А. В. Платонова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОИСК НОВЫХ ПУТЕЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Работа представлена кафедрой педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Радионова
В статье на основе теоретического анализа педагогических исследований выявляются различные пути профессиональной подготовки студентов к использованию педагогических технологий в профессиональной педагогической деятельности. В качестве нового и перспективного пути предлагается разработка и реализация современного учебно-методического обеспечения данной подготовки.
Various ways of students' professional training for application of pedagogical technologies to professional pedagogical activity are disclosed in the article on the basis of the theoretical analysis of pedagogical studies. The development and implementation of the modern training tools of this preparation are offered as a new and prospective way.
В современных условиях с изменением образовательной ситуации в стране предъявляются новые требования к профессиональной подготовке учителя. Сегодня студенту педагогического вуза необходимо овладеть умениями по решению различных групп профессиональных педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе; создавать среду образовательного учреждения, использовать ее возможности и др.)1 . Особое место среди них занимает группа задач, связанная с построением образовательного процесса с использованием адекватных учебным целям и возрасту учащихся технологий обучения.
Несмотря на сомнения, дискуссии ученых и практиков по поводу возможности технологизации непроизводственных, гуманитарных процессов, применение технологий в образовании становится одним из стратегических направлений его модернизации. Это обусловлено стремлением гарантированно достигать поставленных целей, добиваться высокой эффективности
протекающих в образовании процессов, изменять характер взаимодействия включенных в них участников.
Одним из условий успешного внедрения современных технологий является овладение будущими учителями знаниями о данных технологиях и умениями по их использованию в профессиональной педагогической деятельности2.
В данной статье на основе теоретического анализа педагогических исследований и обобщения практического опыта выявляются и оцениваются возможные пути подготовки студентов к использованию педагогических технологий.
В области профессиональной педагогики выполнено большое число исследований, направленных на совершенствование профессиональной подготовки учителя и становление готовности студентов к различным аспектам будущей профессиональной деятельности (О. А. Абдуллина, Ю. П. Азаров, А. А. Вербицкий, В. Н. Верга-сов, А. И. Мищенко, В. А. Ситаров, В. А. Сла-стенин, Л. Ф. Спирин и др.).
В ходе проведенного анализа нами было установлено, что во многих работах авторами в качестве одного из возможных путей подготовки будущего учителя предлагается использовать обновление ее со дер -жания. Применительно к освоению студентами педагогических технологий суть данного пути заключается в обогащении содержания дисциплин психолого-педагогического и методического циклов технологическим модулем. В связи с этим осуществляется пересмотр учебных программ дисциплин данных циклов, увеличивается доля авторских курсов, появляются новые учебные дисциплины, которые носят междисциплинарный характер.
Однако, как показал анализ исследований, посвященных изучению сущности педагогических технологий, существуют две проблемы, связанные с формированием технологического компонента в содержании профессиональной подготовки будущего учителя:
1) многообразие пониманий словосочетания «педагогическая технология» технико-инструментальный (Н. Б. Крылова, Б. Т. Лихачев, В. Паламарчук, С. А. Смирнов и др.), функционально-процессуальный (В. П. Беспалько, В. М. Монахов, В. А. Сла-стенин, М. А. Чошанов и др.), кибернетический (Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.), системно-деятельный (В. В. Давыдов, М. В. Кларин, Г. К. Селев-ко и др.) подходы3;
2) терминологическая разбросанность понятий, связанных с педагогическими технологиями (технологии обучения, воспитания; гуманитарные, образовательные, информационные технологии и др.).
Несмотря на это, в логике данного пути уже выполнены некоторые исследования, направленные на освоение отдельных тех -нологий. Так, в работе Г. А. Лебедевой (Москва, 1997), посвященной проблеме овладения студентами технологией проектирования, представлен курс по педагогическому проектированию, реализация которо-
го рассматривалась автором как в рамках действующих педагогических курсов, так и в качестве отдельного спецкурса. А в исследовании В. В. Алейникова (Брянск, 1998) по подготовке студентов к использованию компьютерных технологий предложен спецкурс на основе разработанной учебной программы в рамках лабораторных занятий нормативного курса «Информатика».
Таким образом, данный путь заключается в формировании у студентов системы знаний о понятии «педагогическая технология», о ее сущности, признаках и др., благодаря чему сама информация о достижениях и возможностях технологи-зации в образовании достаточно быстро распространяется в педагогической общественности.
Однако, как показал анализ массовой школьной практики, выпускники педагогических вузов в своей практической педагогической деятельности ориентируются на использование традиционных методов, приемов в обучении, предполагающих передачу известного знания. Причиной этому может служить то, что действующая предметная структура содержания подготовки препятствует созданию в сознании студентов единой картины о педагогических технологиях за счет большого количества дисциплин, в которых рассматриваются вопросы технологий. При этом внутри каждого предмета материал изучается линейно (дискретно) и растянуто во времени. Другой причиной может являться то, что в рамках этого пути авторы не ставят своей задачей изменять познавательную активность студентов, не ориентируются на их самостоятельную деятельность, а основную роль в подготовке отводят преподавателю.
Второй путь связан с изменением организации профессиональной подготовки студентов (А. А. Вербицкий, И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, В. А. Извозчиков и др.). Он раскрывается в использовании преподавателем различных приемов, методов, технологий на лекционных, семинарских, прак-
Использование педагогических технологий в профессиональной педагогической деятельности..
тических, лабораторных занятиях, характеризуется созданием отдельных обучающих центров по изучению технологий, разработкой соответствующего методического обеспечения.
Этот путь реализовывался и в исследованиях, посвященных освоению технологий. Так, в качестве новой организации подготовки будущих учителей физики по овладению педагогическими технологиями О. В. Капинус (Курган, 2000) предлагает строить аудиторные занятия с применением определенных дидактических методов и приемов («развивающаяся микрогруппа», взаимообучение по «вертикали», микропреподавание), а также технологии педагогического проектирования.
В исследовании М. В. Горонович (Екатеринбург, 1999) подготовку профессионально-педагогического персонала к использованию модульной технологии обучения предполагается осуществлять в специально созданных центрах на базе профессионально-педагогического образовательного учреждения с применением модульной технологии обучения и комплекса методического обеспечения (модульной программы, комплекта обучающих модулей, тестов, методического пособия по проведению системы деловых игр).
В логике данного пути студенты включаются в процесс обучения, в котором преподавателями применяются современные педагогические технологии, отдельные их приемы и стратегии, и имеют благодаря этому возможность знакомиться с ними при реальном их использовании. Однако анализ массовой вузовской практики показывает, что осуществляемые таким образом изменения в организации профессиональной подготовки носят поверхностный, а не сущностный характер. Причиной этому служит то, что активным по-прежнему остается преподаватель как транслятор известной ему информации, а позиция студента как потребителя готового знания не изменяется в сторону его самостоятельного
добытчика и производителя. Более того, сопровождающие студента в процессе его подготовки учебные материалы также несут лишь информационную функцию, ориентированную на воспроизведение представленного материала.
Третий путь, возникший в результате интеграции первых двух, связан с изменениями и в содержании профессиональной подготовки, и в ее организации. В рамках данного пути предполагается преобразованному содержанию ставить в соответствие адекватный ему характер преподавания.
Так, разработанные новые спецкурсы по педагогическим технологиям исследователями предлагается реализовывать с использованием эффективных педагогических технологий: профессионально-педагогических тренингов (И. Л. Яцукова (Волгоград, 1996), В. Ю. Питюков (Москва, 1994)); развивающих технологий (Е. В. Ка-лабина (Комсомольск-на-Амуре, 2005)); компьютерных технологий (Е. В. Ильяше-ва (Магнитогорск, 2001)); модульной аудиовизуальной технологии (Т. Н. Носко-ва (Санкт-Петербург, 1998)).
Особый интерес представляют исследования, в которых авторы предлагают реализовывать преобразованное содержание традиционно изучаемых дисциплин или новых курсов с использованием современных достижений в области информационных технологий: посредством образовательного Web-caйтa (Егорова Н. В. (Санкт-Петербург, 2003)); учебного Интернет-ресурса (Щуклин Д. А. (Санкт-Петербург, 2005)); учебно-методического комплекса, включающего веб-базируемый курс, пакет демонстрационных программ и т. д. (Костиков А. Н. (Санкт-Петербург, 2003)) и др.
При такой логике реализации профессиональной подготовки в некоторой степени повышается доля самостоятельности студентов, мера их активности в познании, осуществляются попытки разработки учебно-методических комплексов, основанных не только на информационном принципе.
36 1
Однако вопрос о недостаточном использовании педагогических технологий в школьной практике остается открытым. Это связано с тем, что сама подготовка замыкается на узком предметном содержании изучаемых дисциплин и курсов и не предполагает использования возможностей всей образовательной среды вуза.
Таким образом, на основе проведенного анализа, нами было установлено, что каждый из выявленных путей в полной мере не решает поставленной перед ним задачи по подготовке студентов к использованию педагогических технологий, однако вносит в ее решение определенный конструктивный вклад.
В качестве одного из современных путей решения этой проблемы, связывающего все предыдущие, может рассматри-ваться разработка и реализация принципиально нового учебно-методического обеспечения подготовки студентов, предполагающего:
• обновление содержания педагогических дисциплин за счет адекватного рассмотрения идей о педагогических технологиях, их сущности, особенностях применения в профессиональной педагогической деятельности, а также обогащение содержания яркими примерами по их использованию разными педагогами;
• организацию взаимодействия между преподавателем и студентом, характеризующегося диалогичностью, вариативностью, самостоятельностью, творческой активностью;
• обеспечение развивающей образовательной среды, отражающей инновационные процессы педагогической профессии.
Учебно-методическое обеспечение представляет собой, во-первых, совокупность неких средств, дающих студенту возможность успешно выполнять учебную деятельность и включаться в будущую профессиональную деятельность, во-вторых, непрерывный процесс их разработки и накопления в ходе непрерывного профессио-
нального становления специалиста. Основным компонентом учебно-методического обеспечения является учебно-методический комплекс, который, как правило, содержит инвариантную (ядро) и вариативную (оболочка) части. В современной образовательной ситуации элементы, составляющие ядро и оболочку, строятся на принципах развития личности студента, становления рефлексивной позиции обучающегося, что отражается на их структуре, функциях и др.
Современное учебно-методическое обеспечение предполагает переход от самостоятельной работы студента (аудиторной и внеаудиторной) к его самостоятельности. То есть от выполнения имеющихся учебных заданий, хоть и не при явном участии преподавателя, но под его руководством, к самостоятельному определению целей своей работы, ее порядка и выбора заданий, при необходимости подключая к этому преподавателя. Организация учебного материала и его реализация в таком случае нацелена на стимулирование самостоятельной активной, творческой работы студентов, а не на выполнение информационной функции.
При этом ключевым принципом построения современного учебно-методического обеспечения является установление внутренних (предметных) и внешних (межпредметных и надпредметных) связей.
Учебно-методическое обеспечение студентов по их подготовке к использованию педагогических технологий призвано давать опыт обучающемуся в планировании собственного образовательного маршрута, способствовать самостоятельному построению студентом процесса решения профессиональных задач (связанных, в том числе, и с организацией педагогического процесса), а также выработке собственного стиля педагогической деятельности. Оно нацелено на качественное изменение позиции студента в профессиональной подготовке, т. е. его активности, самостоятельности, ответственности и др., без чего ов-
ладение педагогическими технологиями не представляется возможным.
Обозначенный путь отражает тенденции развития профессионального образо-
вания, в связи с чем правомерно может считаться одним из перспективных в подготовке студентов к использованию педагогических технологий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 42-43.
2Гончаров С. А., Погосян В. А. Современные образовательные технологии: проблемы внедрения. Подготовка специалиста в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып. VIII. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. С. 74-84.
3 Бордовский В. А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. С. 54-62.