Научная статья на тему 'Использование приема "мифологического кодирования" в современной телевизионной рекламе'

Использование приема "мифологического кодирования" в современной телевизионной рекламе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
411
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кармалова Е. Ю.

В данной статье на материале телевизионной рекламы раскрывается и иллюстрируется действие механизма «мифологического кодирования». Его суть состоит в использовании бессознательных мифологических схем мышления современного человека, подключении их к восприятию рекламного сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of "mythological coding" in modern television advertisement

As the result of analysis the similarities of mythological and ancient mentality and personal consciousness in mass media culture are determined. The advertising as a form of modern culture simulates the world through the mythological structures and subjects.

Текст научной работы на тему «Использование приема "мифологического кодирования" в современной телевизионной рекламе»

УДК ххххх

Е. Ю. КЛРМАЛОВЛ

Омский государственный педагогический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «МИФОЛОГИЧЕСКОГО КОДИРОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ

В данной статье на материале телевизионной рекламы раскрывается и иллюстрируется действие механизма «мифологического кодирования». Его суть состоит в использовании бессознательных мифологических схем мышления современного человека, подключении их к восприятию рекламного сообщения.

Реклама — один из феноменов масскульта, создающая массовые мифы для индивидуального пользования. По типу создания и использования бессознательного она вполне может быть отнесена к сфере мифологии, в то время как, по сути, является псевдомифологией, ибо искусственно формирует якобы жизненно значимые ситуации, придает высокий жизненный статус событиям и действиям рутинно-обыденного характера. Иными словами, нарушает порядок уровней бытия и иерархию статусов, фактически разрушая то, что почиталось задачей подлинного мифа. В настоящее время телевизионная реклама оказывается тем средством массовой Коммуникации, которое приводит к унификаций и распространению Одной и той же культурной продукции, одних и тех же моделей поведения и одних и тех же мифов. «Телевизионная реклама оказывает значительное воздействие на культурно-информационное пространство, создаваемое ею во многом по принципу мифологизации действительности» (1).

Одна из основных причин называть рекламу псевдомифологической коммуникацией — сознательное конструирование тех или иных моделей и даже предварительное прогнозирование тех или иных психологических реакций. Иррационализм современного мифотворчества не является бессознательным, естественным, как это было у первобытных носителей мифологического сознания. Он вводится и используется сознательно, для того чтобы сконструировать мифологическую реальность и заменить ею существующую. В первобытном мифологическом мышлении в этом просто не было необходимости, поскольку реальность была одна. По мнению критиков массовой культуры, одной из наиболее одиозных форм которой является реклама, все это нужно для того,чтобы проникнуть в глубины «человеческого бессознательного», актуализировать существующие там архетииические структуры и подключить их к переживанию нынешних впечатлений, тем самым усилив их воздействие. Здесь идет речь о том механизме, который у рекламистов-практиков носит название «мифопроектирования» или «архетипичес-кого кодирования». Но, заметим, рекламный креатив далеко не всегда является проекционным, очень часто та или иная эстетическая идея возникает бессознательно, и лишь при последующем анализе рекламистов-теоретиков в ней обнаруживаются архети-пические структу ры и формы.

Тем самым, если говорить о современной массовой культуре, то в разных ее видах, например о литературе и рекламе, могут быть реализованы совершенно сходные механизмы. Один из них — это сознательное конструирование текста с точки зрения включения в его структуру различных мифологических сюже'гов и образов. Другой, прямо противоположный, — бессознательное использование этих моделей, потому что, как писал К.Г.Юнг, «говорящий прообразами говорит как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь» (2). Несомненно, в современной массовой культуре в различных ее видах и формах гораздо чаще реализуется первый механизм, чем второй. Но полностью исключать существование второго мы тоже не можем.

Если раньше одной из функций мифа и ритуала было утверждение мирового порядка, то современный миф, напротив, усиливает ощущение хаоса, которому противостоит не культурный герой, а над-или внечеловеческая сила (государство, транснациональные корпорации и т.п.). Заметим, что реклама создает иной, нереальный мир в противовес существующему, тем самым разрушая мифологическое единство, точнее говоря, замещая его. Но этот вымышленный, мифологизированный мир всегда (возможно, кроме шоковой рекламы) предстает или как идиллический, или как победивший хаос. В рекламе, даже использующей в качестве модели голливудский масскультовый образчик жанра апокалипсиса, хаос всегда будет побежден космосом, гармония будет восстановлена.

Интересны также отношения между современным мифом, человеком и хронотопом, связывающим их. По мнению исследователей современной массовой культуры, современный миф не предназначен для того, чтобы приобщить человека к чувству вечности, помочь выйти за пределы своей временной и пространственной ограниченности. Нам кажется, что в отношении рекламного дискурса это не так. Хотя реклама создает лишь иллюзию выхода человека за пределы его пространственных и временных координат.

«Правильное говорить не о втором рождении мифа или его возрождении, но о новом цикле развития культурной способности к освоению мифа в формах мифологического мышления, о новой актуализации самой потребности в мифе» (3). Рекламная коммуникация, как и вся массовая культура, является одной из основных форм реализации современной мифологии. Это выражается прежде всего в особом способе переживания реальности (иррациональном, нерефлексивном, некритичном) и в особом способе структурирования мира. Пространство и время являются для мифологических систем базовыми, архетипическими началами, на основании которых создается целостная, глобальная, универсальная, оптимистическая картина мира.

Для того чтобы оформить все в оболочку мифа, необходимо использовать определенные архетипы, мифопоэтические модели и сценарии, мифологемы, символы - все то, что в психоанализе называют «коллективным бессознательным, а в рекламотвор-честве - средствами мифотехнологии.

Идея «мифообразования» состоит в том, что, используя многочисленные рекламные средства, создается полномасштабный новый миф, центральным об'ьектом которого является рекламируемый товар. Искусно вплетая в кампанию элементы культурного эпоса, получаем на выходе новую легенду, способную играть на мифологических представлениях субъекта.

Так же, как и Юнг, отмечая вневременной характер мифа, специалис ты подчеркивают, что мифологические сюжеты позволяют потребителю без труда и адекватно встраивать предъявляемый образ торговой марки или же сам товар в сюжетную линию рекламного сообщения.

Зачастую в рекламных сообщениях можно с успехом использовать как целые мифы (миф о творении мира, миф о потерянном рае и т.д.), так и отдельные архетипические символы. Мы рассмотрим лишь некоторые примеры реактивации целых мифов.

Миф о золотом веке в рекламе. Согласно идее, изложенной в книге М. Элиаде "Миф о вечном возвращении", люди стремятся вернуться к мифическому золотому пеку. Образ "золотого века" имеется в индийской, иранской, вавилонской, иудейской, греческой, ацтекской, скандинавской и некоторых других мифологиях. Архаическое мышление воспринимает все изменения как шаги на пути возвращения к золотому веку. Так как элементы архаики присутствуют в сознании каждого человека, мы с большим доверием воспринимаем рекламные заявления типа «[бритва) "Оеуеп" - маши мужские традиции"; с почтением слушаем рассказ о 150-летних традициях пива "СагЬЬсгд" (4).

К мифу о золотом веке внутренне очень близок | миф о "потерянном рае". Это счастливая страна I Дильмун в шумерском мифе, изгнание первых лю-| дей из рая и Библии и т. п. Некоторые телевизионные рекламные сообщения апеллируют к данной мифологеме. В них зритель видит пальмы, море, солнце. Пример - "Байту: райское наслаждение». А реклама пива «ЕГеэ РИзепег» изображает все атрибуты рая: тропический остров и на нем двое — мужчина и I женщина.

] Попытка в рекламном обращении создать исто-I рию товара, в том числе легендарную, вызывает уве-

ренность у зрителя в могуществе компании или продукта, доверие к ним как к чему-либо традиционному. Поэтому миф о творении, происхождении мира -космогонический миф также широко используется в рекламе.

В космогонических мифах развитых мифологических систем имеет место преобразование хаоса, т. е. состояния неупорядоченности, в организованный космос. И в дальнейшем все попытки, например, освоения новых земель представлялись у многих народов как повторение процесса творения, преобразования хаоса в космос. Хаос конкретизируется как мрак или ночь, как пустота или зияющая бездна. И именно из темноты появляется солнце нового продукта, разрушая мрак и освещая своим светом соседние горы. Так происходит в фестивальной рекламе машины, где светом восходящего солнца оказываются фары машины, или же в телевизионной рекламе сотового телефона Motorola, прошедшего путь из космоса в воду (как метеорит), а затем из воды вышедший на землю (как возникновение жизни на земле). Этот же прием использован в создании рекламы джинсов, где водоплавающие превращаются в людей и выходят на берег, одетые в джинсы. Данные рекламные сообщения, во-первых, придают больше доверия и значительности рекламируемому продукту, выводят его на новый, «космический», уровень.

Появление нового продукта на рынке напрямую сравнивают с сотворением мира. Обилие мифологем позволяет получателю сразу выделить и запомнить продукт; что и было видимой целью составителей рекламного ролика. «Миф — феномен не только культурный, но и социальный, поскольку выступает как средство социальной самоидентификации индивидов и общества. Миф изначально выступает как источник массовой энергии, он способен мобилизовать целые группы людей к определенным действиям, будь то ритуал или осуществление престижной покупки под воздействием рекламы.

Истина, которую для себя открывает мифологическое сознание, открывается в форме мифа, поскольку в мифе концентрируется определенное миропонимание, аутентичное данной культуре и не нуждающееся в доказательствах» (5).

Библиографический список

1. Воеводина Л.Н. Мифология и культура./ А.Н. Воеводина. - М.: Ин-т пбщегум, исследов., 2002. - С. 138.

2. Юнг К.-Г. Архетип и символ. / К.-Г. Юнг. - М.,1991. -С. 284.

3. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». - М.: Изд-во «Гуманитарий« Академии гуманитарных исследований, 2003. - С. 168.

4. Писаревская Д. Мифологемы в рекламе, http:// rek.lamii.ntirod.ru.

5. Воеводина Л.Н, Мифология и культура./ Л.Н. Воеводина - М.: Ин-т общегум. исследов., 2002.- С. 234.

КАРМАЛОВА Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры массовой информации и коммуникации.

Статья поступила в редакцию 07.11.06. © Кармалова Е. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.