ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2018 Том 2 № 4(8)
УДК 35.085.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАМОЧНЫХ СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЛЕГЧЕНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ Сорокин В.В.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
USE OF FRAMEWORK SAFETY STANDARDS FOR ENSURING SAFETY
AND EASY GLOBAL TRADE Sorokin V.V.
St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В данной статье, мы рассмотрели и обрисовали всю важность применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, как основы логистизации таможенного дела, на примере безопасности международной цепи поставок товаров. Также рассмотрены основные цели, элементы и классификация Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.
Ключевые слова: Рамочные стандарты безопасности, логистизация, автоматизированная международная цепочка товаров, безопасность перевозки, система управления рисками, технические средства таможенного контроля.
Abstract
In this article, the author examined and outlined the importance of applying the Framework Standards for Security and Facilitation of World Trade, as the basis for the logistics of customs, as an example of the security of the international supply chain of goods. The main objectives, elements and classification of the Framework of Standards for Security and Facilitation of World Trade are also reviewed.
Keywords: Framework standards of security, logistics, automated international chain of goods, transportation safety, risk management system, technical means of customs control.
Осуществление мировой торговли между странами, является главной движущей силой в реализации роста, как экономических, так и социальных показателей любого государства.
Актуальность данной работы состоит в том, что в целях реализации дальнейшего экономического роста, необходимо осуществлять и контролирующие функции по отношению к торговле на мировом уровне, в частности, необходимо акцентировать внимание, на международных грузовых перевозках, которые в свою очередь, увеличивают показатель безопасности при перемещении товаров и оказывают содействие на социально-экономическое развитие стран, путем сбора доходов и содействию мировой торговле.
В целях обеспечения и установления максимального уровня безопасности экономического и социального уровня при осуществлении мировой торговли, на первоначальном этапе контроля, выступают пограничные и таможенные органы государств, а
также иные государственные структуры, осуществляющие фактический высокоэффективный контроль, за перемещением товарных партий через государственную границу. [1, с 63-69].
В то же время таможенные органы, контролирующие международные грузопотоки, а также управляющие международным перемещением товарных партий, находятся в уникальном положении для реализации повышения безопасности международной цепочки поставки товарных партий, что способствует росту социально-экономических показателей государств, посредством сбора доходов и упрощение процедур мировой торговли. [2, с 309-320].
Также, помимо сбора доходной части в бюджет государства и упрощения процедур мировой торговли, у таможенных органов имеется важная задача, направленная на повышение уровня законопослушности участников внешней экономической деятельности (далее - участники ВЭД), а также
12 http://bitjournal.ru
Бюллетень инновационных технологий
Рис. 1. Цели Рамочных стандартов безопасности
обеспечение безопасности товарных потоков с целью недопустимости и пресечения проникновения на территорию государства преступности и терроризма, уровень которых в настоящий период значительно возрос, благодаря технической оснащенности и техническому прогрессированию.
На данный период времени, установилось понимание того, что в межгосударственном соперничестве, высока роль рамочных стандартов безопасности при осуществлении мировой торговли товарами. Они как правило выступают в роли нетарифных торговых препятствий. [3].
Существенным шагом в направлении обеспечения безопасности мировой торговли, является разработка Всемирной торговой организации (далее - ВТО) в 2005 году в Брюсселе, режима - Рамочных стандартов безопасности по облегчению мировой торговли товарами.
Рамочные стандарты безопасности по облегчению мировой торговли, представляют собой упрощенный порядок работы таможенных органов, путем осуществления упрощенного оформления, упрощенного таможенного контроля товарных партий, а также осуществление постоянного контроля за таможенным транзитом, основываясь на системе управления рисками (далее -СУР), а также при использовании предварительного информирования о прибывающей партии товаров. [4, с 109-117].
Перечисленные выше методы упрощения мировой торговли, положительно сказываются на экономических, финансовых и социальных отраслях государства, принося им существенные выгоды и дивиденды.
Для наиболее полного понимая рамочных стандартов безопасности облегчения мировой торговли, необходимо обозначить основные цели, которые преследуют рамочные стандарты безопасности (Рис. 1). [5, с 156-160].
Обозначив основные цели рамочных стандартов, необходимо выделить четыре основных элемента по упрощению мировой торговли:
1. Осуществление согласованного обмена информацией между государственными структурами, как таможенных органов, так и иных контролирующих структур в области электронного взаимодействия, т.е. гармонизация требований в области электронного декларирования товарных партий, подачи электронной информации о прибывающей товарной партии (предварительная информация на товарную партию), при осуществлении импорта/экспорта и таможенного транзита.
2. Решение главной цели по обеспечению безопасности при пересечении государственной границы товарных партий путем применения методов и анализа системы управления рисками, в целях сокращения потенциальных угроз.
3. Таможенные органы предоставляют определенные льготы участникам ВЭД, в области упрощенного оформления товарных партий, а также при проведении в отношении нее таможенного досмотра, при условии, что бизнес-сообщества (участники ВЭД) соблюдают минимальные требования рамочных стандартов безопасности.
4. Осуществление таможенного контроля, при экспорте товарных партий, имеющих высокий уровень риска. [6]
Рассматривая с точки зрения таможенной логистики, использование рамочных стандартов безопасности, позволяет государствам выявлять и регулировать основные проблемы и затруднения при осуществлении мировой торговли товарами, такие как:
- недостаточное соблюдение таможенного законодательства государств, приводящее к нарушению национальной безопасности государства, а также нарушению
Бюллетень инновационных технологий
http://bitjournal.ru 13
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2018 Том 2 № 4(8)
Таблица 1
Основные преимущества использования Рамочных стандартов безопасности для государств, таможенных органов, бизнес-сообществ
Преимущества использования стандартов для государств/правительств Развитие и рост мировой
торговли
Развитие и рост соци
ал ьно-экономи ческой
сферы государства
Обеспечение защищенно
сти мировой торговли от
терроризма
Совершенствование ме
тодики сбора в государ
ственный бюджет дохо
Новые возможности при
влечение иностранных
инвесторов на террито
ию государства
Расширение полномочий
и ответственности тамо
женных служб
Преимущества использования стандартов для таможенных органов
Совершенствование качества проведения таможенного контроля в отношении товарных партий
Повышение эффективности управления рисками при взаимообмене информацией между таможенными и иными государственными органами Расширение возможностей таможенных служб по выявлению товаров группы риска
Совершенствование таможенного контроля на протяжении всего пути поставки товара
Возможность взаимного принятия результатов таможенного контроля
Возможность наиболее полно и открыто применять ТСТК при проведении таможенного досмотра
Преимущества использования стандартов для бизнес-сообществ
Развитие предпринимательской сферы в области мировой торговли
Облегчение и стимулирование перемещения товарных партий через государственную границу
Получение определенных льгот при соблюдении минимальных требований рамочных стандартов
Сокращение времени таможенного оформления и снижение издержек
Сокращение сложных и многочисленных требований в отношении предоставления отчетности
Создание единого набора международных стандартов и достижение, таким образом, единообразия и предсказуемости.
функционирования социально-экономической сферы;
- неполноценное внедрение и использование современных технологий, а также несоблюдение международных стандартов в области международной торговли;
- слабое развитие системы обмена информацией между таможенными органами как на национальном, так и на наднациональном уровне, в сфере ценообразования, торгово-промышленной специализации зарубежных стран;
- отсутствие контроля за товарными партиями, попавшие под таможенную процедуру таможенного транзита, а также осуществляющие транзитное перемещение через государства и так далее. [7]
Обращая внимания на анализ имеющихся «опор» рамочных стандартов безопасности, мы склоны полагать, что рамочные стандарты имеют три «опоры»:
1. Соглашения между таможенными администрациями.
Предполагается, что таможенные администрации должны работать совместно,
и использовать общепризнанные стандарты в целях обеспечения безопасности и облегчение функционирования международных поставок товаров, путем осуществления комплексного управления поставкой цепочек товарных партий, осуществления таможенного досмотра с применением различных технических средств таможенного контроля, а также с использованием СУР и осуществлением профилирования и целевого отбора.
2. Партнёрские соглашения между таможенными органами государств и бизнес-сообществом (участниками ВЭД).
Основной упор данной «опоры», делается на выявлении компаний, которые гарантируют высокую степень безопасности при выполнении своей роли в цепочке поставок товаров и, таким образом, получают ощутимые выгоды и упрощенную стадию при проведении таможенными органами таможенных операций при осуществлении таможенных процедур, а также упрощенную стадию проведения таможенного досмотра товарной партии.
Бюллетень инновационных технологий
3. Сотрудничество и обмен информацией между таможенными органами и иными государственными учреждениями.
Данная «опора» реализует концепцию «единого окна» которая позволяет участникам ВЭД предоставлять необходимую информацию в электронном виде только в один государственный контролирующий орган, но, все остальные государственные службы, также смогут воспользоваться данной информацией, по мере необходимости, в целях согласования программ безопасности, создания и совершенствования протоколов сотрудничества, разработки мер по непрерывности контроля товарных партий и так далее. [8, с 611-624].
На основании, представленных выше целей, основных элементов и трех «опор» рамочных стандартов безопасности, можно дифференцировать основные выбранные преимущества, для государств/правительств, таможенных органов, бизнес-сообществ в таблице 1. [9, с 3-7].
Подводя итоги можно сказать, что минимальное использование требований Рамочных стандартов безопасности, влияет крайне положительно не только на государственную политику в целом, но и существенно сокращает и упрощает деятельность таможенных органов, а именно при получении предварительной информации на товарную партию, значительно быстрее происходит ее оформление и назначение таможенной процедуры. Также имеют свои выгоды при использовании требований Рамочных стандартов безопасности, и бизнес-
сектор (участники ВЭД), который получает значительные льготы в виде упрощенного оформления и назначении таможенных процедур от таможенного органа, при полном соблюдении данных требований, в целях повышая уровня национальной безопасности государства.
Несмотря на выше прописанные методы обеспечения мировой торговли товарами в Рамочных стандартах безопасности, данные методы требуют определенных нововведений, в области конкретного отслеживания товарной партии при ее перемещении в рамках мировой торговли, а также при осуществлении таможенного транзита, так как ни в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза ни в Федеральном законе № 289 «О таможенном регулировании», не прописаны методы, конкретного отслеживания местонахождения товарной партии и состояния товарной партии внутри контейнера.
Для решения вышеизложенной проблемы, касаемо отслеживания движения товарных партий, мы предлагаем повсеместное внедрение запорно-пломбировоч-ного устройства в структуру контейнера (далее - ЗПУ) с использованием спутниковой системы навигации «ГЛОНАС», а также датчиком движений и света, что в совокупном использовании, позволит нам отслеживать возможные проникновения и нарушения в таможенном законодательстве.
Список литературы
1. Дробот Е.В., Синельников Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела // Эко. 2013. № 2. С. 63-69.
2. Дробот Е.В. Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации // Экономические отношения. 2017. Т. 7 .№ 4. С. 309-320.
3. Репин Д.В., Самик М.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Теневая экономика. 2017. № 3. С. 127-138. СЫ: 10.18334Лвк.1.3.38425
4. Клевлеева А.Р. Анализ угроз и рисков, возникающих при осуществлении таможенного контроля, с использованием системы управления рисками и выборочного контроля // Эко. 2016. № 4. С. 109-117.
5. Чуева И.И. Рамочные стандарты безопасности и облегчение внешней торговли: основные положения // Актуальные научные
исследования: инвестиции и международной конференции
экономика, управление, инновации: материалы научно-практической профессорско-
преподавательского состава и аспирантов: в 3 ч. Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород, 2017. С. 156-160.
6. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [Электронный ресурс]. URL: www.wcoomd.org.
7. Полякова А.А., Афонин Д.Н., Яргина Н.Ю. Анализ эффективности таможенной логистики при контейнерных перевозках // Бюллетень инновационных технологий: 2017. Т. 1, № 2. C. 8-13.
8. Джабиев А.П. Международное таможенное сотрудничество как ключевое условие оптимизации инновационного бизнеса // Креативная экономика. 2016. № 6. С. 611-624
9. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р. Особенности международного таможенного сотрудничества // Эко. 2014. № 1. С. 3-7.
http://bitjournal.ru 15
Бюллетень инновационных технологий
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2018 Том 2 № 4(8)
10. WCO Strategic Plan for the years 2016-2017 to 2018-2019. Wcoomd. [Электронный ресурс]. Поступила в редакцию 10.11.2018
URL: www.wcoomd.org.
Сведения об авторе:
Сорокин В.В. - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected] Научный руководитель:
Афонин Дмитрий Николаевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]
16 http://bitjournal.ru
Бюллетень инновационных технологий