Научная статья на тему 'Использование пропорционального строя объекта культурного наследия при моделировании допустимых реконструктивных дополнений'

Использование пропорционального строя объекта культурного наследия при моделировании допустимых реконструктивных дополнений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиция фасада / плоскостные единицы / пропорции / ординация / соразмерность / facade composition / planar units / proportions / ordination / proportionality

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Долгов Александр Владимирович

В статье на примере реализованного проекта приспособления памятника архитектуры первой четверти XIX века Госпиталя Верх-Исетского завода в Екатеринбурге рассматривается новый подход к разработке допустимых реконструктивных дополнений на основе изучения и использования при проектировании пропорционального строя объекта культурного наследия. Автор раскрывает способы нахождения доминирующего пропорционального строя и определяет его количественно через коэффициент ординации, показывая, как данная информация может быть использована для получения соразмерных объемов, пространств, их элементов и членений для достижения большей слаженности сочетания старого и нового, избегая контрастных противопоставлений форм. Результат теоретического осмысления, авторский метод ординационного анализа, а также его применение для решения практических задач могут быть интересны как исследователям исторического наследия, так и практикующим архитекторам-реставраторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of a cultural heritage object’s proportionality in the modeling of permissible reconstructive additions

The article proposes a new approach to permissible reconstructive additions to heritage buildings based on the consideration of a heritage object’s proportionality and its use in design work. The approach is exemplified by an actual heritage re-use project involving the early 19th-century Hospital of the Verkh-Issetsky Plant in Yekaterinburg. The author explains the ways of finding the dominant proportional system and quantifying it through the ordination coefficient, showing how this information can be used to produce commensurate volumes, spaces, their elements and articulations to achieve greater cohesion in the combination of the old and new, avoiding contrasting oppositions of forms. The result of the theoretical consideration, the author's method of ordination analysis and its application to practical problems, may be of interest to both historical heritage researchers and practicing restoration architects.

Текст научной работы на тему «Использование пропорционального строя объекта культурного наследия при моделировании допустимых реконструктивных дополнений»

ся в небольшое отверстие на боковой стороне стержня [5, с. 47]. Таким образом, создается узел, в котором визуально практически незаметны металлические элементы.

В статье представлено лишь несколько объектов, в которых общественные пространства перекрыты деревянными сетчатыми сводами. Практика современного строительства предоставляет немало примеров использования таких покрытий при возведении большепролетных общественных сооружений. Это указывает на возрастание популярности применения деревянных сводов, которые нередко имеют преимущество перед другими видами покрытий при выборе формы, материала, конструкции кровли.

Сетчатые своды в зданиях с большепролетными общественными пространствами, помимо выполнения основной несущей функции, играют важнейшую эстетическую роль. Большое значение имеет выбор материала, из которого выполнены стержневые элементы свода. Новые технологии, современные конструктивные решения предоставляют широкую возможность использовать при возведении сводчатых оболочек покрытия клеёную древесину как материал с неоспоримыми достоинствами, удобной обработкой, имеющий неограниченные возможности по формообразованию элементов.

Применение деревянных сетчатых сводов дало возможность архитекторам выявить эстетические качества несущих конструкций покрытия и разнообразить архитектуру общественных зданий крупнейших городов мира.

Список цитируемой литературы:

1. Журавлев, А. А. Пространственные деревянные конструкции / А. А. Журавлев, Г. Б. Вержбовский, Н. Н. Еременко. - Ростов-на-Дону: Малыш, 2003.

2. Зубарев, Г. Н. Конструкции из дерева и пластмасс / Г. Н. Зубарев. - Москва : Высшая школа, 1990.

3. Ходанов, Н. Владимир Григорьевич Шухов - первый инженер России / Н. Ходанов // Проза.ру : [сайт]. - URL: https://proza. ru/2021/01/29/1406 (дата обращения: 05.05.2022).

4. Fiera di Rimini. Realizzazione di impianti elettrici e speciali // Fllifranchini. - URL: https://www.fllifranchini.com/project/fiera-di-rimini/ (date of access: 30.04.2022).

5. Muñoz, S. J. E. Industrialización de los componentes de la envolvente arquitectónica de forma libre: Fabricación de nudos mediante Manufactura Aditiva: tesis de grado Máster en Fachadas Tecnológicas y Envolventes Sostenibles / S. Juan Estepa Muñoz ; Universidad Politécnica de Madrid, Escuela Técnica Superior de Arquitectura de Madrid, Departamento de Construcción y Tecnología Arquitectónicas. - Madrid, 2020 // Archivo Digital UPM. - P. 47. - URL: https://oa.upm.es/62884A/TFM_SANTIAGO_ESTEPA_MUNOZ. pdf (date of access: 30.04.2022).

6. Museo Diocesano y de Semana Santa // Lanik : [official website]. -URL: https://www.lanik.com/en/museo-diocesano-y-de-semana-santa (date of access: 30.04.2022).

7. Portcullis House // Hopkins Architects : [official website]. -URL: https://www.hopkins.co.uk/projects/5/100/ (date of access: 25.04.2022).

8. Rimini Exhibition Grounds // GMP : [official website]. - URL: https://www.gmp.de/en/projects/392/rimini-exhibition-grounds (date of access: 30.04.2022).

9. Slavid, R. Wood Architecture / R. Slavid. - London : Laurence King, 2005.

10. Todavía no huele a incienso // Diario de Leon. - URL: https:// www.diariodeleon.es/articulo/destinos/todavia-huele-incien-so/202102190332312088333.html (date of access: 30.04.2022).

А. В. Долгов 10.24412/cl-35672-2022-1-0055

A. V. Dolgov

Использование пропорционального строя объекта культурного наследия при моделировании допустимых реконструктивных дополнений The use of a cultural heritage object's proportionality in the modeling of permissible reconstructive additions

Ключевые слова: композиция фасада, плоскостные единицы, пропорции, ординация, соразмерность. Keywords: facade composition, planar units, proportions, ordination, proportionality.

Аннотация: В статье на примере реализованного проекта приспособления памятника архитектуры первой четверти XIX века Госпиталя Верх-Исетского завода в Екатеринбурге рассматривается новый подход к разработке допустимых реконструктивных дополнений на основе изучения и использования при проектировании пропорционального строя объекта культурного наследия. Автор раскрывает способы нахождения доминирующего пропорционального строя и определяет его количественно через коэффициент ординации, показывая, как данная информация может быть использована для получения соразмерных объемов, пространств, их элементов и членений для достижения большей слаженности сочетания старого и нового, избегая контрастных противопоставлений форм. Результат теоретического осмысления, авторский метод ординационного анализа, а также его применение для решения практических задач могут быть интересны как исследователям исторического наследия, так и практикующим архитекторам-реставраторам.

Abstract: The article proposes a new approach to permissible reconstructive additions to heritage buildings based on the consideration of a heritage object's proportionality and its use in design work. The approach is exemplified by an actual heritage re-use project involving the early 19th-century Hospital of the Verkh-Issetsky Plant in Yekaterinburg. The author explains the ways of finding the dominant proportional system and quantifying it through the ordination coefficient, showing how this information can be used to produce commensurate volumes, spaces, their elements and articulations to achieve greater cohesion in the combination of the old and new, avoiding contrasting oppositions of forms.

The result of the theoretical consideration, the author's method of ordination analysis and its application to practical problems, may be of interest to both historical heritage researchers and practicing restoration architects.

Проектирование комплексов зданий, в составе которых присутствуют объекты культурного наследия, нуждается в расширении арсенала используемых теоретических принципов и практических методов моделирования новых архитектурных форм, образующих с объектами культурного наследия гармоничные объединенные архитектурные композиции.

Наиболее часто используемый прием контрастного сочетания «старого и нового», признанный и постулированный профессиональными архитекторами как наиболее честный и корректный, далеко не всегда понятен дилетантам - обычным горожанам. Последние часто воспринимают контраст как явный архитектурный диссонанс, призывая архитекторов стремиться к созданию более целостных и упорядоченных композиционных сочетаний.

Наши исследования вопросов архитектурной орди-нации [3] и практика проектирования допустимых реконструктивных дополнений, связанных с приспособлением объектов культурного наследия, показали, что возможно предложить специальные методы достижения общей композиционной цельности комплексов зданий, используя для этого принцип сохранения пропорционального строя объекта(ов) культурного наследия.

Рис. 1. Изображение схем ординат крайней и средней пропорций через величины М и т

Первым этапом предлагаемых методов является определение количественных характеристик пропорционального строя одного или нескольких объектов культурного наследия, присущих их фасадным и планировочным формам. Среди них важнейшей величиной является коэффициент ординации и производные от него пропорции.

Под коэффициентом ординации (Корд) понимается количественная величина, равная соотношению высоты ордера к высоте его колонны. Наиболее часто Корд может выражаться целыми числами: 4/3; 5/4; 6/5; 9/7; 13/10; 19/16 и т. д.

Так, соотношение 4/3 довольно часто встречается в храмах Древней Греции; 5/4 постулировал для ордерных форм Д. Виньола, тогда как А. Палладио использовал чаще всего пропорцию 6/5; в Парфеноне доминирующим отношением является 9/7.

Как видим, в образовании пропорции, количественно определяющей коэффициент ординации, принимают участие две величины: большая (М-мажор) в числителе и меньшая (т-минор) в знаменателе. Соответственно, М - высота ордера, а т - высота колонны.

В архитектурных объектах величины М и т образуют всего две начальные схемы пропорционирования: крайнюю и среднюю.

Обе эти схемы взаимодополняют друг друга, обнаруживая присутствие определенного пропорционального строя в том или ином здании. Кроме того, схемы крайней и средней пропорции обозначают еще две линейные величины, содержащиеся в них, скрытые на первый взгляд, а именно: величину М-т (в крайней пропорции) и величину М+т (в средней пропорции). Обозначим их соответственно 4 и А. Тогда М-т=А, а М+т=А.

При сохранении заданного или определенного по результатам натурных измерений коэффициента ординации, величины А, М, т, А неразрывно связаны друг с другом арифметически и пропорционально. Порождаемые некой начальной пропорцией М:т, являясь взаимосвязанными частями величины А, их пропорциональный спектр выходит за рамки К рд и может быть представлен в виде таблицы:

Числители

A

M

А

А А/А M/A m/A A/A

М А/М M/M m/M A/M

Знаменатели m А/m M/m m/m A/m

А А/А M/А m/А A/A

Рис. 2. Изображение схем ординат крайней и средней пропорций с обозначением величин А, М, т, А

Рис. 3. Таблица производных от коэффициента ординации родственных пропорций величин А, М, т, А

Таким образом, справедливо будет утверждать, что как только мы установили коэффициент ординации, так вместе с ним неизбежно возникают производные от него пропорции, которые количественно различны,

m

но, по сути, маркируют принадлежность к нему. Более того, понимая принцип соответствия друг другу пропорций величин А, М, т, Л, коэффициент ординации может быть вычислен по любому из 12 значений возможных отношений величин А, М, т, Л. Тем не менее, учитывая фактор наглядности, при ординационном анализе размерных соотношений фасадных форм, проще всего определять именно коэффициент ординации, как диспозиционное соотношение М:т. Его бывает вполне достаточно, чтобы через обнаружение в размерности архитектурного объекта крайних или средних пропорций убедиться в соразмерности частей и целого.

Обычно в сферу анализа соразмерности архитектурного объекта попадает не только ордер (его может и не быть в виде полной композиции), но и вертикальные и горизонтальные границы расчленения, оси колонн, фронтонов, порталов, наличников, оконных проемов и т. д.

Устанавливаемые между ними наглядные взаимосвязи цепочек ординат средних и крайних пропорций, восходящих к определенному коэффициенту ординации, вскрывают систему соразмерностей целого и его частей. В идеале может быть воссоздан алгоритм системной соразмерности от общих габаритов объекта до его деталей или фрагментов. Однако на практике достаточно бывает ограничиться обнаружением родственной пропорциональности в отдельных локальных зонах, лучше разномасштабных и рассредоточенных, чтобы иметь основания констатировать наличие общей системной соразмерности, восходящей к единой исходной пропорции.

Представленный намеренно упрощенный пример наглядно убеждает, что возможно создание фасадных композиций и планов с высокой степенью соразмерности элементов, что побуждает проверить понятый принцип соразмерности на каком-либо реальном объекте.

Важно дополнить, что ординаты, при помощи которых осуществляют поиск доминирующей пропорции, могут быть не только линейные, но и плоскостные-двухмерные. Последние изображаются в виде прямого угла, стороны которого принимают значения одной из 4 основных величин А, М, т, Л.

Из возможных 16 ординат двухмерного типа в приводимых ниже примерах нами используется лишь одна, М:Л.

Если соединить концы такой ординаты, то она может быть изображена в виде прямоугольного треугольника со сторонами М и Л.

Такие треугольники при нанесении на анализируемый чертеж выявляют взаимосвязь размеров ритмических горизонтальных интервалов с высотами горизонтальных линий разграничений фасадных форм (рис. 7, 9).

Особенно наглядно взаимосвязи типа М:Л на плоскости можно проследить на симметричных элементах фасада: портиках, окнах и их наличниках, колоннадах, порталах и т. д., когда вертикальную сторону двухмерной ординаты мы совмещаем с осью симметрии той или иной архитектурной формы.

Рис. 4. Пример фрагмента фасада и его плана с последовательно установленными соразмерностями элементов, с коэффициентом ординации К орд.=5:4=1,25

Рис. 5. Фотография общего вида культурно-выставочного комплекса «Синара Центр»

Рис. 6. Исторический чертеж плана и части фасадов Госпиталя Верх-Исетского завода с выявленным доминированием Корд.=6:5. Автор не установлен

Рис. 7. Ординаты крайних и средних делений пропорции с коэффициентом ординации 6:5 в фасадных формах восточного павильона. Автор Долгов А. В.

Рис. 8. Ординаты крайних и средних делений пропорций с коэффициентом ординации 6:5 в формах плана восточного павильона. Автор Долгов А. В.

Мы предприняли попытку установить и использовать ординационные особенности в ходе исследования и проектирования культурно-выставочного комплекса «Синара Центр», разместившегося в одном из старейших архитектурных ансамблей Екатеринбурга XIX века, в зданиях, первоначально построенных для госпиталя Верх-Исетского завода. Кроме приспособленных под новую функцию объектов культурного наследия, в состав комплекса вошло новое здание с выставочными залами и универсальным залом на 400 мест.

Было несколько причин, по которым к комплексному проекту было решено подойти через установление возможно присутствующей в исторических зданиях единой системы пропорциональности.

Первая заключалась в том, что за два века существования были искажены или утрачены полностью многие части зданий комплекса. Например, ограды и ворота, большая часть портиков, включая колоннаду главного корпуса и его крыльца. Искомая система пропорциональной соразмерности могла бы стать одним из дополнительных оснований и инструментом для поиска решений генерального плана, а также установления общих габаритов и внешнего вида целого ряда элементов зданий бывшего госпиталя.

Вторая причина была связана с желанием заказчика и авторов проекта избежать контрастных противопоставлений «старого и нового», предприняв попытку разновременные части комплекса объединить в композицию, претендующую на ансамблевость с точки зрения соблюдения архитектурной соразмерности при проектировании новых реконструктивных дополнений.

В первую очередь, еще на стадии историко-архив-ных исследований был проанализирован чертеж начала XIX века, который, по устоявшемуся мнению историков и искусствоведов, появился в Екатеринбурге в качестве присланного из Санкт-Петербурга в период с 1810 по 1818 год. Хотя он и не был подписан каким-либо чиновником или архитектором, высказывались мнения, что его создателями могли быть либо А. Г. Григорьев, либо Д. Жилярди.

Руководство строительством госпиталя ВИЗа, что документально подтверждено и не вызывает сомнений, было осуществлено выдающимся уральским зодчим М. П. Малаховым, завершившим его к приезду в Екатеринбург Александра I в 1824 году.

Проведенные обмеры исторических зданий комплекса подтвердили полученное значение коэффициента ординации, главным образом в формах сохранившегося лучше других восточного павильона комплекса (рис. 7, 8), а также северного фасада главного корпуса (рис. 9).

Со всей очевидностью проявилась организующая роль пропорции 6:5 в формировании размерных характеристик протяженности главного, северного фасада всего комплекса (рис. 10).

Усвоенный принцип при проектировании нового объема универсального и выставочного залов был применен для определения его предельных параметров в плане и на нахождения оси главного входа (рис. 11).

Рис. 9. Ординаты крайних и средних пропорциональных делений с коэффициентом ординации 6:5 в структуре фасадных форм северного фасада главного корпуса. Автор Долгов А. В.

Рис. 10. Ординаты средних и крайних отношений с К орд.=6:5 на развертке северного фасада комплекса зданий Госпиталя ВИЗа. Автор Долгов А. В.

Рис. 11. Использование ординат средних и крайних делений для определения параметров реконструктивных дополнений в планировочной организации комплекса зданий «Синара Центр». К орд.=6:5. Автор Долгов А. В.

При этом был учтен планируемый к воссозданию восьмиколонный портик северного фасада главного корпуса. В итоге, внутренние пространства комплекса образуются чередованием соразмерных открытых площадок и объемов зданий.

Таким образом, при проектировании реконструктивных дополнений к историческому комплексу Госпиталя ВИЗа на практике был апробирован новый метод орди-национного моделирования, позволивший достичь соразмерной слаженности старых и новых зданий.

Возможно, он позволит разнообразить арсенал профессиональных подходов и приемов, используемых для создания более гармоничных архитектурных композиций сочетания разновременных зданий и их комплексов. Предложенный метод не ограничивает творческой фантазии, имеет оригинальное теоретическое обоснование, использующее результаты исследований закономерностей ординационного строя в классической архитектуре, но может быть применен независимо от стилистического контекста. Цель такого проектирования - достижение единства разного, то есть гармонии.

Реализованное проектное решение «Синара Центра» было высоко оценено профессиональной общественностью на региональном и общероссийском уровнях, получило одобрение горожан и гостей Екатеринбурга, став одним из достопримечательных объектов города последних лет (рис. 12, 13).

Список использованной литературы

1. Барбаро, Д. Комментарий к десяти книгам об архитектуре Витрувия / Д. Барбара. - Москва : Изд - во Всесоюзной академии архитектуры, 1938. - 478 с.

2. Брунов, Н. И. Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон / Н. И. Брунов. - Москва : Искусство, 1973. - 170 с.

3. Долгов, А. В. Теория начальных линейных отношений применительно к архитектурной ординации / А. В. Долгов // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2016. - № 4.

4. Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809 - 1812 года. Части I-V. - С.-Петербург, 1809-1812.

5. Таруашвили. Эстетика архитектурного ордера : От Витрувия до Катрмера де Кенси / Л. И. Таруашвили; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразит. искусств, Гос. н.-и. музей архитектуры им. А. В. Щусева. - Москва : Architectura, 1995. - 178 с. : ил.

Рис. 12. Восточный павильон «Синара центра» после реставрации, 2020 г.

Рис. 13. Ночной вид на главный вход в «Синара Центр»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.