноуровневые задания по разделам «Лексикология. Фразеология. Лексикография» и «Фонетика. Фонология. Орфоэпия», представляет собою попытку создания такого комплекса заданий, который может быть использован в высшей школе как средство текущего контроля. Рабочая тетрадь выполняет несколько функций: во-первых, служит средством организации практических занятий; во-вторых, помогает в овладении теоретическими знаниями; в-третьих, может использоваться в качестве средства проверки домашней (самостоятельной) работы; в-четвертых, выступает инструментом, помогающим оценить уровень сформированности компетенции по всей дисциплине или отельным разделам. В учебном пособии разноуровневые задания сгруппированы по отдельным темам соответствующих разделов. Преподаватель может использовать предлагаемые задания в качестве средства контроля на практических занятиях. Кроме этого, в тетради содержатся итоговые разноуровневые контрольные работы по всем изученным темам.
Приведем примеры заданий различных типов.
Задания репродуктивного уровня позволяют диагностировать и оценивать усвоение знаний фактического характера (базовых понятий, алгоритмов, фактов) и сформированность умения правильно использовать специальные понятия и термины, а также интерпретировать языковые факты в рамках определенного раздела дисциплины [6, с. 61]. Формулировки заданий могут быть такими: вставить пропущенные слова, внести недостающие сведения, отделить верное от неверного. Приведем примеры заданий, предполагающих выбор правильного ответа:
1. Выберите из перечисленных основные признаки слова как предмета лексикологии.
а) цельнооформленность; г) наличие значения;
б) предикативность; д) однофонемность.
в) выделимость;
Ответы: а, в, г.
2. Какие из фонетических единиц относятся к сегментным?
а) фраза; г) фонетическое слово;
б) речевой такт; д) звук;
в) ударение; е) интонация.
Ответы: а, б, г, д.
Задания реконструктивного уровня трактуются как задания, позволяющие диагностировать и оценивать сформированность умения анализировать, синтезировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей [Там же]. Приведем примеры заданий подобного типа.
1. Определите тип значения (А, Б, В, Г или Д) каждого из слов, выделенных заглавными буквами, в предложениях 1-4.
Слова Типы значений
1. Постепенно я ВТЯНУЛСЯ в работу. 2. В цирке дети чуть не ЛОПНУЛИ со смеху. 3. Забыла вернуть книгу, ВОРОНА! 4. Малыш заплакал: ЛОПНУЛ шарик. а) определительное б) несвободное, синтаксически связанное в) несвободное, фразеологически связанное г) свободное д) несвободное, конструктивно обусловленное
Ответы: 1 - д, 2 - в, 3 - б, 4 - г.
2. В какой строке во всех словах правильно выделен ударный гласный?
1) оптОвые, каталОг, договОренность, поднЯв;
2) включЁнный, запертА, бАнты, ходАтайство;
3) цЕнтнер, шоферОв, нАнявшийся, заселенА;
4) свеклА, повторИт, балОванный, красИвее. Ответы: 2.
К заданиям творческого уровня относят задания, позволяющие диагностировать и оценивать сфор-мированность умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения [Там же, с. 62]. Обычно результатом выполнения творческих заданий является самостоятельно созданный продукт. В этой связи мы сочли возможным отнести к заданиям творческого уровня создание текста, предполагающего некоторые рассуждения, обобщения. Приведем примеры из нашего пособия:
1. Почему в языке появляются неологизмы? Составьте связный текст с примерами.
2. Составьте связный текст об артикуляционных особенностях гласных, подчеркните слова, в звуковой оболочке которых есть лабиализованные гласные.
Охарактеризуем критерии оценивания. Самый высокий балл за задание творческого уровня (3 балла) выставляется тогда, когда ответ полностью правильный; 2 балла - ответ правильный, однако имеются недочеты; 1 балл - частично правильный ответ; 0 баллов - ответ неверный или отсутствует. Задание реконструктивного уровня оценивается в 2 балла, если оно выполнено без ошибок, 1 балл - допущены негрубые ошибки, 0 баллов - допущены грубые ошибки, ответ неверный или отсутствует. Задание репродуктивного уровня как самое простое оценивается в 1 балл, если оно выполнено без ошибок, 0 баллов - не выполнено или выполнено с ошибкой. Выполняя задания по конкретной теме, представленные в рабочей тетради, студент может набрать максимально 10 баллов (в каждой работе представлено по три задания репродуктивного, по два -реконструктивного уровня и одно творческое задание).
Для проведения зачета нами составлены разноуровневые варианты контрольной работы по всем темам раздела «Лексикология. Фразеология. Лексикография». Она включает 6 заданий репродуктивного, 4 - реконструктивного уровня и 2 творческих задания. Большинство репродуктивных заданий предполагают выбор правильных ответов из ряда предложенных, реконструктивные задания - выявление соответствий. При выполнении творческих заданий нужно было дать ответ на вопрос в виде развернутого текста, например:
1. Напишите текст из пяти-шести предложений, который раскрывал бы значение одного из фразеологических сращений. Используемое Вами фразеологическое сращение подчеркните.
2. Сформулируйте, в чем заключаются сходство и различие между историзмами и архаизмами, приведите примеры.
Максимальное количество баллов - 20.
Рабочая тетрадь внедрена в учебный процесс и эффективно применяется на практических занятиях, а также как средство контроля в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Так, в начале 2015/16 учебного года была проведена входная диагностическая работа по разделу «Лексикология. Фразеология. Лексикография». 13% студентов получили неудовлетворительные отметки, что свидетельствовало о достаточно низком показателе владения лексическими понятиями, изученными в школьном курсе русского языка; удовлетворительные отметки имели 23% студентов, хорошо с заданиями справились 19%, отлично - 45%. Особые трудности у студентов вызвали задания, в которых им предлагалось разграничить многозначные слова и слова-омонимы, определить в парах слов синонимы, антонимы, паронимы, выявить заимствованные слова. После анализа результатов входной диагностики, с учетом выявленных в знаниях студентов пробелов были спланированы практические занятия, предполагавшие выполнение разноуровневых заданий, включая контрольную работу, вынесенную на зачет. Итоги промежуточного контроля свидетельствовали, что уровень сформированности данного компонента специальной компетенции повысился. Значимо, что ни один студент не получил неудовлетворительной отметки (т.е. общая успеваемость составила 100%), улучшилось качество знаний (с 64 до 78%). Это стало возможным благодаря подготовке студентов к каждому практическому занятию, в ходе которого выполнялись разноуровневые задания. Выполнение подобных заданий вызвало интерес у студентов и нашло отражение в повышении уровня сформи-рованности компетенции в области русского языка.
Список источников
1. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования: монография. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.
2. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 216 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения: 29.09.2017).
4. Переломова Н. А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2007. № 1. С. 7-14.
5. Разноуровневые задания по русскому языку (разделы «Лексикология», «Фразеология», «Лексикография», «Фонетика», «Фонология», «Орфоэпия») [Электронный ресурс]: рабочая тетрадь / сост. Ю. В. Зверева, Н. А. Линк. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2015.
202
ISSN 1997-2911. № 3 (81) 2018. Ч. 1
6. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) нового поколения / сост. Е. И. Сафонова. М.: РГГУ, 2013. 75 с.
7. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Эйдос. 2005. 12 декабря. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 29.09.2017).
MULTI-LEVEL TASKS ON THE RUSSIAN LANGUAGE AS A MEANS TO ASSESS THE LEVEL OF STUDENT'S COMPETENCE (FIELD OF TRAINING "PEDAGOGICAL EDUCATION", PROFILE "ELEMENTARY EDUCATION")
Link Natal'ya Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Zvereva Yuliya Vladimirovna, Ph. D. in Philology Perm State Humanitarian-Pedagogical University [email protected]; [email protected]
The article is devoted to the problem of assessing the level of the Russian language competence among the future bachelors in the field of training "Pedagogical Education" (profile "Elementary Education"). The authors propose to use multi-level tasks which allow the teacher to realize educational function of control and to assess students' acquisition of both a single subject area and the whole academic discipline. The paper presents the attempt of compiling a workbook with such tasks and summarizes the results of introducing it into the higher school educational process.
Key words and phrases: Russian language; bachelor; competence; control; assessment; multi-level tasks; workbook.
УДК 372.881.1; 378.147.88
Статья посвящена проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции в полилингвальной среде, её актуальность обусловлена общемировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах и необходимостью формирования полилингвальной личности. Дается характеристика полилингвальности, сложившейся в Российской Федерации как многонациональном государстве. Особое внимание уделяется опоре на опыт изучения уже усвоенных языков, положительному переносу и преодолению интерференции при изучении новых языков.
Ключевые слова и фразы: полилингвизм; билингвизм; коммуникативная компетенция; положительный перенос; интерференция; преподавание иностранного языка.
Низамиева Лилия Рафхатовна, к. пед. н., доцент Назарова Гульнара Ильсуровна, к. пед. н., доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет lilianiz@yandex. ги; gulnazar@yandex. ги
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЕ
На современном этапе развития общества процессы социокультурной интеграции определяют государственную языковую политику, главным объектом внимания которой являются эффективные социально значимые стратегии в сфере образования. Осуществляющаяся в России в последние десятилетия модернизация всех ступеней образования выдвинула на первый план задачи существенного обновления его содержания и обеспечения его деятельностного, развивающего, поликультурного характера, что обусловлено многообразными и разнонаправленными требованиями современного общества в условиях стремительной глобализации [1, с. 20].
Социально-экономическая потребность в интенсификации образовательного процесса ставит перед исследователями и образовательными учреждениями всех уровней задачу поиска наиболее эффективных форм и методов преподавания, способствующих формированию у обучаемых профессионально значимых компетенций и креативного мышления. Лица, владеющие несколькими языками не только в пределах повседневной коммуникации, но и на уровне профессиональной деятельности, имеют больше возможностей получить или продолжить образование за рубежом, они более мобильны, конкурентоспособны и востребованы на общеевропейском и мировом рынке труда.
В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу, в котором на данный момент участвуют все крупнейшие российские вузы. Одной из целей, заявленных в Болонской декларации, является создание условий для того, чтобы все граждане подписавших ее стран овладели хотя бы тремя европейскими языками. Евросоюз в целом является наднациональным образованием, языковая политика которого укрепляет позиции полилингвизма, что способствует развитию толерантного отношения к языковому и культурному разнообразию входящих в него стран. Это вызвало значительный рост интереса и мотивации