Научная статья на тему 'Использование правила суммирования Эйнштейна в курсе классической механики'

Использование правила суммирования Эйнштейна в курсе классической механики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брусник О. В., Обухов В. В.

In article the question is use of a rule of summation of Einstein. Application of the given rule allows not only to simplify expression, but also to facilitate conclusions of various formulas. On the other hand, it accustoms the student to the designations accepted in the theory of a field. The material of article can be used at studying theoretical physics in pedagogical high schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование правила суммирования Эйнштейна в курсе классической механики»

О.В. Брусник, В.В. Обухов. Использование правила суммирования Эйнштейна в курсе.

зуется программа по формированию исследовательских умений. Проверка сформированности исследовательских умений на основе заданий (10-й класс).

4. Индивидуальное или в парных группах выполнение исследований по выбранной тематике. Представление результатов исследования в виде доклада с компьютерной презентацией и демонстрацией установки на городской конференции. Проявление иссле-

довательских умений и исследовательской позиции на основе рефлексии (10-й класс).

В процессе совместной деятельности роль учителя меняется от руководящей до консультационной и сотруднической. На разных этапах проектно-исследовательской деятельности также меняется и роль ученика. В процессе освоения деятельности ученик проявляет все больше самостоятельности и активности, т.е. у него формируется исследовательская позиция.

Литература

1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции / / Исследовательская работа школьников. 2005. №3.

2. Леонтович A.B., Калачихина О.Д., Обухова A.C. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. МГДД(Ю)Т. М., 2о0з.

3. Фирсова М.М. Исследовательская деятельность гимназистов // Педагогика. 2003. № 8.

4. Обухов A.C. Исследовательская позиция и исследовательская деятельности: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2004. № 4.

УДК 378.02:372.8

О.В. Брусник, В.В. Обухов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВИЛА СУММИРОВАНИЯ ЭЙНШТЕЙНА В КУРСЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

Томский государственный педагогический университет

Значение курса классической механики обусловливается в первую очередь тем, что он позволяет подготовить студента, изучающего теоретическую физику, к переходу к более сложным и абстрактным разделам теоретической физики. В качестве примера можно упомянуть принцип наименьшего действия, функции Лагранжа и Г амильтона, уравнение Г амиль-тона-Якоби, канонический формализм, скобки Пуассона. Все перечисленное используется, например, при построении и развитии формализма современной классической и квантовой теории поля.

Вместе с тем, построение классической механики практически завершилось в конце XIX в., и большинство обозначений с тех пор не меняется. Представляется целесообразным принять некоторые усовершенствования, которые позволяют, с одной стороны, упростить процесс изложения, а с другой - подготовить студентов к использованию современных обозначений в более сложных разделах физики. Речь идет об использовании правила суммирования Эйнштейна, согласно которому в произведениях по повторяющимся верхним и нижним индексам ведется суммирование в пределах изменения индексов.

Для того чтобы воспользоваться этим правилом в разделах классической механики, необходимо при построении курса руководствоваться следующими договоренностями:

1. Обобщенные координаты снабжаются верхними индексами, обобщенные импульсы - нижними.

2. В качестве координатных индексов для обобщенных координат и обобщенных импульсов используются малые буквы латинского алфавита.

3. Пределы изменения координатных индексов от 1 до п, где п - размерность конфигурационного пространства.

Используя правило суммирования Эйнштейна, можно при переходе к обобщенным координатам qa

Г = Г ^ *)

записать выражение для скорости г и виртуального перемещения 8г;. в виде

г. = -дг_ £ “ + ^1 5г. =^а

! дда 4 д/ , ' дqа 4

соответственно.

Записав функцию Лагранжа в виде

Ь = Ь (, , /)

получим выражение для импульса

дь

дqa .

Более простой вид имеет форма записи для функции Гамильтона:

Н = £ а ра- Ь , скобок Лагранжа

Ра=\а

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 6 (57). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

du dv du dv

и Пуассона

г п du dv du dv

\u,v\ =---------------------

öq“ dpa dpa dqa •

Уравнения Г амильтона теперь следует записать в виде

ЭЯ . dH

Использование данного правила позволяет не только упростить выражение, но и облегчить выводы различных формул. С другой стороны, как уже было отмечено, оно приучает студента к обозначениям, принятым в теории поля (электродинамике, гравитации и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.