Научная статья на тему 'Использование психолого-педагогического инструментария диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста'

Использование психолого-педагогического инструментария диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аносова Ю. К.

Формирование изменения в системе образования являются индикатором социально-экономических и политических реформ в российском обществе в условиях его интеграции в мировую образовательную систему. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности. Одной из ведущих компетентностей личности является коммуникативная компетентность. Автором обозначена оценка коммуникативного потенциала при обучении детей старшего дошкольного возраста английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование психолого-педагогического инструментария диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста»

Использование психолого-педагогического инструментария диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста

Аносова Ю. К. аспирант

Московский педагогический государственный университет

Москва, Россия Му]иИа@тЪох. ги

Аннотация: Формирование изменения в системе образования являются индикатором социально-экономических и политических реформ в российском обществе в условиях его интеграции в мировую образовательную систему. Основным результатом

деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей — интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности. Одной из ведущих компетентностей личности является коммуникативная компетентность. Автором обозначена оценка коммуникативного потенциала при обучении детей старшего дошкольного возраста английскому языку.

Ключевые слова: модернизация образования. коммуникативная компетентность, коммуникативный потенциал.

В настоящее время коренным образом изменились приоритеты развития образования для модернизации общества, а главное - изменились приоритеты развития личности в образовании.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей — интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.

Формированию ключевых компетенций личности придается особое значение не только в России, но и в странах Европейского сообщества. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Данная ситуация нашла отражение в реформировании всего Российского образования и дошкольного образования в частности. Указанные аспекты влекут глубокие структурные изменения и преобразования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, что в свою очередь, приводит к появлению дополнительных ожиданий и требований от родителей воспитанников к качеству и уровню развития ребенка в дошкольном учреждении.

Современные подходы к системе образования связаны с созданием условия для освоения культуры и саморазвития личности. Под руководством взрослых дети усваивают систему знаний на основе понимания естественных, существующих в окружающем мире связей и отношений.

В связи с чем, пересматривается концепция коммуникативной компетенции. Развитие данной концепции связано с обращением к теории коммуникации, теории речевых актов, коммуникативному поведению, коммуникативным стратегиям, теории речевой деятельности, раскрывшей сущность речевого общения в контексте социальной ситуации, а также с обращением к реальному, живому общению.

Анализ философских и психолого-педагогических исследований позволил нам определиться во взгляде на речь, как наиболее содержательное, емкое и выразительное

средство коммуникации с современниками и способ передачи культурного и практического опыта между представителями разных поколений и разных культур. Это делает актуальной проблему формирования коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, как условия полноценного взаимодействия с миром людей и их культурой.

Коммуникативная компетентность, являющаяся одной из ведущих компетентностей, рассматривается учеными, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. Коммуникативная компетентность -это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности.

Наш опыт показывает, что формирование коммуникативной компетентности есть движение от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий, которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений и навыков, присущих индивиду.

Учитывая, что коммуникативная компетентность - сложное многокомпонентное образование, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте и представляет совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, одним из возможных направлений в разрешении обозначенной проблемы мы видим в формировании коммуникативной компетентности в процессе обучения старших дошкольников иностранному языку.

Целый ряд ученых (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, З.Н.Никитенко, Е.И.Негневицкая, Е.И. Пассов и др.) подчеркивая безграничные возможности иностранного языка для всестороннего развития личности, для подготовки детей к жизни и труду в новых современных условиях, отмечают необходимость поисков более последовательной реализации его воспитательного, образовательного и развивающего потенциала.

Следует отметить, что, по мнению Н.А.Тарасюк, Л.А.Щерба, на ранней ступени обучения иностранный язык призван и должен решать более важную цель, чем только приобретение определенных навыков и умений и считают целесообразным рассматривать иностранный язык на данном этапе обучения: как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «я» и самовыражения; как средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным опытом. В рамках нового подхода к изучению дошкольниками иностранных языков подчеркивается важность не знаний о языке, а владение языковым материалом, коммуникативными умениями, способность применять эти знания и умения для решения конкретных коммуникативных задач, в меняющихся ситуациях общения.

Учитывая, что субъектно-субъективный характер педагогической деятельности, направленный на достижение данной цели, требует отношений, ориентированных на общие и особые характеристики ребенка, одной из задач формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста является оценка коммуникативного потенциала, обеспечивающего адекватный анализ и интерпретацию ситуаций.

В понятие "коммуникативный потенциал" входят потребности в общении, стремление быть понятым, общительность, коммуникативные навыки и умения (А.А.Кидрон, Ю.Н.Емельянов, А.В.Фомин, Ю.Л.Ханин). Под коммуникативной способностью А.А.Кидрон понимает общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в

социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели [3]. Рассматривая коммуникативную способность на уровне непосредственного процесса общения, в качестве унитарного показателя готовности к общению, автор использует эквивалентное коммуникативной способности понятие "компетентность в общении". В структуру коммуникативных способностей входят общительность и замкнутость. Первая помогает, а вторая мешает установлению нормальных личных и деловых связей с окружающими людьми.

Для диагностики рассматриваемой оценки к настоящему времени имеется большой блок методик, основанных на анализе "свободных описании" различных коммуникативных ситуаций. Различные типы взаимодействий фиксируются с помощью наблюдения. В одной из наиболее известных схем наблюдения, разработанной Р.Бейлсом, выделяются следующие категории, при помощи которых можно описывать взаимодействие: область постановки проблемы, область решения проблемы, область положительных эмоций, область отрицательных эмоций. Рассматривая интерактивную сторону общения, необходимо учитывать параметры и характеристики ситуации, в которой происходит взаимодействие.

Еще одним методом изучения коммуникативной компетентности является наблюдение в естественных или в специально организованных игровых ситуациях с привлечением технических средств и содержательным анализом полученной информации. В зависимости от целей исследования учитываются темп речи, интонации, паузы, невербальные техники, мимика и пантомима, организация коммуникативного пространства.

В самом широком смысле компетентность человека в общении, по мнению исследователей (Г.М.Андреевой, А.Б.Добрович, Н.В.Кузьмина и др.), можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии

Общая эрудиция также является одним необходимых компонентов коммуникативности. Под общей эрудицией понимается запас достоверности и систематизированных знаний гуманитарных, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.

Для получения более точных данных о формировании коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста можно проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду. Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова предлагают схему наблюдения, направленного на изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате воспитательных воздействий [8]. Основные аспекты этого развития касаются отношений с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, анализ теоретических и практических разработок в области диагностики коммуникативной компетенции личности, позволяет сделать вывод, что формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, усвоение и овладение им социального опыта. овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми. Полученные в ходе проведенной диагностики результаты представляют собой оценку деятельности и успешности образовательных и воспитательных действий

Библиография

1. Аматьева Е.П. 2001. Совершенствование коммуникативной компетентности старших дошкольников//Наша школа. - №1. -с.32.

2. Емельянов Ю.Н. 1992. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. д-ра психол. наук. СПБ.

3. Кидрон А.А. 1981. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. дис. кандидата пед.наук

4. Г.А.Китайгородской, проф. И.А.Зимней 1999. Образовательные стандарты в курсовом обучении иностранному языку./Под ред. проф. Г.А.Китайгородской, проф. И.А.Зимней, М.

5. Пассов Е.И. 1985. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.

6. Никитенко З.Н., НегневицкаяЕ.И. 2003. «Начинаем изучать английский язык». М.

7. Скоролупова О.А. 2011.Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ. - Министерство образования и науки Российской Федерации, Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования».

8. Е.Г.Юдина, Степанова Г.Б., Е.Н.Денисова. 2002. Педагогическая диагностика в детском саду. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.