Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / АНАЛИЗ СТЕПЕНИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СРЕДЫ / МОДЕЛЬ И. АНСОФФА "УПРАВЛЕНИЕ ПО СЛАБЫМ И СИЛЬНЫМ СИГНАЛАМ" / PESTE-АНАЛИЗ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SWOT-МОДЕЛЬ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суртаева О.С.

В современных условиях искусственный интеллект (ИИ) все более широко проникает в различные сферы хозяйственной деятельности общества - технологии, логистику, маркетинг, транспорт, оперативное управление и др. В то же время в области формирования и реализации стратегий на уровне предприятия он недостаточно используется.Между тем разработка стратегий развития предприятия требует глубокого и всестороннего анализа как внутренней среды, так и внешнего окружения предприятия и имеет многоаспектный характер. В статье исследуются возможности использования ИИ при проведении лишь одной составной его части -анализа внешних условий деятельности предприятия с помощью модифицированных ситуационных моделей.В связи с этим в статье рассматриваются: совокупность факторов, формирующих среду предприятия в условиях ее неопределенности, использование ИИ для обеспечения возможности непрерывно и максимально полно (в отличие от прочих способов) отслеживать состояние среды и давать рекомендации менеджерам по принятию управленческих решений; различные известные модели и применение ИИ, позволяющие анализировать возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия, опираясь на прямые количественные показатели, полученные из официальных источников, а также интервальные, балльные показатели, являющиеся результатом оценок экспертов или широких опросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARNESSING THE POTENTIAL OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE STRATEGIC ANALYSIS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT OF THE ENTERPRISE

In modern conditions, artificial intelligence (AI) is increasingly penetrating into various spheres of economic activity of society-technology, logistics, marketing, transport, operational management, etc. And in the field of formation and implementation of strategies at the enterprise level, they are not used enough.Meanwhile, the development of enterprise strategies requires a deep and comprehensive analysis of both the internal environment and the external environment of the enterprise and has a multidimensional character, therefore, the article discusses the possibilities of using AI when conducting only one component of it - the analysis of the external conditions of the enterprise with the help of modified situational models.In this regard, the article discusses: a set of factors shaping the enterprise environment in conditions of its uncertainty and the use of AI to ensure the ability to continuously and as fully as possible (unlike other methods) monitor the state of the environment and make recommendations to managers on making managerial decisions; various wellknown models and applications of AI that allow analyzing opportunities and threats, strengths and weaknesses of an enterprise, relying on direct quantitative indicators obtained from official sources, as well as interval, point, resulting from expert assessments or broad surveys.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 54-65. Economic Systems. 2022;15(2(57)):54-65.

Научная статья УДК 004.8

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-54-65

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ольга Станиславовна Суртаева

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, olga-fbk@mail.ru

Аннотация. В современных условиях искусственный интеллект (ИИ) все более широко проникает в различные сферы хозяйственной деятельности общества - технологии, логистику, маркетинг, транспорт, оперативное управление и др. В то же время в области формирования и реализации стратегий на уровне предприятия он недостаточно используется.

Между тем разработка стратегий развития предприятия требует глубокого и всестороннего анализа как внутренней среды, так и внешнего окружения предприятия и имеет многоаспектный характер. В статье исследуются возможности использования ИИ при проведении лишь одной составной его части - анализа внешних условий деятельности предприятия с помощью модифицированных ситуационных моделей.

В связи с этим в статье рассматриваются: совокупность факторов, формирующих среду предприятия в условиях ее неопределенности, использование ИИ для обеспечения возможности непрерывно и максимально полно (в отличие от прочих способов) отслеживать состояние среды и давать рекомендации менеджерам по принятию управленческих решений; различные известные модели и применение ИИ, позволяющие анализировать возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия, опираясь на прямые количественные показатели, полученные из официальных источников, а также интервальные, балльные показатели, являющиеся результатом оценок экспертов или широких опросов.

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровые технологии, информация, стратегический анализ, объекты анализа, стратегическая неопределенность, анализ степени неопределенности среды, модель И. Ансоффа «Управление по слабым и сильным сигналам», PESTE-анализ, политический анализ, правовой анализ, социально-демографический анализ, технологический анализ, экологический анализ, SWOT-модель, возможности, угрозы

Для цитирования: Суртаева О.С. Использование потенциала искусственного интеллекта в стратегическом анализе внешней среды предприятия // Экономические системы. Том 15, № 2 (57). С. 54-65. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-54-65.

© Суртаева О.С., 2022

Original article

HARNESSING THE POTENTIAL OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE STRATEGIC ANALYSIS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

OF THE ENTERPRISE

Olga S. Surtayeva

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, olga-fbk@mail.ru

Abstract. In modern conditions, artificial intelligence (AI) is increasingly penetrating into various spheres of economic activity of society-technology, logistics, marketing, transport, operational management, etc. And in the field of formation and implementation of strategies at the enterprise level, they are not used enough.

Meanwhile, the development of enterprise strategies requires a deep and comprehensive analysis of both the internal environment and the external environment of the enterprise and has a multidimensional character, therefore, the article discusses the possibilities of using AI when conducting only one component of it - the analysis of the external conditions of the enterprise with the help of modified situational models.

In this regard, the article discusses: a set of factors shaping the enterprise environment in conditions of its uncertainty and the use of AI to ensure the ability to continuously and as fully as possible (unlike other methods) monitor the state of the environment and make recommendations to managers on making managerial decisions; various well-known models and applications of AI that allow analyzing opportunities and threats, strengths and weaknesses of an enterprise, relying on direct quantitative indicators obtained from official sources, as well as interval, point, resulting from expert assessments or broad surveys.

Keywords: artificial intelligence, digital technologies, information, strategic analysis, objects of analysis, strategic uncertainty, analysis of the degree of uncertainty of the environment, I. Ansoff's model «Management by weak and strong signals», PESTE-analysis, political analysis, legal analysis, socio-demographic analysis, technological analysis, environmental analysis, SWOT-model, opportunities, threats

For citation: Surtayeva O.S. Harnessing the potential of artificial intelli-gence in the strategic analysis of the external environment of the enterprise. Economic systems. 2022;15(2(57)):54-65 (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-54-65.

Введение

Под искусственным интеллектом (ИИ) понимается «способность цифрового компьютера или управляемого им робота выполнять задания, обычно связанные с разумными существами» [1]. Сегодня он находит все более широкое распространение во многих областях жизни общества. Более того, в России у ИИ, по мнению многих исследователей, сформировался большой потенциал. Так, по результатам проведенного исследования компанией SAP, проекты с использо-

ванием ИИ в нашей стране активно развиваются: за период с 2007-2017 гг. государство и частный бизнес проинвестировали более 1300 научных проектов, связанных с ИИ, на общую сумму примерно 23 млрд руб. Это проекты для госсектора, обороны и безопасности, транспортной отрасли. По степени проникновения интернета РФ с показателем более 70% обгоняет многие страны, в частности Китай (67%) и даже Канаду (66%) [2].

В промышленности речь идет об управлении производственно-технологическими процессами, контроле их осуществления, применении роботов при выполнении опасных и рутинных работ и пр.

В здравоохранении с помощью ИИ можно контролировать состояние пациентов, в том числе дистанционно, формулировать первичные диагнозы и рекомендации к лечению.

В образовании он помогает при реализации различных обучающих программ и проверке их усвоения.

В сфере культуры ИИ открывает доступ к сокровищам музеев, ведущих библиотек, театральным постановкам, развлечениям и пр. Искусственный интеллект может также создавать музыку, литературные подразделения, осуществлять синхронные переводы, оперируя множеством языков.

На транспорте ИИ в самое ближайшее время сможет успешно заменить водителей, машинистов, штурманов.

В повседневной жизни людей с помощью ИИ сегодня реализуются программы «умный дом», «умный город», поиска, отслеживания и распознавания людей в толпе по лицу, контурам фигуры, характерным движениям.

И наконец, сферой применения ИИ является экономика, в частности бизнес, успех которого невозможен без всестороннего анализа деятельности предприятия и его окружения, где искусственный интеллект и цифровые технологии могут найти свою нишу.

Основная часть

Опыт использования ИИ в медицине позволяет предположить, что в управлении предприятием сегодня он с успехом может применяться как инструмент анализа в случаях, когда его объекту могут быть даны количественные (прямые числовые, рейтинговые или пороговые) характеристики. Подобное утверждение основано на том, что принципы функционирования человеческого и экономического организмов (народного хозяйства, отдельного предприятия) в рыночных условиях во многом схожи, причем на тот и на другой влияют не только объективные (биологические или технико-экономические), но и субъективные (индивидуальные психологические) факторы. Поэтому подходы к их исследованию и возможности получить нужные результаты будут примерно одинаковыми и иметь во многом вероятностный характер.

Прежде чем решать вопрос об использовании ИИ при проведении стратегического анализа, необходимо четко уяснить себе его возможности. Как

в настоящее время, так в ближайшем и, видимо, достаточно отдаленном будущем, ИИ способен анализировать, действовать, самообучаться, делать те или иные выводы на основе заданного алгоритма. По-настоящему творить и получать соответствующие результаты он, скорее всего, не сможет никогда, ибо для этого нужно обладать живой человеческой психикой, эмоциями, способностью воспринимать и реализовывать неизвестно откуда возникающее озарение. Наверное, сказанное можно проиллюстрировать следующим примером: искусственный интеллект способен по заданию быстро построить периодическую систему элементов, но источником ее идеи как таковой он быть не в состоянии.

Исходя из этого, нужно заранее представлять, какие объекты и процессы внутри и за пределами предприятия и в какой степени доступны его анализу, а какие нет; по каким критериям формируются необходимые для него информационные базы и происходит отбор нужных сведений; какие критерии лежат в основе формирования решения и пр.

Можно предположить, что объекты для анализа с помощью искусственного интеллекта могут быть любыми. Главное, как указано выше, они должны измеряться количественными показателями (абсолютными, относительными, рейтинговыми).

Основное достоинство применения цифровых технологий вообще и ИИ в частности состоит в возможности максимально полного привлечения всей открытой информации об окружении предприятия, его конкурентах, действиях властей, рыночной конъюнктуре и т. п. Основной недостаток - невозможность прямого изучения такой информации, если она не имеет количественных характеристик.

Для обоснования своей деятельности предприятие использует несколько видов анализа: технический, фундаментальный, финансовый, экономический и т. п. Сегодня все большее значение, особенно в условиях нарастающей неопределенности условий его деятельности, приобретает стратегический анализ, представляющий собой инструмент преобразования информации, полученной в результате изучения его внутренней и внешней среды, в систему стратегий, планов и программ по их реализации.

Рассмотрим для примера возможности применения ИИ и цифровых технологий при осуществлении стратегического анализа общей ситуации, в которой в данный момент находится предприятие.

Под ситуацией можно понимать совокупность событий, происходящих вне (и внутри) предприятия в реальном времени и оказывающих (могущих оказать) существенное влияние на его деятельность. Ситуация порождается взаимодействием самых различных внутренних и внешних факторов - естественных, политических, экономических, технологических, социальных, экологических и пр. -и характеризуется прежде всего стратегической неопределенностью последствий (будущих тенденций или событий), снизить уровень которых можно с помощью результатов ее анализа, используя соответствующую модель [3].

Если внутренние факторы являются в целом управляемыми и достаточно стабильными, поэтому от их влияния на ситуацию допустимо в определенной

мере абстрагироваться, то комбинация внешних условий может стремительно меняться, порождая угрозы или открывая для предприятия новые перспективы.

Уровень неопределенности ситуации обусловливается степенью простоты или сложности внешней среды предприятия (зависит от числа, новизны и схожести формирующих ее факторов); ее стабильности или нестабильности, зависящей от скорости изменений, вероятности их наступления; необходимого времени для реакции на них и пр.

Для анализа уровня неопределенности среды можно использовать модель, представленную в табл. 1.

Таблица 1

Модель анализа уровня неопределенности среды

Характеристика совокупности факторов, формирующих среду Характеристика степени неопределенности среды

Малое число низкая изменчивость высокая схожесть Низкая

Значительное число низкая изменчивость высокая схожесть Средняя

Либо:

малое число значительная схожесть высокая изменчивость

Значительное число низкая схожесть высокая изменчивость Высокая

Чтобы при анализе среды с помощью данной модели можно было бы применять цифровые технологии, каждой ее позиции надо задать индивидуальные количественные параметры в виде пороговых или интервальных значений (свои для каждого предприятия). Они могут служить для искусственного интеллекта критериями для оценки ситуации и необходимости принимать те или иные решения. Например, для характеристики числа предприятий - это «больше чем», «меньше чем», «в промежутке»; для характеристики степени изменчивости - темпы прироста капитала, темпы увеличения доли рынка, темпы обновления ассортимента продукции и т. п.; для характеристики степени схожести - пороговые значения близкой и совпадающей по своим качествам (параметрам) продукции, производимой конкурентами.

ИИ в этом случае может, непрерывно и максимально полно (в отличие от прочих способов) отслеживая состояние среды, давать рекомендации общего характера менеджерам по принятию управленческих решений на основе известной концепции И. Ансоффа «Управление по сильным и слабым сигналам» [4].

По мнению Ансоффа, слабые сигналы, характеризующие высокую степень неопределенности, - это ранние и еще недостаточно точные и определенные признаки проблем или открывающихся возможностей, чей источник и природа чаще всего являются неизвестными.

Обычно слабые сигналы появляются загодя и оставляют время для подготовки необходимых действий (правда, нередко неясно каких). Постепенно они трансформируются в сильные сигналы, по которым можно принимать адресные решения, способные оказаться запоздалыми.

Поэтому, не ожидая полной информации, И. Ансофф считает необходимым реагировать на неопределенность, ставя стратегические задачи и предпринимая последовательные шаги по их реализации, например, укреплять неуязвимость предприятия (способность успешно противостоять натиску конкурентов как в настоящий момент, так и в перспективе, на основе внедрения последних достижений НТР, диверсификации производства и технологий, комбинирования рисковых прибыльных с безрисковыми малоприбыльными операциями; балансировки производства товаров и услуг с разным жизненным циклом или находящихся на разных его стадиях), повышать его внутреннюю и внешнюю гибкость (последняя предполагает независимость выживаемости предприятия в целом ни от одного из стратегических подразделений) [5].

Вследствие недостатка информации предприятие в условиях неопределенности не может осуществлять адекватные действия, но должно активизировать мониторинг ситуации, тем более что раннее выявление факта ее появления с помощью ИИ, выяснение причин обострения создают запас времени для реагирования на нее.

При среднем уровне неопределенности, когда достаточно четко вырисовываются основные сферы нестабильности и потенциальные угрозы (возможности), предприятие может разрабатывать специальные планы и программы, направленные на преодоление надвигающихся опасностей или использование открывающихся возможностей. Разработка таких планов может быть ускорена при участии искусственного интеллекта, действующего в соответствии с заложенным алгоритмом.

При низком уровне неопределенности, когда все становится достаточно ясным, реализуются специальные заранее подготовленные антикризисные программы и осуществляется оперативное управление предприятием.

Когда модель управления по слабым и сильным сигналам была предложена, необходимые инструменты, позволяющие осуществлять надежный постоянный контроль и оценку ситуации, в целом отсутствовали - все делалось «на глазок» и требовало значительного времени. Сегодня цифровые технологии позволяют повысить уровень контроля и степень осведомленности о положении дел в окружении предприятия и более оперативно принимать необходимые стратегические и текущие решения, хотя, понятно, что конкретную их форму ИИ подсказать не может. Он в состоянии лишь самостоятельно сигнализировать о степени неопределенности окружения предприятия, в том числе и по отдельным

направлениям, ранжировать ее и сообщать о необходимости принимать соответствующие меры.

В 1930-е гг. в помощь фирмам, желающим выйти на зарубежные рынки, была предложена модель ПЭСТ-анализа (PEST-analysis). По мнению автора, эта модель может, хотя и в ограниченных масштабах, реализовываться посредством искусственного интеллекта, причем для анализа ситуации не только в зарубежных странах, но и в национальных рамках.

Название модели, как известно, происходит от английских слов: political (политический), economic (экономический), social (социальный), technological (технологический). Сегодня к перечисленным направлениям часто добавляют экологию (ecology) и законодательство (law). В этом случае название метода обозначается либо как STEEP-анализ (реже SETEP, STEPE) или PEEST-анализ (реже PESET, PESTE), либо как PESTEL или SLEPT. Соответственно, в русском языке встречаются обозначения СТЭЭП-анализ (СЭТЭП) или ПЭЭСТ-анализ (ПЭСЭТ), либо ПЭЗЭСТ-анализ (ЗЭПЭСТ, СЭЗЭПТ) [7].

Существует и другой подход к изучению факторов внешней среды: DRETS-анализ (demographic, regulatory, economic, technological, socio-cultural - демографические, региональные, экономические, технико-технологические и социально-культурные факторы). Он подходит для предприятий, на деятельность которых существенно влияет местная специфика, - природно-климатические, национальные (темперамент, менталитет) и иные особенности. Но принципы использования искусственного интеллекта при этом остаются прежними.

Сама модель по замыслу создателей является чисто информационной, предоставляющей лицам, принимающим самостоятельные стратегические решения, необходимую максимально доступную информацию. С помощью искусственного интеллекта эта информация, во-первых, может быть получена более оперативно, а во-вторых, «просеиваться» еще и через критерии, что позволяет в некоторых случаях также служить источником сигналов не только о состоянии внешней среды предприятия, но и необходимости принимать соответствующие решения. Кроме того, несоизмеримый с ручным объем выборки делает ее более надежной.

Но даже самых простых рекомендаций о тех или иных конкретных действиях от искусственного интеллекта на сегодняшний день ожидать не приходится.

Проанализируем потенциальные возможности модели в условиях применения ИИ к перечисленным сферам жизни общества.

1. Политический анализ рассматривает, например, такие факторы, как степень стабильности общей политической ситуации и прогнозы ее изменения с точки зрения влияния на бизнес; участие в различных международных организациях и договорах, политических и экономических объединениях и пр. Результаты всего этого ИИ, на взгляд автора, может отследить и приблизительно оценить.

Видимо, он может также сопоставлять между собой основные программные документы политических партий, высказывания их лидеров (например, сравнивая частоту упоминаний тех или иных официальных заявлений), выступления государственных деятелей, правительственные документы и пр.

По заданному алгоритму ИИ на основе четких критериев способен сопоставлять ситуацию, анализировать тенденции ее изменения по конкретным направлениям и в отдельных государствах региона. Однако в силу влияния на нее множества факторов предлагать какие-то решения он не в состоянии.

Также ИИ, по мнению автора, не под силу оценить адекватность проводимой государством, партиями и их лидерами политики, влияние на нее тех или иных крупных событий, закулисных интересов (что, например, вполне может сделать живой человеческий разум), тонкостей взаимодействия власти и бизнеса, наличие политической воли для обеспечения условий справедливой конкуренции и пр., а уж тем более выдавать конкретные рекомендации.

В целом анализ политических факторов с помощью искусственного интеллекта позволяет дать лишь приблизительное представление о том, как власть своей политикой способствует (или препятствует) функционированию бизнеса, защите собственности и инвестиций, и можно ли ей в полной мере доверять.

2. Правовой анализ (если он не является элементом политического) призван изучать и оценивать эффективность нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательство; уровень коррупции в стране, остроту криминогенной ситуации, их влияние на деловую жизнь.

Анализ уровня коррупции может осуществляться только на основе результатов специальных обследований или закрытых данных соответствующих структур, которые редко просачиваются в открытое информационное поле, а потому точным быть не может. По этой же причине невозможно оценить влияние коррупции на экономику в целом (публикуемые материалы являются сугубо расчетными, приблизительными). Правда, оценку эффекта коррупционных сделок отдельного предприятия при наличии соответствующей программы ИИ вполне сможет оценить.

Он может проанализировать национальное экономическое законодательство (налоговое, антимонопольное, природоохранное, внешнеэкономическое, трудовое и пр.) в целом, а также заключаемые предприятием договоры на предмет соответствия нормам международного права, указать на расхождения, которые могут стать источниками проблем при заключении внешнеэкономических сделок. Однако обнаружить лазейки в нем он вряд ли сможет, поскольку по определению его алгоритм должен исходить из неукоснительного соблюдения законодательства.

3. Экономический анализ, представляющий интерес для предприятия, может быть направлен на поиски возможностей рентабельной работы в условиях действующей налоговой системы, динамики цен на ресурсы, с учетом состояния занятости, профессиональной структуры предложения на рынке труда, уровня заработной платы, инвестиционного климата, динамики капиталовложений, деловой активности и пр.

ИИ способен проанализировать эти факторы, выявить тенденции их изменения на основе заложенных критериев и алгоритмов, однако дать хотя бы общие рекомендации в отношении необходимых действий предприятия, как в предыдущей модели, сегодня он не в состоянии.

В то же время ИИ может неплохо справиться с конкретным анализом финансового положения предприятия, состояния его материальных и человеческих ресурсов, выявить соответствующие недостатки, слабые места, риски, оценить его положение среди конкурентов, но указать необходимые конкретные действия он также не сможет.

4. Социально-демографический анализ нацелен на изучение факторов, влияющих на формирование потребительских предпочтений и потенциального спроса. Его основными объектами являются: демографическая ситуация в стране (регионе) и перспективы ее изменения в будущем; удельный вес отдельных социальных групп населения, члены которых являются потенциальными потребителями, их жизненный уровень, располагаемые доходы, их распределение и пр. Конечно, такой анализ осуществляется и сейчас, но искусственный интеллект обеспечит ему более широкий охват объектов, высокие оперативность и точность.

Но такие «неуловимые» вещи, описываемые качественными характеристиками, как, например, система общественных ценностей, вкусов, образ и стиль жизни населения, влияющие на предпочтения и в итоге - на конкретный спрос, искусственный интеллект выявить, зафиксировать и проанализировать не в состоянии.

5. Технологический анализ, проводимый предприятием с помощью искусственного интеллекта, может, на взгляд автора, иметь в качестве объекта:

- транспортно-логистическую и энергетическую инфраструктуры (здесь он может давать общие рекомендации по выбору поставщиков энергии, оптимизации перевозок, состава принадлежащих предприятию транспортных средств и т. п.);

- состояние парка оборудования самого предприятия (здесь могут выдаваться рекомендации по его обновлению, ремонту с учетом экономической целесообразности);

- рынок используемого или необходимого в случае инвестиций в новые сферы оборудования (здесь также могут даваться предварительные рекомендации);

- коммуникационные и информационные системы;

- информацию, собранная на основе сплошного мониторинга, об открытиях, изобретениях, патентах, относящихся к сфере деятельности предприятия, которые теоретически могут представлять интерес для него или угрозу его рынку, потенциальной скорости их внедрения и пр.

6. Экологическими составляющими модели РЕБТ(Е)-анализа могут быть:

• степень загрязнения природной среды;

• действующие экологические стандарты и степень их нарушения в районе настоящей или предполагаемой деятельности предприятия;

• текущая и перспективная обеспеченность деятельности предприятия необходимыми естественными ресурсами с учетом затрат на их транспортировку, их потенциальные и реальные поставщики;

• возможность утилизации отходов производства, установки природоохранного оборудования и уровень рентабельности с учетом необходимых меропри-

ятий (в этом и предыдущем случаях искусственный интеллект может характеризовать общую ситуацию, выдавать соответствующие рекомендации).

7. Внешнеэкономический анализ. С помощью искусственного интеллекта можно мониторить рынки, искать потенциальных покупателей и в случае успеха выстраивать логистические схемы, а также получать рекомендации общего плана.

8. Внешний финансовый анализ. На взгляд автора, искусственный интеллект, в том случае когда предприятие имеет форму ПАО, может использоваться для анализа рынка ценных бумаг (отслеживания тенденций изменения котировок, выявления перспективных объектов инвестирования, возможностей и угроз потенциальных корпоративных захватов).

В результате применения искусственного интеллекта можно оценить состояние внешних факторов, темпы их изменений, определить их значимость, степень влияния, характер воздействия на предприятие.

Наконец, еще одной моделью для характеристики общей ситуации, в которой находится предприятие, является известная SWOT-модель, предложенная К. Эндрюсом в 1970-е гг. и получившая широкое распространение (SWOT - первые буквы английских слов strengths, weaknesses, opportunities, threats, что означает, соответственно, силу, слабость, возможности, угрозы) [5].

Сила и слабость - характеристики внутренней ситуации на предприятии, его способности предотвращать угрозы и использовать открывающиеся возможности в его внешнем окружении.

Сила - это то, что обеспечивает предприятию преимущество над конкурентами, соответственно, и дополнительные возможности (значительные финансовые ресурсы, передовое оборудование, уникальные технологии, низкие издержки, значительную рыночную долю и т. п.). Слабость же обусловлена недостатками, мешающими предприятию эффективно функционировать и побеждать в конкурентной борьбе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИИ может оценивать силу и слабость, однако не как таковые: сопоставляя по аналогичным параметрам с основными конкурентами или эталоном, ИИ способен сигнализировать о наличии потенциальных угроз или возможностей. Параметры, как и в предыдущих случаях, могут характеризоваться абсолютными числами, баллами в рейтинговой шкале, интервалами.

Количественные характеристики, выраженные абсолютными величинами, могут напрямую анализироваться; возможности анализа балльных характеристик, в основе которых - обобщенные субъективные мнения экспертов, ограничены и не столь точны. Качественные характеристики, например имидж, состояние внутренних отношений, удовлетворенность клиентов и пр., также можно оценивать в баллах и обрабатывать с помощью искусственного интеллекта, но результат будет еще менее надежен, поскольку основывается на мнениях неспециалистов.

Под возможностями понимаются положительные факторы и тенденции в окружении предприятия, использование которых позволяет ему добиться существенных успехов, например, неожиданное открытие новых рынков, резкий скачок спроса, открытие новых источников ресурсов и пр. Угрозами же счита-

ются те факторы, отсутствие должного внимания к которым со стороны предприятия может вызвать потери.

Возможности и угрозы можно разделить на макроэкономические - рост или падение народнохозяйственных показателей, изменение условий налогообложения - и мезоэкономические (мезос по-гречески - «средний»), например рыночные или отраслевые (возникающие со стороны прямых или косвенных конкурентов).

При анализе угроз и возможностей необходимо ответить на вопросы об их характере и причинах появления; степени негативного или позитивного влияния на предприятие; вероятном сроке существования. Но на эти важнейшие для предприятия вопросы ответа искусственный интеллект дать не может.

Задачами предприятия на основе данных проводимого анализа являются использование с помощью сильных сторон открывающихся возможностей и защита слабых сторон от внешних угроз. При этом неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, а предотвращенные угрозы - создать дополнительные возможности.

Таким образом, если возможности и угрозы, с одной стороны, и сильные и слабые стороны предприятия, с другой, можно выразить в одних показателях (например, производственный потенциал в той или иной сфере деятельности предприятия и открывающиеся возможности соответствующего рынка), то с помощью ИИ можно сопоставить и формально оценить ситуацию, что в какой-то степени облегчит принятие необходимого решения. Но зачастую такие оценки на основе цифровых методов могут быть просто невозможны.

Например, вряд ли искусственный интеллект смог бы дать ответ на вопрос, чем закончится Бородинское сражение, если известны вводные: 120 тыс. русских войск при 647 орудиях и 138 тыс. французов при 587 орудиях.

Но, даже имея необходимые сведения, никакой искусственный интеллект не сможет сделать вывод о том, как лица, принимающие на их основе решения, будут ими пользоваться, какие ходы предпринимать, как маневрировать. Он никогда, по крайней мере сегодня, не способен принимать «суворовские» или «ушаковские» творческие решения, а лишь формально правильные.

Заключение

Изложенное в статье позволяет сделать следующие выводы:

1. ИИ может в определенных рамках применяться при анализе общей ситуации, в которой функционирует предприятие. Его использование существенно расширяет охват информационного пространства, повышает оперативность и точность обработки полученной информации.

2. С помощью непрерывного сплошного анализа на основе соответствующих алгоритмов и при наличии необходимой критериальной базы ИИ позволяет более оперативно информировать руководство предприятия об изменении ситуации, чем это возможно при использовании традиционных методов, а следовательно, избегать принятия запоздалых решений.

3. Анализ ситуации, проводимый ИИ, может опираться на прямые количественные показатели, полученные из официальных источников, а также на интервальные, балльные показатели, являющиеся результатом оценок экспертов или широких опросов населения.

Список источников

1. Что такое искусственный интеллект. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/17550-chto-takoe-iskusstvennyy-intellekt-ii-opredelenie-ponyatiya-prostymi-slovami (дата обращения: 13.03.2022).

2. Алиев А.Т., Титов А.В. Оценка текущего состояния и перспектив развития цифровой индустрии в промышленном производстве России // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 27-31.

3. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ. М. : Юрайт, 2016. 426 с.

4. Ансофф И. Стратегическое управление : пер. с англ. / науч. ред. и авт. вступ. ст. Л.И. Евенко. М. : Экономика, 1989. 519 с.

5. Грант Р. Современный стратегический анализ. СПб. : Питер, 2011. 554 с.

6. Шинкаренко В.Г. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27531058 (дата обращения: 13.03.2022).

7. Стратегический анализ: современная концепция менеджмента / С.А. Измалкова, И.А. Тронина, Г.И. Татенко [и др.]. Орел : Госуниверситет-УНПК, 2013. 314 с.

References

1. What is artificial intelligence. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/17550-chto-takoe-iskusstvennyy-intellekt-ii-opredelenie-ponyatiya-prostymi-slovami. (In Russ.).

2. Aliev A.T., Titov A.V. Assessment of the current state and prospects for the development of the digital industry in industrial production in Russia. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki = Problems of economics and Legal practice. 2018;(4):27-31. (In Russ.).

3. Otvarukhina N.S., Vesnin V.R. Modern strategic analysis. Moscow : Yurayt, 2016. 426 p. (In Russ.).

4. Ansoff I. Strategic management : per. with engl. Ed. by L.I. Evenko. Moscow : Economics, 1989. 519 р. (In Russ.).

5. Grant R. Modern strategic analysis. St. Petersburg : Piter, 2011. 554 р. (In Russ.).

6. Shinkarenko V.G. Strategic analysis of the external and internal environment of the enterprise. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27531058. (In Russ.).

7. Izmalkova S.A., Tronina I.A., Tatenko G.I., Magomedalieva O.V., Laushkina N.S. Strategic analysis: modern management concept. Orel : Gosuniversitet-UNPK, 2013. 314 р. (In Russ.).

Информация об авторе

О.С. Суртаева - кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

O.S. Surtayeva - Ph.D. in economic sciences, associate professor.

Статья поступила в редакцию 21.03.2022; одобрена после рецензирования 29.03.2022; принята к публикации 10.04.2022.

The article was submitted 21.03.2022; approved after reviewing 29.03.2022; accepted for publication 10.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.