ЭКОНОМИКА И ПРАВО
В. П.Соломин, А. В. Лавренко
использование номинальных (подставных) лиц в бизнесе как средство ухода от налогов
Одной из причин затянувшегося финансово-экономического кризиса в Европе является утаивание средств и невыплата налогов. По оценкам Еврокомиссии, различные манипуляции с налогами стоят европейским странам до триллиона евро потерянных ежегодно средств [3]. Потери российского государства так же внушительны. Как отмечают специалисты, налоговые преступления отнимают у нашего государства от 500 млд до 1 трлн рублей ежегодно, которые утаиваются различными способами. Об этом, в частности, говорил Игорь Шувалов, первый зампред Правительста, выступая на Всероссийском совещании по вопросам защиты прав предпринимателей, которое было организовано Генпрокуратурой 21 февраля 2013 года [11]. В процессе усилившейся борьбы с коррупцией и с целью прекратить уход средств Европа объединяется и предпринимает совместные инициативы, призванные предотвратить сложившуюся негативную ситуацию в налоговой сфере. Некоторые страны заключили договоры об обмене информацией по вопросу о выводе подлежащих налогообложению средств, в ряде государств проходят громкие уголовные процессы по делам об утаивании средств и неуплате налогов.
Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что считает необходимым искоренить офшорные зоны во всем мире, представляя серию новых мер по борьбе с коррупцией и финансовым мошенничеством: например, во Франции появился проект финансовой прокуратуры и национального управления по борьбе с коррупцией и мошенничеством [5]. В России вопрос уклонения от уплаты налогов, вывода и обналичивания средств стоит не менее остро. Большое число предпринимателей и организаций пытаются уйти от налогов, в том числе путем создания так называемых фирм-однодневок, возглавляемых номинальными руководителями, которые на самом деле являются подставными лицами.
Президент В. В. Путин в рамках этой проблемы в одной из своих предвыборных статей, являющихся программными документами, указывает на необходимость наведения «порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства» [8].
Определенные идеи этой борьбы были заложены еще в период пребывания на посту Президента РФ Д. А. Медведева, но именно сейчас она ведется особенно активно. Это обусловлено с тем, что, совершая подобные налоговые преступления, виновные не только, по сути, «обкрадывают» государство, но и участвуют в коррупционных схемах. Например, государственные служащие, зарегистрировав бизнес на своих родственников, обходят закон, запрещающий им заниматься предпринимательской деятельностью. Выводя бизнес в офшоры, они выводят за рубеж капиталы, уходят от уплаты налогов в России. Эти преступления к тому же «многослойны», поскольку позволяют скрывать совершенные «попутно» иные преступления: выплаты сотрудниками «серой» заработной платы, обналичивание денег, полученных незаконным путем, занятие нелегальной деятельностью и т. д.
Основная проблема в борьбе с подобными негативными явлениями состоит в том, что она имеет глубокие корни в истории новой России. В 90-е годы, когда еще не было сформировано законодательство о налогах, предпринимательской деятельности, многие явления в этой сфере легализовались постфактум. Поскольку законодательно новые для нашего общества отношения еще не были урегулированы, различные способы манипулирования капиталом, создание юридических лиц стали обычными в предпринимательской среде. Имеющееся законодательство было довольно противоречивым, судебная практика еще не сложилась, финансовое законодательство прежде всего строилось на подзаконных нормативно-правовых актах, как и законодательство практически во всех сферах общественных отношений. Поэтому такой вид деятельности укоренился в сознании бизнес-сообщества как один из способов ведения предпринимательской деятельности.
Эта проблема влечет за собой вторую, не менее важную проблему, с которой сегодня нужно активно бороться различными способами, причем не только законодательными. Мы имеем в виду, что способ построения собственного бизнеса через создание фирм-однодневок, зарегистрированных на подставных лиц-номиналов, не считается в России противозаконным в общественном и правовом сознании. С одной стороны, в общественном сознании упорно культивировался негативный образ государства, собирающего налоги («отбирающего последние деньги у граждан»), в том числе в лице налоговой инспекции. Это проблема недоверия граждан государству. С другой стороны, образ бизнесмена, регистрирующего сотню фирм, которые в результате могут и не существовать в действительности, не стал в нашем правосознании негативным, отталкивающим. Средства массовой информации, сеть Интернет буквально пестрят объявлениями о возможности купить готовую фирму, а сайты по трудоустройству печатают объявления: требуются номинальные руководители или учредители в ту или иную компанию. И точно так же, как достаточно трудно привлекать к ответственности номинальных и реальных руководителей, так же очень сложно привлечь к ответственности руководителей организаций, которые создают и продают такой номинальный бизнес. В первом случае реальные руководители ссылаются на то, что по документам они нигде не указаны, следовательно, никакого отношения к компании не имеют, номиналы, в свою очередь, ссылаются на то, что они были вовлечены в незаконную деятельность путем обмана, принуждения и т. д.
Необходимо отметить, что многие граждане действительно были обмануты, или их документами воспользовались мошенники для создания фирмы-однодневки. Люди могут даже не подозревать, что на их имя зарегистрировано с десяток подобных фирм, созданных с криминальными целями. Часто люди сами добровольно отдают свои документы или даже идут к регистраторам, а потом в банк, налоговую инспекцию. Совершают они это за небольшую плату со стороны представителей реальных руководителей, использующих их в качестве подставных лиц, обещая им полную безопасность и большие выплаты. Их убеждают, что выступить в качестве номинального руководителя фирмы — это не преступление, что никто не пострадает. Обманутые граждане не только впоследствии могут быть названы основными фигурантами по уголовным делам, но и невольно способствуют совершению преступлений, предусмотренных сегодня Уголовным кодексом РФ.
До 2011 года в России практически не существовало законодательных способов борьбы с подобными криминальными способами ухода от налогов.
Лишь судебная практика свидетельствовала, что подобных подставных лиц следует привлекать по ст. 173 УК РФ («Лжепредпринимательство»). Эта статья не находила широкого применения, а потому «профессия» номинала казалась удобной формой заработка обеим сторонам. Как показывает статистика Главного информационно-аналитического
центра МВД России, по ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство» было осуждено: в 2009 году — 55 человек (из них 11 — к реальному лишению свободы); в 2010 году — 9 человек (из них ни одного — к реальному лишению свободы) (цит. по: [10]). При этом организаторы нелегального бизнеса, которых никто не привлекал ни к какому виду ответственности, получали огромные доходы, которые никак не учитывались налоговыми органами России. А небогатые граждане, люди, отчаявшиеся получить работу, пенсионеры, студенты, нашли возможность немного заработать.
В 2011 глду эту борьбу взял под контроль глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он неоднократно выступал с предложениями о необходимости внесения дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, которое не предоставляло достаточных средств для борьбы с указанными схемами, когда организации использовали преступные средства для осуществления своих задач, а если их деятельность раскрывалась, то они перекладывали ответственность на номиналов — подставных лиц и продолжали заниматься незаконной деятельностью.
В конце 2011 года вступили в силу две новые статьи Уголовного кодекса, призванные бороться с компаниями-однодневками (организациями, специально созданными на короткий срок с целью «отмывания» денег, ухода от налогов) и, как следствие, с номинальными директорами, выступающими в качестве подставных лиц в таких организациях. Это один из важных шагов в борьбе не только с налоговыми преступлениями как таковыми, но и в борьбе с коррупцией, от которой страдают и граждане, и государство. В современном мире коррупция — одна из главных социальных проблем, она является одной из основных причин экономического кризиса. Нечестные государственные служащие, чиновники, бизнесмены стали причиной того, что государство не может выполнять свои основные социальные функции. Экономика многих государств находится под угрозой. Но и обычные люди, вовлеченные в мошеннические схемы, также страдают, поскольку им предстоит выплачивать большие деньги — долги фирмы, которую они якобы возглавляют, хотя они сами об этом могут даже и не знать. Кроме того, они привлекаются к юридической ответственности, зачастую вместо истинных виновников, и таких случаев в практике правоохранительных органов становится все больше.
В качестве номиналов — подставных лиц могут привлекаться друзья и родственники, этот вариант встречается довольно часто. С другой стороны, если все затевалось с явно противозаконными целями, то требуются «люди со стороны». Услуги таких лиц обычно «покупают» через упоминаемые уже юридические агентства, которые, как правило, в соответствии с уставными документами, занимаются консалтинговыми услугами и сопровождением бизнеса. Данные юридические фирмы находят потенциальных номиналов через сайты трудоустройства или через социальные сети, а потом связывают их с клиентами. Таким образом, граждане, которые находятся в безвыходном положении, ищут работу, могут оказаться жертвами мошенников, предлагающих отчаявшимся людям «легкий заработок». Конечно, легковерные граждане также виноваты, поскольку необходимо понимать, что честный бизнес прикрывать не надо, в нем изначально не должно быть обмана. Чаще всего именно такие люди соглашаются на любую работу, а недостаток опыта не позволяет им понять, что их обманывают, используют в незаконных интересах. Учредителем фирмы часто выступают деклассированные элементы (фирму регистрируют на лицо, злоупотребляющее наркотическими или алкогольными средствами, либо страдающее психическим расстройством), по поддельным документам на умершего человека, или гражданина, который по каким-то причинам не осознает, что он руководит коммерческой организацией и несет бремя ответственности за работу своего предприятия. Иногда десятки предприятий регистрируется на одно лицо.
У подобных фирм — фиктивный юридический адрес. Это может быть квартира в жилом доме, место, по которому зарегистрированы сотни подобных компаний. Естественно, что у такой фирмы минимальный уставный капитал, который прописан в законе, а следовательно, даже если учредители и руководители такой компании подвергнутся уголовному преследованию, то, скорее всего, они ничего не потеряют. Некоторые специалисты отмечают, что это — одна из проблем нынешнего законодательного регулирования, который нуждается в проработке. Возможно, ужесточение правил создания юридических лиц также могло внести свой вклад в решение указанной проблемы, однако это может вызвать негативную реакцию со стороны бизнес-сообщества. Между тем простота в регистрации юридических лиц, несомненно, в интересах мошенников.
Проблемой на сегодняшний день является ситуация, при которой практически никакой ответственности не несут компании, занимающиеся созданием и продажей «готовых» фирм с использованием номинальных руководителей. Они по-прежнему убеждены в своей безнаказонности и продолжают публиковать в СМИ и Интернете объявления. Более того, они настойчиво убеждают потенциальных клиентов, что, пользуясь их услугами, те не совершают ничего противозаконного. Они пытаются доказать, используя юридическую терминологию, что бизнесмены получат большое количество преимуществ, используя подставных лиц в качестве руководителей, и они не будут нести никакую ответственность в случае совершения незаконных действий. Проблема здесь заключается в том, что не наработана в полной мере практика применения новых статей Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, недостаточно судебной практики, а также не создан негативный образ такого бизнеса.
Если проанализировать публикации в СМИ по поводу принятия новых норм, то можно выявить также определенное негативное отношение к нововведениям. В частности, ссылаются на то, что нормы не проработаны и под их действие могут попасть вполне законные действия. Граждане же, которые не вполне осознавали последствия своего необдуманного согласия предоставить документы для создания фирмы или прийти в банк, налоговую инспекцию с целью совершения определенной сделки, могут стать фигурантами уголовного дела. Также проблема кроится в том, что общая тенденция государственной политики, проводимой Президентом России В. В. Путиным, заключается в либерализации наказаний за экономические преступления, создании благоприятных условий для развития честного бизнеса.
Эффективным инструментом в борьбе с фирмами-однодневками, использующими в своей деятельности подставных лиц, является совершенствование методов расследования экономических преступлений с целью выявления конечных выгодоприобретателей от их деятельности и привлечения их к ответственности.
Нашей основной задачей, как заявил и Президент России В. В. Путин, должны явиться новые правила взаимодействия государства и общества, стимулирующие честный открытый прозрачный бизнес. Действия, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, должны носить характер как усиления мер ответственности по отношению к лицам, нарушающим законы нашей страны, так и стимулирующий по отношению к тем, кто желает вести бизнес честно, не только для себя, получения личной выгоды, но и для процветания России. Это будет способствовать созданию сильной конкурентоспособной экономики и снижению числа налоговых преступлений и правонарушений.
Литература
1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию. 28.06.2012 г.http://www. advokat63.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2147&Itemid=88888907.
2. Гаврилова С., Липатов Д. При использовании номинальных учредителей и директоров рискуют обе стороны[Электронный ресурс]:http://www.nalogovik.ru/ffles/2011/01/pnp01_20_29_ne_ gltem1.pdf
3. Европа теряет триллион на неуплаченных налогах/^URONEWS. 02.05.2013//http: //ru. euronews.com/2013/05/02/combating-offshore-accounts/
4. Клерк.ру [Электронный ресурс]: http://www.klerk.ru/release/36160/
5. Олланд намерен искоренить налоговые убежища во всем мире//EURONEWS.10.04.2013http:// ru.euronews.com/2013/04/10/france-hollande-moves-to-stamp-out-fraud-in-public-life/ (дата обращения: 18 мая 2013 г.).
6. Плешанова О. Правила игры // Коммерсантъ. № 129 (3946), 25.07.2008 [Электронный ресурс]: http://www.kommersant.ru/doc/915662.
7. Правовед.ру. [Электронный ресурс]: http://pravoved.ru/question/13504/.
8. Путин В. В. О наших экономических задачах — 30 января 2012 [Электронный ресурс]: http:// putin2012.ru/#article-3 (дата обращения: 18 мая 2013 г.).
9. Интервью Александра Бастрыкина «Российская газета» — 12.10.2011 г.. [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2011/10/13/bastrykin.html.
10. Соловьев И. Н. Новый механизм выявления налоговых преступлений продуманно сложен // Налоговед. № 12. 2012 [Электронный ресурс]: http://www.nalogoved.ru/art/1514
11. «Фирмы-однодневки стоят бюджету триллион» — репортаж Ю.Синяевой / РБК daily:http:// www.rbcdaily.ru/economy/562949985819972 (дата обращения: 18 мая 2013 г.).
12. Юридический центр «Взгляд» — юридическая компания, предоставляющая услуги номинальных директоров: http://www.barrit.ru/price/nominal.html
13. Юрклуб. Виртуальный клуб юристов [Электронный ресурс]: http://forum.yurclub.ru/index. php?showtopic=213147.
14. OPG.ru. Организованная правовая группа — юридическая компания [Электронный ресурс]: http://st-petersburg.opg.ru/about/
А. В. Лавренко, В. Ю. Сморгунова
борьба с криминальными схемами ухода от уплаты налогов с использованием подставных лиц с целью создания условий для развития добросовестного бизнеса и укрепления Экономики России
Налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании, однако именно они являются причиной того, что государственный бюджет недополучает средства, которые могли бы быть использованы на социальные нужды. Такие преступления противоречат одной из конституционных обязанностей граждан, т. е. посягают на самые основы государственного строя России. Для раскрытия таких преступлений всем участникам уголовного процесса со стороны обвинения — от следователя до судьи — необходимо иметь глубокие экономические познания вкупе с юридическими. Это связано с тем, что сложно доказать умысел на совершение конкретного преступления и что зафиксированное правонарушение не является следствием ошибки. Если же речь идет об использовании подставных лиц — номинальных руководителей, учредителей или индивидуальных предпринимателей, — то ситуация значительно усложняется: увеличивается число участников, роли которых необходимо выяснить, а вину доказать. Часто обвиняемые в таких делах оказываются пострадавшими, не только «подставными», но и «подставленными».