54
Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков
ние первичной профилактики атеросклероза уже в детском возрасте с применением диетической коррекции, оптимизации двигательной и эмоциональной нагрузки, обязательного соблюдения правил здорового образа жизни. Обосновано
включение в программу оздоровления, при наличии низкорослости, препаратов гормона роста не только для улучшения ростового прогноза, но и для получения метаболических эффектов данного препарата.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В КОРРЕКЦИИ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ У ПОДРОСТКОВ
Нежкина Н.Н.1, доктор медицинских наук,
Воробьева Е.В.2, кандидат медицинских наук,
Кулигин О.В.1, доктор медицинских наук Чистякова Ю.В *1, кандидат медицинских наук
1 Кафедра физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, просп. Ф. Энгельса, 8
2 ООО «Санаторий-профилакторий “Солнечный берег”», 153511, Ивановская обл., г. Кохма, ул. Ивановская, д. 19
* Ответственный за переписку: e-mail: [email protected]
Высокая распространенность вегетативных расстройств у детей школьного возраста, в том числе у подростков, по-прежнему делает актуальной проблему поиска эффективных технологий их коррекции.
С этой целью нами разработана программа психофизической тренировки (автор технологии -д-р мед. наук Н.Н. Нежкина), рекомендуемая к реализации в учреждениях образования и здравоохранения для подростков с нейроциркулятор-ной дистонией по гипертоническому типу. Данная программа состоит из 5 взаимосвязанных блоков.
Первый - теоретический, в рамках которого подростки в доступной форме получают информацию о причинах, механизмах развития вегетативной дисрегуляции и, что не менее важно, знакомятся с путями самооздоровления с помощью основных средств физической культуры.
Второй блок - мотивационно-целевой, в его рамках определяются ближайшие цели занятий по психофизической тренировке и долговременные цели «приобщения к движению».
Третий блок - диагностический, в его рамках обсуждаются основные способы самоконтроля состояния здоровья и вегетативной нервной системы (ВНС) в ходе цикла занятий. Выбираются основные методы самодиагностики: контроль частоты пульса, дыхания, артериального давления, самочувствия, активности, настроения.
Четвертый блок - практический. Он состоит из цикла занятий, каждое из которых имеет трехэтапную структуру:
1) динамические упражнения аэробного характера, которые мягко тренируют симпатический отдел ВНС, улучшают функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уменьшают проявления гиподинамии, увеличивают выносливость организма, которая снижена при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
2) статические упражнения, которые тренируют парасимпатический отдел ВНС, создают в центральной нервной системе очаг охранительного торможения и позитивно влияют на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосудов;
3) сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации, который представляет собой мотивированное самовнушение желаемого уровня здоровья, настроения, самочувствия на фоне состояния аутогенного погружения, проводимого при вербальной поддержке руководителя группы.
Пятый блок - методический. Все части практического занятия записаны на специальный аудиодиск, что сокращает сроки разучивания упражнений и высвобождает время на индивидуальную работу с детьми. По окончании курса занятий в учреждении подростки имеют возможность приобрести аудиодиск и продолжить регулярные занятия по данной программе дома.
Технология психофизической тренировки (ПФТ) апробирована в группах из 400 подростков 15-17
Т. 15, № 2, 2010
Вестник Ивановской медицинской академии
55
лет, страдающих нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу. В течение 3-4 месяцев 2 раза в неделю вместо традиционных уроков физкультуры в школе они посещали занятия ПФТ. У всех подростков отмечались благоприятные изменения функционального состояния ВНС, что выражалось в достоверном уменьшении количества жалоб на головные боли, нарушения сна, боли в области сердца. Для оценки динамики состояния ВНС в ходе ПФТ был использован метод анализа вариабельности ритма сердца. У всех подростков наблюдалось снижение фоновой гиперсимпатикотонии, стимуляция вагусного ответа на ортостаз, увеличение общей мощности спектра нейрогуморальной регуляции, отражающего повышение функциональных ресурсов организма. После цикла занятий отмечалось увеличение числа подростков с высокой мощностью спектра (с 70 до 93%) и снижение количества подростков с низкой мощностью спектра (с 30 до 7%).
О формировании оптимального уровня функционирования ВНС свидетельствовали также изменения со стороны вегетативной реактивности. Уже на 6-й неделе занятий на четверть, а к концу цикла вдвое увеличилось количество подростков с нормальной вегетативной реактивностью; у них
сформировалось и достаточное обеспечение вегетативной деятельности. В процессе ПФТ отмечалось достоверное увеличение количества подростков (с 40 до 80%) с благоприятной реакцией сердечно-сосудистой системы на дозированные физические нагрузки. Анализ пробы с динамической физической нагрузкой (Р\Л/С170) до и после курса ПФТ продемонстрировал достоверное повышение физической работоспособности у занимающихся (с 1,98 ± 0,6 до 2,21 ± 0,7 Вт/кг). Кроме того, у всех занимающихся установлено повышение самооценки, достоверное снижение уровня реактивной тревожности (с 58 до 35 баллов по тесту Спилбергера) и формирование высокой мотивации к участию в занятиях.
Таким образом, апробация технологии психофизической тренировки доказала ее высокую эффективность в коррекции нейроциркуляторных дистоний по гипертоническому типу у подростков. Внедрение данной технологии в практику работы учреждений образования и здравоохранения позволяет активно включать детей в осознанный процесс формирования собственного здоровья. Воспитывая навык ведения здорового образа жизни у детей, психофизическая тренировка может стать основой программ профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.