Научная статья на тему 'Использование перламутра в лаковой миниатюрной живописи Федоскино, как средство развития творческих способностей у студентов'

Использование перламутра в лаковой миниатюрной живописи Федоскино, как средство развития творческих способностей у студентов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
388
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
INTENTION / WORK / LACQUERED MINIATURE PAINTING OF FEDOSKINO / MOTHER OF PEARL / TECHNICAL RECEPTIONS / TRADITIONS / HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кабашова Людмила Владимировна

В статье рассматривается, как развивается творческий замысел художника лаковой миниатюрной живописи Федоскино, основываясь на изучении традиционных технических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование перламутра в лаковой миниатюрной живописи Федоскино, как средство развития творческих способностей у студентов»

УДК 37. 377

Искусствоведение и культурология

Кабашова Людмила Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин e-mail: amyrchik82@inbox. ru

ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (институт)

Федоскинский филиал

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЛАМУТРА В ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ФЕДОСКИНО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация: в статье рассматривается, как развивается творческий замысел художника лаковой миниатюрной живописи Федоскино, основываясь на изучении традиционных технических приемов.

Ключевые слова: замысел, творчество, лаковая миниатюрная живопись Федоскино, перламутр, технические приемы, традиции, история.

Abstract: In the article examined,as creative intention of artist of the lacquered miniature painting Fedoskino develops, being base on study of traditional technical receptions.

Keywords: intention, work, lacquered miniature painting of Fedoskino, mother of pearl, technical receptions, traditions, history.

«Письмо по - сквозному» - словосочетание звучит как загадка. Художники лаковой миниатюрной живописи Федоскино владеют в совершенстве уникальной, по сути, техникой сквозного письма, позволяющей применить этот декоративный эффект для решения художественного живописного образа.

Яркость и эффектность лаковой миниатюре Федоскино придает не только ее традиционный и одновременно уникальный черный фон, но и декоративные

«подкладки», свойственные только федоскинской миниатюре портрета [5]. Оригинальность этого приёма заключается в том, что мастер использует в качестве подкладки под живопись, тончайшие листочки сусального золота, серебра, алюминиевый или бронзовый порошок, придавая определенную фактуру, будь то складки сказочного или традиционного костюма, блеск осенних листьев, солнечный свет, примеры можно перечислять до бесконечности. Но самым эффектным в качестве декоративной подкладки является перламутр. Кусочки толстого или совсем тонкого, толщиной меньше чем в миллиметр листового перламутра, который можно резать ножницами, можно использовать даже перламутровые крошки, придают любому сюжету неповторимость и оригинальность. А как применить этот драгоценный материал, созданный самой природой, зависит от творческого замысла художника, его фантазии и воображения. Цвета перламутровой пластины могут быть очень разнообразными, с радужными переливами от прозрачно - белого, розовато -фиолетового до синего и изумрудно - черного. Цветовые переливы эти обусловливаются не каким-либо красящим веществом, а лишь строением самой раковины, состоящей из мельчайших пластинок, разделённых преломляющими световые лучи тончайшими воздушными прослойками. Хотя масса эта состоит из тонких, покрывающих друг друга, слоев, постепенно выделяемых телом живущего в раковине животного, все же она настолько крепка, что может отделяться и обрезаться только посредством очень тонких стальных пил-дисков с алмазным напылением, так как из-за своего строения перламутр очень прочный.

Перламутр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико -неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав. Добыча перламутра является сложным процессом, его добывают вручную аквалангисты. Перламутр извлекается из морских раковин (семейства Meleagrina, Turbo, Trochus, Haliotis, Nautilus, Strombus, Cassis и Triton) и речных (беззубки,

перловицы, жемчужницы). Главными местами добычи перламутровых раковин являются Персидский залив, Красное море, Цейлон, Япония, Борнео и Филиппины, некоторые тропические острова Тихого океана. Часто эти раковины являются побочным продуктом производства культивированного жемчуга [6].

В древности перламутровые украшения ценились наравне с драгоценными камнями. Прочность, чистота, нарядность и игра цветов, редкий блеск и радостная глазу нежность красок, наводящие на мысли о волнах и облаках, о приятной прохладе и солнечных лучах - всё это притягательно для человеческого взгляда. Этот материал, как прародитель жемчуга, всегда считавшегося одною из высших драгоценностей, с древнейших времён, представлялся чем - то таинственным, творческим, животворящим. В гробницах Древнего Египта находят множество украшений как из цельного куска, так и инкрустированные перламутровыми пластинами: серьги, браслеты, ожерелья. В Древнем Риме перламутр стоял на одной ступеньке с жемчугом, являясь олицетворением мудрости и власти. В Китае отдавали предпочтение именно белому перламутру. Изделия из перламутра были особо популярны в Европе XVШ в., которая в то время увлекалась стилем рококо и рокайль. Большими поклонницами переливчатого камня были Мария Стюарт и Екатерина Великая. Российские придворные ювелиры украшали перламутром шкатулки, чаши, церковную утварь. Из него изготавливались различные предметы туалета и пуговицы. Украшали перламутровой «чешуей» чаши, табакерки, коробочки, церковную утварь. Первое упоминание о русской лаковой миниатюре, тоже связано с перламутром. По приказу Петра I русские мастера оформили Китайский павильон дворца Монплезир в Петергофе, выполнив двадцать одно панно инкрустированное перламутром в китайском стиле по чёрному фону. Лакирные фабрики Аустена и Штобвассера также использовали перламутр для декоративного оформления своих изделий. Применялся перламутр и на Лукутинской мануфактуре, в музеях встречаются табакерки и шкатулки, инкрустированные этим благородным материалом.

Современные художники Федоскино наследуют традициям лукутинских миниатюристов, тому особенному духу, который присущ старинному центру русской лаковой миниатюрной живописи. Федоскинский промысел имея богатейшую историю, имеет бесценный опыт обработки и живописи по перламутру портрета [5].

Процесс обработки перламутра трудоёмкий. Вначале художник создаёт эскиз композиции, и определяет в каком месте будет выгодно врезать перламутр. Что бы использовать его декоративные качества. Потом нарезаются куски нужной формы, на пластины его разрезают тонкими дисками с алмазным напылением. После этого можно приступать к врезке выбранных кусочков в поверхность шкатулки, по рисунку вырезается углубление в изделии небольшой и острой стамеской, оно заливается эпоксидной смолой, после чего и вставляется перламутр. После сушки в печи при температуре 40 - 60 градусов, когда смола становится твердой, изделие выравнивается наждачной бумагой, покрывается лаком, после вновь зачищается, после этого можно приступать непосредственно к живописи.

Таким образом, используя перламутр с неповторимыми радужными переливами, применяя творческие способности, художник создаёт основу для будущего произведение искусства лаковой миниатюры.

В Федоскинском филиале Высшей Школы Народных Искусств будущие художники изучают различные техники и приемы письма, перекладывая шедевры русского и зарубежного мирового искусства на изделия лаковой миниатюры. При копировании классического живописного произведения искусства разных жанров, будь то морские пейзажи И. К. Айвазовского, цветочные натюрморты голландских художников семнадцатого-восемнадцатого века, или портреты Д. Ливицкого, К. Брюллова, Ф. К. Винтерхальтера, часто используют декоративные подкладки при передаче фактуры. Художник при копировании с репродукции великих художников на изделие лаковой миниатюры, используя декоративные подкладки, в том числе и пластинки перламутра может усилить эффект света, передать в полной мере глубину и

богатство цвета, подчеркнуть объем, то есть показать своё видение выбранного произведения искусств.

Ярким примером использования перламутра и выявления его декоративных качеств, является работа художника лаковой миниатюры Федоскино Народного художника России Н.М. Солонинкина (рисунок 2). Его работа является переложением живописного полотна художника К. П. Брюллова «Бахчисарайский фонтан» на лаковую миниатюру (рисунок 1).

Рисунок ¡.«Бахчисарайский фонтан» К.П. Брюллов (1794-1881)

Рисунок 2.«Бахчисарайский фонтан». Ларец, копия с картины К.П. Брюлова исполнитель народный художник России Н.М. Солонинкин

Н.М. Солонинкин, при копировании использовал декоративные приемы характерные для лаковой миниатюрной живописи Федоскино такие, как письмо по - сквозному, сусальное золото и серебро, но главным и самым эффектным является перламутр, который обогатил всю цветовую гамму. Перламутровые переливы подчеркнули богатство ткани: шелка и парчи. Лучи света, отражаясь и преломляясь между тонкими слоями перламутра, придают воде глубину и мерцание. Сложность задумки художника обуславливается тем что, далеко не каждый мастер может осуществить свой замысел, используя все технические приемы и секреты лаковой миниатюры Федоскино.

В. Кандинский считал «Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника» [2]. Художник миниатюрист, решая определенные задачи, использует технические

приемы, приобретая определенные навыки и умения в области лаковой миниатюрной живописи, в последствии имея накопленный опыт, может использовать его при выполнении собственного творческого замысла.

М. Бахтин писал, что художественное произведение выступает посредником между сознанием (картиной всего мира) автора и сознанием реципиента — читателя, зрителя, слушателя [1].

Использование перламутра при переложении картин великих художников на изделия лаковой миниатюры Федоскино, позволяет добиться прекрасных декоративных эффектов. Но по настоящему художник миниатюрист раскрывает весь потенциал перламутра лишь в творческой работе, когда использование перламутра предполагается изначально, как значимая, а иногда и решающая декоративная составляющая композиционного замысла автора.

Рисунок 3. Лаковая Миниатюра Федоскино. Шкатулка - раковина. Автор заслуженный художник России С.И. Козлов

Творческий замысел связан с воздействием жизненных факторов, общественных идей, определяющих замысел, и пробуждает творческую настроенность. Зачастую трудно установить, что чему предшествует. Художник

обычно тогда непосредственно приступает к реализации замысла, когда у него созревают определенные планы, навеянные жизненными впечатлениями [3].

Примером воплощения творческого замысла является работа Сергея Ивановича Козлова Заслуженного художника России, одного из ведущих и значимых миниатюристов Федоскинского промысла «Сказка» (рисунок 3). Многие художники, имея богатый опыт создания авторских композиций, при воплощении творческого замысла отталкиваются от формы и материала изделия. В этот раз в руках художника оказалась морская раковина, уникальный природный материал на котором возможно было применить все традиционные приемы лаковой миниатюры Федоскино.

Шкатулка выполнена в виде морской раковины. Центральной её частью является цельная перламутровая раковина, а края обрамляет папье-маше в виде волнистого следа только что выплеснувшейся на берег морской воды. Волна отступила, оставив мокрый след и дары морских глубин. Плеск отступившей волны переливается нежнейшими перламутровыми цветами от розового до зелено-голубого. Художник искусно использует технику письма по -сквозному, передает волнующую, бурлящую морскую пену, подчеркивая уникальные качества перламутра. Водная гладь притягивает внимание зрителя, уводя его в бездну морских глубин. Свет раковины словно подсвечивает корабль потерпевший крушение, обитатели морских глубин слились воедино с перламутровыми переливами: морские красавицы, удивительные рыбы, ракушки. Закрывая шкатулку, перед нами открываются безграничные просторы, сказочные города. Художник мастерски сочетает технические приемы письма «по - плотному» и «по - сквозному», декоративные подкладки сусального золота и серебра, и мастерски использует перламутровую раковину.

Шкатулка, написанная с любовью, является произведение искусства, предметом восхищения и радости обладания её владельца. А произведение искусства это нечто уникальное, неповторимое то чего раньше не было, а значит имеет творческое начало. Творчество является проявлением деятельности человека, которой предшествует большая работа, сбор и переработка материала,

создание эскизов, и конечно же творческий замысел-сама задумка художника, без этого невозможно создать по настоящему, уникальное изделие. Воплотить замысел не представляется возможным без накопленного опыта, знаний и, конечно, практики. Практикуясь, будущий художник совершенствует свое мастерство, тем самым повышает возможности применить знания исполняя в материале свой творческий замысел.

Библиографический список:

1. Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — OlmaMediaGroup, 2005. — С. 439.

2. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — Издательский дом «Питер», 2005. — С. 321. — ISBN 9785947235272.

3. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке. М. - Л., Л947. с. 340 - 341.

4. Супрун Л. Я. Лаковая Миниатюра Федоскино. - Легпромиздат,1987г.

5. Чижов М. С. Среди миниатюристов / Записки федоскинского мастера. - Л.: Художник РСФСР, 1982г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.