Научная статья на тему 'Использование понятийных карт при изучении элементов теории дифференциальных уравнений в системе дополнительного образования'

Использование понятийных карт при изучении элементов теории дифференциальных уравнений в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЙНАЯ КАРТА / CONCEPTUAL MAP / БЛОК-СХЕМА / BLOCK DIAGRAM / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕ / DIFFERENTIAL EQUATION / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Наталья Ивановна

В статье рассмотрено использование понятийных карт и блок-схем, являющихся одной из стратегий достижения целостности знаний старшеклассников, усвоения основных положений, терминов и понятий, при изучении элементов теории дифференциальных уравнений в системе дополнительного образования. Приведены результаты экспериментов и анкетирования, дано их сопоставление с основными теоретическими выводами. Показано, что в процессе такого обучения у старшеклассников формируется система фундаментальных знаний в области дифференциальных уравнений, они приобретают новые научные знания как в области теоретической математики, так и в области прикладной математики, развивают математическую интуицию. Применение понятийных карт и блок-схем с целью достижения целостности знаний старшеклассников, приводит к их глубине, прочности, осознанности, связывают с другими разделами математики в рамках осуществления принципов непрерывности, преемственности и системности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of concept maps in the study of elements of the theory of differential equations in the system of complementary education

The article examines the use of conceptual maps and flow charts, which is one of the strategies to achieve the integrity of knowledge of high school students, understanding of the main provisions of the terms and concepts in the study of the elements of the theory of differential equations in the system of additional education.The results of experiments and questionnaires, this comparison with basic theoretical insights. It is shown that in the course of such training at the high school, a system of fundamental knowledge in the field of differential equations, they acquire new scientific knowledge both in theoretical mathematics and in applied mathematics, develop mathematical intuition. The use of conceptual maps and flow charts with the aim of achieving the integrity of knowledge for older adolescents, leading to their depth, strength, awareness, are associated with other branches of mathematics within the framework of the implementation of the principles of continuity, continuity and consistency of education.

Текст научной работы на тему «Использование понятийных карт при изучении элементов теории дифференциальных уравнений в системе дополнительного образования»

УДК 373.2

Лобанова Наталья Ивановна

Астраханский государственный университет lobantchik@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрено использование понятийных карт и блок-схем, являющихся одной из стратегий достижения целостности знаний старшеклассников, усвоения основных положений, терминов и понятий, при изучении элементов теории дифференциальных уравнений в системе дополнительного образования. Приведены результаты экспериментов и анкетирования, дано их сопоставление с основными теоретическими выводами. Показано, что в процессе такого обучения у старшеклассников формируется система фундаментальных знаний в области дифференциальных уравнений, они приобретают новые научные знания как в области теоретической математики, так и в области прикладной математики, развивают математическую интуицию. Применение понятийных карт и блок-схем с целью достижения целостности знаний старшеклассников, приводит к их глубине, прочности, осознанности, связывают с другими разделами математики в рамках осуществления принципов непрерывности, преемственности и системности образования.

Ключевые слова: понятийная карта, блок-схема, дифференциальное уравнение, старшеклассники, эксперимент, анкетирование.

В работах специалистов [6, с. 2; 7, с. 3; 8, с. 3] дано обоснование возможности и целесообразности изучения начальных разделов теории дифференциальных уравнений в системе дополнительного образования на основе практико-ориентированного подхода, связывающего их с другими науками посредством сюжетов и явлений реальной действительности, с учетом принципов непрерывности, преемственности и системности образования.

Известно, что для более глубокого усвоения любого раздела изучаемой дисциплины обучающемуся важно, если это возможно, иметь ясное представление о структуре соответствующего раздела, понимать и видеть этапы его возникновения, становления и развития.

С этой точки зрения весьма прозрачно и понятно для старшеклассников выглядит классическая теория некоторых классов дифференциальных уравнений первого порядка. Преимущество этой теории над многими другими разделами математики состоит в том, что здесь без привлечения дополнительных вспомогательных сведений из других разделов математики, легко просматривается естественный непосредственный переход от дифференциального и интегрального исчислений, изучаемых в старших классах, к простейшим дифференциальным уравнениям с разделёнными переменными и далее к линейным уравнениям, к уравнению Бернулли и, наконец, к более сложному дифференциальному уравнению Риккати, которое характерно тем, что интегрируемо в квадратурах лишь в некоторых случаях (когда известно какое-нибудь его частное решение). Таким образом, выполняются педагогические требования последовательности и непрерывности в обучении.

Важную роль для создания условий системности в обучении, для глубокого и ясного понимания таких тем как, например, линейные дифференци-

альные уравнения, нелинейные уравнения Бернулли и Риккати могут сыграть и играют понятийные карты и тесно связанные с ними блок-схемы решения этих уравнений.

Понятийные карты - пространственные построения, требующие от обучающихся тщательного выявления глубинной структуры изучаемого материала. С их помощью можно отобразить структуру знаний обучающегося и показать, как новая информация встраивается в то, что уже известно [12, с. 108; 1, с. 69].

Понятийные карты предоставляют собой простой способ оценки качества понимания при изучении фундаментальных понятий теории дифференциальных уравнений таких как уравнение разрешенное и не разрешенное относительно производной, общее решение и частное решение, общий интеграл и частный интеграл, интегральная кривая, начальное условие, задача Коши и других.

Предварительно к разработке понятийных карт должны быть отобраны наиболее употребляемые понятия, связанные с темой предмета [1, с. 69]. Например, понятийная карта представленная на рисунке 1.

Важным аспектом в понятийных картах является их иерархическая структура. Понятийные карты должны быть организованы таким путем, когда наиболее общие и значимые понятия появляются наверху карты. По мере того, как мы спускаемся по карте вниз, ранг представленных понятий уменьшается. Понятия, с одним и тем же самым рангом должны появиться на карте примерно, на одном и том же уровне [1, с. 71].

Анализ понятийной карты, представленной на рисунке 1, показывает, что дифференциальные уравнения первого порядка распадаются на два основных класса (на две основные иерархии): уравнения разрешенные относительно производной, то есть дифференциальные уравнения вида

124

Вестник КГУ 2018

© Лобанова Н.И., 2018

Дифференциальные уравнения первого порядка

Уравнения разрешённые относительно производной

у =f(_x,y)

Уравнения, не разрешённые относительно производной

F(x,y,y) = 0

Общее решение

Частное решение

т

Интегральная кривая

Общий интеграл Частные случаи F(y,y ) =0 и F(x,y ) = 0

1 1

Частный интеграл Уравнения Лагранжа и Клеро

Задача Коши Особое решение

Рис. 1. Понятийная карта по теме «Основные понятия теории дифференциальных уравнений»

у = f(x, у), и уравнения не разрешённые относительно производной, то есть дифференциальные уравнения вида F(x,y,y ) = 0. Изучение первого класса уравнений вполне доступно обучающимся старших классов и им уделяется основное внимание в системе дополнительного образования. Что касается второго класса уравнений, то они гораздо сложнее и изучаются студентами в вузах в курсе высшей математики, о них старшеклассникам достаточно иметь лишь общее представление.

Кроме основных понятий теории дифференциальных уравнений первого порядка, особое внимание старшеклассников должно быть обращено на знание основных классов таких уравнений и наиболее рационального порядка их изучения:

- уравнения с разделенными переменными;

- уравнения с разделяющимися переменными;

- однородные уравнения и уравнения, приводящиеся к ним;

- линейные однородные и неоднородные уравнения;

- уравнение Бернулли;

- уравнения в полных дифференциалах.

В качестве примера на рисунке 2 представлена понятийная карта по теме «Основные классы дифференциальных уравнений». Для каждого из представленных на этом рисунке классов диффе-

ренциальных уравнений разработаны классические методы интегрирования. Эти методы полезно представлять в виде блок-схем, показывающих принятый порядок интегрирования (решения) соответствующих уравнений.

В связи с приведенными выше понятийными картами следует отметить, что изучению понятий высшей математики, их взаимосвязи и структуре посвящены многие работы, отличающиеся своими подходами. Так Л.И. Токарева [11] выделяет блочно-иерархическую структуру системы понятий и доказывает необходимость установления связей между понятиями (внутрисистемные, внутрипредметные, межсистемные и межпредметные); С.В. Иванова [4] формирует понятия высшей математики путем включения в специальную систему знаний на основе учебных понятийных образований; И.В. Ки-сельников [5] устанавливает связи между новыми понятиями и ранее изученными, выделяя четыре мыслительных действия: уподобление, абстрагирование, обобщение и выделение новых свойств и отношений в объектах [10, с. 5]; Н.Ю. Милованов рассматривает основные подходы по формированию понятий математического анализа и обосновывает идею о том, что одним из приёмов по формированию данных понятий в систему является приём перекодирования [9, с. 45]. Все эти подходы заслу-

Рис. 2. Понятийная карта по теме «Основные классы дифференциальных уравнений»

Рис. 3. Блок-схема решения уравнения Бернулли

Рис. 4. Блок-схема процесса составления дифференциального уравнения

живают внимания и применимы в соответствии с целью проводимого научного исследования.

С понятийными картами тесно связаны блок-схемы (алгоритмы), предоставляющие в нашем случае методы интегрирования основных классов дифференциальных уравнений. В качестве примера, приведём блок-схему решения уравнения Бер-нулли (рис. 3).

При изучении теории дифференциальных уравнений важное значение имеет умение не толь-

ко решать, но и составлять дифференциальные уравнения, описывающие реальные явления, понятные для старшеклассников. Поэтому большое внимание при изучении этой темы следует уделять практико-ориентированным задачам, ясно и убедительно демонстрирующим важное прикладное значение соответствующей теории.

В результате решения достаточного количества таких задач (см., например, [6, с. 4-7; 7, с. 6; 8, с. 5-10]), старшеклассники естественно приходят

Вестник КГУ Л 2018

126

к следующей блок-схеме составления дифференциального уравнения (рис. 4).

Кроме того, при решении практико-ориентиро-ванных задач и формулировке логических выводов у старшеклассников развивается также математическая интуиция, являющаяся важной компонентой их творческого потенциала. Математическая интуиция помогает осознать смысл (геометрический или физический) исследуемой прикладной задачи, выбрать эффективные методы ее решения с помощью дифференциальных уравнений.

Рассмотренные выше положения проверялись нами экспериментально применительно к первому уровню развития критического мышления -разъяснению (пониманию) ситуации. О развитии этого уровня можно судить по степени владения навыками составления понятийных карт и блок-схем [1, с. 71].

На обучение составлять понятийные карты и блок-схемы, включающее в себя знакомство с техникой работы, отводится два занятия. На этих занятиях рассматриваются следующие вопросы.

1. Что представляют собой понятийные карты и блок-схемы, какие основные элементы они включают.

2. Содержание интеллектуальных стандартов: легкость понимания, конкретность, значимость, уместность.

3. Выбор темы раздела, которую старшие подростки уже усвоили, и отбор фундаментальных понятий.

4. Определение ранга выделенных понятий по уровням, в зависимости от степени значимости (наиболее значимые находятся вверху карты), с учетом, что несколько различных понятий могут быть одного ранга.

5. Создание индивидуальных понятийных карт, используя иерархичность понятий.

6. Объединение индивидуальных понятийных карт или блок-схем в одну общую после обсуждения и создания новых карт и схем. Наиболее высокую оценку получат общие понятийные карты или блок-схемы, которые иллюстрируют несколько путей интерпретирования отношений между понятиями.

7. Критерии оценивания понятийных карт или блок-схем с учетом, что наиболее высокую оценку получают общие понятийные карты и блок-схемы, которые иллюстрируют несколько путей интерпретирования отношений между понятиями.

Для самостоятельного построения понятийных карт и блок-схем, старшеклассникам выдаются методические пособия согласно [2, с. 4; 3, с. 27]. Им рекомендуется разработать индивидуальные понятийные карты и блок-схемы по пройденным темам, которые впоследствии будут оценены и индивидуально проанализированы.

Для оценки качества составления понятийных карт и блок-схем были выделены четыре уровня

учебных достижений старшеклассников: начальный, средний, достаточный и высокий. При этом высокий уровень - от 85% и выше; достаточный -от 75% до 84%; средний: 60-75% и имеем начальный, который составляет менее 60% от максимально возможного числа баллов.

Оценка качества составления понятийных карт и блок-схем характеризует глубину понимания учебной темы и поэтому должна коррелироваться с тестовыми показателями учебных достижений старшеклассников, особенно тогда, когда тест ориентирован на категорию понимания учебных целей, по Б. Блуму [1, с. 72]. Тест был ориентирован на проверку правильности интерпретации ключевых понятий дифференциальных уравнений. Тест содержал двадцать заданий, который максимально оценивался в двадцать баллов.

Предметом исследования (овладение навыками составления понятийных карт и блок-схем) были выбраны группы старшеклассников, обучающихся в секции «Математика плюс» в Центре внешкольной работы г. Зеленокумска, которые изучали элементы теории дифференциальных уравнений. При усвоении этого раздела, старшеклассники разрабатывают самостоятельно восемь «Понятийных Карт» и блок-схем, охватывающие восемь тем раздела:

1) дифференциальные уравнения первого порядка, основные понятия. Задача Коши;

2) уравнения с разделенными и разделяющимися переменными;

3) однородные уравнения и уравнения, приводящиеся к ним;

4) линейные однородные и неоднородные уравнения;

5) уравнение Бернулли и Риккати;

6) уравнения в полных дифференциалах и приводящиеся к ним;

7) геометрические задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям;

8) физические задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

По пройденным темам проводилось тестирование.

Для отображения динамики роста показателей старшеклассников в составлении понятийных карт и качества знаний, были проведены два среза: в начале и конце изучения раздела.

Анализ результатов показал, заметное уменьшение числа обучаемых с низким уровнем знаний более чем в два раза. Также наблюдалась положительная динамика роста показателей старшеклассников в учебном тестировании, в первую очередь - уменьшение количества старшеклассников с низким уровнем знаний и со средним - в 2,6 раза и соответствующему повышению общего качества знаний.

Одновременно оценивалась эффективность использования понятийных карт по ответам на следующие вопросы:

- Дает ли положительные результаты использование понятийных карт и блок-схем в процессе обучения?

- Становится ли интересным процесс обучения при использовании новых методов?

- Наблюдается ли повышение мотивации обучения, при работе в группах?

- Способствуют ли новые методики расширению и углублению знаний?

- Повышает ли Вашу эффективность групповая работа?

- Можете ли Вы свободно размышлять, самостоятельно искать новые знания и высказать свое мнение в процессе обучения?

Анкетирование старшеклассников показало, что использование понятийных карт и блок-схем в обучении дает положительные результаты, выражающиеся в том, что появляется интерес к изучаемому материалу и его глубокое понимание, повышаются мотивация обучения и самооценка, коммуникационные навыки, умение задавать вопросы и свободно высказать свое мнение в процессе обучения. Все это позволяет нам сформулировать следующее заключение.

В системе дополнительного образования, руководствуясь принципами его целостности, необходимо укреплять математическую подготовку слушателей. Наиболее эффективно, на наш взгляд, это можно осуществлять на теории элементарных дифференциальных уравнений, выбрав в качестве одной из основных стратегий достижения целостности знаний старшеклассников, понимания основных положений, терминов и понятий, использование понятийных карт и блок-схем. Методика их использования гармонично сочетает как эмпирические, так и теоретические методы научных исследований. При этом следует учитывать особенности обучения в плане понимания изучаемого материала, опосредованные содержательным наполнением каждого из разделов учебного предмета.

Можно утверждать, что в процессе такого обучения у старшеклассников формируется система фундаментальных знаний в области теоретической математики, развиваются способности к использованию прикладной математики, к проявлению математической интуиции.

Сформулированные в работе основные теоретические выводы нашли подтверждение в результатах экспериментов и анкетирования, показавших, что использование понятийных карт и блок-схем действительно повышает уровень целостности знаний, их глубину, прочность, осознанность, широту междисциплинарных связей в рамках осуществления принципов непрерывности, преемственности и системности образования.

Библиографический список

1. Аммосова Н.В., Зелинская Г.А. Понятийные карты как средство понимания учебных материа-

лов в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2006. -Т. 15 - № 4 - С. 67-75.

2. Зелинская Г.А., Зелинский М.М. Структурирование учебных материалов на основе понятийных карт // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - № 5 (43). -С. 43-46.

3. Графические организаторы учебных материалов по «Экономической теории» / сост.: Г.А. Зелинская, М.М. Зелинский. - Астрахань, 2008. - 34 с.

4. Иванова С.В. Обучение студентов доказательству на основе системы учебных понятийных образований высшей математики // Математика в образовании. - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2010. - С. 95-102.

5. Кисельников И.В. Поэтапное описание процесса обучения математическим понятиям в системе обеспечения качества обучения математике // Теория и практика общественного развития. -Краснодар: ХОРС, 2011. - С. 173-177.

6. Лобанова Н.И. Элементы теории дифференциальных уравнений в системе дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». -2016. - Т. 4. - № 6. - С. 1-8.

7. Лобанова Н.И. Применение рабочих тетрадей при оценивании качества знаний обучающихся по дифференциальным уравнениям в рамках системы дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 1-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лобанова Н.И., Аммосова Н.В. Обучение методу моделирования средствами дифференциальных уравнений при решении геометрических задач в системе дополнительного образования школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 1-12.

9. Милованов Н.Ю. Формирование у старшеклассников умения перекодировать информацию (на примере изучения понятий математического анализа) // Мир науки, культуры, образования. -

2016. - № 1 (56). - С. 45-47.

10. Милованов Н. Ю. Методика формирования у старшеклассников системы понятий математического анализа на основе графических представлений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.,

2017. - 26 с.

11. Токарева Л.И. Формирование систем математических понятий у учащихся общеобразовательных школ: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010. -404 с.

12. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

References

1. АшшоБОуа N.V., Zelinskaya в.А. Ponyatijnye karty kak sredstvo ponimaniya uchebnykh materialov v vuze // Vestnik KGU im. N. А. Nekrasova. - 2006. -T. 15 - № 4 - S. 67-75.

128

Вестник КГУ 2018

2. Zelinskaya G. А., Zelinskij M.M. Strukturirovanie uchebnykh materialov na osnove ponyatijnykh kart // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2008. - № 5 (43). -S. 43-46.

3. Graficheskie organizatory uchebnykh materialov po «EHkonomicheskoj teorii» // sost.: G.А. Zelinskaya, M.M. Zelinskij. - Аstrakhan', 2008. - 34 s.

4. Ivanova S.V. Obuchenie studentov dokazatel'stvu na osnove sistemy uchebnykh ponyatijnykh obra-zovanij vysshej matematiki // Matematika v obra-zovanii. - Cheboksary: Izd-vo Chuvashskogo un-ta, 2010. - S. 95-102.

5. Kisel'nikov I.V. Poehtapnoe opisanie protsessa obucheniya matematicheskim ponyatiyam v sisteme obespecheniya kachestva obucheniya matematike // Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. - Krasnodar: KHORS, 2011. - S. 173-177.

6. Lobanova N.I. EHlementy teorii differentsial'nykh uravnenij v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya // Internet-zhurnal «Mir nauki». -2016. - T 4. - № 6. - S. 1-8.

7. Lobanova N.I. Primenenie rabochikh tetradej pri otsenivanii kachestva znanij obuchayushhikhsya

po differentsial'nym uravneniyam v ramkakh sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya // Internet-zhurnal «Mir nauki» 2017. - X 5. - № 4. - S. 1-8.

8. Lobanova N.I., Ammosova N.V. Obuchenie metodu modelirovaniya sredstvami differentsial'nykh uravnenij pri reshenii geometricheskikh zadach v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya shkol'nikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2017. - № 5. - S. 1-12.

9. Milovanov N.YU. Formirovanie u starsheklassnikov umeniya perekodirovat' informatsiyu (na primere izucheniya ponyatij matematicheskogo analiza) // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2016. -№ 1 (56). - S. 45-47.

10. Milovanov N.YU. Metodika formirovaniya u starsheklassnikov sistemy ponyatij matematicheskogo analiza na osnove graficheskikh predstavlenij: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: - M., 2017. - 26 s.

11. Tokareva L.I. Formirovanie sistem matematicheskikh ponyatij u uchashhikhsya obshheobrazovatel'nykh shkol: diss. ... d-ra ped. nauk. - M., 2010. - 404 s.

12. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya. - SPb.: Piter, 2000. - 512 s.

IleaarorHKa. IIcHxojiorHa. CoijnoKHHeTHKa J № 1

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.