7. Улыбина Л.К. Характерные особенности регионального финансового рынка и основные проблемы в обеспечении доступности финансовых услуг / Л.К. Улыбина, С.А. Федоренко // Экономика и предпринимательство, 2015. № 1 2-3 (65-3). С. 335-338.
8. Гугкаева С.С., Цораев З.О. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации для принятия управленческих решений // Научный журнал. Декабрь, 2017. № 10 (23). С. 18-23.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ Агапова А.В.1, Лихачёва О.Н.2 Email: [email protected]
'Агапова Анна Владиславовна — студент, финансово-экономический факультет;
2Лихачёва Ольга Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в данной статье проанализированы необходимость, цели и задачи финансовой стратегии компании. Обосновывается необходимость контроля свободного денежного потока, а также рассматриваются показатели денежных потоков, несколько методов их расчёта, оценка их влияния на выбор используемой финансовой стратегии в организации. На основе рассчитанных денежных потоков показаны пути расчёта стоимости компании. Помимо этого приведены показатели, характеризующие эффективность использованных финансовых стратегий в организации.
Ключевые слова: финансовые стратегии, свободный денежный поток, стоимость компании.
USE OF INDICATORS OF CASH FLOWS IN ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF FINANCIAL STRATEGY Agapova A.V.1, Likhacheva O.N.2
'Agapova Anna Vladislavovna — Student, FINANCIAL-ECONOMY FACULTY;
2Likhacheva Olga Nikolaevna - PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF CORPORATE FINANCE AND CORPORATE GOVERNANCE, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW
Abstract: in this article needs, the purposes and problems of financial strategy of the company are analyzed. Need of control of a free cash flow is proved and also indicators of cash flows, several methods of their calculation, assessment of their influence on the choice of the used financial strategy in the organization are considered. On the basis of the calculated cash flows ways of calculation of cost of the company are shown. In addition the indicators characterizing efficiency of the used financial strategy in the organization are given. Keywords: financial strategy, free cash flow, value of the company.
УДК 658.14/17
Многообразие и возрастающая сложность рыночной среды, интенсивность и динамизм хозяйственных процессов требуют от компаний максимально использовать все свои возможности и резервы. Трансформационные процессы, происходящие в отечественных организациях, во многом связаны с финансами. Анализ денежных потоков, поиск эффективных источников финансирования, выгодных инвестиционных решений, грамотный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, а также разработка рациональной учетной и налоговой политики — все это является наиболее важным в деятельности компании. Поэтому в современных условиях все более широкое использование в практике хозяйствования российских компаний получает методология стратегического финансового менеджмента. В этой связи вопросы формирования финансовой стратегии и управления разработанной финансовой стратегией приобретают особую актуальность.
Эффективность функционирования организации зависит от правильного выбора и обоснования финансовой стратегии, являющейся существенным компонентом общей
экономической стратегии компании. Финансовая стратегия определяет поведение фирмы на рынке, формирует её рыночную позицию в зависимости от наличия финансовых ресурсов, методов и направлений их использования.
Оценка разработанной финансовой стратегии представляет собой аналитический процесс, позволяющий ответить на вопрос о том, приведет ли разработанная финансовая стратегия к достижению организацией своих финансовых целей в условиях возможных изменений факторов внешней среды.
По мнению некоторых специалистов, финансовая стратегия означает набор принципов и правил, определяющих денежные потоки компании, границы рисков, а также цели, сформулированные в определенном наборе показателей и правилах их формирования.
Одна из основных целей финансовой стратеги - это обеспечение корпорации необходимыми финансовыми ресурсами, сбалансированности их потоков и на этой основе -обеспечение стабильности финансового развития. В свою очередь основная задача управления денежными потоками заключается в устранении какой-либо возможности допустить скопление чрезмерного количества наличных денег на счетах и не испытывать недостатка денежных средств. В связи с этим, одной из и самой главной целью управления денежными потоками является возможность обеспечения финансового равновесия компании в процессе её хозяйственной деятельности.
Денежный поток - это совокупность распределённых во времени поступлений и выбытий денежных средств в результате реализации какого-либо проекта или функционирования того или иного вида активов. [4, с. 167].
Применяемые традиционные методы оценки не дают точной картины состояния финансовой устойчивости, эффективности финансовой стратегии и платежеспособности компании. Одним из направлений адекватного решения данной проблемы является использование системы показателей денежного потока. Показатели денежного потока в полной мере отражают финансовую устойчивость компании и эффективность финансовой стратегии организации, как с теоретической, так и с практической позиции.
Какие же именно показатели денежных потоков помогают сделать вывод об эффективности финансовой политики?
Для начала обозначу, что будет объектом анализа в разрезе 2 видов финансовых стратегий [2, с. 361]:
1. стратегия повышения эффективности управления денежными потоками
2. стратегия обеспечения финансовой устойчивости компании
Основной целью управления денежными потоками является непрерывное обеспечение финансового равновесия организации в процессе его развития с помощью балансирования объёмов поступлений и расходования денежных средств и их синхронизации во времени.
Результатом эффективности управления денежными потоками будет либо рост, либо снижение показателя свободного денежного потока (Free cash flow).
Свободный денежный поток - это денежные средства, которые остаются в распоряжении компании после выплаты налогов и капитальных затрат, но до вычета платежей по процентам и долгу. [1, с. 284]. Средства, которые компания может сгенерировать после необходимых вложений на ремонт капитала или увеличения доли активов. Для менеджмента компании данный показатель является очень информативным, так как он предоставляет возможности для повышения капитализации (стоимости) компании.
Свободный денежный поток можно посчитать двумя способами. [4, с. 210]. Первый через показатели свободного денежного потока собственникам и кредиторам:
FCFF = FС FE + FС FD (1), где FCFE - свободный денежный поток собственникам; FCFD -свободный денежный поток кредиторам.
В свою очередь,
FCF E = Дивиденды к выплате — Дивиденды полученные — А акционерного капитала (2)
FCFD =
А% платежей — ¡Краткосрочных кредитов и займов — ¿Долгосрочных обязательств (3)
Второй способ расчёта FCF через операционный денежный поток (OCF), изменение чистых оборотных активов (ANFA) и изменение потребности в оборотном капитале (AWCR):
F С FF = О С F — AN F А — AWC R (4), где
О CF = NO РАТ + D А (5) (NOPAT - чистая операционная прибыль, DA - амортизационные отчисления),
ANF А = NF А1 — NF А0 + D А (6),
ДWCR = ДСЛ - (ДРА + ANIBCL) (7) (CA - оборотные активы, PA - кредиторская задолженность, NIBCL - прочие беспроцентные обязательства).
В конечном итоге расчёты двумя способами должны привести к одному результату.
Таким образом, с увеличением показателя свободного денежного потока можно говорить об эффективной финансовой стратегии организации управления денежными потоками.
Учитывая масштабное влияние финансовой стратегии на деятельность и стоимость компании, некоторые авторы предлагают за основу расчёта эффективности брать стоимость бизнеса. Основополагающая цель управления компанией - это максимизация стоимости компании. Логично предположить, что, чем больше стоимость компании, тем более она устойчива. В связи с этим, оценить эффективность стратегии обеспечения финансовой устойчивость можно используя показатель стоимости компании. В нашем случае рассчитаем стоимость компании при помощи дисконтированного денежного потока.
Существует 2 варианта расчёта стоимости компании через свободный денежный поток.
Первый:
FCF
V =-(8), где FCFC - равномерный постоянный свободный денежный поток, WACC -
средневзвешенная цена капитала.
В данном случае расчёт производится при условии, что свободный денежный поток на бесконечном периоде постоянен. Однако в условиях современной российской экономики сложно найти компанию, в которой свободные денежные потоки в прогнозном и постпрогнозном периодах были бы постоянны во времени. Именно поэтому в большинстве случаев используется нижеприведенная формула, по которой денежные потоки дисконтируется с помощью средневзвешенной цены капитала:
FCF
V = (1+wacc) ^ PV(FGV) (9), где PV(FGV) - это приведенная величина продленной
постпрогнозной (терминальной) стоимости.
Расчёт FGV с помощью модели стабильного роста:
FGV = WAe£Fn+1-(10), где дп+1 - темп роста в первый постпрогнозный период.
Таким образом, посчитав стоимость компании при помощи дисконтированного свободного денежного потока и вычислив разницу между показателем в текущем и прошлом периодах, можно говорить об эффективной финансовой стратегии, если эта разница положительна, и о неэффективном стратегическом управлении, если разница отрицательная.
По итогам исследования, можно сделать вывод, что существует несколько способов оценить эффективность финансовой стратегии, но, на наш взгляд, наиболее объективными является качественная оценка в виде расчёта ряда показателей. Один из таких показателей - это денежный поток - движение денежных средств в форме поступлений и расходований, которое происходит в рамках действующей компании на определённом временном промежутке.
Имея положительный свободный денежный поток, можно не только сделать выводы об эффективности стратегии управления денежными потоками, но и посчитать стоимость компании, как в прогнозном, так и постпрогнозном периоде, что позволит сделать выводы о финансовой устойчивости организации.
Выделив 2 вида финансовой стратегии - стратегию повышения эффективности управления денежными потоками и стратегию обеспечения финансовой устойчивости компании были представлены расчёты показателей свободного денежного потока и стоимости компании через дисконтированный свободный денежный поток, тем самым напрямую предоставив зависимость эффективности разработанных финансовых стратегий и показателей свободного денежного потока и стоимости компании.
В связи с этим, я считаю, что показатель свободного денежного потока, является одним из самых главных критериев грамотного и качественного управления компанией.
Список литературы / References
1. БланкИ.А. Финансовая стратегия предприятия. Киев: Эльга: Ника-Центр, 2006.
2. Брейли Р., Майерс С., Аллен Ф. Принципы корпоративных финансов. Базовый курс, 2-е изд.:
Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2017.
3. Ковалёв В.В. Корпоративные финансы и учет. Понятия, алгоритмы, показатели: учеб.
пособие / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.
4. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент [электронный ресурс]: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». 4-е изд., стер. М.: КноРус, 2012.
5. Ломтатидзе О.В., журнал «Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития», «Политика управления денежными потоками предприятия». №7-2, 2013
6. Финансовый директор // практический журнал по управлению финансами компании. [Электронный ресурс]. Режим доступ: https://fd.ru/ (дата обращения: 02.04.2018).
7. Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступ: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 05.04.2018).
ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Мерзликина Ю.А. Email: [email protected]
Мерзликина Юлия Анатольевна — магистрант, Институт международных отношений, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
Аннотация: в настоящее время мировая авиационная наука уверенно развивается, а авиационная промышленность демонстрирует высокие темпы роста производства. Однако, мировой рынок магистральных самолетов фактически поделен пополам между компаниями Airbus и Boeing, что формирует другим авиастроительным компаниям серьезный барьер для входа на этот рынок. В связи с этим перед компаниями, желающими выйти на мировой рынок, стоит задача грамотной оценки собственных возможностей и перспектив, условий рынка и вероятных рисков. В статье изучены как общемировая ситуация на рынке, так и аспекты, касающиеся российских производителей, желающих продвигать свою продукцию на международный уровень.
Ключевые слова: гражданская авиация, авиастроение, мировой рынок, перспективы, международное сотрудничество.
SCIENCE AND TECHNOLOGY COOPERATION PERSPECTIVES FOR RUSSIA IN THE FIELD OF CIVIL AVIATION Merzlikina YuA.
Merzlikina Yuliya Anatolievna — Undergraduate, INSTITUTE OF INTERNATIONAL RELATIONS, NATIONAL RESEARCH NUCLEAR UNIVERSITY MEPHI, MOSCOW
Abstract: nowadays, the world aviation science is developing and the aviation industry demonstrates high growth rates of production. Nevertheless, the aircraft world market is actually divided in half between Airbus and Boeing, which creates a serious barrier for other aircraft constructing companies to enter this market. In this regard, companies wishing to enter the world market face the problem of assessing their capabilities and prospects, market conditions and possible risks. The article is studied a global market situation as well as aspects concerning Russian companies wishing to promote their products to the international market.
Keywords: civil aviation, aviation industry, world market, perspectives, international cooperation.
УДК 339.138
Несмотря на недавний финансово-экономический кризис, рынок гражданского авиастроения продолжает активно развиваться, в частности это касается сегмента коммерческих пассажирских самолетов. Два мировых гиганта, Airbus [1] и Boeing [2], постепенно наращивают выпуск воздушных судов (далее ВС). При этом количество накопленных твердых заказов, например, с 2003 по 2017 год, выросло в 4 раза, что почти в десятикратном размере превышает годовые производственные возможности каждой из компаний (рисунок 1).