Научная статья на тему 'Использование полетной информации для повышения достоверности оценки уровней возможных угроз'

Использование полетной информации для повышения достоверности оценки уровней возможных угроз Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
240
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНОЕ СУДНО / РЕГИСТРАТОР / ПОЛЁТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФОРМАТЫ ДАННЫХ / АННЕКС–19

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Евдокимов Владимир Георгиевич, Куклев Евгений Алексеевич, Шапкин Василий Сергеевич

В статье рассмотрены методы улучшения способов обработки полётной информации при оценке состояния безопасности полётов ВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Евдокимов Владимир Георгиевич, Куклев Евгений Алексеевич, Шапкин Василий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF FLIGHT RECORDS INFORMATION FOR SAFETY LEVEL DETERMINATIONBY ICAO

Methods of ground posteriori investigation of flight recorders information (FDR) are proposed.

Текст научной работы на тему «Использование полетной информации для повышения достоверности оценки уровней возможных угроз»

УДК 629.7.054:.656.7.08

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ВОЗМОЖНЫХ УГРОЗ

В.Г. ЕВДОКИМОВ, Е.А. КУКЛЕВ, В.С. ШАПКИН

В статье рассмотрены методы улучшения способов обработки полётной информации при оценке состояния безопасности полётов ВС.

Ключевые слова: воздушное судно, регистратор, полётная информация, форматы данных, АННЕКС-19.

Установленные в стандарте ССПИ для ВС ГА требования для обеспечения БП на структуру БД отражают опыт эксплуатантов авиационной техники и поставщиков обслуживания в гражданской авиации Российской Федерации. Использованы известные международные документы в рассматриваемой области типа Руководства ISO 31000:2009 "Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания", BSI-IS0/6-2002 и др. указанные в библиографии.

Менеджмент риска должен быть включён в общую систему менеджмента организации и предназначен для координации действий в области безопасности полётов и получения положительных финансовых результатов. Соответствующие базы данных (БД), включенные в состав систем СМБ АД, учитывают особенности проектирования, изготовления авиационной техники (самолеты, вертолеты, винты, двигатели и пр.), а также и эксплуатацию ВС и процессы поддержания летной годности. К показателям безопасности полётов относятся показатели, рекомендованные ICAO в ранних изданиях "Руководства по управлению безопасностью полётов (РУБП)" (Doc. 9859-AN/460), а также в новом АННЕКСЕ-19 (ДРАФТ).

Ключевыми вопросами ССПИ являются: порядок передачи данных в ИКАО, идентификация угроз и оценки их уровней.

В соответствии с Приложением 13 "Расследование авиационных происшествий" к конвенции о международной гражданской авиации Российская Федерация представляет в ИКАО информацию по авиационным происшествиям с гражданскими воздушными судами эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации, имеющими максимальную взлетную массу более 2250 кг. Представление информации осуществляется в виде предварительного отчета и информационного отчета об авиационном происшествии.

Предварительный и информационный отчеты готовятся на основании материалов расследования по формам, представленным в Руководстве по представлению данных об авиационных происшествиях/инцидентах (руководство ADREP, Doc 9156-АМУ900), включая информацию FDR.

Стандарт на ССПИ устанавливается с учётом аспектов безопасности и является руководством по построению принципа построения структуры БД в регистраторах в области менеджмента риска при проектировании и производстве авиационной техники, а также при производстве полётов в гражданской авиации Российской Федерации по всем направлениям деятельности, осуществляемой поставщиками услуг, согласно Руководству по управлению безопасностью полётов (РУБП) Doc. 9859-AN/460. Требования к структуре, форматам и содержанию ПИ в БД для ГА РФ должны использоваться при разработке нормативных документов и технической документации, касающихся вопросов менеджмента риска при производстве полётов и при производстве и разработке авиационной техники.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50779.10-2000 (ИСО 3534-1-93) Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения.

ГОСТ Р 51897-2002. Менеджмент риска. Термины и определения.

ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.

ISO 31000:2009. Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания.

ИСО/МЭК 73:2009. Управление риском. Словарь.

BSI-ISO/6-2002

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005. Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001.

ГОСТ Р 51901.1-2002 (МЭК 60300-3-9:1995). Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем.

ГОСТ Р 51901.5-2005 (МЭК 60300-3-1:2003). Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надёжности.

ГОСТ Р 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006). Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов.

ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990). Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей.

Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП) Doc. 9859-AN/460.

Анализ существующих систем сбора ПИ в гражданской авиации ЕС

Основу системы сбора полётной информации (ПИ) составляет модуль FDR - бортовой регистратор ПИ, установленный на борту каждого ВС. Характеристики известных FDR, созданные разными фирмами-производителями, идентичны для ВС иностранного и отечественного производства. Это регламентировано в ANNEX-19 и в НПБ Евроконтроля (в странах ЕС).

Примером является обработка полетной информации аварийного регистратора типа SSFDR (“L3 COMMUNICATION F1000”) самолетов A 319 № VP-BTO, VP-BTQ, VP-BTS, VP-BTT.

1. Общие типовые модули и функции системы FDR.

Модуль 1. Предварительный просмотр копии полета и проверка готовности и признаки, используемые при предварительном просмотре копии полета; алгоритмы предварительного просмотра копии полета; определение дополнительных значений параметров для передачи в программу экспресс-анализа.

Модуль 2. Экспресс-анализ полетной информации, выполняющий функции: профиль полета; эксплуатационные ограничения; выполнение полета; контроль аварийного состояния систем самолета. Предупреждения. Сообщения; мониторинг двигателей.

Модуль 3. Перечень аналоговых параметров и разовых сигналов, регистрируемых эксплуатационным накопителем SSFDR на самолетах А319 VP-BTO, VP-BTQ, VP-BTS, VP-BTT.

2. Стандарты ИКАО на перечень факторов для регистрации в ПИ с учётом значимости влияния факторов на уровень БП.

Повышение достоверности информации достигается путём группирования факторов из основных кластеров ПИ FDR:

а) человеческий фактор;

б) "факторы среды" состоят из двух подразделов: активные воздействия внешней среды, внешние условия.

В подразделе "Активные воздействия" в двух группах факторов "Эколого-орнито-логические условия" и "Опасные геофизические явления" объединены обстоятельства, процессы и явления, проявление которых активно (значительно) влияет на характеристики полета воздушного судна.

Методы сбора ПИ в ГА ЕС базируются на "СТАНДАРТАХ ЕВРОКОНТРОЛЯ"

Этапы процесса оценки рисков. Оценка рисков выполняется в качестве процесса разработки Правил с целью документального утверждения рисков, представленных любыми незапланированными событиями, вызванными идентифицированными угрозами. Известны методы сбора

ПИ ГА в РФ на основе "Стандартов и рекомендованной практики ИКАО и европейских нормативно-правовых документов ИОСА (EASA)".

Для статистических исследований при описании развития событий используются три основных понятия: классификация события, тип события, причины и факторы, обусловившие событие.

Классификация события - отнесение описываемого события к одному из перечисленных классов событий по тяжести наступивших последствий, традиционных по ИКАО.

Структура факторов также построена с учетом рекомендаций ИКАО, а именно для описания причин события используются два уровня факторов: собственно факторы, тождественные по смыслу описательным факторам системы ADREP (автоматизированной системы учета авиационных происшествий ИКАО) и уточняющие характеристики факторов (пояснительные факторы системы ADREP).

Общие требования к FDR:

а) исследование характеристик современных бортовых регистраторов ПИ "Боинг", "Аэр-бас" показало, что методология наземной обработки ПИ практически сохранилась в том же варианте подходов, что было принято и внедрено в период 90-х годов прошлого столетия;

б) главным является " Экспресс-анализ" ПИ, проводимый с целью выявления наиболее опасных факторов, определяющих угрозы нормальному функционированию систем ВС в полете. Это необходимо, поскольку на основе современных SMS приходится решать проблемы оценивания и снижения рисков авиапроисшествий, что ранее было невозможно из-за технических компьютерно-информационных проблем.

Однако граница кластера "навигационно-летных параметров" существенно расширилась благодаря применению современных типовых FDR.

Главным результатом внедрения на ВС современных FDR следует считать обеспечение возможности регистрации технических параметров, характеризующих надежность изделий с позиции отказоустойчивости, контролепригодности и пр.

Число регистрируемых в FDR параметров и процессов возросло до 2500-3000 единиц, что ранее (в 90-е годы) было невозможно. Это дает основание обеспечить большую достоверность обработки ПИ за счет применения более точных моделей процессов, основанных на разработках современных методов диагностирования.

Изучение характеристик копий ПИ реальных полетов и алгоритмов экспресс-анализа показало, что содержательность анализа существенно увеличилась, хотя алгоритмы остались теми же, что и 10-20 лет назад. Однако полнота базы данных и объем причин нарушения экипажами летных стандартов стали более достоверными.

Необходимо отметить, что на основе ПИ удалось создать базу данных для построения моделей опасностей в полете (в том числе для ОС - по ИКАО) при переходах в ГА от традиционного (в 90-х гг.) "Реактивного" метода предупреждения АП "Упреждающему управлению" состояниями АТ на основе исчисления рисков АП с помощью структур типа SMS - для авиакомпаний и поставщиков услуг.

Стандарты, процедуры и методы расшифровки ПИ в ГА РФ на основе МСРП и ГА ЕС на основе FDR практически идентичны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов. Создание государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов и управление этой системой Doc. 9734-AN/959. - 2-е изд. - Монреаль: ICAO, 2006. - Ч. A.

2. Руководство по стандартам IOSA. - 2-е изд. - Монреаль - Женева: IATA, 2006.

3. Эксплуатация воздушных судов. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. Приложение 6 к конвенции о международной гражданской авиации. - 9-е изд. - Монреаль: ICAO, 2010. - Ч. I.

USING OF FLIGHT RECORDS INFORMATION FOR SAFETY LEVEL DETERMINATIONBY ICAO

Evdokimov V.G., Kuklev E.A., Shapkin V.S.

Methods of ground posteriori investigation of flight recorders information (FDR) are proposed.

Key words: FDR, risk, aircraft, flight, safety level.

Сведения об авторах

Евдокимов Владимир Георгиевич, 1961 г.р., окончил Челябинский политехнический институт (1984), кандидат технических наук, генеральный директор ОАО "Авиатехприёмка", автор 35 научных работ, область научных интересов - методология, сертификация авиационной техники, безопасность полётов.

Куклев Евгений Алексеевич, 1934 г.р., окончил КАИ (1958), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой механики СПб ГУГА, автор более 300 научных работ, область научных интересов - безопасность полётов, теория рисков, моделирование авиационно-технических систем.

Шапкин Василий Сергеевич, 1961 г.р., окончил МИИГА (1984), доктор технических наук, профессор, заслуженный работник транспорта РФ, генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и Межгосударственного авиационного комитета, автор более 180 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, прочность летательных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.