Научная статья на тему 'Использование различных методических приемов при обучении решению задач на движение в начальной школе'

Использование различных методических приемов при обучении решению задач на движение в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
2037
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / PROBLEM SOLVING / ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ / ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ / INVERSE PROBLEMS / MOTION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

В статье автор описывает методику обучения решению задач на движение по четырем этапам и рассматривает методические приемы, присущие каждому этапу. В данной статье представлены различные виды задач (на встречное движение, движение в одном направлении). Автор предлагает для проверки решения задачи использовать обратные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of various methodical techniques in teaching the solution of problems on the movement in an elementary school

In the article the author describes the method of teaching how to solve the problems on movement in four stages and considers the methodical techniques inherent in each stage. In this article, various types of tasks are presented (on the oncoming traffic, movement in one direction). The author proposes to use inverse problems to verify the solution of the problem.

Текст научной работы на тему «Использование различных методических приемов при обучении решению задач на движение в начальной школе»

Выводы. Результаты исследования состояния адаптации в исследуемой группе соответствует распределению латерализации полушарной асимметрии мозга. Мониторинг функциональной асимметрии мозга в процессе обучения позволяет прогнозировать развитие адаптации и успешности обучения студентов.

Литература:

1. Брагина, Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988. - 237 с. URL: http://www.braintools.ru/rubric/information/from-books/functional-asymmetry-of-human (дата обращения: 20.02.2018).

2. Меерзон Т.И., Насибуллина А.Д. Дифференцированный подход в обучении студентов с учетом функциональной асимметрии мозга // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 3. - С. 129-136.

3. Полещук Т.С Влияние сенсорной асимметрии на адаптацию к обучению // Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины: Тез. докл. XII Тихоокеан. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных с междунар. участием. 14-15 апреля 2011 г., Владивосток. Владивосток: Медицина ДВ, 2011. С. 31 - 32.

4. Шолохова Г.И., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности. // Вестник ОГУ, №3 (164), 2014. С. 103-107.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук, доцент Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье автор описывает методику обучения решению задач на движение по четырем этапам и рассматривает методические приемы, присущие каждому этапу. В данной статье представлены различные виды задач (на встречное движение, движение в одном направлении). Автор предлагает для проверки решения задачи использовать обратные задачи.

Ключевые слова: начальная школа, решение задач, задачи на движение, обратные задачи. Annotation. In the article the author describes the method of teaching how to solve the problems on movement in four stages and considers the methodical techniques inherent in each stage. In this article, various types of tasks are presented (on the oncoming traffic, movement in one direction). The author proposes to use inverse problems to verify the solution of the problem.

Keywords: elementary school, problem solving, motion problems, inverse problems.

Введение. В современной методике преподавания и обучения математики существуют методические приемы, которые используются при обучении решению задач арифметическим способом.

Целью статьи является рассмотрение методических приемов при обучении решению задач на движение в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Анализ методов решения арифметических задач целесообразно начать с общего подхода. Такой подход включает в себя четыре этапа.

1 этап. <А_нализ задачи»

• Понимание ситуации в целом (умение читать)

• Выделение условия и требования, называние известных и искомых объектов (умение определять структуру задачи)

• Выделение отношения (зависимости) между объектами (больше на (в)..., меньше на (в)..., разностное (кратное)сравнение)

При анализе задачи методисты рекомендуют использовать следующие приёмы:

• Развивать способность составлять специальные вопросы (уметь вести диалог)

• Умение перефразировать текст задачи, не потеряв его структурные элементы.

• Умение работать с построением таблиц и использовать их при решении задач.

• Умение работать с построением схем и использовать их при решении задач.

2 этап. «Поиск и составление плана решения задачи»

Цель этого этапа - установить связь между данными и искомыми объектами, наметить последовательность действий.

Для этого этапа так же, как и для предыдущего разработаны приёмы. Приёмы поиска и составления плана решения.

• Разбор задачи по тексту или по её вспомогательной модели

3 этап «Осуществление плана решения задачи»

Цель - найти ответ на требование задачи, выполнив все действия в соответствии с планом Приёмы осуществления плана

• Умение записывать решение по действиям (с пояснениями, без пояснений, с вопросами)

• Умение записывать решение в виде выражения

4 этап «Проверка решения задачи»

Цель - установить правильность или ошибочность выполненного решения. Приёмы проверки решения задачи

• Нахождение соответствий между результатом и условием задачи

• Умение решать задачу несколькими способами [3].

Распространённым видом арифметических задач являются задачи на движение. Им следует уделить особое внимание, это прежде всего связано со сложностью восприятия детьми таких задач. Разберём этапы обучения младших школьников решению задач на движение [2]. 1. Простейшие задачи на движение

В жизни очень часто мы имеем дело с величинами: расстояние, время, скорость движения. При решении простейших задач мы отталкиваемся от того, что все тела двигаются с постоянной скоростью и по прямолинейному пути.

Задача 1. От Оренбурга до Самары 360 км, автобус проходит это расстояние за 6 ч . Найти скорость движения автобуса.

В этой задаче дано расстояние между городами (360 км), время движения автобуса (6 ч.) Требуется найти скорость движения автобуса.

Решение: 360:60=60 (км/ч)

Составим и решим обратные задачи.

Задача 2. От Оренбурга до Самары 360 км. За какое время автобус пройдёт это расстояние, если он будет ехать со скоростью 60 км в час?

Решение: 360:60 = 6 (ч)

Ответ. За 6 ч автобус проходит расстояние от Оренбурга до Самары.

Задача 3. Автобус, двигаясь со скоростью 60 км в час, проходит расстояние от Оренбурга до Самары за 6 ч. Найдите расстояние от Оренбурга до Самары.

Решение: 60 * 6 =360 (км)

Ответ. Расстояние от Оренбурга до Самары 360 км.

При обозначении расстояния через 8, скорость через V, время через 1, зависимость между этими величинами выражается следующими формулами: 8=У% V=S:t, 1=8^

2. Задачи на встречное движение.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с понятием «встречное движение». Например, выходя из дома мы можем наблюдать как навстречу друг другу двигаются автомобили, автобусы, по тротуару движутся пешеходы, по рекам катера и т.д. [1].

Задачи, связанные со встречным движением, носят разнообразный характер. Прежде всего нам необходимо уточнить, с какими величинами приходится иметь дело, когда происходит встречное движение, и какова зависимость между ними.

Задача. Пусть из пунктов А и В выходят одновременно навстречу друг другу два ученика. Один со скоростью 3 км в час, другой 4 км в час.

При таких условиях рассуждение будет выглядеть следующим образом: За час пешеходы вместе пройдут 3+4=7 (км). Расстояние между ними уменьшится на 7 км. Иначе говоря, они приблизятся друг к другу за час движения на 7 км. Расстояние, на которое приблизятся друг к другу два пешеходы за час, назовем скоростью их сближения. 7 км в час - скопость сближения пешехолов.

о км в час I I -1 4 км в час в.

3 км 4 км у!

Если известна скорость сближения пешеходов, то нетрудно узнать, на сколько уменьшится расстояние между ними за 2 ч, 3 ч движения навстречу друг другу.

1) 7*2 = 14 (км) - на 14 км уменьшится расстояние между пешеходами за 2 ч.

2) 7*3 = 21 (км) - на 21 км уменьшится расстояние между пешеходами за 3 ч.

С каждым часом расстояние между пешеходами уменьшается. Наступит момент, когда они встретятся. Пусть расстояние между А и В равно 36 км. Найдем, какое расстояние стало между пешеходами через 1 ч после их выхода из пунктов А и В через 2 ч, 3 ч, 5 ч.

Через 1 ч Через 2 ч Через 3 ч Через 5 ч

35 - 7= 28 (км) 35 - 7*2 = 21 (км) 35 - 7*3 = 14 (км) 35 - 7*5 = 0 (км)

Через 5 ч после выхода из пунктов А и В пешеходы встретятся.

При рассмотрении встречного движения между пешеходами, то мы имеем дело с такими величинами,

как:

1) Расстояние между пунктами, из которых начинается одновременное движение (транспорта или пешехода);

2) Скорость сближения;

3) Время с момента начала движения до момента встречи (время движения).

Таким образом, зная значение двух из этих трех величин, можно найти значение третьей величины. Теперь выразим зависимость между этими величинами формулой. Обозначим через 8 - расстояние между А и В; V - скорость сближения, 1 - время с момента выхода до момента встречи.

В задачах на встречное движение скорость сближения практически никогда не даётся, однако её просто вычислить по известным величинам, приведённых в задачах. 3. Задачи на движение в одном направлении.

Естественно, в повседневной жизни мы встречаемся и с движением в одном направлении. Задачи, направленные на это понятие, так же, как и предыдущие различны по своей структуре.

Обратимся к величинам, с которыми придётся работать при решении таких задач, и какая зависимость между этими величинами.

Задача. Из одного посёлка выходят одновременно пешеход и велосипедист и двигаются в одном направлении: пешеход со скоростью 5 км в час, велосипедист со скоростью 12 км в час:

Рассуждения будут такими: Через час велосипедист будет находиться от пункта А на расстоянии 12 км, а пешеход на расстоянии 5 км. Между велосипедистом и пешеходом будет расстояние, равное 12-5=7 (км), т.е. велосипедист обгонит пешехода на 7 км, или, что то же самое, пешеход отстанет от велосипедиста за час на 7 км.

Расстояние, на которое удаляется велосипедист от пешехода за час их совместного движения, будет называться скоростью удаления велосипедиста от пешехода. 7 км в час - это скорость удаления

Пеш. -►

Вел_ . _^

Пеш, Вел,

_I_I_

5 км

12 км

велосипедиста от пешехода.

Если нам известна скорость удаления велосипедиста от пешехода, то нетрудно узнать, на сколько километров удалится велосипедист от пешехода за 2 ч, 3 ч их совместного движения в одном направлении.

7*2=14 (км)- на 14 км удалится велосипедист от пешехода за 2 ч;

7*3 (км) - на 21 км удалится велосипедист от пешехода за 3 часа.

С каждым часом их движения расстояние между ними увеличивается.

Рассматривая движение в одном направлении, мы имеем дело с такими величинами:

1) расстояние между движущимися телами (пешеходом и велосипедистом);

2) скорость удаления одного движущегося тела от другого (велосипедиста от пешехода);

3) время движения.

Зная значение двух из этих трех величин, можно найти значение третьей величины. В таблице мы записали условия трех взаимно обратных задач, которые можно составить о движении в одном направлении пешехода и велосипедиста.

№ п/п Скорость удаления велосипедиста от пешехода в км в час Время движения в час Расстояние между велосипедистом и пешеходом в км Решение

1 7 4 х х=7*4 х=28

2 х 4 28 х=28:4 х=7

3 7 х 28 х=28:7 х=4

Задача. Из Оренбурга в Москву вылетели одновременно два самолета: один со скоростью 800 км в час, а другой со скоростью 550 км в час. На сколько километров первый самолет обгонит второй за 3 ч?

Чтобы найти, на сколько километров первый самолет обгонит второй, можно скорость удаления первого самолета от второго умножить на время их совместного движения; скорость удаления равна разности скоростей самолетов.

Формула для решения данной задачи: х =(800-550)*3;

х =750

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ. За 3 ч первый самолет обгонит второй на 750 км.

Можно было бы дать и другое решение:

х=800*3 - 50*3;

х =750, но оно по сравнению с первым решением нерациональное.

Условия и решения обратных задач мы записали в таблицу:

№ п/п Скорость первого самолета в км в час Скорость второго самолета в км в час Расстояние между самолетами в км Время в час Решение

1 800 550 750 х х=750(800-550) х=3

2 800 х 750 3 х=800-750:3 х=550

3 х 550 750 3 х=550+750:3 х=800

4. Задачи иа движение в одном направлении («на догонку»),

В предыдущих задачах на движение в одном направлении движение тел начиналось одновременно из одного и того же пункта. Рассмотрим решение задач на движение в одном направлении, когда движение тел начинается одновременно, но из разных пунктов.

Задача. Пусть из пунктов А и В, расстояние между которыми 21 км, выходят одновременно велосипедист и пешеход и идут в одном направлении: пешеход со скоростью 5 км в час, велосипедист 12 км в час.

Рассуждаем: Расстояние между велосипедистом и пешеходом в момент начала их движения 8 = 21 км. За час их совместного движения в одном направлении расстояние между ними уменьшится на 12-5=7 (км). 7 км в час - это скорость сближения велосипедиста и пешехода:

Будем знать скорость сближения велосипедиста и пешехода, нетрудно найти, на сколько километров уменьшится расстояние между ними через 2 ч, 3 ч их движения в одном направлении.

7*2=14 (км) - на 14 км уменьшится расстояние между велосипедистом и пешеходом через 2 ч; 7*3=21 (км) - на 21 км уменьшится расстояние между велосипедистом и пешеходом через 3 ч. С каждым часом расстояние между велосипедистом и пешеходом уменьшается. Через 3 ч расстояние между ними становится равным 21-21=0, т.е. велосипедист догонит пешехода:

21 км

А ~~ В

В задачах «на догонку» имеем дело с величинами:

1) расстояние между пунктами, из которых начинается одновременное движение (транспорта или людей);

2) скорость сближения

3) время с момента начала движения до момента, когда одно из движущихся тел догонит другое. Зная значение двух из этих трех величин, можно найти значение третьей величины.

В таблице записаны условия и решения задач, которые можно составить на «на догонку» велосипедистом пешехода:

№ п/п Скорость сближения велосипедиста и пешехода в км в час Время с момента начала движения до момента, когда велосипедист догонит пешехода, в часах Расстояние от А до В в км Решение

1 7 X 21 х=27:7 х=3

2 7 3 X х=7*3 х=21

3 X 3 21 х=21:3 х=7

В задачах «на догонку» чаще всего скорость сближения не дается, но ее легко можно найти по данным задачи.

Выводы. Таким образом, существуют различные типы задач на движения в начальной школе. Главная задача учителя - объяснить и разобрать с детьми способы решения таких задач. Увлечь, рассказать обучающимся начальной школы о значимости задач на движения в современном мире.

Литература:

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина, - М.: Изд, центр «Академия», 1999. - 288 с.

2. Лященко, Е.И. Математические, учебные и методические задачи в курсе методики преподавания математики / Е.И. Лященко // Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и вузе. - Даугавпилс: ДПИ, 1984. - С. 44-46.

3. Стойлова, Л.П. Математика / Л.П. Стойлова. - Москва, 2012.

Педагогика

УДК 378. 4

преподаватель Мещеряков Виктор Сергеевич

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Глубокий Владимир Анатольевич Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Дворкин Владимир Михайлович Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Красноярск); доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по определению современных концепций построения процесса физической подготовки дзюдоистов 15-16 летнего возраста. Изучены и изложены аспекты развития физических качеств юных спортсменов на современном этапе. Обобщение результатов теоретических исследований и анализ данных анкетирования ведущих тренеров Красноярского края позволили сформулировать ключевую идею исследования и определить актуальность разработки методики сопряженного развития физических качеств для подростков, занимающихся дзюдо.

Ключевые слова: дзюдо, тренировочный процесс, развитие двигательных качеств, сопряженная и конкурирующая модели тренировки.

Annotation. The article presents the results of a study on the definition of modern concepts of building the process of physical training of judokas aged 15-16. The aspects of development of physical qualities of young sportsmen at the present stage are studied and stated. Generalization of theoretical research allowed. The analysis of data of questionnaire survey of the leading trainers of Krasnoyarsk Krai and generalization of theoretical researches allowed to formulate the key idea of research and to define relevance of development of a technique of the conjugate development of physical qualities for teenagers engaged in judo.

Keywords: judo, training process, development of motor qualities, conjugate and competing models of training.

Введение. Тренировочному процессу юных спортсменов, как будущему резерву сборных команд по видам спорта всегда уделялось большое внимание. Анализ отношения юных дзюдоистов к тренировочной и спортивной деятельности показал, что при этом не всегда учитываются возрастные особенности развития организма [1]. Существует практика форсирования физической подготовки, что может привести к различным негативным последствиям, в том числе к повышенному травматизму, снижению спортивных результатов и как следствие снижению интереса к занятиям спортом [3].

В связи с указанными обстоятельствами, весьма показательны мнения известных специалистов спортивной борьбы Р.А. Пилояна, А.П. Русакова, В.И. Лопунова (1980), Н.М. Галковского, Ю.А. Шахмурадова (1981), которые ещё около трёх десятилетний назад отмечали, что в практике единоборств тренеры стремятся вывести своих учеников еще в юношеские годы на международный уровень, тем самым форсируя их подготовку и пренебрегая необходимостью в создании углубленной и разносторонней подготовки.

Но это обеспечивает юным спортсменам лишь кратковременный успех и впоследствии приводит к резкому снижению спортивных результатов, особенно, при переходе из юношеского во взрослый спорт [5].

Формулировка цели статьи. Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально подтвержденной методики физической подготовки дзюдоистов 15-16-летнего возраста на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки.

Изложение основного материала статьи. Постоянный рост спортивных результатов обуславливает необходимость совершенствования тренировочного процесса юных спортсменов. Подбор более совершенных форм, средств и методов подготовки позволяет добиваться значительных успехов в избранном виде спорта [2].

В настоящее время не все виды спорта в достаточной мере оснащены передовыми технологиями подготовки спортсменов, к их числу можно отнести и дзюдо, где проблема построения многолетнего тренировочного процесса является актуальной [12].

В настоящее время дзюдо достигло значительных высот в своем развитии, омолодился состав занимающихся, постоянно меняются правила соревнований и критерии оценки действий спортсменов с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.