Научная статья на тему 'Использование определения содержания длинноцепочечных и короткоцепочечных свободных жирных кислот в оценке эффективности лечения с использованием патогенетически обоснованных препаратов'

Использование определения содержания длинноцепочечных и короткоцепочечных свободных жирных кислот в оценке эффективности лечения с использованием патогенетически обоснованных препаратов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
120
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Вильдяева Марина Владимировна

Стражены патогенез ожоговой болезни, механизм развития «окислительного стресса». Изучена роль перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы при прогнозировании тяжести течения и исхода заболевания, а также подбора препаратов для патогенетически обоснованной терапии. Показаны диагностическое значение изучения состава свободных жирных кислот и возможность использования определения содержания длинноцепочечных и короткоцепочечных свободных жирных кислот в оценке эффективности лечения больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Вильдяева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование определения содержания длинноцепочечных и короткоцепочечных свободных жирных кислот в оценке эффективности лечения с использованием патогенетически обоснованных препаратов»

7. Разработка путей синтеза и изучение фармакологической активности аналогов и производных лекарственного препарата фосеназид / Р. И. Тарасова, И. С. Яфарова, И. И. Семина, И. В. Заикон-никова // Тезисы докладов Международной конференции по химии фосфора. Таллин, 1989.

С. 39.

8. Роль цитоплазматических структур эритроцита в изменении сродства гемоглобина к кислороду / Н. Ю. Брызгалова, Н. А. Браже, А. И. Юсипович [и др.] // Биофизика. 2009. Т. 54, № 6. С. 44 447.

9. Руководство по проведению доклинических исследований лекарственных средств / А. Н. Миронов (пред.), Н. Д. Бунатян, А. Н. Васильев [и др.]. М. : Медицина, 2011. 1582 с.

10. Синтез и фармакологические свойства фосфорилацетогидразонов и фосфарилацетогидрази-нов / Р. И. Тарасова, О. В. Воскресенская, И. И. Семина [и др.] // Хим.-фармацевт. журн. 2002. Т. 36, № 6. С. 17 20.

11. Ультраструктурные изменения гиппокампа мышей при стрессе и действии веществ с ноо-тропными свойствами / В. П. Балашов, В. Н. Абрамов, А. В. Ховряков [и др.] // Морфол. ведомости. 2008. № 3 4. С. 4 7.

12. Фармакологические свойства фосфорилацетогидрозидов при экспериментальной ишемии миокарда / В. П. Балашов, М. И. Альмяшева, Р. И. Тарасова [и др.] // Эксперим. и клинич. фармакология. 2007. Т. 70, № 2. С. 30 32.

Поступила 07.12.2012.

УДК 612.397.23:615.03

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЛИННОЦЕПОЧЕЧНЫХ И КОРОТКОЦЕПОЧЕЧНЫХ СВОБОДНЫХ ЖИРНЫХ КИСЛОТ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ПРЕПАРАТОВ

М. В. Вильдяева

Отражены патогенез ожоговой болезни, механизм развития «окислительного стресса». Изучена роль перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы при прогнозировании тяжести течения и исхода заболевания, а также подбора препаратов для патогенетически обоснованной терапии. Показаны диагностическое значение изучения состава свободных жирных кислот и возможность использования определения содержания длинноцепочечных и короткоцепочечных свободных жирных кислот в оценке эффективности лечения больных.

Современная история терапии ожоговой травмы началась с пожаров в театре «Rialto» (Нью-Хейвен, Конн) в 1921 г. и ночном клубе «Coconut Grove» (Бостон, Массачусетс) в 1942 г. За прошедшие десятилетия медицина далеко продвинулась в понимании патологических процессов, происходящих не только в области ожоговой раны, но и во всем организме под воздействием температурного по-

вреждения тканей. Тем не менее спектр проблем, возникающих при лечении тяжелых ожогов, расширяется. Это вполне естественно, принимая в расчет углубление знаний в области патофизиологии ожоговой болезни, понимая комплексность повреждающего действия ожоговой травмы и стремление врачей свести к минимуму ее последствия, а также поиски методов быстрого и качественного

© Вильдяева М. В., 2013

восстановления не только кожного покрова, но и анатомо-физиологической целостности, адекватных защитных механизмов организма.

По официальным данным, в России более 500 тыс. чел. ежегодно получают ожоговую травму. Только за 2012 г. за медицинской помощью обратились более 600 тыс. чел. Рост индустриализации, социальной напряженности и военные конфликты являются причиной ежегодного увеличения числа ожоговых травм во всем мире.

Более глубокая разработка проблемы ожогов в целом, внедрение методов интенсивной терапии позволили снизить летальность при развитии ожогового шока, однако практически не повлияли на исход заболевания при формировании сепсиса и синдрома органных дисфункций. В последние годы было показано, что в основе развития любого критического состояния лежит нарушение баланса прооксидантных и антиоксидант-ных систем, получившее название окислительного стресса [2; 3].

Основными механизмами формирования свободнорадикального перекисного окисления при тяжелых ожогах являются расстройства общего кровообращения и микроциркуляции, гипоксия и эндогенная интоксикация, инфекция. В остром периоде ожоговой травмы на фоне повышенной сосудистой проницаемости и секвестрации плазмы в интерсти-циальное пространство формируются относительная и абсолютная гиповолемия, централизация кровообращения. Последняя имеет приспособительный характер, обеспечивая адекватный кровоток в приоритетных органах (мозг, сердце, легкие), но одновременно приводит к существенным нарушениям регионарного и периферического кровотока. Нарастающие нарушения микроциркуляции сопровождаются тканевой гипоксией, активацией анаэробного гликолиза, образованием активных форм кислорода (АФК), которые одновременно запускают процессы свободно-радикального окисления с последующим повреждением клеточных мембран и гибелью клетки. Подобные окислительные реакции идут с образованием токсических метаболитов, в том числе продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ), которые в норме в достаточной степени нейтрализуются многокомпонентной антиоксидантной системой организма (АОС). Существенный вклад в формирование окислительного стресса вносит и микробный фактор. Массивный выброс в кровоток микробных липополисаха-ридов сопровождается активацией нейтрофи-лов и макрофагов, образованием активных форм кислорода, активацией ПОЛ [5].

Процессы ПОЛ протекают в организме постоянно. В нормальных условиях не менее 5 % всех переносимых по дыхательной цепи электронов идет на образование супероксида, перекиси водорода, гидроксильных радикалов. При стимуляции фагоцитов генерация токсических кислородсодержащих метаболитов резко возрастает.

Система нейтрофильного продуцирования оксидантов предназначена для локализации очага воспаления, однако чрезвычайно реакционные радикалы проникают в окружающие неповрежденные ткани и реагируют с фосфолипидами мембран, сульфгидриль-ными группами белков и т. д. Модификация мембраны переходит в стадию разрыхления, вызывая повышение проницаемости, а далее процесс приводит к полной ее деструкции и гибели клетки [4].

Таким образом, ПОЛ является одним из универсальных патогенетических механизмов мембранодеструктивного действия. Интенсификация процессов ПОЛ происходит при различных заболеваниях. Однако известно, что механизм образования перекисей ли-пидов реализуется не только в больной клетке, он участвует также в регуляции физиологических процессов. В частности, один из видов ПОЛ, циклооксигеназный, предназначен для биосинтеза простагландинов и тромбо-ксанов [1].

Одним из недостаточно исследованных компонентов в патогенезе ожоговой болезни до настоящего времени остается роль обмена липидов. Так как основным молекулярным компонентом, определяющим структурно-функциональное состояние биомембран клеток, являются липиды, определение закономерностей и диагностики сдвигов в обмене липи-дов может быть принято для прогноза заболевания и контроля эффективности лечения.

Наиболее информативным критерием расстройств тканевого липидного обмена при ожоговой болезни являются свободные жирные кислоты (СЖК). Очевидными причинами нарушения обмена липидов при ожоговой болезни являются активизация процессов ПОЛ, снижение антиоксидантного потенциала и активация фосфолипаз. Липидам отводится важная роль в процессе клеточной адаптации. Качественные и количественные изменения в липидном компоненте являются основой поддержания жидкостного состояния биомембран, благоприятного для функционирования белков. Перестройки в составе мембранных липидов и липопротеидов плазмы крови приводят к нарушению клеточных и органных функций при различных заболеваниях [7; 8].

Важнейшими компонентами, определяющими физико-химическое состояние мембран, являются СЖК, которые входят в состав липидов или находятся в свободном состоянии. Жирным кислотам фосфолипидов свойственны структурные переходы, достаточно высокая скорость обновления как внутри одного класса, так и между классами липидов. Разнообразные жирные кислоты, участвуя в формировании гидрофобной зоны мембраны, в значительной степени определяют метаболическую активность и фазовое состояние, а следовательно, многие функциональные характеристики ион-транспортных систем. В ходе метаболизма фосфоинозитидов образуются физиологически активные продукты, в частности СЖК и 1,2-диацилглице-рин.

СЖК являются полифункциональными соединениями в клетке. Они служат метаболическим резервом обмена жирных кислот между различными видами липидов, могут служить мощными модификаторами проницаемости биомембран. Известно, что нарушения обмена липидов определяют в значительной степени ход патологических процессов в поврежденных тканях. Усиление фосфоли-пазной активности, ПОЛ и нарушение фос-фоинозитидного обмена при ожоговой болезни приводят к деструкции мембраны и нарушению транспорта ионов и, следовательно, метаболизма клетки.

Одним из механизмов генерализованной реакции на стресс является выброс катехо-ламинов, которые, активируя аденилатцикла-зу, усиливают липолиз в жировой ткани и выход в кровь большого количества свободных жирных кислот. Несмотря на слабую адренергическую иннервацию жировой ткани человека, локальное выделение в ней нор-

адреналина ведет к дополнительному выбросу СЖК из адипоцитов. Предполагается, что именно эти механизмы и определяют большое содержание в крови свободных жирных кислот в первые сутки ожоговой болезни. В зоне ишемии определяется значительное его увеличение из-за повышенного липолиза эндогенных фосфолипидов. Накопление СЖК в клетках связано со снижением их окисления в связи со слабой активностью окислительно-восстановительных ферментов в условиях уменьшения поглощения клетками кислорода.

Оценка исследования состава С^КК и эффективности лечения с использованием мексиданта основана на результатах лечения 198 больных ожоговой болезнью, находившихся на лечении в Республиканском ожоговом центре ГУЗ «Республиканская клиническая больница № 4» г. Саранска.

В процессе исследования пациенты были разделены на две группы. Группу сравнения составили 56 человек, которым проводили лечение по стандартной схеме. В основную группу вошли 57 больных, в комплексное лечение которых дополнительно включали ин-фузии 6 мл 5% раствора мексиданта внутривенно капельно в 200 мл изотонического раствора натрия хлорида. В исследование также были включены практически здоровые лица (38 человек), биохимические показатели крови которых сравнивались с таковыми у пациентов с ожоговой болезнью.

Результаты исследования состава СЖК показали, что при ожоговой болезни увеличивается содержание как насыщенных, так и ненасыщенных СЖК. На 2-е сутки после ожоговой травмы отмечено резкое увеличение их содержания в эритроцитах почти в три раза (рис. 1).

Рис. 1. Изменение содержания СЖК, мг/мл

Здоровые Группа сравнения Основная группа

й 2-е сутки □ 10-е сутки

На 10-е сутки ожоговой болезни содержание СЖК в группе сравнения достоверно снижалось на 37 %, но все же оставалось почти в два раза выше, чем у практически здоровых людей. В основной группе количество

СЖК на 10-е сутки достоверно снижалось в 3,6 раза (с 1,27 ± 0,04 до 0,35 ± 0,04 мг/мл), что в 2,3 раза ниже, чем в группе сравнения, и на 17 % ниже, чем у практически здоровых лиц (таблица).

Таблица

Изменение содержания свободных жирных кислот при лечении ожоговой болезни с использованием мексиданта, мг/мл

Исследуемые показатели Клинические группы пациентов

Здоровые лица Группа сравнения Основная группа

2-е сутки 10-е сутки 2-е сутки 10-е сутки

Общее количество СЖК 0,42 ± 0,02 1,27 ± 0,05 р < 0,001 0,80 ± 0,03 р < 0,001 р. < 0,001 р2 < 0,001 1,27 ± 0,04 р < 0,001 0,35 ± 0,04 р < 0,001 р1 < 0,001 р1 < 0,001

Длинно-цепочечные 26,7 ± 0,20 17,45 ± 0,20 р < 0,001 20,90 ± 0,30 р < 0,001 р, < 0,001 р1 < 0,001 18,02 ± 0,30 р < 0,001 32,60 ± 0,40 р < 0,001 р1 < 0,001 р1 < 0,001

Коротко-цепочечные 72,8 ± 0,20 80,90 ± 0,20 р < 0,001 78,09 ± 0,30 р < 0,001 р1 < 0,001 р1 < 0,001 80,54 ± 0,30 р < 0,001 66,54 ± 0,30 р < 0,001 р1 < 0,001 р1 < 0,001

Примечания. р достоверность результатов относительно показателей здоровых лиц; р1 достоверность результатов относительно показателей на 2-е сутки; р2 достоверность результатов относительно группы сравнения.

Результаты исследования состава СЖК показали, что на вторые сутки ожоговой болезни в обеих группах уменьшалось содержание длинноцепочечных СЖК (ДЦ СЖК) на 35 %, а величина короткоцепочечных СЖК (КЦ СЖК) повышалась на 11 %. Это связано с тем, что в результате деструктивных процессов в клетках происходит разрушение и самих СЖК.

Подобные изменения были отмечены при ритмическом раздражении электрическим импульсом нервных стволов кальмара и седалищного нерва кролика. В работе В. Т. Николаева [6] показано, что при раздражении нервной ткани происходит увеличение содержания СЖК и нарушается поступление кальция в нервный проводник. При стимулировании нерва электрическим импульсом с высокой частотой происходит повышение доли КЦ СЖК, и с увеличением частоты раздражения их содержание возрастает.

К 10-м суткам в группе сравнения содержание ДЦ СЖК достоверно увеличивалось на 20 %, но все же оставалось ниже, чем у здоровых лиц, на 22 %. Содержание КЦ СЖК к

этому времени достоверно снижалось на 4 % (рис. 2).

В основной группе количество ДЦ СЖК к 10-м суткам достоверно увеличивалось на 81 %, что выше, чем у здоровых, на 22 %. Содержание КЦ ЖК на 10-е сутки достигало 66,54 мг/мл, что на 15 % ниже, чем в группе сравнения, и на 9 % меньше, чем у здоровых.

Таким образом, при ожоговой травме происходит разрушение клеток, нарушается целостность мембран, и это отражается в увеличении содержания СЖК. Так как КЦ СЖК представляют собой обломки ДЦ СЖК, то процесс повышения доли КЦ СЖК также свидетельствует о деструкции компонентов клеточных мембран. При включении в комплекс лечебных мероприятий пациентам с ожоговой болезнью мексиданта выявлено, что благодаря его мембранопротекторным свойствам происходит уменьшение содержания СЖК при одновременном уменьшении доли короткоцепочечных и увеличении доли длинноцепочечных СЖК, что в итоге приводит к снижению активности цитолитических процессов.

Здоровые Группа сравнения Основная группа

0 2-е сутки П 10-е сутки

Рис. 2. Изменение содержания доли ДЦ СЖК в процессе лечения, мг/мл

Более интенсивные положительные сдвиги изменения состава СЖК у больных основной группы сопровождались благоприятными клиническими признаками, сниже-

нием уровня эндотоксикоза, повышением активности репаративной регенерации, улучшением результатов аутодермопластики при глубоких ожогах и сокращением сроков лечения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамченко В. В. Антиоксиданты и антигипоксанты в акушерстве / В. В. Абрамченко. — СПб. : ДЕАН, 2001. — 400 с.

2. Дубиева Н. З. Трансфузионное лечение ожогового шока / Н. З. Дубиева, З. З. Багдасаро-ва // Анестезиология и реаниматология. — 2004. — № 2. — С. 73.

3. Зайчик А. Ш. Основы общей патологии : в 2 ч. Ч. 1 / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. — СПб. : Элби, 1999. — 624 с.

4. Логинов А. С. Цитотоксическое действие активных форм кислорода и механизмы развития хронического процесса в печени при ее патологии / А. С. Логинов, Б. Н. Матюшин // Патол. физиология и эксперим. терапия. — 2006. — № 4. — С. 3 — 5.

5. Львовская Е. И. Нарушение процессов липидной пероксидации при термической травме и патогенетическое обоснование лечения антиоксидантами из плазмы крови : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Е. И. Львовская. — М., 1998. — 23 с.

6. Николаев В. Т. Изменение состава свободных жирных кислот в нервном волокне кролика при возбуждении : автореф. дис. ... канд. мед. наук / В. Т. Николаев. — Саранск, 2005. — 19 с.

7. Тимушева Ю. Т. Роль структуры мембран в активации митохондриальных фосфолипаз / Ю. Т. Тимушева, О. А. Маренинова, О. Н. Вагина // Биол. мембраны. — 2006. — Т. 15, № 1. — С. 36 — 42.

8. Хафизьянова Р. Х. Состояние перекисного окисления липидов мозга крыс при введении неантихолинэстеразных фосфорорганических соединений фосфат-бензила и димефосфона / Р. Х. Хафизьянова // Фармация и фармакология : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Пермь, 2003. — С. 131.

Поступила 07.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.