Научная статья на тему 'Использование пословиц и поговорок русского народа в психологической науке'

Использование пословиц и поговорок русского народа в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7473
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / МОНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ЛИЧНОСТЬ / АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL DESIRABILITY / MONOTHEMATIC TEXT / CONTENT-ANALYSIS / PERSONALITY / ALTRUISTIC ORIENTATION / SOCIALLY SIGNIFICANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеева А. А.

В статье рассматриваются результаты теоретического и эмпирического анализа применения метода пословиц в исследовании психики и личности человека, оцениваются возможности данного метода в исследовании альтруистической направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF USING RUSSIAN PROVERBS AND SAYINGS IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The results of theoretical and empirical analysis of the method of proverbs use in the investigation of human mind and personality are presented; the potential of this method in the study of altruistic personality orientation is shown.

Текст научной работы на тему «Использование пословиц и поговорок русского народа в психологической науке»

УДК 159.9.001.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК РУССКОГО НАРОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

НАУКЕ

А .А. Моисеева

THE WAYS OF USING RUSSIAN PROVERBS AND SAYINGS IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

A.A.Moiseeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, manna13@mail.ru

В статье рассматриваются результаты теоретического и эмпирического анализа применения метода пословиц в исследовании психики и личности человека, оцениваются возможности данного метода в исследовании альтруистической направленности личности.

Ключевые слова: социальная желательность, монотематический текст, контент-анализ, личность, альтруистическая направленность, социально значимое поведение

The results of theoretical and empirical analysis of the method of proverbs use in the investigation of human mind and personality are presented; the potential of this method in the study of altruistic personality orientation is shown.

Keywords: social desirability, monothematic text, content-analysis, personality, altruistic orientation, socially significant behavior

Дискуссия о том, является ли личность про -блемой науки или искусства, постоянно возрождается в психологии. Еще основатель психологии личности Г.Олпорт отмечал, что существуют два принципиаль-ных подхода к детальному изучению личности: литературный и психологический. Одним из методов, по -зволяющим синтезировать эти два подхода, является применение пословиц и поговорок.

Психологи справедливо утверждают, что «личность» — понятие многогранное и не всегда ее можно глубоко изучить с помощью научно организованных методов психологии. Крылатые народные изречения, являющиеся плодами многовекового осмысления людьми окружающей их действительности, приходят на помощь ученым. В пословицах и поговорках отражены абсолютно все черты и свойства человеческой личности, как положительные, так и отрицательные. Различные психологические качества, сочетаясь в одном индивиде, создают неповторимость, сложность, а часто и противоречивость его характера. Пословицы и поговорки, бытующие в культуре разных народов, подчеркивают, что все дурное обычно скрыто в человеке до поры до времени, существует в его душе латентно. «В

каждой груди есть своя змея», — отмечает русская пословица.

Несмотря на их древнее происхождение, по -словицы и в современной речи не теряют своей актуальности и могут определять духовные ценности общества и личности как универсальное средство отражения национального менталитета в целом, а также отношение к отдельным аспектам человеческого существования.

Особенность пословиц состоит в том, что они сохраняют два плана — буквальный и переносный. В лингвистике пока еще не сложилось общепринятого взгляда на пословицы и поговорки. Чаще всего под пословицей понимают меткое образное изречение (обычно назидательного характера), типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения. Целесообразно указать на различия, существующие между пословицами и поговорками. Пословица выражает законченное суждение . Поговоркой именуют краткое образное изречение с назидательным содержанием. От пословицы ее отличает незавершенность умозаключения [1, с. 568]. Таким образом, под пословицами в широком смысле слова мы понимаем краткие народные изре -

чения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение.

Исследователи перечисляют следующие основные достоинства пословиц:

— пословицы представляют собой уникальный экспериментальный материал, так как их количество и тематика их очень обширны и в связи с этим практически не ограничены возможности в подборе текстов на различные темы;

— пословицы можно дифференцировать по сложности, по структуре и по другим критериям;

— пословицы и поговорки, относящиеся к так называемому «мини-тексту» отличаются лаконичностью, что позволяет за короткий срок получить большой массив данных о работе с ним;

— пословица, как отшлифованная временем народная мудрость способна дать некоторые нравственные ориентиры, указать диалектический подход к жизни [2].

Указанные богатые достоинства пословиц используются достаточно разнообразно. Прежде всего понимание пословиц рассматривается как один из показателей развития мышления. Так, пословицы используются основателем отечественной патопсихологии Б.В.Зейгарник в тестах на определение уровня умственного развития, для диагностики патологических изменений мышления. Другой отечественный психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, И.В. Дубровина использовала пословицы для выявления особенностей мышления школьников. Они могут являться средством умственного развития в важном направлении — ориентировке в нестандартных ситуациях, самостоятельном поиске нужного обобщения, замаскированного яркими, но несущественными частностями [3].

Пословица как один из видов монотематического текста характеризуется смысловой, структурной, коммуникативной целостностью, и модель ее понимания может выступать одной из моделей понимания текстов в целом [4]. Пословица представляет собой «минимальный по величине художественный текст, выражающий только одну мысль. Выражение этой мысли равно тексту, и нет ни растворения этой мысли в сюжете, ни мыслей, конкурирующих с главной» [5]. Понимание пословиц можно считать одним из критериев владения языком, развития речи.

Современные психологи также проявляют интерес к психологическим возможностям пословиц и поговорок. Например, в исследовании О.Н.Арестовой и ее сотрудников в 2005 году [6] было показано, что с помощью методики «Толкование пословиц» можно обнаружить присутствие внутриличностного конфликта, актуального в настоящий момент. Используя пословицы, можно наблюдать искажения в их понимании и толковании, если они затрагивают и воскрешают в памяти негативные эмоциональные переживания.

С помощью качественного и количественного анализа пословиц русского народа, изложенных В.Далем, отечественный ученый, специалист в области психологии труда, Е.А.Климов изучал степень

значимости различных сторон труда в народном сознании. Он выбирал из общего набора пословицы, имеющие отношение к сфере труда [7].

Пословицы могут быть использованы как в социальной, так и в юридической психологии. Они легко соединяют и ярко характеризуют разные области жизни людей: убеждения народа, жизненные трудности, познание внешних признаков виновности («На воре и шапка горит»), отношение людей к суду («Людской суд самый правый») и многое другое. На заре развития социальной психологии русский ученый-психолог М.М.Ковалевский указывал на особую значимость изучения массовой психологии. Ученый называет и методы этой науки — анализ народных сказок, былин, пословиц, поговорок и т.д.

Конкретный опыт использования метода пословиц может быть дополнен фактами применения его для изучения альтруистической направленности личности. В нашем диссертационном исследовании, которое проводилось в 2007 году, была разработана авторская методика «Пословицы» для комплексного изучения личности с альтруистической направленностью. Альтруизм входит в психологическую структуру личности как единица ее целостной системы и предполагает бескорыстную помощь одного человека другому. Метод пословиц был выбран нами в качестве косвенной оценки изучаемого явления. Текст авторской методики «Пословицы» состоит из 24 русских пословиц, взятых из соответствующих сборников. Пословицы скомпонованы так, чтобы они попадали в одну из четырех групп поведения, содержательным образом связанного с социальным поведением личности. Данные группы были выделены в результате анализа социально-психологической литературы:

1. Деформированные виды поведения.

В данном случае имеется в виду помогающее поведение, имеющее корыстные мотивы (замаскированный эгоизм), полное отречение от себя, своих интересов и своей семьи в пользу других людей (мазохистский альтруизм).

2. Кооперативное поведение.

Эта группа пословиц раскрывает содержание взаимного оказания помощи и учет в полной мере как интересов другого человека, так и своих.

3. Поведение, направленное на себя.

Здесь представлены пословицы, пропагандирующие предпочтение личных интересов и убеждений, а также отказ от какого-либо стремления к помощи другим людям.

4. Поведение, направленное на других (альтруистическое).

Подобраны пословицы, которые раскрывают содержание бескорыстного поведения, мотивированного заботой о другом человеке.

Проведение дифференциации пословиц на соответствие тому или иному виду поведения подвергалось методу экспертных оценок. В качестве экспертов выступали профессиональные психологи.

Методика «Пословицы» показала, что люди, ориентированные на альтруизм, чаще всего выбирают пословицы, в которых заключена идея сочувствия и сопереживания другим, отказа от публичного объяв-

ления о совершенном поступке окружающим людям. Среди них самой популярной оказалась пословица: «Доброму человеку и чужая беда к сердцу». Когда же был задан вопрос о самой неприемлемой пословице, 74% высоко альтруистичных респондентов указали на следующую: «Всякий хлопочет — только себе добра хочет». Из четырех форм поведения представленных в методике «Пословицы», личности с низкими показателями выбирали группу пословиц с направленностью на себя (например, «Ешь чужие пироги, а свои береги»). Им также близки пословицы, содержащие только внешнюю ориентацию на помощь с присутствием корыстных мотивов (например, «Услугу оказываю, сам себе место присматриваю»), что соответствует принципам замаскированного эгоизма, обсуждаемого нами в теоретической части работы. Самая часто выбираемая пословица в подгруппах с низкими показателями альтруизма (69% опрошенных): «Всем давать — самому горе горевать». Наименее популярной (73% опрошенных) оказалась пословица: «На себе понесем, а вас побережем». Таким образом, можно представить уровни предпочтения того или иного вида поведения в зависимости от степени развития альтруистической направленности.

Работа в данном направлении может быть продолжена, так как имеется возможность расширить тему исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования феномена альтруизма, а описанный метод может стать частью тренинга, организованного с целью повышения уровня альтруистической направленности школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что пословицы представляют собой уникальный экспериментальный материал, который можно и нужно использовать в психологических исследованиях. Личность — это не проблема исключительно только науки или только искусства. Для комплексного изучения всего

богатства и многоаспектности личности необходимо объединение этих двух принципиальных подходов.

1. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

2. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). М.: Наука, 1970. 240 с.

3. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. 75 с.

4. Суховей И.Л. Перцептивные, мнемические и мыслительные компоненты понимания монотематического текста. Л., 1989. 211 с.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л. А. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1991. 192 с.

6. Арестова О.Н. «Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм» // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 161-170.

7. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1992. 221 с.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 p.

2. Permyakov G.L. Ot pogovorki do skazki (Zametki po ob-shchey teorii klishe) [From a proverb to a fairy-tale (Notes on the general theory of cliché)]. Moscow, Nauka Publ., 1970. 240 p.

3. Dubrovina I.V. Ob individual'nykh osobennostyakh shkol'nikov [Individual characteristics of schoolchildren]. Moscow, Znaniye Publ., 1975. 75 p.

4. Suhovey I.L. Pertseptivnye, mnemicheskie i myslitel'nye komponenty ponimaniya monotematicheskogo teksta [Perceptive, mnemonic and thinking components of a mono-thematic text]. Leningrad, 1989. 211 p.

5. Granik G.G., Bondarenko S.M., Kontcevaya L.A. Kogda kniga uchit [When the book teaches]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 192 p.

6. Arestova O.N. Diagnostika motivatsionnogo konflikta lich-nosti s pomoshch'yu metoda piktogramm [Diagnostics of personality's motivational conflict with a help of a pictogram's method]. Voprosy psikhologii, 2007, no. 2, pp. 161-170.

7. Klimov E.A., Noskova O.G. Istoriya psikhologii truda v Ros-sii [The history of labour psychology in Russia]. Moscow, MSU Publ., 1992. 221 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.