Научная статья на тему 'Использование программного модуля поддержки принятия управленческих решений при авариях на химически опасных объектах'

Использование программного модуля поддержки принятия управленческих решений при авариях на химически опасных объектах Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование программного модуля поддержки принятия управленческих решений при авариях на химически опасных объектах»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ АВАРИЯХ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

С. Н. Хаустов, начальник кафедры ГЗ, к. т. н.

А. И. Бобров, заместитель начальника кафедры ГЗ, к. т. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В настоящее время перед управляющими структурами стоят задачи принятия эффективных решений при возникновении аварий на техногенных объектах.

Анализ данных по техногенным катастрофам показал, что в последние годы число аварий на данных предприятиях возрастает. При этом задача использования процедур распределения ресурсов на защиту территорий от химических аварий представляется актуальной.

При этом, зачастую расчеты по оценке обстановки при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) производятся без использования специального программного обеспечения, необходимая информация представляется в виде таблиц, что затрудняет восприятие информации и снижает эффективность принятия решений. По данной причине особое значение придается использованию систем управления, ранжированию химически опасных объектов, выбору критерия ранжирования, отображению информации на электронных картах местности.

Для моделирования использовался виртуально-интерактивный тренажерный комплекс для подготовки должностных лиц и специалистов функциональной подсистемы РСЧС по вопросам в области предупреждения и снижения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорт (разработчик - ЦИЭКС).

После запуска программного средства расчета последствий аварий на химически опасных объектах необходимо в меню «Задачи» выбрать пункт «АХОВ». Откроется диалоговое окно «Аварии на химически опасных объектах» на закладке «Выбор» (рис. 1).

Рис. 1 352

Если объектов нет, то список будет пустой, необходимо создать запись в базе дынных. Если в проекте имеется постоянная база данных, то есть возможность сделать импорт из этой базы. Для этого в форме «Аварии на химически опасных объектах» в меню рядом с кнопкой «Выполнить» выбрать команду «Добавить из базы» и нажать кнопку «Выполнить». При этом из базы в список будут добавлены нужные объекты.

Для нанесения новых техногенных объектов на карту необходимо в данной форме нажать на кнопку «Добавить», которая расположена в поле «Операции на карте». После этого на верхней панели инструментов окна «Карта» активизируется кнопка У, а курсор принимает вид крестика. Подвести указатель курсора к месту техногенной аварии на карте и нажать на левую кнопку мыши. Появится форма заполнения характеристик объекта. В данную форму необходимо занести характеристики добавляемого объекта (рис 2).

Рис. 2

Данные о веществе отображаются в отчете. Введем необходимые данные (рис. 3).

: Аварии на химически опасных объектах

Выбор | Расчет РД 1..!| Результаты || Данные для расчета || Цвет |

Расчет

Параметры источника АХОВ М асса вещества в емкости, кг Температура хранения АХОВ, С Название вещества

1^*1 Потери по зданиям @ Ускоренный расчет 0 Использование внешней памяти

Параметры защитным мероприятий

□ Площадь поддона, м2 5П Тип зданий

I I Толщина разлива, м I I Изоляция разлива, мин

Сброс

1000

20

Температура грунта, С Т ип грунта

¡20

4. Песок, суглинок, глин V

0.5

2. 5-этажная

Результаты | Результаты |

Поля

30

а. Вероятности безвозвратных потерь

Кратность воздухообмена (1 обл) Кратность воздухообмена (2 обл) Время для укрытия в зданиях, мин I I Оповещение

В ремя подачи сигнала тревоги, мин [ | Эвакуация

Время до начала эвакуации, мин I I Герметизация

(кратность Еоздухообмена)

0.4

Ш5

30

0.05

Рис.3

Введем метеорологические данные (рис. 4).

Рис. 4

Результаты расчета представлены на рис. 5.

Гаькь

Обшие потери населения в зданиях 1 Безвозвратные потери населения в зданиях О Общие потери населения на открытой местности 24 Безвозвратные потери населения на открытой местности 24 Общее количество пкздой в зоне поражения 34 Максимальная длина зоны поражения людей 440 м.

ОК

Рис. 5

При нажатии кнопок, находящихся в группе «Поддержка принятия решения» можно получить в текстовом формате соответственно оценку обстановки и донесения по формам 1ЧС и 2ЧС. При нажатии кнопки «Решение» выводится решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в стандартизованном формате.

Список использованной литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Учеб. пособие для вузов / П. П. Кукин, В. Л. Лапин и др. - 2-изд. - М.: Высш. шк., 2001. 319 с

2. Атаманюк В. Г., Ширшев Л. Г., Акимов Н. И.. Гражданская оборона. -М: Высшая школа, 2006

3. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. Руководящий документ РД 52.04.253-90. Л.: Гидрометеоиз-дат, 1991. 23 с.

4. Иванищев В. В., Михайлов В. В. Автоматизация моделирования экологических систем СПб.: Издательство СПбГТУ, 2000 г., 172 с.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ АВАРИЯХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

С. Н. Хаустов, начальник кафедры ГЗ, к. т. н.

А. И. Бобров, заместитель начальника кафедры ГЗ, к. т. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Одним из наиболее важных аспектов оценки опасности эксплуатации объектов транспорта углеводородов является моделирование техногенных процессов, построение множества сценариев крупных производственных аварий. Существующие в настоящее время нормативные документы не в полной мере учитывают все физические явления, характерные для аварий газовой отрасли. Показатели риска в рамках существующего математического аппарата определить затруднительно. Актуальными остаются вопросы практического использования количественных оценок показателей риска.

Безопасность магистральных транспортных систем может быть обеспечена при комплексном использовании всего арсенала систем и средств защиты во всех структурных элементах рассматриваемого объекта и на всех этапах его жизнедеятельности. Анализ эксплуатации транспортных систем, масштабов использования сырья и энергии, а также динамики аварийности свидетельствует, что дальнейшее развитие этой сферы должно базироваться на принципах, основой которых являются: выявление проблем и проведение сравнительного анализа, необходимых для выработки оптимальных мер повышения безопасности техногенных объектов и определения приемлемого уровня риска.

Для моделирования использовался виртуально-интерактивный тренажерный комплекс для подготовки должностных лиц и специалистов функциональной подсистемы РСЧС по вопросам в области предупреждения и снижения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорт (разработчик - ЦИЭКС).

Для расчета данной задачи нужно открыть список «Задачи» и выбрать «Газопроводы». Задача откроется на закладке «Расчет» (рис. 1).

Рис. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.