Научная статья на тему 'Использование полимерных материалов при создании сувенирных кукол из керамопласта'

Использование полимерных материалов при создании сувенирных кукол из керамопласта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / POLYMERIC MATERIALS / СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / SOUVENIRS / ТВОРЧЕСТВО / ART / ДИЗАЙН / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галявиева Н. А.

Активная творческая деятельность будущих дизайнеров способствует их профессиональному развитию. В рамках учебного процесса организована деятельность по созданию студентами авторских сувениров в виде кукол в национальных костюмах, при изготовлении которых применены современные полимерные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active and creative activities and coming designers promote their professional development. As part of the educational process organized activities to build students copyright souvenirs in the form of dolls in national costumes, which are used in the manufacture of advanced polymeric materials.

Текст научной работы на тему «Использование полимерных материалов при создании сувенирных кукол из керамопласта»

УДК 678:745

Н. А. Галявиева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ СОЗДАНИИ СУВЕНИРНЫХ КУКОЛ ИЗ КЕРАМОПЛАСТА

Ключевые слова: полимерные материалы, сувенирная продукция, творчество, дизайн.

Активная творческая деятельность будущих дизайнеров способствует их профессиональному развитию. В рамках учебного процесса организована деятельность по созданию студентами авторских сувениров в виде кукол в национальных костюмах, при изготовлении которых применены современные полимерные материалы.

Keywords: polymeric materials, souvenirs, art, design.

Active and creative activities and coming designers promote their professional development. As part of the educational process organized activities to build students copyright souvenirs in the form of dolls in national costumes, which are used in the manufacture of advanced polymeric materials.

Кукла-воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Как писал А.Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли».

Человек взрослеет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллегория, кукла-произведение искусства продолжает жить рядом с ним, имея как бы два лица: одно обращенное к заветному миру детства, а другое напоминающее о псевдожизни и двойничестве. Всю свою жизнь мы сохраняем к куклам особое отношение, рожденное исходящей от них притягательной магической силой [1].

В России 2014 год объявлен годом культуры, основной задачей которого станет возрождение и сохранение декоративно-прикладного искусства. Народные художественные промыслы являются важным элементом национального наследия, частью самобытной культуры каждого народа. Кукла-сувенир является одной из составляющих звеньев декоративно-прикладного искусства. Город Казань после проведения универсиады стал привлекательным центром для туристов. Каждый турист стремится увезти с собой на память сувенир о месте пребывания. В связи с этим создание памятных сувениров в виде кукол в национальных костюмах - актуальная задача нашего времени.

На кафедре «Дизайн» студенты в рамках учебной программы знакомятся с технологией создания кукол из различных материалов, таких, как: полимерная глина и текстиль, синтепон. Они изучают две техники исполнения кукол это грунтованный текстиль и техника

керамопластической мелкой скульптуры. Искусство создание куклы сохранилось до наших дней из глубины веков. Наши предшественники создавали куклы из подручных материалов, окружавших их в природе. Для их создания применялись различные материалы: глина, солома, ткани, дерево, алебастра, камень, травы и т.д. Природные материалы имеют как преимущества, так и недостатки: например глина требует дополнительной тепловой обработки в целях сохранности изделия. Сувениры из дерева требуют дополнительной защиты в форме лакового

покрытия; хлопок отличается низкой формоустойчивостью. В этой связи, мастера и художники активно занимаются поиском новых материалов и разработкой принципиально новых методик исполнения производства изделий декоративно-прикладного искусства.

В наше время с развитием такой науки как химия, процесс создания кукол значительно упростился и облегчил жизнь мастерам и художникам. Студенты кафедры в своей работе при создании кукол, а вернее, ее составных частей, к которым относится голова и руки, применяют полимерную глину [2].

История всей современной полимерной глины (пластики, массы для моделирования, термопластики, polymer clay) началась в Германии в конце 1939 года, когда все материалы, в т.ч. пластмасса отправлялась на военные нужды. Именно тогда известной производительнице кукол Käthe Kruse пришлось начать поиски нового материала для изготовления кукольных головок. У крупного производителя химических материалов обнаружился совсем новый материал, который еще не проходил испытания, его-то и отправили на эксперименты к Кейт. Однако этот материал не подошел для промышленного производства кукол и Кейт отдала его своей дочери - Софи, которую в семье все звали Фифи. Софи начала экспериментировать с материалом, добавляла краску, создавала разные цвета, раскатывала и лепила из этого самые различные вещи. Так возникали вазы, кафель, мозаики, картинки, миниатюры, фигуры и игрушки для детей.

В 1954 году Sophie Rehbinder-Kruse создала торговый знак «FIMOIK», название сложилось из ее прозвища ФИфи и названия самых частых ее проектов в то время - MOzaIK. В 1964 году Eberhard Faber купил все права и лицензии на полимерную глину и выпустил ее под именем «FIMO».

C 1978 года Фабер вошел в группу компаний Staedtler, и достиг невероятного успеха в области производства моделирующих материалов и красок. А сейчас Staedtler решил создать отдельную группу материалов для моделирования непосредственно внутри компании и с 2010 года продукция выпускается под маркой Staedtler.

Это удивительный материал, и работа с ним доставляет большое удовольствие. Пластичный и послушный материал дает возможность автору многократно строить форму, поправлять ее, благодаря ее послушным свойствам и стойкому состоянию, она не твердеет в течение 24 часов. После затвердевания с ней можно «договориться» при помощи резаков, мастехинов и шлифовальных инструментов. Полимерная глина удивительно контактна и миролюбива, она «разрешает» себя одевать в любую красящую оболочку, ей не страшны ни гуашевые краски, ни акриловые краски, дружит она и с водоэмульсионными покрывными красителями [2].

Полимерная глина — это масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин, обладает характерным запахом. Для придания пластичности используют пластификаторы, которые целиком впитываются в основной материал при нагреве от 100 до 130 ^ (в домашних условиях изделия запекают в духовке или в СВЧ, варят). В результате материал теряет пластичность и способность менять форму. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми красками, склеены между собой и с другими материалами. Пластику выпускают как бесцветной, так и предварительно окрашенной. Для специальных эффектов в них добавляют блестки, флюоресцентные вещества.

Полимерные глины состоят из основы и пластификатора, который придает глине пластичность. В основе полимерной глины лежит поливинилхлорид. Частицы ПВХ, подобно желатину, обладают огромной впитывающей способностью при нагревании, и именно это свойство лежит в основе полимерной глины. В качестве пластификаторов используются производные фталевой кислоты — фталаты. Это жирные прозрачные жидкости, более всего напоминающие машинное масло. При нагревании смеси фталатов с порошком ПВХ происходит процесс желатинизации: пластификаторы впитываются в частички порошка, частички набухают, сближаются друг с другом и, имея сложные неправильные формы с бугорками и выростами, плотно сцепляются между собой. Чем больше пластификаторов было в исходной массе, тем мягче получается готовый продукт. Полученное в результате вещество называют

«пластифицированным ПВХ». В промышленности из него изготавливается большая часть изоляции электрических проводов, пластиковые окна, медицинские инструменты, такие как трубочки капельниц, посуда, игрушки, предметы быта. В состав полимерной глины также входят различные пигменты, в том числе хорошо совместимые с ПВХ порошковые фталоцианиновые красители. В качестве наполнителей и модификаторов поверхности в составе также могут быть тальк, каолин или мел. В материале могут быть также стабилизаторы, препятствующие желатинизации во время хранения при нормальных температурах.

Кроме полимерной глины при создании куклы применяется такой материал как синтепон.

Он необходим для придания кукле различных форм. В ранее проведенных исследованиях показана значимость данного материала при создании панно в технике аппликации, и возвращаясь снова к этому продукту необходимо отметить о его незаменимости в наше время при создании изделий народных промыслов [3].

Синтепон - наиболее распространенный вид объёмных текстильных синтетических утеплителей, представляющий собой нетканые текстильные материалы (холст), сформированные из разнонаправленных или однонаправленных полиэфирных единичных штапельных волокон (резаных длиной 35—120 мм), скреплённые в текстильное полотно термическим или химическим способом [3-4].

Технология изготовления синтепона из полиэфирных волокон с помощью термоскрепления была разработана в Японии в 60-х годах, затем доработана в Италии. В СССР интенсивное развитие производства нетканых материалов началось с 1975 года. За период 1975—1985 годов были запущены в производство фабрики по выпуску объемных нетканых материалов: Кзыл-ординская ФНМ, Бориславская ФНМ, Железногорская ФНМ.

Полиэфирное волокно — синтетическое волокно, формируемое из расплава полиэтилентерефталата или его производных. Достоинства — незначительная сминаемость, отличная свето- и атмосферостойкость, высокая прочность, хорошая стойкость к истиранию и к органическим растворителям; недостатки — трудность крашения, сильная электризуемость, жёсткость — устраняются химическим модифицированием. Применяется, например, в производстве различных тканей, искусственного меха, канатов, для армирования шин, в качестве утеплительного материала. Основные торговые названия: лавсан, терилен, дакрон, тетерон, тергаль, тесил. При формировании формы туловища куклы синтепон является незаменимым строительным материалом, он податлив при создании различных объемов, легкий, что очень важно учитывать при создании сувенира небольших размеров, без резкого запаха, приятен в работе [5].

Декоративно-прикладное искусство имеет древние корни, благодаря усилию художников, мастеров народных промыслов, искусствоведов народное искусство не затерялось в нашей памяти и в современном мире спрос на изделия промыслов велик. Современная химия оказывает большую помощь авторам в создании новых по форме и содержанию видов сувенирной продукции. Применений таких материалов как полимерная глина, синтепон упрощают технологию исполнения игрушки, сокращая в разы процесс ее создания. Творческая деятельность студентов по изготовлению кукол-сувениров позволяет приобщиться к искусству народных промыслов, овладеть навыками ручной работы, знакомиться с разнообразием материалов и инструментов, осваивать различные современные технологии их применения.

Литература

1. Е.Ананьева, Т. Евсеева Куклы Мира М.:Издательство Аванта+,2005.-184С., илл.

2. http://www.rukodelnikam.ru/blog/o_polimernoj_gline/2010 -02-19-54.

3. Галявиева Н.А. Использование полимерных материалов при организации творческой деятельности бакалавров

© Н. А. Галявиева - доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected].

дизайна / Н.А. Галявиева, С.А. Муртазина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - № 9 - С. 120-122.

4. Энциклопедия том 12, второе издание, Изд-во «Просвещение», Москва 1968г.

5. Салимова, А.И. Использование полимерных волокон в текстильных материалах с уникальными свойствами / А.И. Салимова, С.В. Исаева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - № 10 - С. 137-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.