ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ОПРОС ПРИ РАСКРЫТИИ КРАЖ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПОЕЗДАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
USE OF THE OPERATIONAL-SEARCH MEASURES INTERROGATION DURING THE DISCLOSURE OF THEFTS COMMITTED ON LONG-DISTANCE TRAINS
УДК 343.9
Н.А. МОИСЕЕВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
Н.Г. НОВОСЁЛОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
NIKOLAY A. MOISEYEV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
NIKOLAY G. NOVOSELOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматривается наиболее часто используемое в оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскное мероприятие опрос. Дается определение данного оперативно-розыскного мероприятия, указывается цель его применения - получение оперативно-розыскной информации, в том числе скрываемой объектами опроса от оперативных подразделений МВД России на транспорте и окружающих. Приводятся результаты тестирования слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации, обучавшихся в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки сотрудников, включенных в кадровый резерв территориальных органов МВД России на транспорте, об эффективности применения оперативно-розыскного мероприятия опрос в раскрытии преступлений. Также в статье обращается внимание на некоторые тактические аспекты проведения опроса, наличие у сотрудника таких профессиональных качеств, как умение быстро ориентироваться в сложившейся обстановке, правильно определять психологическое состояние потерпевшего, свидетеля, при наличии имеющейся минимальной информации сделать правильный выбор вида опроса. Авторами определяются основные вопросы, которые необходимо выяснять при проведении опроса потерпевших, свидетелей, членов поездной бригады при совершении краж в поездах дальнего следования. Приводятся статистические данные Главного управления на транспорте МВД России по противодействию рассматриваемому виду преступления.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, поезда дальнего следования, кража, опрос.
Для цитирования: Моисеев Н.А., Новосёлов Н.Г. Использование оперативно-розыскного мероприятия опрос при раскрытии краж, совершаемых в поездах дальнего следования // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 1. С. 34-38.
Abstract: the article discusses the most frequently used in the operational-search activities operational-search measure survey. A definition of this operational-search action is given, its purpose is indicated - obtaining operational-search information, including information hidden by the survey objects from the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport and others. The results of testing
students of the faculty of retraining and advanced training, who studied at the BelUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin on an additional professional program for the professional retraining of employees included in the personnel reserve of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport on the effectiveness of the operational-search measures interrogation in solving crimes. The article also draws attention to some tactical aspects of the survey, the employee having such professional qualities as the ability to quickly navigate in the current situation, correctly determine the psychological state of the victim, the witness, and if there is minimal information, make the right choice of the type of survey. The authors determine the main issues that need to be clarified during a survey of victims, witnesses, and members of the train crew when committing thefts in long-distance trains. The statistical data of the GUT of the Ministry of Internal Affairs of Russia on countering the type of crime under consideration is provided.
Keywords: operational-search activities, operational-search measures, long-distance trains, theft, interrogation.
For citation: Moiseyev N.A., Novoselov N.G. Use of the operational-search measures interrogation during the disclosure of thefts committed on long-distance trains // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 1. P. 34-38.
Для сотрудников подразделений уголовного розыска МВД России на транспорте приоритетным направлением их деятельности всегда являлось выявление, раскрытие преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Указанные задачи могут быть достигнуты только при проведении комплекса оперативно-розыскных мероприя-тий1. Несомненно, одним из наиболее часто применяемых ОРМ в деятельности оперативных подразделений на транспорте является опрос.
Опрос - это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в проведении беседы оперативным сотрудником с лицом, которому что-либо известно об обстоятельствах происшествия, либо оперативный сотрудник предполагает, что этому лицу может быть что-то известно об этих обстоятельствах, для получения оперативно значимой информации.
Данное мероприятие является одним из самых часто используемых ОРМ при осуществлении оперативно-розыскной деятельности2. Целью опроса является получение оперативно-розыскной информации, в том числе скрываемой объектами опроса от оперативных подразделений МВД России на транспорте, а порой и от окружающих [1, с. 108].
Количество проведенных ОРМ данного вида оперативными подразделениями статистически не учитывается, но в среднем ежедневно сотрудниками уголовного розыска МВД России на транспорте проводится около 10 таких опросов.
Нами проведено интервьюирование 20 слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации, обучавшихся в Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина по дополни-
1 Далее - ОРМ.
2 Далее - ОРД.
тельной профессиональной программе профессиональной переподготовки сотрудников, включенных в кадровый резерв территориальных органов МВД России на транспорте, и поставлен вопрос об эффективности применения ОРМ опрос в раскрытии преступлений. 18 сотрудников (90%) высказали мнение о том, что данное ОРМ очень эффективно в раскрытии преступлений, 2 сотрудника (10%) считают его эффективным, как и иные ОРМ. Неэффективным ОРМ опрос при раскрытии преступлений не посчитал ни один из сотрудников.
На первоначальном этапе раскрытия преступления важнейшей задачей является процесс сбора, обработки и использования информации о преступлении и предполагаемых преступниках, так как от этого напрямую зависит выработка версий и проведение ОРМ в наиболее перспективных направлениях [2].
При установлении факта совершения кражи в поезде дальнего следования членам следственно-оперативной группы3 в первую очередь необходимо установить следующие обстоятельства:
1. Время и место совершения преступления, а также пройденный участок пути подвижным составом с момента предполагаемого времени совершения кражи до момента ее обнаружения.
2. Объект посягательства (приметы похищенного, характерные признаки и особенности).
3. Способ и механизм совершения преступления. Принять меры к обнаружению и выявлению следов, оставленных преступником в ходе осмотра места происшествия, и определить направления проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий.
4. Свидетелей и очевидцев преступления из числа пассажиров и членов поездной бригады.
3 Далее - СОГ.
Одним из первоначальных действий СОГ на месте происшествия по факту сообщения о краже в поезде дальнего следования является опрос заявителя. Решение о лице, которое будет опрашивать потерпевшего и получать от него заявление, принимает следователь (дознаватель) как руководитель СОГ. Обычно в оперативно-служебной деятельности эти обязанности возлагаются на сотрудника подразделения уголовного розыска.
Как правило, у сотрудников МВД России на транспорте нет времени для достаточно серьезной подготовки и проведения опроса в связи с кратковременным нахождением в подвижном составе пассажиров, поэтому особое значение имеет наличие у сотрудника профессиональных качеств, таких как умение быстро ориентироваться в сложившейся обстановке, правильно определять психологическое состояние потерпевшего, свидетеля, при наличии имеющейся минимальной информации сделать правильный выбор вида опроса [4; 5].
В начале опроса целесообразно дать возможность собеседнику в свободном изложении рассказать обстоятельства произошедшего. Если он отвлекается или сбивается в повествовании, необходимо задавать вопросы уточняющего характера о произошедшем. Несомненно, в ходе опроса необходимо учитывать психологическое состояние, личностные особенности и ту позицию, которую опрашиваемый занимает исходя из обстоятельств произошедшего.
Также в ходе опроса заявителя о совершенном преступлении выясняется следующее:
- личность потерпевшего (путем сверки с документами, удостоверяющими личность, если они не были похищены), место регистрации и адрес фактического проживания, с кем проживает, место работы или учебы, номера контактных телефонов, наличие судимостей, нахождение на учете в диспансерах;
- с кем следует в поезде, цель поездки, пункт назначения и станция посадки в подвижной состав;
- что похищено, детально описать каждую вещь в отдельности, отразить их название (марку), цвет, материал, из которого изготовлен, размер, особые приметы или индивидуальные признаки. Кроме этого, необходимо выяснить, в каком году, где и по какой цене было приобретено похищенное, имеются ли документы на похищенное имущество (кассовый или товарный чек), в какую сумму в настоящее время оценивается похищенное, какой ущерб причинен в результате кражи (значительный, малозначительный). Для установления значительности ущерба необходимо выяснить ежемесячный доход не
только потерпевшего, но и каждого члена семьи, проживающего с ним.
Проведенный анализ краж, совершенных в поездах дальнего следования, на территории обслуживания Белгородского ЛО МВД России на транспорте в 2019 году показал, что предметами хищений чаще других становились средства связи (70% мобильные телефоны, 20% планшетные компьютеры, 10% ноутбуки).
Если предметом преступного посягательства является сотовый телефон, то при опросе необходимо выяснить следующее:
- модель телефона, номер сим-карты, на кого она зарегистрирована и каким оператором сотовой связи обслуживается, индивидуальный номер сотового телефона (1МЕ1) [6];
- в каком году, где и по какой цене был приобретен телефон, имеются ли документы на похищенное имущество (кассовый или товарный чек, коробка от телефона);
- цвет корпуса аппарата, наличие механических повреждений,особые приметы;
- наличие программных приложений для определения местоположения телефона;
- наличие возможности истребовать у сотового оператора детализацию телефонных соединений абонента.
Кроме этого, в ходе опроса заявителя необходимо выяснить:
- в каком месте хранилось (находилось) похищенное;
- в какое время, на каком участке дороги заявитель обнаружил пропажу вещей, его действия;
- когда в пути следования похищенные вещи проверялись или выкладывались, в том числе последний раз, где они находились, кто их видел;
- сколько раз и на какое время потерпевший отлучался из купе;
- кто из попутчиков оставался в это время в купе;
- проверял ли он по возвращении в купе наличие вещей;
- когда и на каком участке железной дороги потерпевший ложился отдыхать, когда проснулся;
- обнаруживали на месте происшествия заявитель либо пассажиры какие-либо посторонние вещи или предметы, не принадлежавшие им. Если обнаруживались, то что, кем, где, в каком виде,какова их судьба;
- изменение до прибытия работников полиции обстановки места происшествия. Какие предметы перемещались, кем, куда и когда;
- посещение купе (вагона) посторонними лицами незадолго до кражи, в том числе провожающими, персоналом подвижного состава, лицами, распространяющими газеты, продукты
питания, пассажирами других купе (вагонов), проводниками и т.д.;
- с кем знакомился в поезде, на какие темы велись беседы;
- факт распития потерпевшим спиртных напитков с посторонними лицами в своем либо соседних купе, в вагоне-ресторане;
- кого потерпевший подозревает в совершении кражи.
Немаловажным при раскрытии краж в поездах дальнего следования является установление свидетелей и очевидцев совершенного преступления. Необходимо провести опрос пассажиров, в первую очередь находившихся в купе с потерпевшим, соседних купе подвижного состава, а в дальнейшем членов поездной бригады.
В ходе опроса свидетелей и очевидцев необходимо выяснить:
- личность свидетелей и очевидцев (путем сверки с документами, удостоверяющими личность), место прописки и адрес местожительства, с кем проживает, место работы или учебы, номера контактных телефонов, наличие судимостей;
- с кем следуют в поезде, цель поездки, пункт назначения и станция посадки в подвижной состав;
- что известно о происшествии, предметах похищенного;
- знакомы ли с заявителем, когда и при каких обстоятельствах познакомились;
- характеристику потерпевшего, с кем он знакомился, как вел себя в ходе поездки;
- видели ли похищенное имущество, когда в последний раз;
- в какое время, на каком участке дороги заявитель обнаружил пропажу вещей, его действия;
- сколько раз и на какое время потерпевший отлучался из купе;
- кто оставался в это время в купе;
- проверял ли потерпевший по возвращении в купе наличие вещей;
- когда и на каком участке железной дороги потерпевший и опрашиваемые ложились спать, когда проснулись;
- посещение купе (вагона) посторонними лицами незадолго до кражи, в том числе персоналом подвижного состава;
- видели ли в вагоне подозрительных лиц и кого подозревают в совершении кражи.
В ходе опроса проводников необходимо выяснить:
- личность опрашиваемого, место прописки и адрес местожительства, с кем проживает, стаж работы в должности, номера контактных телефонов, наличие судимостей;
- фактическое количество пассажиров и соответствие его проездным документам;
- осуществлялась ли посадка в вагон пассажиров без проездных документов;
- при посадке пассажиров по электронным билетам имелись ли несоответствия паспортных данных с данными, указанными в электронном билете;
- нахождение в вагоне, тамбуре, туалете посторонних лиц;
- кто из пассажиров сошел с поезда раньше, не доехав до станции назначения, указанной в билете;
- с кем следует в поезде потерпевший, цель поездки, пункт назначения и станция посадки в подвижной состав;
- что известно о происшествии, предметах похищенного;
- как характеризуют потерпевшего, с кем он знакомился, как вел себя в ходе поездки;
- в какое время, на каком участке дороги заявитель обнаружил пропажу вещей, что сообщил о произошедшем;
- время проведения уборки вагона и возможность обнаружения похищенного, средств и орудий преступления (перчатки, лезвие канцелярского ножа, проволока или другие подозрительные предметы).
В ходе опроса проводников необходимо особое внимание уделять личности данных работников. Это связано с тем, что работодателем допускается принятие на работу в качестве членов поездных бригад лиц, ранее судимых.
Так, по данным ГУТ МВД России, на декабрь 2019 г. в составе поездных бригад работало более 400 ранее судимых лиц. Наибольшее количество таких лиц работают в филиалах АО «ФПК», находящихся на территории обслуживания УТ МВД России по ЮФО, ПФО и УФО. Кроме этого, за 12 месяцев 2019 года органами внутренних дел на транспорте зарегистрировано 36 преступлений, совершенных членами поездных бригад.
В ходе опроса бригадира поезда необходимо уточнить маршрут движения поезда, где и кем формировался поездной состав (в большей степени интересует информация о вагоне, в котором произошло преступление и соседних с ним вагонах), график движения, запланированные и незапланированные остановки. Целесообразно задать ряд вопросов о личностных качествах (характеристике) проводников, обслуживающих вагон, в котором произошло хищение, и соседние вагоны [8]. В числе вышеуказанных вопросов могут быть следующие: стаж работы проводником, характеристика личности, имели ли место быть преступления в вагонах, которые обслуживались указанными проводниками, и др.
Кроме этого, необходимо затребовать у начальника (бригадира) поезда список членов поездной бригады и в дальнейшем осуществить проверку по различным видам оперативно-справочных учетов.
В ходе опроса обслуживающего персонала вагона-ресторана необходимо выяснить:
- наполняемость вагона-ресторана в день совершения кражи;
- кто, за каким столиком сидел;
- присаживался кто-либо из посторонних к клиентам, в какое время клиенты и данное лицо покинули обеденную зону;
- имелось что-либо подозрительное в поведении клиентов (например, в зимнее время посещение вагона-ресторана в верхней одежде), в том числе в ходе их разговоров;
- посещал ли потерпевший вагон-ресторан, время посещения, поведение, наличие заказов, с кем знакомился и с кем уходил;
- время проведения уборки обеденной зоны, обнаружение подозрительных вещей и предметов (перчатки, ученическая линейка, канцелярский нож и т.д.);
- кто и в какое время из официантов осуществлял в подвижном составе доставку заказов в купе, распространение блюд, продукции и товаров, информацию о подозрительных лицах;
- осуществлялась ли доставка продукции в купе к потерпевшему, что привлекло внимание официанта.
Результаты оперативно-розыскного мероприятия опрос оформляются объяснением, справкой, рапортом, заявлением, явкой с повинной.
При установлении лиц, которые могут отождествить преступника, необходимо по описанию внешних признаков человека составить словесный портрет.
Эффективность применения оперативными подразделениями сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности по раскрытию краж в поездах дальнего следования находится в прямой зависимости не только от организационных, но и от тактических основ данной линии работы, поэтому от тактически правильного построения опроса будет зависеть достижение цели данного ОРМ - получение значимой для раскрытия данного вида преступлений информации.
Литература
1. СтавцевВ.Г. О профилактике краж на объектах железнодорожного транспорта // Наука и практика. 2012. № 4. C. 107-109.
2. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография. - Иркутск, 2016. 360 с.
3. Белоусов А.П. Особенности расследования краж, совершаемых на железнодорожном транспорте из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем: монография / под ред. Е.В. Смахтина. - Тюмень: ТИПК МВД России, 2014. 124 с.
4. ДубовойИ.П. Преступность на железнодорожном транспорте и ее предупреждение: монография. - Саратов, 2009. 150 с.
5. Белоусов А.В. Особенности допроса при расследовании краж, совершаемых на железнодорожном транспорте из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. № 1. С. 54-61.
6. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. - 5-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2012. 288 с.
7. Кислицын Н.А. Анализ проблем и особенностей расследования и раскрытия имущественных преступлений, совершаемых на пригородных поездах и поездах дальнего следования // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. № 4 (24). С. 655-659.
8. Нагорный А.П., Попов А.Н. О проблеме расследования краж на объектах железнодорожного транспорта // Крымский академический вестник. 2018. № 7. С. 107-111.
References
1. Stavtsev V.G. O profilaktike krazh na ob''ektakh zheleznodorozhnogo transporta // Nauka i praktika. 2012. № 4. S. 107-109.
2. Gribunov O.P. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestuplenii protiv sobstvennosti, sovershaemykh na transporte: monografiya. - Irkutsk, 2016. 360 s.
3. Belousov A.P. Osobennosti rassledovaniya krazh, sovershaemykh na zheleznodorozhnom transporte iz odezhdy, sumki ili drugoi ruchnoi kladi, nakhodivshikhsya pri poterpevshem: monografiya / pod red. E.V. Smakhtina. - Tyumen': TIPK MVD Rossii, 2014. 124 s.
4. Dubovoi I.P. Prestupnost' na zheleznodorozhnom transporte i ee preduprezhdenie: monografiya. - Saratov, 2009. 150 s.
5. BelousovA.V. Osobennosti doprosa pri rassledovanii krazh, sovershaemykh na zheleznodorozhnom transporte iz odezhdy, sumki ili drugoi ruchnoi kladi, nakhodivshikhsya pri poterpevshem // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. 2013. № 1. S. 54-61.
6. Buralev Yu.V. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti na transporte. - 5-e izd., pererab. - Moskva: Akademiya, 2012. 288 s.
7. Kislitsyn N.A. Analiz problem i osobennostei rassledovaniya i raskrytiya imushchestvennykh prestuplenii, sovershaemykh na prigorodnykh poezdakh i poezdakh dal'nego sledovaniya // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. 2017. № 4 (24). S. 655-659.
8. Nagornyi A.P., Popov A.N. O probleme rassledovaniya krazh na ob''ektakh zheleznodorozhnogo transporta // Krymskii akademicheskii vestnik. 2018. № 7. S. 107-111.
(статья сдана в редакцию 13.12.2019)