Научная статья на тему 'Использование приемов эмоционального стимулирования как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов'

Использование приемов эмоционального стимулирования как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / INDEPENDENT WORK / COGNITIVE INTEREST / EMOTIONAL STIMULATION / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Татьяна Петровна

Представлен авторский опыт по использованию приемов эмоционального стимулирования в самостоятельной работе студентов по предмету «Педагогика». Включение приемов эмоционального стимулирования в процесс выполнения студентами заданий в рамках самостоятельной работы способствует повышению их интереса к предмету, делает процесс обучения более эффективным, что, в свою очередь, улучшает качество профессиональной подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF METHODS OF EMOTIONAL STIMULATION AS A MEANS OF RAISING THE EFFECTIVENESS OF STUDENT INDEPENDENT ACTIVITY

The paper reveals the author''s experience of using methods of emotional stimulation in students'' independent work. These methods, when employed in the process of student independent training, increase students'' interest to the subject under study, makes the process of learning more efficient, which consequently raises the future teachers’ attainment.

Текст научной работы на тему «Использование приемов эмоционального стимулирования как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов»

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 378.147

Гаврилова Татьяна Петровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail:[email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Tatiana P. Gavrilova

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Pedagogical Department

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,

e-mail: [email protected]

USE OF METHODS OF EMOTIONAL STIMULATION AS A MEANS OF RAISING THE EFFECTIVENESS OF STUDENT INDEPENDENT ACTIVITY

Аннотация. Представлен авторский опыт по использованию приемов эмоционального стимулирования в самостоятельной работе студентов по предмету «Педагогика». Включение приемов эмоционального стимулирования в процесс выполнения студентами заданий в рамках самостоятельной работы способствует повышению их интереса к предмету, делает процесс обучения более эффективным, что, в свою очередь, улучшает качество профессиональной подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: самостоятельная работа; познавательный интерес; эмоциональное стимулирование; качество обучения.

Abstract. The paper reveals the author's experience of using methods of emotional stimulation in students' independent work. These methods, when employed in the process of student independent training, increase students' interest to the subject under study, makes the process of learning more efficient, which consequently raises the future teachers' attainment.

Key words: independent work; cognitive interest; emotional stimulation; quality of training.

Самостоятельная работа играет большую роль в качественной подготовке будущего специалиста. В рамках компетентностного подхода студент должен не только получить необходимые знания, но также научиться применять их на

© Гаврилова Т.П., 2014

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

практике, причем не по трафарету, а творчески. Именно самостоятельное выполнение учебных заданий и создает фундамент для формирования умений и навыков педагогической деятельности. Исходя из этого при создании программы учебного курса «Педагогика» сотрудниками кафедры были разработаны задания для самостоятельной работы по каждому разделу программы [1]. Выполнение студентами педагогически целесообразных самостоятельных заданий активизирует их мышление, развивает творческие способности, повышает интерес к учебному процессу. Учеными доказано, что именно познавательный интерес является движущей силой процесса обучения, способствуя более глубокому изучению учебного материала. Наличие познавательного интереса позволяет вызывать и постоянно поддерживать у студентов состояние активной заинтересованности в окружающих явлениях, в научных и моральных ценностях [2].

Организуя учебный процесс, мы попытались найти ответ на вопрос, какими должны быть самостоятельные задания и при каких условиях их выполнение будет наиболее эффективно способствовать формированию мотивов интереса к учению и, следовательно, улучшению качества обучения.

Современный педагогический опыт свидетельствует, что для целенаправленного формирования и развития познавательного интереса при разработке самостоятельных заданий можно эффективно использовать приемы эмоционального стимулирования.

Под эмоциональным стимулированием понимается набор педагогических приемов, применение которых вызывает у человека переживания, связанные с пробуждением чувств, побуждает субъектов учебной деятельности к активному творчеству, создает положительное эмоциональное состояние, на фоне которого педагогический процесс протекает эффективнее [3].

Современные ученые к эмоциональным стимулам относят проблемно-поисковые (анализ проблемных вопросов, ситуаций, противоречивых высказываний, афоризмов, пословиц, поговорок); игровые (игры-драматизации, игры-упражнения, аналитические игровые ситуации) и эмоционально-образные (сочинение сказок, анализ художественных произведений, музыкально-поэтические эффекты, художественно-символические изображения) [4].

Общим для всех видов стимулов является наличие возможности создания атмосферы эмоционально-волевого напряжения, радостно-мажорного настроения, всего того, что ведет к успеху. Не менее важным аспектом эмоционального стимулирования, по мнению М.Г. Яновской, будет творчество, которое является побудительной силой и источником устремлений студента к познанию.

Практика показывает, что использование в учебном процессе вуза приемов эмоционального стимулирования позволяет включить студента в познавательную деятельность и активизировать у него основные психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.

В качестве примера рассмотрим использование приемов эмоционального стимулирования в самостоятельной работе студентов филологического

t'i вестник пггпу

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

факультета при изучении различных разделов педагогики. Так, в разделе «Введение в педагогическую деятельность» при изучении темы «Педагог: личность и профессионал», студенты пишут сочинение о своем любимом учителе, раскрывая его педагогические способности, коммуникативные умения и навыки, педагогическое мастерство. Будущие филологи с увлечением выполняют это самостоятельное задание и очень часто, создавая сочинение-миниатюру, используют стихотворную форму. Применение таких приемов эмоционального стимулирования способствует развитию у студентов рефлексивных навыков и более глубокому осознанию той деятельности, к которой они готовится.

При изучении темы «Педагогическая периодическая печать» студенты глубоко изучают материал одного из педагогических журналов и самостоятельно готовят его презентацию. В большинстве случаев они проявляют творческий подход: одни используют слайд-шоу, делают рекламу издания, другие - характеризуют основные рубрики журнала, третьи -представляя журнал «Семья и школа», используют ролевую игру «Диалог между родителем и педагогом». Самостоятельное выполнение заданий такого рода способствует формированию у студентов аналитических умений, ораторского мастерства и творческого самовыражения.

По теме «Осмысление педагогического кредо будущего педагога» студенты разрабатывают и оформляют мини-книжки, красочно оформляя их, готовят мини-спектакли, лучший из которых представляют на факультетском и общевузовском конкурсах. Раздел «Введение в педагогическую профессию» завершается проведением коллективного творческого дела «Педагог - восьмое чудо света», в котором участники в художественной форме отстаивают свою позицию и приводят аргументы в защиту уникальности и ценности профессии «Учитель». Подготовку к коллективному творческому делу студенты осуществляяют самостоятельно.

В разделе «Теория и методика воспитания» большое внимание уделяется организации самостоятельной работы при изучении темы «Общие методы воспитания». Для более глубокого усвоения материала по этой теме студентам предлагается посмотреть фильм «Педагогическая поэма» по произведению А.С. Макаренко и выполнить контрольную работу с анализом методов воспитания, применяемых педагогами колонии в различных проблемных ситуациях. В соответствии с заданием студенты излагают основной сюжет фильма, раскрывают секрет педагогического авторитета великого педагога и дают характеристику наиболее эффективных методов воспитания колонистов.

При прохождении темы «Педагогическое мастерство» студенты в рамках самостоятельной работы выполняют задание по созданию художественного образа этого понятия, отражая в рисунке все компоненты изучаемого педагогического феномена. Задание носит стимулирующий характер, оно активизирует творческое и наглядно-образное мышление, способствует не механическому запоминанию компонентов педагогического мастерства, а глубокому пониманию их сути.

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

Овладевая темой «Воспитательные системы школы и их развитие», студенты, выбрав определенную концепцию воспитания, самостоятельно разрабатывают на ее основе авторскую воспитательную систему образовательного учреждения и представляют ее на практическом занятии. Выполнение этого задания способствует осмыслению учебной информации, полученной на лекции, ее обобщению и систематизации, развитию умений целеполагания и формированию собственной позиции.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что применение приемов эмоционального стимулирования в самостоятельной работе по педагогике повышает у студентов интерес к предмету, рождает стремление к более успешному овладению знаниями, что, в свою очередь, обеспечивает качественную подготовку выпускника к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Педагогика: программа и метод. материалы для студентов высш. педагог. учеб. заведений. Специальность «Учитель» / авт.-сост. Л.А. Косолапова, Р.А. Рогожникова, Т.П. Гаврилова и др.; отв. ред. Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2005. - 149 с.

2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

3. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2002. - № 4. - С. 31.

4. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00270798_0.html (дата обращения: 20.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.