Научная статья на тему 'Использование промышленных информационных систем на примере отдела электроники ОАО «АвтоВАЗ»'

Использование промышленных информационных систем на примере отдела электроники ОАО «АвтоВАЗ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
298
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЯВКА В ДАННОЙ СТАТЬЕ РЕЧЬ ИДЕТ О ЗАЯВКАХ НА РЕМОНТ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.. / СВТ СРЕДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / БЮРО СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОАО "АВТОВАЗ" / APPLICATION APPLICATIONS FOR THE REPAIR OF COMPUTER EQUIPMENT / CF COMPUTER FACILITIES / OFFICE A STRUCTURAL SUBDIVISION OF AVTOVAZ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тихонов Владимир Иванович, Гусаров Ян Владимирович

Настоящая статья посвящается аспектам, положительно характеризующим использование автоматизированных информационных систем на предприятиях с различным характером производства. В частности рассматривается внедрение информационной системы, позволяющей автоматизировать и, тем самым, повысить эффективность взаимодействия различных подразделений и отделов ОАО «АВТОВАЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тихонов Владимир Иванович, Гусаров Ян Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to aspects positively characterizing the use of automated information al systems in enterprises with different nature of production. In particular, we consider the introduction of informational system to automate and thereby increase the efficiency of interaction of different departments and divisions of enterprise AVTOVAZ.

Текст научной работы на тему «Использование промышленных информационных систем на примере отдела электроники ОАО «АвтоВАЗ»»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕХАТРОНИКЕ

В.И. Тихонов, Я.В. Гусаров

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ЭЛЕКТРОНИКИ ОАО «АВТОВАЗ»

V.I. Tikhonov, Y. V. Gusarov

INDUSTRIAL USE OF INFORMATION SYSTEMS ON THE EXAMPLE OF ELECTRONICS AVTOVAZ

Ключевые слова: заявка - в данной статье речь идет о заявках на ремонт средств вычислительной техники, СВТ - средства вычислительной техники, бюро - структурное подразделение ОАО «АВТОВАЗ».

Key words: application - applications for the repair of computer equipment, CF - computer facilities, office - a structural subdivision of AVTOVAZ.

Аннотация

Настоящая статья посвящается аспектам, положительно характеризующим использование автоматизированных информационных систем на предприятиях с различным характером производства. В частности рассматривается внедрение информационной системы, позволяющей автоматизировать и, тем самым, повысить эффективность взаимодействия различных подразделений и отделов ОАО «АВТОВАЗ».

Abstract

This article is devoted to aspects positively characterizing the use of automated information al systems in enterprises with different nature of production. In particular, we consider the introduction of informational system to automate and thereby increase the efficiency of interaction of different departments and divisions of enterprise “AVTOVAZ”.

Анализ существующей системы автоматизированного учета и хранения ПО и сопроводительной документации

Информационное взаимодействие и связь между структурными подразделениями предприятия во многом зависит от грамотного и своевременного функционирования отдела Электроники. Принимая во внимание вышесказанное, отел является «хранителем» огромного объема различного рода информации, структурировать которую и иметь оперативный доступ к которой, жизненно необходимо для предприятия. Самыми востребованными информационными потоками являются: обработка заявок из цеха при проблемах с оборудованием, их накопление и сбор статистики для уменьшения времени простоя, хранение архивов программ систем управления различных систем и разного рода оборудования, контроль перемещений комплектующих автоматических линий и другие, не рассматриваемые на текущий момент в данной ИС.

Анализ текущей организации обработки заявок на устранение неисправностей на производстве

При поступлении в отдел заявки по телефону операторы записывают необходимые данные (название и код автоматической линии, цех, контактные данные, характер неисправности и др. данные) в журнал заявок (бумажный) и направляют туда специалиста в данной области. После выполнения заявки специалистом, ему необходимо дозаполнить заявку в журнале заявок и расписаться, после чего заявка считается закрытой. Если нужна какая-либо информация по статистике заявок на определенную линию, на определенного человека, определенную неисправность и т.д. для выяснения причин простоев, приходится вручную перебирать все журналы и выбирать нужную информацию, на что уходит много времени.

Для решения оговоренных выше проблем предлагается создать электронный аналог журнала заявок, хранимый в БД на общем сервере отдела. Доступ к журналу осуществляется

через соответствующий модуль информационной системы, включающий:

1. Список всех заявок за год. Сюда должны быть включены ссылки на другие года и на статистику, фильтр по сотруднику, дате, линии, цеху, бюро, причине, завершенность или незавершенность.

2. Добавление и редактирование отдельной заявки. Должна быть возможность не только создавать новые заявки, но и их редактировать. Особенностью является право на создание и редактирование. Возможностью создания обладают операторы, редактированием те же операторы и тот сотрудник, на которого оформлена заявка, пока он ее не заполнил и не закрыл. После закрытия заявки доступ к ней должен быть заблокирован. Операторы могут повторно открыть заявку для возможности редактирования.

3. Статистика по заявкам для анализа работы отдела. Статистика должна включать в себя оборудование, наиболее часто ломающееся, наиболее проблемные цеха, статистику по причинам аварий, статистику по специалистам, и общую статистику по годам и по месяцам для вычисления пиков и выяснения причин повышенного уровня неисправностей.

Отдел сопровождает большое количество цехов с различным оборудованием и назначением, имеющих разные фирмы контроллеров системы управления, контроллеров безопасности, диагностических станций, типов роботов и т.д. Все многообразие оборудования распределено по бюро, а иногда и конкретно по отдельным специалистам. Распределением заявок занимаются операторы, выясняющие характеристики оборудования по телефону или опираясь на свой опыт. Общего списка всего оборудования не имеется. Поэтому зачастую проходит немало времени для определения, какой специалист должен отработать заявку. При модернизациях, рационализаторских предложениях, или пуско-наладочных работах, комплектующие могут перемещаться, сниматься или добавляться на оборудовании. Данные действия может совершать большой круг работающего персонала, и отслеживание является непростой задачей.

Для решения этих задач перечень всего оборудования и его характеристик, сопровождающих бюро и конкретных лиц, предлагается хранить на сервере БД, добавление новых линий и редактирование существующих является прерогативой начальников бюро или доверенных лиц.

Архивирование программ контроллеров, станций диагностик, программ роботов и другой производственной информации производится регулярно почти у всего сопровождаемого оборудования. На данный момент у каждого бюро имеется или свой сервер архивов, управляемый начальником, или архивы хранятся на общем сервере отдела, доступ к которому осуществляется по протоколу «ftp» или «netbios». Структура архива различная и не строгая, иногда даже в рамках одного бюро, нет никакой системы пояснения причин снятия архивов и произведенных изменений. Из-за этого слежение за архивом (удаление старых архивов, временных, или просто чистка ненужного) представляет из себя трудоемкую задачу. Нет возможности проследить изменения в программах и причины этих изменений.

Предлагается объединить все архивы в единый центральный архив с автоматическим дублированием его на других рабочих станциях. Структура архива должна быть строгой. Хранение всей информации об архивах будет осуществлять сервер БД (дату, кто загрузил, папку архива, причину снятия архива, проделанные изменения в программе и т.д.). Модуль ИС должен обеспечивать:

1. Гарантированную загрузку и выгрузку архивов. Сохранение и возможность изменения информации об архивах.

2. Быстрый доступ к архивам посредством фильтра и быстрой навигации по всей структуре архива.

3. Распределение доступа к архивам разных систем управления.

4. Причины снятия архивов и произведенные изменения в програм-

мах систем управления.

1.2 Анализ внутренних информационных потоков отдела

Отдел должен обладать всей информацией о своих сотрудниках, она необходима не только для внутреннего пользования но и при работе с другими подразделениями (БОТИЗ), например при выводе специалистов на праздничные ремонты, при оформлениях документов на отгулы, переносе смен, очередных и административных отпусков, и т.д.

На данный момент нет единого хранения всех данных о сотрудниках, они разрознены и хранятся на бумажных носителях.

В предлагаемой ИС должна содержаться информация обо всех сотрудниках отдела, например: табельный номер, постоянный номер, ФИО, бюро, должность, внутренние реквизиты для связи, внешние реквизиты для связи (на случай вызова специалиста в нерабочее время из дома) и др. Интерфейс должен позволять выводить необходимую информацию в рамках прав доступа.

Хранение необходимой информации по рабочим станциям (ПК) и периферийного оборудования отдела

У каждого сотрудника отдела имеется один / несколько ПК (ноутбук), необходимые ему дополнительные периферийные устройства (внешние дисководы, модемы и т.д.). У рабочих станций должна быть настроена сеть (1Р, маска, шлюз) для доступа к необходимым ресурсам по своим реквизитам (архивы, почта). Для обслуживания рабочих мест и локальной сети необходимо хранить информацию о самих машинах, о реквизитах доступа к локальным ресурсам пользователей, о номерах АРМ для ремонта станций, номерах розеток подключения этих станций и другую полезную информацию. Данные постоянно меняются и должны легко отслеживаться, что текущей организацией документооборота не поддерживается.

Предлагается хранить всю информацию в БД и иметь доступ к ней посредством информационной системы администраторам сети и другим сотрудникам, которым доступ к данной информации необходим. Так как периферийное оборудование и рабочие машины закреплены за каждым сотрудником и есть необходимость передачи устройств одним лицом другому, необходима система ведения истории передач.

Система контроля поручений

Как на любом предприятии, управление процессами происходит по должностной лестнице сверху вниз. При длинной лестнице контролировать все исходящие поручения от начальства довольно трудоемко, вследствие чего уменьшается их производительность и увеличивается время выполнения, отсутствие отчетности влияет на качество исполнения, что в свою очередь приводит к финансовым потерям и разладе структуры управления. Для качественного управления на больших предприятиях система контроля поручений просто необходима. На текущий момент такой системы нет вообще, и все поручения производятся посредством устного общения.

Предлагается ввести систему создания, редактирования и хранения контрольных поручений в соответствии с иерархией должностей и возможностью передачи заданий другим лицам. Система должна включать: информацию по самому поручению, сроки выполнения, уведомления лиц, задания, которые просрочены, наглядную карту передач заданий нижестоящим лицам по должности, фильтр по различным критериям.

Численность отдела превышает 60 человек, которые являются высококвалифицированными специалистами с высоким уровнем занятости. Для обмена между ними необходимой информацией, опытом, оказанием друг другу помощи, обсуждения производственных задач, а так же просто для поддержания сплоченности коллектива необходима система социального общения.

Для этих целей может подойти система обмена коротких сообщений, форум, лента новостей достижений и нововведений в отделе. Все это должно находится в единой легкодоступной среде и являться частью информационной системы.

Для представления деятельности отдела другим подразделениям необходимо иметь общий раздел, доступный любому пользователю, работающему с информационной системой, в котором бы данная информация содержалась в привлекательном и информативном виде. Эта информация должна иметь: структурное расположение отдела на предприятии, направления ос-

новной деятельности отдела, физическое расположение отдела на территории предприятия, фотографии выполнения некоторых производственных задач сотрудниками отдела.

Анализ сетевой инфраструктуры предприятия

Локальная подсеть отдела электроники является частью локальной сети предприятия. Все рабочие машины (ПК) лежат в пределах одной подсети, подконтрольной отделу, доступ к ресурсам локальной сети всего предприятия осуществляется через маршрутизатор, являющийся действующим сервером для хранения информации по протоколам «ftp» и «netbios».

Предлагается использовать данный сервер для размещения на нем информационной системы и использовать архитектуру клиент-сервер. В качестве клиентов использовать веббраузеры на локальных машинах пользователей. Доступ к ИС должен предоставляться как со стороны отдела, так и со стороны всего предприятия. Для работы с клиентами необходимо ИС реализовать на web-сервере с поддержкой модулей «php» и «cgi».

Обобщенный анализ решаемых задач

Для общего анализа применяются средства UML - диаграмма прецедентов, показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Диаграмма прецедентов. Общий анализ задач

На диаграмме представлены все задачи, выполняемые отделом. Как видно из диаграммы, к некоторым задачам имеют доступ не все сотрудники отдела. Например, создавать новые заявки могут только операторы, так как бумажный журнал заявок имеется только у них, остальные могут его только заполнить и расписаться. Информацией по рабочим местам располагают только системные администраторы отдела.

Анализ путей решения поставленных задач и обоснование выбора средств проектирования и разработки ИС

При создании большого проекта, огромную роль играет средство моделирования. От построенной модели зависит, насколько проект будет функционально наиболее приближен к требованиям, время выполнения проекта, количество ошибок и исправлений при реализации.

Время разработки модели зависит от средства моделирования. Существует множество средств моделирования, таких как «ERWin», «BPWin», «Rational Rose», «Dia», «Microsoft Developer» и др. Все они отличаются друг от друга по организации и по функциональности. При разработке данной ИС предполагается использовать «Rational Rose» как средство моделирования. Этот продукт обладает неплохой функциональностью, простотой работы, поддерживает множество видов диаграмм. Данного продукта вполне хватит, чтобы полностью охватить все аспекты разрабатываемой модели ИС.

Одним из способов решения всех вышеперечисленных задач является разработка ИС на основе web-технологий и БД MySQL. Размещение ИС на общем сервере отдела, к которому имеется доступ со всех рабочих мест. У каждого пользователя должен иметься логин и пароль доступа к ИС для идентификации и аутентификации, после процесса авторизации для пользователя сессия хранится в течение месяца, для дальнейшей работы авторизация уже не требуется, что обеспечивает быстрый доступ к ресурсам ИС. Протокол передачи «https» сохранит конфиденциальность данных.

В ИС должна будет организована система групп для распределения обязанностей и распределения прав доступа на отдельные ресурсы.

Система обмена мнениями, знаниями, пожеланиями и другой текстовой и графической информацией осуществляется посредством новостей (доска объявлений), форума, и системой личных коротких сообщений.

Все задачи, непосредственно касающиеся работы отдела, должны находиться в одном месте, называемом «технопорталом». Доступ к задачам будет осуществляться посредством специализированных групп, например, дающим привилегии регистрировать заявки или редактировать характеристики оборудования.

Из существующих БД (Oracle, Postgres, MySql и др.) использовать MySQL как наиболее подходящую к данному проекту, так как она обладает достаточными функциями для реализации поставленных задач, легкостью настройки и использования.

Все ПО, используемое в проекте абсолютно бесплатно и широко распространено. Работоспособность ИС необходимо поддерживать только на сервере.

Другим решением рассмотрим создание ИС как самостоятельного приложения на основе проекта с использованием одного из высокоуровневых языков программирования (например, Visual Basic или C++). Необходимо разработать клиент, обеспечивающий все задачи, с понятным интерфейсом. Написание такого приложения требует намного больше усилий, знаний и времени, что, несомненно, отразится на его стоимости и времени выполнения. К тому же отладка таких приложений намного более трудоемка. В качестве БД можно использовать или сервер БД или локальную базу наподобие «Acces». Принцип работы следующий: у каждого пользователя имеется на рабочем компьютере клиент, который при запуске соединяется непосредственно с сервером БД, или открывает локальную БД в открытой папке в сети, расположенной на сервере. После чего происходит авторизация и все необходимые действия.

Недостатками такого метода являются:

1. Большая ресурсоемкость и затраты на разработку.

2. Проблемы с обновлением клиента (необходимость обновления на всех машинах пользователей).

3. Проблема с множественным доступом и синхронизацией с БД.

4. Большая нагрузка сети, так как постоянно передаются большие таблицы для обработки клиентом.

В заключении можно сказать, что подобные информационные системы, внедренные на предприятиях, приносят огромную пользу персоналу и экономическую выгоду предприятию в целом. С помощью информационной системы можно автоматизировать некоторые процессы деятельности отделов, и предприятия в целом, что приведет к сокращению времени рутинной работы и освободить людей для других задач. Так же улучшится качество выполняемой работы, так как разработанная система контролирует все ее этапы и аспекты.

Несомненно, большой вклад подобные информационные системы привносят в деятельность руководства отделов и предприятий в целом, так как появляется возможность накапливать статистические данные и быстро выводить их в нужном виде. С помощью анализа этих данных можно улучшить качество управления отделами, а следовательно и всем производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.