Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция интернет-ресурсов / образовательный процесс / информатика / цифровые образовательные ресурсы / методы обучения / integration of Internet resources / educational process / computer science / digital educational resources / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.О. Дедюра, И.А. Погодина

Статья обсуждает важность интеграции интернет-ресурсов в образовательный процесс, особенно в преподавании информатики, для повышения эффективности обучения и развития учащихся. Автор подчеркивает, как доступ к разнообразным онлайн ресурсам может обогатить учебный процесс, предоставляя учащимся и учителям новые методы и формы обучения, способствующие глубокому пониманию предмета и развитию важных навыков 21 века. Приводятся примеры эффективного использования цифровых образовательных ресурсов и обсуждаются потенциальные проблемы, такие как доступность интернета и риск нежелательного контента, а также предлагаются решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF EDUCATIONAL RESOURCES ON THE INTERNET IN COMPUTER SCIENCE LESSONS

The article discusses the importance of integrating Internet resources into the educational process, especially in teaching computer science, to improve the effectiveness of learning and student development. The author emphasizes how access to a variety of online resources can enrich the learning process by providing students and teachers with new teaching methods and forms that promote a deep understanding of the subject and the development of important 21st century skills. Examples of effective use of digital educational resources are provided and potential problems such as Internet accessibility and the risk of unwanted content are discussed, as well as solutions to these problems are proposed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА

УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Т.О. Дедюра, студент

И.А. Погодина, канд. пед. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-210-213

Аннотация. Статья обсуждает важность интеграции интернет-ресурсов в образовательный процесс, особенно в преподавании информатики, для повышения эффективности обучения и развития учащихся. Автор подчеркивает, как доступ к разнообразным онлайн ресурсам может обогатить учебный процесс, предоставляя учащимся и учителям новые методы и формы обучения, способствующие глубокому пониманию предмета и развитию важных навыков 21 века. Приводятся примеры эффективного использования цифровых образовательных ресурсов и обсуждаются потенциальные проблемы, такие как доступность интернета и риск нежелательного контента, а также предлагаются решения этих проблем.

Ключевые слова: интеграция интернет-ресурсов, образовательный процесс, информатика, цифровые образовательные ресурсы, методы обучения.

Интеграция Интернет-ресурсов в образовательный процесс значительно повышает эффективность обучения и ведения уроков информатики, обеспечивая педагогам возможность реализовать свой педагогический потенциал и способствуя творческому развитию студентов.

Влияние компьютерных технологий на все аспекты социальной жизни подчеркивает необходимость включения компьютерной грамотности как важной составляющей в информационную культуру современного человека. Это подчеркивает задачу образовательной системы в армировании учеников актуальными знаниями и умениями работы с новейшими технологиями.

Анализ использования Интернет-ресурсов в преподавании информатики требует понимания сущности Интернет-ресурса и его роли в образовательной деятельности.

Интернет-ресурс, идентифицируемый также как веб-ресурс, сайт или веб-сервис, представляет собой комплекс технических и программных средств, предназначенных для размещения в Интернете, с целью предоставления информации в различных форматах - текстовом, графическом или мультимедиа. Для доступа к интернет-

ресурсу необходим уникальный адрес, позволяющий его идентифицировать в сети [4].

Образовательные Интернет-ресурсы представляют собой специализированные платформы и материалы, разработанные для поддержки учебного процесса на различных уровнях образования и в рамках конкретных дисциплин. Они включают в себя образовательные и методические ресурсы, а также инструменты для информационной поддержки образовательной системы, работы учебных заведений и управления образованием.

Современная концепция информатизации образования подчеркивает значимость использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе, что обусловлено рядом факторов:

1. Интернет как информационно-образовательная среда открывает новые возможности для обучения в современном обществе;

2. Свободный доступ к обширным информационным ресурсам способствует углублению знаний и саморазвитию;

3. Дидактические возможности Интернет-технологий расширяют методы и формы обучения;

4. Информационное взаимодействие между участниками учебного процесса улучшает коммуникацию и сотрудничество.

Интернет-ресурсы и технологии позволяют:

а) организовывать самостоятельную работу студентов в интерактивной учебной среде, где они служат как метод, так и средство обучения;

б) интенсифицировать обучение через интеграцию интернет-ресурсов с традиционными методами преподавания различных предметов;

в) реализовывать дистанционное образование, обеспечивая доступность обучения независимо от географического положения обучающихся [1].

Анализируя дидактические возможности сетевых образовательных ресурсов по информатике, становится очевидным наличие широкого спектра таких ресурсов, предназначенных для различных уровней образования. Эти ресурсы могут быть использованы для обогащения и дополнения традиционного учебного процесса, предоставляя учащимся и учителям доступ к разнообразным материалам и инструментам для обучения и развития.

Среди примеров сетевых ресурсов по информатике и ИКТ можно выделить:

а) Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) к УМК «Информатика в играх и задачах» для начальной школы, разработанные А.В. Горячевым и коллегами, предлагают интерактивные задания и игры, способствующие лучшему усвоению материала младшими школьниками.

б) ЦОР к УМК «Информатика» для 2 класса, автор Н.В. Матвеева, представляет собой комплексный набор образовательных материалов, направленных на развитие компьютерной грамотности у детей начальной школы.

в) Для старшеклассников доступны ЦОР к УМК «Информатика-базовый курс», авторов И. Семакиной и её коллег, которые предоставляют подробные учебные пособия и задания для глубокого понимания предмета.

г) Журнал «Наука и жизнь» и его подборка статей для дополнительного чтения

и обсуждения расширяют кругозор учащихся и позволяют им ознакомиться с последними достижениями в области информационных технологий [6].

Кроме того, существуют многочисленные порталы и платформы:

- Открытый класс сетевые образовательные сообщества: http://www.openclass.ru/node/234008.

- ЭОР начальная школа XXI века: http://www.eorhelp.ru/node/337.

- Социальная сеть работников образования nsportal.ru: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/.

- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/.

- Nachalka.com: http://www.nachalka.com/.

- UROKI.NET все для учителя, всё бесплатно: http://www.uroki .net/docnach.htm.

- Сайт для учителя «Я иду на урок»: http://nsc.1september.ru/.

- Педсовет. ORG: http://pedsovet.org/first-teacher/.

Помимо упомянутых ранее платформ для образования, педагоги обладают возможностью отбора цифровых учебных материалов для своих занятий с любых доступных интернет-ресурсов, а также применять платные электронные публикации. В этом контексте важно, чтобы преподаватель выступал как эксперт, осуществляя независимую оценку обнаруженной информации и интегрируя в образовательный процесс лишь те ресурсы, которые соответствуют основным дидактическим и методологическим критериям [5].

Интернет-ресурсы, применяемые в учебной деятельности, могут быть условно разделены на следующие категории:

- поисковые системы;

- каталоги сайтов;

- образовательные веб-порталы;

- специализированные веб-сайты.

Давайте рассмотрим несколько способов, как учителя могут внедрять интернет-сервисы в образовательную деятельность:

1. «Единая цифровая образовательная коллекция» (http://school-collection.edu.ru) предлагает обширный ассортимент цифровых учебных и методических ресурсов. Данный ресурс открыт для использования

широким кругом пользователей, включая преподавателей для подготовки и проведения уроков, учеников для использования в классе и для самоподготовки. Разнообразие коллекции обеспечивается за счет ее структурирования по предметам и темам, объединяя как базовые, так и более сложные образовательные ресурсы.

Этот сервис предоставляет возможность обогащения образовательного процесса за счет включения в него различных типов информационных ресурсов, которые могут использоваться как самостоятельно, так и как часть интегрированных учебных материалов.

1. Образовательный портал «Первое сентября» (http://www.edu.1september.ru) служит источником для разработки и выполнения практических заданий на уроке. Этот ресурс включает в себя инструменты для интеграции интернета и мультимедийных технологий в образовательный процесс, облегчая проведение виртуальных экспериментов, лабораторных и практических работ. «Методическая копилка учителя информатики» (http://www.metod-kopilka.ru) представляет собой портал, где собраны практические задания, особенно акцентируя внимание на работе с базами данных.

2. Онлайн-тестирование по доступно на портале http://www.klyaksa.net/test_online/, где учащиеся могут проверить свои знания и умения в работе с базами данных через серию онлайн-тестов.

Интеграция цифровых ресурсов в учебный процесс позволяет учителям повысить эффективность обучения и воспитательной работы, обеспечивать непрерывный мониторинг успеваемости и качества знаний учеников. Благодаря этому, педагоги могут своевременно корректировать и оптимизировать образовательный процесс,

способствуя не только улучшению академических результатов, но и совершенствованию своего профессионального мастерства. К тому же, наличие быстрого доступа к необходимым образовательным, методическим и организационным материалам значительно облегчает планирование и проведение уроков [2].

Использование в урочной деятельности интерактивных средств обучения способствуют сосредоточиванию и привлечению внимания каждого учащегося. Это делает процесс обучения наиболее успешным и перспективным с точки зрения ФГОС НОО [7].

Однако при использовании Интернет-ресурсов могут возникать проблемы, такие как недостаток доступа к Интернету у некоторых учащихся, риск столкновения с нежелательным контентом и трудности в поддержании концентрации внимания. Для решения этих проблем школы могут предоставить учащимся доступ к компьютерам и Интернету в классе или библиотеке, использовать программы для родительского контроля и фильтрации контента для защиты учащихся от нежелательной информации, а также разрабатывать интересные задания, соответствующие интересам и возрастным особенностям учащихся, чтобы удерживать их внимание.

Таким образом, правильный подход к интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс информатики в младших классах открывает перед учащимися и учителями широкие возможности для обогащения и углубления знаний. Эта стратегия не только способствует более глубокому пониманию предмета через доступ к актуальной информации, но и развивает важнейшие навыки XXI века, такие как критическое мышление, аналитические способности и способность к самообучению.

Библиографический список

1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: (о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов) // Народное образование. - 2012. - №1. - С. 176-182.

2. Буханцева Н.В. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия Н.В. Буханцева / М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2011. - 402 с.

3. Газейкина А.И., Кувина АС. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. - 2012. - №6. - С. 55-59.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2014. - №5. - С. 243-248.

5. Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование. - 2012. - № 1 (230). - С. 45-50.

6. Куклев В.А. Опыт разработки и применения цифровых образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию // Компьютерные учеб. программы и инновации. - 2013. - №3. - С. 70-74.

7. Чибисова А.Е., Погодина И.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в начальной образовательной школе // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. 26-27 апреля 2019 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 434-436. - EDN ZKSDJB.

THE USE OF EDUCATIONAL RESOURCES ON THE INTERNET IN COMPUTER

SCIENCE LESSONS

T.O. Dedyura, Student

I.A. Pogodin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Stavropol)

Abstract. The article discusses the importance of integrating Internet resources into the educational process, especially in teaching computer science, to improve the effectiveness of learning and student development. The author emphasizes how access to a variety of online resources can enrich the learning process by providing students and teachers with new teaching methods and forms that promote a deep understanding of the subject and the development of important 21st century skills. Examples of effective use of digital educational resources are provided and potential problems such as Internet accessibility and the risk of unwanted content are discussed, as well as solutions to these problems are proposed.

Keywords: integration of Internet resources, educational process, computer science, digital educational resources, teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.