Научная статья на тему 'Информационная поддержка принятия управленческих решений при авариях на объектах транспортной инфраструктуры'

Информационная поддержка принятия управленческих решений при авариях на объектах транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка принятия управленческих решений при авариях на объектах транспортной инфраструктуры»

4. Иванищев В. В., Михайлов В. В. Автоматизация моделирования экологических систем СПб.: Издательство СПбГТУ, 2000 г., 172 с.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ АВАРИЯХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

С. Н. Хаустов, начальник кафедры ГЗ, к. т. н.

А. И. Бобров, заместитель начальника кафедры ГЗ, к. т. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Одним из наиболее важных аспектов оценки опасности эксплуатации объектов транспорта углеводородов является моделирование техногенных процессов, построение множества сценариев крупных производственных аварий. Существующие в настоящее время нормативные документы не в полной мере учитывают все физические явления, характерные для аварий газовой отрасли. Показатели риска в рамках существующего математического аппарата определить затруднительно. Актуальными остаются вопросы практического использования количественных оценок показателей риска.

Безопасность магистральных транспортных систем может быть обеспечена при комплексном использовании всего арсенала систем и средств защиты во всех структурных элементах рассматриваемого объекта и на всех этапах его жизнедеятельности. Анализ эксплуатации транспортных систем, масштабов использования сырья и энергии, а также динамики аварийности свидетельствует, что дальнейшее развитие этой сферы должно базироваться на принципах, основой которых являются: выявление проблем и проведение сравнительного анализа, необходимых для выработки оптимальных мер повышения безопасности техногенных объектов и определения приемлемого уровня риска.

Для моделирования использовался виртуально-интерактивный тренажерный комплекс для подготовки должностных лиц и специалистов функциональной подсистемы РСЧС по вопросам в области предупреждения и снижения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорт (разработчик - ЦИЭКС).

Для расчета данной задачи нужно открыть список «Задачи» и выбрать «Газопроводы». Задача откроется на закладке «Расчет» (рис. 1).

Рис. 1

Далее необходимо нажать кнопку «Нанесение отметок». В требуемом месте газопровода с помощью курсора наносим отметку. Отметка появляется в виде крестика. Заполняем характеристики газопровода (рис. 2).

Далее нажать кнопку «Сохранить». Задача обратно переходит на первоначальную закладку. В данной закладке перед проведением расчета, можно менять характеристики типа аварии в соответствующих полях. В данной задаче осуществляются следующие сценарии аварий на газопроводе:

• разрыв газопровода;

• горение в катловане;

• струевое горение;

• взрыв ТВС.

Выбрав требуемый сценарий нажать на кнопку «Расчет». После окончания результатов расчета появится сообщение с результатами (рис. 3).

Рис. 2

Tas ksLib гагу

Расчет окончен.

Размерь: факела 75,538м и 7,

Число безвозвратных потерь з зданиях ■ 0 чел.

Число санитарных потерь в зданиях - 0 чел.

Для открытой местности

Число безвозвратных потеоь - 33 чел.

Число санитарных потерь - 33 чел.

Для вывода результатов нажмите кнопку 'Результаты'.

Для отображения результатов нажмитк кнопку 'Отобразить'.

OK

Рис. 3

Информацию по аварии от разрыва газопровода можно получить, нажав на кнопку «Отчет». Информация выводится в формате «Microsoft Word» (рис. 4).

¡¡ти.п^пикиг ииМ'КМЬ II иаЪгрн.ДЛйВ 411ГЗ .иЧГ|;|Л||]!:|М[НМ^|1Ы|.|Ч

Апипчкшшетнм :ич?[ 55

РсзЗН'/км ее иишнииш ттлнаирйлииВДтшмн и

тшс и'+ггпрА 2'- шш

([ар*;**ц||г -риц'Ч (л«- □гтс*р>гнч(<(ичтнк1'1ч ЦНЦрНЬ, ГОСТ 11. .1.047 931

ГГ|чпг Неггмнче у

Бпеаинн ристШшнч 131

Вё| ватальл днки 1 ■_■■ ] 3т

О+оги Г сггл<и11 121

ОкОГМ II енр^я №

Ол-оги [Г[ ГЕПГЧ|Г

Е^? Г" Г ЧЬИ ПО' - МГГГ'Ш 1» -В" ИПЧ-Ч-Ч1 ЙОГ/КИ1

Рис. 4

Список использованной литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Учеб. пособие для вузов / П. П. Кукин, В. Л. Лапин и др. - 2-изд. - М.: Высш. шк., 2001. 319 с

2. Атаманюк В. Г., Ширшев Л. Г., Акимов Н. И.. Гражданская оборона. -М: Высшая школа, 2006

3. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. Руководящий документ РД 52.04.253-90. Л.: Гидрометеоиз-дат, 1991. 23 с.

4. Иванищев В. В., Михайлов В. В. Автоматизация моделирования экологических систем СПб.: Издательство СПбГТУ; 2000., - 172 с.

5. Михаленко В. А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Система поддержки принятия решений при эксплуатации магистральных газопроводов. / Тульский государственный университет, 2000.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС

С. Н. Хаустов, к. т. н. А. И. Бобров, к. т. н., доцент С. В. Ефимов, доцент кафедры ГЗ, к. т. н. Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В современных условиях для организации оперативного управления органами государственной власти любого уровня требуется привлечение в сжатые сроки разнообразной (геологической, экологической, экономической и т. п.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.