Научная статья на тему 'Использование образов глобального киноискусства в социологическом исследовании. '

Использование образов глобального киноискусства в социологическом исследовании. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
274
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранговая корреляция / кинематограф / социологическое исследование

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Boyarshinova Elena Borisovna

В статье проанализированы особенности развития образов в кинематографах США и СССР 30-х гг. XX в. первых лет XXI в. Введено новое понятие коэффициента ранговой сплочённости в обработке результатов социологического опроса. Показана эффективность использования коэффициента ранговой сплоченности в социологических исследованиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование образов глобального киноискусства в социологическом исследовании. »

Бояршинова Е.Б., Гаах В.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ ГЛОБАЛЬНОГО КИНОИСКУССТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Кинематограф - это творец мифов и мечтаний, оказывающих значительное влияние на психологию социума. В представленной статье описывается методика обработки результатов социологических опросов, в которых реципиентам предлагалось выразить своё отношение к эстетически значимым объектам, которыми являются актёры кино.

Авторы провели исследование и моделирование кинематографов США и СССР - двух политических антагонистов, предприняли попытку анализа периодизации кинематографических мифов в этих странах. Эти два политических противника многое заимствовали друг у друга, использовали общие формы для раскрытия разных проблем. Кинематограф в исследуемый период наиболее ярко отражал идеологию и настроение, царившее в обществе. Кино стало лакмусовой бумажкой, обозначавшей наиболее ярко желания, устремления, мечты людей.

Мечты бывают разные. Детские мечты целомудренны, ярки и неконкретны. Не всё в них правдоподобно из-за непроработанности деталей. Зато есть полёт необузданной фантазии. Юношеская мечта возвышенна, детали - чётки и ясны (по крайней мере, с юношеской точки зрения). В процессе взросления подросток превращается в зрелое существо, появляются двойные стандарты. Возникает различие между мечтой декларируемой и мечтой воспринимаемой. И, наконец, у взрослого человека мечта становится развлечением. Чем она причудливей и ирреальней, тем лучше.

Человечество проходит в своём развитии фазы, напоминающие взросление человеческого индивидуума. По крайней мере, так случилось с кинематографическим воплощением мечты.

Начнём обзор кино-мечтаний с мечтаний, которые дарил кинематограф в эпоху детства кино-аудитории. Не всё в них правдоподобно из-за недостаточной проработанности деталей. Зато есть полёт необузданной фантазии. Многие из лучших образцов того кинематографа - это искусство мечты, это - продукция фабрики грёз. Это, так сказать, мечта в незамаскированном виде. Американские золушки едут на Бродвей. А герои талантливо сделанных по образцам американ-

ских мюзиклов фильмов «Волга-Волга» (1938), «Весёлые ребята» (1934) стремятся в Москву.

И в советском и в американском кинематографе периоды детской невин -ной мечты закончились лет через пятнадцать, после того как начались. Фильмы о советских и американских золушках продолжали ещё долго появляться, но воспринимались теперь только как игра.

После Великой Отечественной войны стало ясно, что детские мечты нашему населению не свойственны. Все слишком хорошо знали жизнь, чтобы верить в мечту о чуде. Чудо можно было добыть трудом и усердием. Настоящая советская мечта выражена в фильмах, в которых персонажи добивались своего положения трудом и знанием.

Обратимся к фильму «Девять дней одного года» (1961 г.). Как прекрасна изображённая в нём жизнь физиков! Какие люди вокруг, какие умные застольные беседы! В один из девяти дней главный герой Гусев приезжает в свой родной посёлок, и сразу становится ясно, как далеко он оторвался в светлую высь от своих земляков. Отец рассказывает о знакомых Гусева: «Младшего Воронова на шесть лет посадили по пьяни, а старший генерала получил». Разве такое сопоставление не даёт повод помечтать? Главное вырваться из првинции в Москву.

Период юношеской чистой советской кино-мечты об успехе завершил самый мощный по психологическому воздействию фильм этого периода «Укрощение огня» (1972 г.). Это очищенная от всего лишнего и «нетипичного» биография главного конструктора ракетной техники. Зато получился сильный фильм, который в разгар брежневской спокойной жизни призывал воспользоваться честным путём социально значимых усилий. Материальная часть мечты была доведена до предельных значений. Не на «Волге», а на «Чайке» катает свою любимую по кремлёвской набережной главный конструктор. Оказывается, он её катает вокруг своего дома. У главного конструктора не только персональная машина, но и персональный самолёт. Он может подарить своему ребёнку мотоцикл. А каков пир по случаю космического успеха устраивают в Кремле!

Хотим мы, или нет, но во всех этих фильмах призыв к чистой юношеской мечте о социально значимом успехе подкреплялся демонстрациями материально значимых благ, которые многократно превосходили материальное счастье ловкого завскладом.

Период «юношеской» мечты в советском кино продолжался с 1961 г. («Девять дней одного года») по 1972 г. («Укрощение огня»). Фильмы на эту тему

делались и позже, например фильм о Туполеве, но того успеха и того художественного уровня они уже не достигали.

В американском кино периода, подобного периоду «юношеской» мечты в советском кино, не случилось. За то в нём сразу за периодом «детских» мечтаний наступил период «мечты молодого человека с двойными стандартами». Первый значительный фильм такого рода: «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса (1941 г.). Главный герой ещё ребёнком как золушка становится богачом. Но зато потом до всего доходит сам. Из молодого человека с открытой улыбкой, делающего не очень хорошие вещи, Кейн превращается в мрачного старика, умирающего в своей постели.

Великие фильмы не всегда находят продолжателей. Фильм «Гражданин Кейн» стал историей кино, энциклопедией новых приёмов. Но в следующий раз тему карьерного роста, сопровождающегося моральным разложением, американское кино открыло в середине сороковых годов. Так, в фильме «Вся королевская рать» (1949 г.) непьющий увалень, примерный семьянин, борец за права сограждан Вили Старк превращается в не просыхающего от пьянки морального разложенца, сделавшего политику инструментом грязных дел. В 40-50-е годы прошлого столетия американское кино произвело много выдающихся фильмов, в которых циничные прохвосты, осуждаемые авторами фильма, делают карьеру, почти неизменно заканчивающуюся крахом.

Фильм «Гигант» (1956 г.) завершает череду таких фильмов, над которыми можно помечтать в стиле: «Уж я бы не совершил такой глупой ошибки!»

Вернёмся к числам. Как оценить продолжительность периода «мечты с двойными стандартами»? Мы полагаем его в американском кинематографе с 1944 г. («Двойная страховка») по 1957 г. Обратите внимание на обоснование: «Мы полагаем». Это экспертная оценка. Режиссер фильма «Гражданин Кейн» в 1941 г. не начал традицию, а только предвосхитил её.

В советском кино, как нам кажется, первым фильмом, в котором можно было сопереживать персонажу, деятельность которого не может не быть официально осуждаемой, был фильм «Возвращение святого Луки» (1970 г.). Персонаж этого фильма - преступный гений Карабанов. Конечно, в советском кино мотив осуждения дурных поступков должен был быть очень силён и очевиден. Отрицательный персонаж должен был быть носителем черт, делающих его образ не пригодным для использования в качестве объекта подражания. Поэтому, такие

фильмы, в которых герой «омерзительно прекрасен», можно сосчитать по пальцам.

В середине 80-х гг. XX в. эта тенденция в советской мечте была завершена двумя эффектными фильмами. «Блондинка за углом» (1984 г.) и «Прохиндиада, или бег на месте» (1984 г.). В обоих фильмах осуждение вещизма было проведено формально, главным образом за счёт неправдоподобного финала. Этот этап отражения советской мечты завершился с началом перестройки. Начались опыты с новыми темами, закончившиеся коллапсом кинопроизводства и кинопроката.

А тем временем в американском кино появилась и укоренилась новая форма мечты. Мечта - сказка, мечта - развлечение. Этот жанр сменил поиски новых социально-значимых тем, которым посвятило себя американское кино 70-х годов минувшего столетия. «Звёздные войны» (1977 г.), «Близкие контакты третьего вида» (1977 г.) - фильмы, в которых главный герой Индиана. Джонс. Век этих фантазий был около 14 лет (назовём его «Иллюзия-1»).

Мечта в 1991 г. сменила оболочку на «Терминатор-2». Союз мальчика неудачника и неистребимого робота. Ещё через 14 лет приятными кино-аудитории становятся мечты о супергероях из комиксов, т.е. период «Иллюзии-2» закончился.

У нас период такой кино-мечты начался «Ночным дозором» (2004 г.).

Продолжительности в годах периодов эксплуатации различных типов киномечты в кинематографах СССР и США сведены в таблице 1.

Название периода США СССР/Россия

«Детская мечта» 15 лет 15 лет

«Юношеская мечта» - 12 лет

Мечта «двойных стандартов» 14 лет 15 лет

«Иллюзии-1» 14 лет -

«Иллюзии-2» 14 лет -

Табл. 1. Продолжительность периодов эксплуатации различных типов киномечты в кинематографах СССР и США.

Легко посчитать, что в среднем тип мечты, используемой в киноискусстве, не меняется в среднем в течение 13,9 года. Среднее квадратичное отклонение составляет при этом 1,35 года. Применяя правило трёх сигм, получаем, что если мечта, изображаемая кинематографом попадёт в резонанс с мечтой воображаемой обществом, то это может продлиться не менее 9,8 лет. Но это предельные

значения. По крайней мере, можно не ждать, что ранее 2014 г. наш зритель охладеет к отечественным сказкам о вампирах.

Прежде чем мы перейдём к описанию результатов социологических опросов, в которых реципиентам предлагалось выразить своё отношение к эстетически значимым образам глобального киноискусства, обсудим использование метода ранговой корреляции в социологических исследованиях.

Если двум людям предложить расставить какие-нибудь объекты в порядке убывания или наоборот возрастания приязни к ним, то можно количественно сравнить степень сходства или различия их вкусов. Такое действие называется ранжированием. Подвергающиеся исследованию люди (реципиенты) присваивают ранги каким-либо объектам (ранжируют их).

Тесноту связи взглядов реципиентов можно оценить с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена [1]:

61 Iя. -я

Г = 1-

|2

Л

п (п2 -1)

I |2

Здесь: п - количество ранжируемых объектов. ^ \Кх -К\ - сумма квадратов

разностей рангов, присвоенных реципиентами.

Если вкусы реципиентов прямо противоположны, то коэффициент ранговой корреляции приближается к минус одному, а если вкусы близкие - то к плюс единице. Если во вкусах нет никакой ни положительной, ни отрицательной корреляции, то в этом случае коэффициент около нуля. Что значит около единицы или нуля? Значит, отличается менее чем на 0,2-0,3.

Можно предлагать ранжировать самые разные объекты. Студентам первых курсов можно предложить ранжировать, например, сигареты. Разумеется, участвовать должны только курящие. Студенты ранжируют сигареты. Если вычислить ранговую корреляцию оценок сигарет студентами и ранги цен сигарет, то выявляется интересная деталь. Среди студентов встречаются такие, у которых вкус заметно коррелирован с ценой. Цена это престиж, реклама. Такие студенты больше подвержены внушению.

Иностранным студентам из Китайской Народной Республики и Республики Корея предлагалось ранжировать список всемирно известных актёров кино, включающий как актёров китайского происхождения, так и западных актёров. Одновременно ранжировались блюда, предлагаемые в студенческих столовых. Студенты, в чьей оценке блюд предпочтение отдавалось рису, предпочитали ак-

тёров дальневосточного происхождения. Студенты, предпочитавшие картофель или макароны, отдавали предпочтение западным актёрам. Возможно, это говорит о том, что привыкание к европейской кухне происходит параллельно с привыканием к западной массовой культуре.

В последующем провели исследование с использованием эстетически значимых объектов. В них приняли участие 26 студенток второго курса. Среди них было 15 чел. с ведущим правым глазом и 11 чел. с ведущим левым глазом [См.: 2].

Мы предложили проранжировать реципиентам 11 актёров голливудского кинематографа (см. табл. 2).

Актёры Средний ранг (по мнению реципиентов с ведущим левым глазом) Средний ранг (по мнению реципиентов с ведущим правым глазом) Общий средний ранг

Д. Депп 1 1 1

Б. Уиллис 3,5 6 5

А. Шварценеггер 11 11 11

Л. Ди Каприо 10 8 10

В. Дизель 5 9 8

Р.де Ниро 3,5 5 3

Б. Питт 2 2 2

Д. Чан 9 10 9

Аль Пачино 6 3 4

Х. Форд 8 7 7

А. Бандерас 7 4 6

Табл. 2. Результаты ранжирования 11 актеров голливудского кинематографа.

Средний ранг определялся, как на соревнованиях по фигурному катанию. Первое место получает тот, у кого наименьшая сумма мест (то есть рангов) присуждённых ему судьями.

Как видно из таблицы 2, корреляция между средними рангами «левоглазых» и «правоглазых» заметно меньше, чем с общей выборкой. Эту корреляцию можно обострить, убрав из опроса тех актёров, эстетическая ценность которых мало отличается для левоглазых и правоглазых. Это занявшие первые два места Д. Депп и Б. Питт, и оказавшийся на последнем месте А. Шварценеггер. Массовая культура навязывает стандартизованные образы прекрасного и безобразного. Поэтому различия между людьми приходится искать, отбрасывая эти ставшие стандартом образы (см. табл. 3).

Актёры Средний ранг (по мнению реципиентов с ведущим левым глазом) Средний ранг (по мнению реципиентов с ведущим правым глазом) Общий средний ранг

Б. Уиллис 1 4 3

Л. Ди Каприо 8 6 8

В. Дизель 3 7 6

Р. де Ниро 2 1,5 1

Д. Чан 7 8 7

Аль Пачино 4 1,5 2

Х. Форд 6 5 5

А. Бандерас 5 3 4

Табл. 3. Результаты ранжирования 8 актеров голливудского кинематографа.

Коэффициент корреляции усреднённых предпочтений «левоглазых» и «правоглазых» уменьшился с 0,78, до всего 0,51. Т.о. было найдено различие в средних оценках эстетических образов голливудских актёров.

Если из списка вычеркнуть Харисона Форда и Джеки Чана, как имеющих близкие ранги у разных групп, то остаётся шесть актёров - эстетически значимых образов (см. табл. 4).

Актёры Средний ранг (по мнению реципиентов с ведущим левым глазом) Средний ранг (по мнению реципиентов с ведущим правым глазом) Общий средний ранг

Б. Уиллис 1 4 3

Л. Ди Каприо 6 5 6

В. Дизель 2 6 5

Р. де Ниро 3 3 1,5

Аль Пачино 4 1 1,5

А. Бандерас 5 2 4

Табл. 4. Результаты ранжирования 6 актеров голливудского кинематографа.

Этот этап исследования показал, что различия обострились, а корреляция точек зрения «левоглазых» и «правоглазых» уменьшилась до 0,26.

Т.к. слабее всего различаются точки зрения на ди Каприо и де Ниро, то их исключили из списка. Остались четыре актёра в качестве объектов ранжирования (см. табл. 5).

Актёры Средний ранг (по мнению реципиентов с ведущим левым глазом) Средний ранг (по мнению реципиентов с ведущим правым глазом) Общий средний ранг

Б. Уиллис 2 3 2,5

В. Дизель 1 4 4

Аль Пачино 3 1,5 1

А. Бандерас 4 1,5 2,5

Табл. 5. Результаты ранжирования 4 актеров голливудского кинематографа.

Коэффициент корреляции «левоглазых» и «правоглазых» стал отрицательным. В результате были выявлены те эстетические объекты, отношение к которым разделяет между собой рецепиентов левополушарных и правополушарных. Отношения к актёрам из этой выборки у «левоглазых» и «правоглазых» прямо противоположны.

Характер выборок «Левоглазые» и «Правоглазые» «Левоглазые» и «Объединённая выборка» «Правоглазые» и «Объединённая выборка»

Ранжирование 11 актёров 0,78 0,92 0,93

Ранжирование 8 актёров 0,51 0,76 0,90

Ранжирование 6 актёров 0,26 0,36 0,73

Ранжирование 4 актёров - 0,85 0,85 - 0,55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Табл. 6. Коэффициенты ранговой корреляции между средними рангами выборок для случаев ранжирования различного количества актёров

Такие изменения коэффициентов ранговой корреляции указывают на значимые различия между группами. Уменьшается общность средних мнений, растут различия. Но внутри групп имеется разброс мнений. Корреляция отдельного реципиента в группе со средним мнением группы может быть и отрицательна (см. табл. 7).

Характер выборки «Левоглазые» «Правоглазые» Объединённая выборка

Ранжирование 11 актёров от 0,83 до 0,25 от 0,86 до 0,13 от 0,86 до (- 0,05)

Ранжирование 8 актёров от 0,83 до - 0,38 от 0,91 до - 0,20 от 0,88 до - 0,36

Ранжирование 6 актёров от 0,89 до - 0,89 от 0,94 до - 0,49 от 0,99 до 0,73.

Ранжирование 4 актёров от 0,8 до - 1 от 0,95 до - 0,65 от 0,95 до - 0,85

Табл. 7. Диапазон изменения коэффициента ранговой корреляции между индивидуальными рангами и средне-групповыми для случаев ранжирования различного количества актёров.

Предпримем попытку оценить тесноту связей мнений внутри группы. Введём коэффициент ранговой сплочённости. Для этого расположим испытуемых в порядке убывания коэффициентов ранговой корреляции Спирмена между их индивидуальными результатами ранжирования и средними рангами группы. То есть, ранжируем их в порядке убывания сходства их мнения со средним мнением группы (Ях). После этого вычисляем коэффициенты ранговой корреляции между мнениями испытуемых, расположенных следом друг за другом в порядке убывания Ях и ранжируем значения этих коэффициентов корреляции (Яу).

Завершает этап расчётов вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена между (Ях) и (Яу):

к =, _ 6£ (Я - я, )

р.спл. /2 1 \

п (п -1)

В дальнейшем будем называть введённый коэффициент (Кр.спл.) “коэффи-циентом ранговой сплочённости'". Чем больше этот коэффициент, тем справедливее утверждение, что люди с наиболее типичными для данной выборки оценками мало отличаются во мнениях друг от друга. Значения коэффициентов ранговой сплочённости для случаев ранжирования различного количества актёров сведены в таблицу 8.

Характер выборки «Левоглазые» «Правоглазые» Объединённая выборка

Ранжирование 11 актёров 0,72 0,59 0,77

Ранжирование 8 актёров 0,88 0,64 0,60

Ранжирование 6 актёров 0,46 0,014 0,26

Ранжирование 4 актёров - 0,11 0,33 0,0021

Табл.8. Коэффициент ранговой сплочённости для случаев ранжирования различного количества актёров.

Коэффициенты ранговой сплочённости для разных групп заметно различаются. Когда реципиентам предлагался набор эстетически-значимых образов, в который входили объекты, мнение о которых одинаково, то «левоглазые» обнаруживали большую сплочённость. При этом мнение «правоглазых» было более разнообразно. Как только мы ограничили список объектов ранжирования наиболее эстетически значимыми, так сразу мнения «левоглазых» становились разнообразнее.

Из вышеизложенного следует, что метод ранговой корреляции работает. То есть, коэффициент ранговой сплочённости можно использовать для исследования различий эстетического восприятия объектов.

Возможно, введённое в настоящей работе понятие коэффициента ранговой сплочённости позволит использовать его как дополнительную характеристику, позволяющую установить различие между группами в микро-социуме. Использование в опросах образов общеизвестных актёров позволяет легко установить различия в эстетических и вкусовых установках обследуемых.

* * *

1. Теория статистики /под ред. Г. Л. Громыко. М., 2006.

2. Общая и частная физиология нервной системы. Руководство по физиологии. Л., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.