Научная статья на тему 'Автоматизированная информационная система телемедицинского консультирования'

Автоматизированная информационная система телемедицинского консультирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
766
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / TELEMEDICINE / AUTOMATION / INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фролов С. В., Лядов М. А.

На кафедре «Биомедицинская техника» Тамбовского государственного технического университета разработана автоматизированная система телемедицинских консультаций, которая в настоящее время апробируется в качестве информационной поддержки медицинского обслуживания сотрудников Университета. Данная система предусматривает ведение электронной истории болезни при очном приеме врача, очной и заочной телемедицинской консультации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Фролов С. В., Лядов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная информационная система телемедицинского консультирования»

Телемедицинские системы

www.idmz.nu

гол □, № з

С.В. ФРОЛОВ,

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Биомедицинская техника» Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), г. Тамбов, [email protected] М.А. ЛЯДОВ,

магистрант направления 200300 «Биомедицинская инженерия» ТГТУ, г. Тамбов, [email protected]

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

УДК 004.77

Фролов С.В., Лядов М.А. Автоматизированная информационная система телемедицинского консультирования (Тамбовский государственный технический университет)

Аннотация: На кафедре «Биомедицинская техника» Тамбовского государственного технического университета разработана автоматизированная система телемедицинских консультаций, которая в настоящее время апробируется в качестве информационной поддержки медицинского обслуживания сотрудников Университета. Данная система предусматривает ведение электронной истории болезни при очном приеме врача, очной и заочной телемедицинской консультации.

Ключевые слова: Телемедицина, автоматизация, информационные системы

UDC 004.77

Frolov S, Lyadov M. Automated information data system of telemedical consulting (Tambov State Technical University)

Abstract: На кафедре «Биомедицинская техника» Тамбовского государственного технического университета разработана автоматизированная система телемедицинских консультаций, которая в настоящее время апробируется в качестве информационной поддержки медицинского обслуживания сотрудников университета. Данная система предусматривает ведение электронной истории болезни при очном приеме врача, очной и заочной телемедицинской консультации.

Keywords: Telemedicine, automation, information systems

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует ряд проблем здравоохранения в сельских районах, включающих недостаточную инфраструктуру, разобщенный и перегруженный персонал, большие расстояния. По этим причинам население не имеет полноценного доступа к получению медицинской помощи.

Телемедицинские консультации уже давно проводятся по всей территории РФ. Как правило, это телеконсультирование с ведущими медицинскими центрами страны или консультирование районов региона с областным центром. Наблюдается тенденция к тому, что в будущем для госпитализации больного в федеральное медицинское учреждение неотъемлемым условием будет являться телеконсультация [1].

Но зачастую консультирование пациента с личным лечащим врачом при разработке телемедицинских систем отводится на второй план. А данная проблема является достаточно актуальной,

© С.В. Фролов, М.А. Лядов, 2010 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 57 ■

Ш1

kill

Телемедицинские системы

и информационные

технологии

> особенно в XXI веке, когда в условиях огромной конкуренции на рынке труда человек с походами по врачам рискует остаться без работы.

Проведение телемедицинских консультаций «пациент-врач» не может полностью заменить очного приема у врача, например, для терапевта, очень важным является визуальный осмотр пациента, его голос и дыхание, к тому же использование фонендоскопа на расстоянии представляется маловозможным. Но существуют ситуации, когда пациенту необязателен очный прием у врача. Примером этого может являться лечение у врача-невролога, когда после назначения препарата пациенту через определенное количество дней необходимо сообщить врачу изменения в своем состоянии, чтобы последний определил дальнейшую тактику лечения. Зачастую больные в подобных случаях обращаются к своим врачам по телефону, но в этом случае врачу достаточно сложно вспомнить пациента и картину его заболевания.

Для решения имеющейся проблемы в Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ), на кафедре «Биомедицинская техника» разработана автоматизированная информационная система (АИС) врачебных телеконсультаций по сети Интернет, позволяющая врачам и пациентам общаться дистанционно. Внедрение данного проекта осуществляется Телемедицинским центром ТГТУ (ТМЦ ТГТУ) [2]. В рамках этого направления создано клиент-серверное приложение «Телеконсис 2010», которое синхронизирует процесс проведения консультаций и позволяет вести электронную историю болезни пациента. Для хранения данных информационной системы создана единая база данных, располагающаяся на сервере ТМЦ ТГТУ.

В настоящее время в ТГТУ совместно с МЛПУ «Поликлиника №6 ТГТУ» и санаторием-профилакторием «Тонус» проводится тестирование разработанной АИС телемедицинского консультирования [3].

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АИС ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Разработанная АИС телемедицинских консультаций в общей сложности представляет собой электронную историю болезни (ЭИБ), которая, согласно ГОСТ Р 52636-2006, имеет следующее определение:

Электронная история болезни: Информационная система, предназначенная для ведения, хранения на электронных носителях, поиска и выдачи по информационны/м запросам (в том числе и по электронным каналам связи) персональных медицинских записей.

Таким образом, ЭИБ предоставляет единое информационное пространство для документооборота в медицинском учреждении. Основной информационной структурной единицей ЭИБ является электронная персональная медицинская запись (ЭПМЗ) о пациенте, которая делается медицинским работником в отношении конкретного пациента [4]. Любая разрабатываемая информационная медицинская система в первую очередь должна проектироваться с учетом видов ЭПМЗ, которые будут в ней циркулировать. В зависимости от типа медицинского учреждения это могут быть данные о результатах проведенных анализов, записи врача о состоянии пациента и т.п. Для АИС телемедицинских консультаций ЭПМЗ является электронное подобие классической медицинской карты пациента, к которой могут прикрепляться медицинские файлы в электронном виде, например, рентгеновские снимки или запись УЗИ. Хранение всех ЭПМЗ осуществляется на сервере и представляет собой электронный медицинский архив (ЭМА):

Электронный медицинский архив: Электронное хранилище данных, содержащее ЭПМЗ и другие наборыы данных и программ (классификаторы и справочники, списки пациентов и сотрудников, средства навигации, поиска, визуализации, интерпретации, проверки целостности и ЭЦП, распечатки ЭПМЗ и др.).

58 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Телемедицинские системы

www.idmz.nu

гол □, № з

Сервер ТМЦ ТГТУ

Ваза данных (Электронный медицинский архив)

т

с

и

I

а>

ш

о

о.

>

Indy-сервер

Редактирование БД, управление пользователями, изменение файлов

Чтение ЭМА, прием заявок, создание ЭПМЗ, расписание, загрузка файлов

Чтение справочников, создание заявок, просмотр заключений

Видеосвязь, обмен текстовыми сообщениями

Рис. J. Общая схема АИС телемедицинского консультирования

Для того, чтобы определить отличие данной АИС от других ЭИБ, необходимо рассмотреть принципиальную схему данной системы (рис. 1).

Центром АИС телемедицинских консультаций является сервер ЭМА (в настоящее время это сервер ТМЦ ТГТУ), который предоставляет пользователям системы три сервиса: БД, FTP-сервер и Indy-сервер. БД является хранилищем ЭПМЗ, справочников, заявок на консультации, расписания врачей, учетных записей пользователей и другой вспомогательной информации. В качестве системы управления базами данных (СУБД) используется система MySQL 5. Для хранения медицинских файлов используется FTP-сервер ProFTPd, а информация о файлах хранится в БД. Еще одним сервисом является приложение, разработанное с использованием компонентов Indy (Internet Direct), которые предназначены для удобной работы с популярными Интернет-протоколами. Принцип работы данных компонентов основывается на использовании сокетов в блокирующем режиме. Indy-сервер предназ-

начен для того, чтобы пользователи АИС могли «видеть» друг друга, а именно, иметь сведения о текущих IP-адресах, которые необходимо «знать» приложению «Телеконсис 2010» при обмене текстовыми сообщениями и проведении видеосвязи.

ПО «Телеконсис 2010» разработано в среде CodeGear C++Builder 2007 и предназначено для работы в операционных системах Microsoft Windows 2000/XP/Vista. Для доступа приложения к БД используется механизм Borland Database Engine (BDE). Данное приложение представляет собой единое средство доступа для пользователей АИС врачебных консультаций. При запуске программы производится авторизация пользователя, после чего автоматически загружается соответствующая данному типу привилегий конфигурация программы. Подобное решение обусловлено следующими факторами:

1. Простота разработки и обновления: существование множества одинаковых функций программы для разных типов пользователей, исправление или доработка которых

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 59 ■

Рис. 2. Редактирование заявки на консультацию пациентом

будет осуществляться сразу для всех конфигураций.

2. Облегчение отладки: при возникновении проблемы у одного из пользователей системы администратор службы технической поддержки при выезде может войти в систему на ПК пользователя под административными привилегиями.

3. Врач может являться пациентом: при возникновении подобной ситуации врачу необходимо войти в систему на своем же рабочем месте как пациент, при этом отсутствует необходимость установки другой версии ПО.

На рис. 1 показан доступ пользователей к ЭМА, который делится на три уровня: администратор, врач и пациент. Администратор системы имеет наибольшие полномочия по доступу к ЭМА: он может добавлять и редактировать списки врачей и пациентов, просматривать все медицинские записи, медицинские файлы, управлять учетными записями всех пользователей, а также при необходимости исправлять ошибки в БД.

Следующей ступенью по уровню доступа является врач. Для редактирования врачу

доступен лишь справочник по пациентам, в который он может добавлять нового пациента. Врач также может вести личное расписание своего приема, принимать заявки от пациентов, создавать ЭПМЗ. Одним из преимуществ данной системы для врача является просмотр всех ЭПМЗ для конкретного пациента, которые делали другие врачи.

Основным отличием разработанной АИС телемедицинских консультаций от других ЭИБ является наличие доступа к ЭМА пациента, который имеет наименьшие полномочия в данной системе. Пациент способен просматривать списки работающих врачей-консуль-тантов, подавать заявки на проведение консультаций и просматривать заключения по проведенным консультациям, которые с ним проводил врач.

ПОДАЧА/ПРИЕМ ЗАЯВОК НА КОНСУЛЬТАЦИИ

При помощи ПО «Телеконсис 2010» пациент подает заявку на консультацию (рис. 2). При создании заявки необходимо выбрать врача, к которому пациент желает записаться на консультацию. Под словом «консульта-

■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Телемедицинские системы

www.idmz.nu

гол □, № з

Рис. 3. Просмотр пациентом своих заявок на консультации

ция» здесь подразумевается один из трех вариантов:

1. Очная консультация с присутствием — пациент лично приходит к врачу на прием.

2. Очная удаленная — в назначенное время пациент устанавливает с врачом видеосвязь.

3. Заочная — консультация, при которой врач оформляет ЭПМЗ без общения с пациентом.

В заявке на консультацию указываются желаемая дата и время, исходя из личного расписания врача-консультанта. После отправки заявки врач и пациент при помощи обмена текстовыми сообщениями уточняют точную дату и время проведения консультации. При необходимости пациент может прикрепить к заявке на консультацию какие-либо файлы. Это могут быть отсканированные результаты диагностических исследований или видеозапись.

После того, как врач оформит ЭПМЗ, пациент в форме работы с заявками (рис. 3) может просмотреть рекомендации врача по проведенной консультации.

В форме просмотра заявок имеется вкладка «Отклоненные», так как врач может отклонить заявку пациента с указанием причины ее отклонения. Данное допущение является обязательным в этой системе, поскольку пациент может обратиться «не по адресу» либо не прийти или не связаться с врачом в назначенное время.

Прием заявок врач-консультант осуществляет в специальной форме приема заявок от пациентов (рис. 4). В данной форме врач может просмотреть новые заявки, принятые, заявки по которым проведена консультация (то есть оформлена ЭПМЗ) и отклоненные, а также может просмотреть все прикрепленные к заявкам медицинские файлы.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ Si ■ ■■■ ■ ■

1 и информационные

технологии

Телемедицинские системы

Рис. 4. Просмотр врачом-консультантом заявок на консультации от пациентов

ЭПМЗ В АИС ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

После принятия врачом заявки на консультацию в ЭМА автоматически создается новая ЭПМЗ (рис. 5), которая приобретает статус чернового варианта. Новая ЭПМЗ может создаваться и без предварительной заявки от пациента, например, если пациент лично пришел на прием к врачу без предварительной записи.

После проведения консультации врач редактирует данную ЭПМЗ (рис. 6). В форме редактирования ЭПМЗ имеются 1 1 вкладок:

• жалобы;

• анамнез заболевания;

• настоящее состояние;

• диагноз;

• данные параклинических методов исследования;

• рекомендации;

Рис. 5. Создание врачом новой ЭПМЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вкладка «анамнез жизни»:

• анамнез жизни;

• семейный анамнез;

• аллергоанамнез;

• социальные заболевания;

• примечания.

Помимо текстовых записей, врач может прикрепить к ЭПМЗ медицинские файлы. Это могут быть прикрепленные к заявке от паци-

" "ее" ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Телемедицинские системы

www.idmz.nu

гол □, № з

Рис. 6. Редактирование врачом чернового варианта ЭПМЗ

ента файлы и файлы, загруженные самим врачом.

При завершении редактирования ЭПМЗ врач нажимает на кнопку «Подписать», после чего данная ЭПМЗ приобретает статус официального медицинского документа и не может быть в дальнейшем изменена врачом.

Для просмотра всех ЭПМЗ, которые врач создавал для своих пациентов, имеется специальная форма, которая позволяет врачу фильтровать черновые и подписанные варианты ЭПМЗ по временному интервалу.

Одной из наиболее полезных функций разработанного ПО «Телеконсис 2010» является просмотр всех ЭПМЗ конкретного пациента, которые создавали для него врачи в рассматриваемой системе. Данная форма показана на рис. 7.

Особенностью данной формы является фильтрация не только самих ЭПМЗ, но их разделов. Таким образом, врач может посмотреть, у какого врача и на что жаловался пациент.

МЕХАНИЗМ ФАЙЛОВОГО ОБМЕНА

В ПО «Телеконсис» предусмотрен специальный модуль для загрузки изображений и видеофайлов. Поскольку медицинский файлы имеют достаточно большой размер (от 500 Кб) для передачи их по сети Интернет, в системе предусмотрен механизм кэширования для медицинских файлов (рис. 8). Файлу присваивается уникальное имя, затем информация о файле записывается в базу данных, сам же файл записывается на сервер по протоколу FTP.

При запросе файла сначала проверяется его наличие на компьютере пользователя, в случае его отсутствия файл закачивается и помещается в кэш. Таким образом при следующем открытии файла отсутствует необходимость его загрузки с сервера. Использование подобного механизма является особенно важным при низкой скорости доступа к сети Интернет пользователя.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 63 ■

1 и информационные

технологии

Телемедицинские системы

Рис. 7. Просмотр врачом истории болезни пациента

Рис. 8. Схема кэширования медицинских файлов

" -в*" ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Телемедицинские системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационные технологии с момента их появления всегда служили в первую очередь для того, чтобы избавить человека от кропотливой работы и позволить ему заниматься деятельностью, которую еще не научились выполнять компьютеры. Использование АИС телемедицинского консультирования как ЭИБ, с одной стороны, позволяет автоматизировать работу врачей, поскольку данная система осуществляет переход от хранения медицинской картотеки на бумажных носителях к электронной системе.

С другой стороны, АИС телемедицинского консультирования, в отличие от большинства медицинских информационных систем, предназначена не только для улучшения и упрощения работы медицинских работников, но и для основного клиента системы здравоохранения — для пациента. Экспериментальное внедрение данной системы в ТГТУ обусловлено следующим обстоятельством: корпуса Университета расположены

www.idmz.nu

гол □, № з

в разных частях города, поэтому учебный процесс и посещение врача для сотрудника ТГТУ являются вещами несовместимыми [5]. При пользовании АИС телемедицинского консультирования теперь сотрудник Университета имеет возможность связаться со своим лечащим врачом во время перерыва между занятиями.

Таким образом, разработанная система позволяет сотруднику ТГТУ, не отрываясь от рабочего процесса, быстро и качественно проводить телемедицинские консультации с необходимым врачом, при этом производится полное документирование проведенной консультации в электронном медицинском архиве. Данное нововведение позволяет повысить эффективность работы сотрудников Университета, что сказывается на улучшении учебного процесса. Следовательно, можно в очередной раз сделать вывод о том, что новые информационные технологии вносят значительный вклад в развитие общества, особенно в такой области, как медицина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Перхов В.И., Кураева В.М, Киреев С.А., Балуев Е.Е. О необходимости использования телеконсультаций при организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи//Врач и информационные технологии. — 2010. — № 1. — С. 27-29.

2. MischenkoS., FrolovS., Podolskii V., Frolova M. Telemedical Centre in Tambov State Technical University at the Heart of the Regional Telemedical Net//In: Abstract Book 13th World Congress «Internet in Medicine» — MedNet 2008. — St. Petersburg, 2008. — P. 30.

3. Лядов М.А., Фролов С.В. Автоматизированная система телемедицинского консультирования сотрудников университета //В кн. Биотехнические, медицинские и экологические системы и комплексы. — Рязань: РГРТУ, 2009. — С. 281-295.

4. Кобринский Б.А. Перспективы и пути интеграции информационных медицинских систем//Врач и информационные технологии. — 2009. — №4. — С. 4-5.

5. Фролов С.В, Фролова М.С., Лядов М.А. Опыт внедрения телемедицинских технологий в Тамбовской области//В кн. Методы компьютерной диагностики в биологии и медицине. Материалы ежегодной Всероссийской научной школы-семинара 1-3 июля 2009 года. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2009. — С. 126-128.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 65 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.