Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / BIOMETRIC IDENTIFICATION / РАСПОЗНАВАНИЕ / RECOGNITION / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / "ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНОСТИ" / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY / КРИМИНАЛИСТИКА / CRIMINALISTICS / РОБОТЫ / ROBOTS / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / "DIGITALIZATION OF CRIME" / DRONES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширкин Антон Александрович

В статье рассмотрены вопросы применения современных научно-технических средств в правоохранительной деятельности в условиях современного развития информационно-телекоммуникационных технологий. Приведены примеры использования роботизированных технологий за рубежом. Сформулированы проблемы, препятствующие использованию этих средств и технологий в правоохранительной, в том числе оперативной и следственной, деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL MEANS AND TECHNOLOGIES IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

The issues of applicaton of modern scientific and technical means in law enforcement activity in the conditions of modern development of information and telecommunication technologies are considered in the article. Examples of the use of robotic technologies abroad are given. The problems that obstruct the use of such means and technologies in law enforcement activity including operational and investigative activities in Russia are formulated.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

А. А. Ширкин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены вопросы применения современных научно-технических средств в правоохранительной деятельности в условиях современного развития информационно-телекоммуникационных технологий. Приведены примеры использования роботизированных технологий за рубежом. Сформулированы проблемы, препятствующие использованию этих средств и технологий в правоохранительной, в том числе оперативной и следственной, деятельности в России.

Ключевые слова: биометрическая идентификация; распознавание; киберпространство; информационные системы; «цифровизация преступности»; правоохранительная деятельность; криминалистика; роботы; беспилотные летательные аппараты.

A. A. Shirkin

THE USE OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL MEANS AND TECHNOLOGIES IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

The issues of applicaton of modern scientific and technical means in law enforcement activity in the conditions of modern development of information and telecommunication technologies are considered in the article. Examples of the use of robotic technologies abroad are given. The problems that obstruct the use of such means and technologies in law enforcement activity including operational and investigative activities in Russia are formulated.

Keywords: biometric identification; recognition; cyberspace; information systems; "digitalization of crime"; law enforcement activity; criminalistics; robots; drones.

В настоящее время не существует ни одной сферы деятельности человека, в которой не использовались бы информационные технологии систем связи, телекоммуникаций, вычислительной техники.

Параллельно с материальным миром вокруг человека формируется киберпространство, представленное такими предметами, как мобильные телефоны, планшеты, GPS-навигаторы, фотокамеры, цифровые радиоприемники и видеокамеры, интеллектуальные датчики давления, температуры, ускорения, пульсометры, шагомеры и др., список которых неуклонно растет. Каждое из этих устройств обладает некоторым объемом памяти, а многие также способны передавать получаемые / накапливаемые данные по каналам связи, превращаясь таким образом в источники криминалистически значимой информации [1, с. 340].

Кибернетическое пространство как неотъемлемая часть современной действительности влияет на развитие всех процессов в обществе, в том числе криминальных. Так называемая «цифровизация преступности» (использование информационно-телекоммуникационных технологий в качестве орудий и средств совершения преступлений), широкое распространение дистанционных способов совершения преступлений (исключающих непосредственный контакт как между соучастниками, так и с потерпевшими), использование криптовалют в криминальных взаиморасчетах стали актуальными угрозами государству и обществу.

Организованная преступность все активнее осваивает уникальные возможности киберпространства, вследствие чего особую актуальность приобретает разработка тактико-технических приемов производства следственных действий в этом эфемерном пространстве, где все присутствует в виртуальном, электронном, цифровом виде [2, с. 155].

Повышенную социальную опасность несут в себе и противоправные деяния, совершаемые во время проведения массовых спортивных и зрелищных мероприятий, в том числе международного уровня. Первоочередной задачей правоохранительных органов становится упреждение таких криминальных проявлений [3, с. 199].

Эффективная ликвидация этих угроз правоохранительными органами возможна при профессиональном использовании новейших научно-технических средств, в том числе роботизированных. В современных условиях роботизированные средства обеспечения безопасности представляют собой комплекс различного рода электронных приборов и устройств, ставших уже привычными для граждан Российской Федерации (РФ). К таким средствам можно отнести устройства GPS- и Глонасс-позиционирования охраняемых объектов, различного рода сигнализации, автономные системы охраны и пожаротушения, системы биометрической идентификации и т. д. Основной целью создания этих систем является повышение эффективности решения задач обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также оптимизация и рациональное использование ресурсов, затрачиваемых на осуществление этой деятельности. При этом решаются взаимосвязанные задачи по распознаванию объектов, лиц, их состояний в целях розыска и по физическому пресечению противоправной деятельности.

Результативность проведения биометрической идентификации лиц значительно повышается посредством развития банков биометрических данных1 (расширения спектра идентифицирующих признаков (критериев), точности их распознавания, пополнения банка биометрических данных). Активная работа в этом направлении ведется как в России, так и за рубежом. Например, в рамках глобального проекта по созданию новой базы биометрических данных, разрабатываемого в США на протяжении 2008-2018 гг., помимо отпечатков пальцев в банк данных включены отпечатки ладоней, информация о лице, зрачке, шрамах, татуировках и других приметах [4, с. 375]. В Китайской Народной Республике (КНР) начиная с 2015 г. реализуется проект по созданию национальной базы данных на основе биометрической системы распознавания лиц. В настоящее время уже можно говорить о том, что КНР располагает крупнейшей в мире сетью камер видеонаблюдения (более 180 млн камер) и планирует установить еще порядка 450 млн до 2020 г. Однако данные камеры наделены не только функцией видеофиксации происходящего, но и позволяют произвести аутентификацию / идентификацию практически каждого из 1,4 млрд жителей страны за временной промежуток от трех секунд [5].

В РФ, согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [6], требованием к обработке этих данных является наличие согласия субъекта персональных данных на их обработку оператором. Вместе с тем, законом предусмотрен ряд исключений их этого правила, в том числе при осуществлении деятельности в сфере обороны, обеспечения безопасности,

1 Биометрические персональные данные можно определить как сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность.

противодействия терроризму, оперативно-розыскной деятельности, реализации норм уголовно-исполнительного законодательства [7, с. 85]. Здесь осуществление биометрической идентификации с помощью использования новейших технических средств, в частности беспилотных летательных аппаратов, иных роботизированных средств, без получения согласия субъектов этих данных является правомерным. Так, использование автоматизированных информационно-поисковых систем биометрической идентификации личности по изображению лица (например, «СОВА») при установлении лиц, причастных к совершению преступления, признано соответствующим требованиям Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8], материалы, надлежащим образом приобщенные к уголовному делу, признаются доказательствами [9].

В данном контексте представляет значительный интерес зарубежный опыт использования роботизированных устройств и систем, использующих биометрические данные. Так, в феврале 2017 г. на железнодорожном вокзале г. Чжэнчжоу (КНР) на патрулирование заступил робот-полицейский [10], функционирующий на системе Android, оснащенный высокочувствительной камерой, позволяющей распознавать лица пассажиров, фотографировать их и передавать в информационный центр. Данная система позволяет полиции Китая вести учет лиц, прибывающих (и убывающих) на крупные пересадочные узлы, а также осуществлять розыск лиц. Сообщается, что полицейские роботы могут быть оборудованы анти-вандальными средствами и специальными полицейскими средствами, такими как электрошокер и (или) ослепляющее оборудование. Он может управляться с помощью оператора и использоваться для ликвидации беспорядков.

В октябре 2016 г. полиция Дубая представила прототип робота-полицейского, наделенного искусственным интеллектом, способного воспринимать шесть языков и различать с расстояния 1,5 м сигналы, жесты и эмоции человека. Данная функция позволяет роботу определять лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также агрессивных лиц или лиц, нуждающихся в медицинской помощи. Кроме того, робот оснащен интегрированной картой местности, а также сенсорным экраном, на котором будут отображаться сведения о преступлениях, лицах, находящихся в розыске, и иная информация. Во время патрулирования улиц роботизированная полиция может применять свое программное обеспечение для распознавания лиц (используя национальный банк биометрических данных), чтобы помочь полицейским выявлять и задерживать разыскиваемых лиц, а также осуществлять видеофиксацию происходящего [11].

Среди научных школ как отечественной, так и зарубежной криминалистики ощущается конкуренция за инновационное лидерство внедрения в правоохранительную практику, прежде всего оперативную и следственную, технологий шестого технологического уклада, именуемых инновационными интрузивными технологическими комплексами нано-био-инфо-когнитивных технологий (НБИК-тех-нологии (NBIC)).

В качестве одного из наиболее действенных инновационных методов противодействия преступности отечественными специалистами признается космический мониторинг, целью которого является оперативное обеспечение актуальной геоинформацией для решения комплекса оперативно-следственных задач, связанных с анализом изменений местности [12, с. 168].

В российской и мировой полицейской практике также активно используются беспилотные летательные аппараты для фотофиксации и видеозаписи разного рода

собраний людей (концерты, митинги, беспорядки и т. п.). Информация, полученная с использованием данных устройств, в том числе об идентификации лиц, приобщается к материалам уголовных дел и принимается судами в качестве доказательств.

В России использование беспилотных летательных аппаратов в целях пресечения и раскрытия преступлений также имеет соответствующую правовую регламентацию. Согласно п. 114 постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [13] разрешения на использование воздушного пространства в классах А и С не требуется в случаях пресечения и раскрытия преступлений.

Технический прогресс позволяет расширить область применения беспилотных летательных аппаратов в сфере обеспечения правопорядка. Зарубежный опыт свидетельствует о возможности использования беспилотных летательных аппаратов с опцией применения специальных средств нелетального воздействия, таких как электрошокеры, резиновые пули, различные виды газов1. Подобные спецсредства состоят на вооружении и народной военной полиции Китая: беспилотные летательные аппараты, снаряженные боеприпасами, в том числе с возможностью подрыва боеприпаса в воздухе для обеспечения поражения газом групп людей. Данные устройства применяются в случаях, когда лица, осуществляющие противоправные действия, устраивают баррикады, что препятствует работе полиции и создает риск для поражения их сотрудников, например рикошетом. Помимо электрошоковых средств, газового оружия и дымов, военная полиция Китая применяет беспилотные летательные аппараты, оснащенные ослепляющими средствами (это могут быть светодиодные гранаты, сверхмощные фонари или лазерные ослепляющие устройства).

Практика использования научно-технических средств, инновационных технологий в целях получения значимой для правоохранительных органов информации, в том числе для использования ее в оперативно-следственной работе, позволяет говорить о существовании ряда проблем, требующих решения как с помощью законодательных механизмов, так и посредством проведения научных исследований и выработки практических рекомендаций. В числе возможных направлений такой работы могут быть названы следующие:

1) устранение недостатков правового регулирования: определение целей и задач использования научно-технических средств и методов их применения; установление критериев допустимости применения научно-технических средств; решение вопроса о доказательственном значении результатов их применения;

2) переосмысление криминалистического представления о механизме следо-образования в киберпространстве, формирование комплекса криминалистических требований к широкому спектру технических устройств фиксации и хранения цифровой информации, используемой в интересах правоохранительной деятельности;

3) получение и использование сотрудниками правоохранительных органов знаний о закономерностях возникновения, видоизменения, движения значимой компьютерной информации, которые следует рассматривать как имеющие специальный характер, в том числе с помощью сведущих лиц.

1 https://legiscan.com/ND/drafts/1328/2015.

Обладание информацией и умение быстрее других ее обрабатывать, систематизировать и получать информационную систему имеют огромное значение для

принятия правильного организационно-управленческого и / или процессуального решения в правоохранительной деятельности.

Использованные источники

1. Мещеряков В. А. Криминалистика «Больших данных» и «Интернета вещей» // Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики (Москва 16 октября 2014 г.). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 340-342.

2. Ищенко Е. П. О технико-криминалистическом сопровождении расследования преступлений // Проблемы современной криминалистики и основные направления ее развития в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летнему юбилею кафедры криминалистики Уральского государственного юридического университета (6 октября 2017 г.). Екатеринбург: Изд. дом Уральского государственного юридического университета, 2017. С. 153-160.

3. Мельник А. Е. О новых вызовах и угрозах безопасности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и некоторых мерах по противодействию им // Актуальные проблемы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью: материалы 2-й Международной научно-практической конференции (19 ноября 2015 г.). М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 193-202.

4. Юзиханова Э. Г. Дактилоскопия в обеспечении национальной безопасности // Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014 г.). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 372-375.

5. В Китае создают тотальную систему распознавания лиц граждан [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2018/02/11/v-kitae-sozdayut-totalnuyu-sistemu-raspoznavaniya-lits-grazhdan-ona-pomozhet-lovit-prestupnikov-i-sobirat-dannye-na-vseh-ostalnyh.

6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Глазунова И. В. Проблемные аспекты правового регулирования идентификации личности по дактилоскопической и геномной информации // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 1. С. 83-89.

8. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Апелляционное определение Приморского краевого суда по делу № 22-1905/2014. Официальный документ.

10. Первый полицейский робот появился на Восточной железнодорожной станции Восточного Чжэнчжоу [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/legal/2017-02/ 18/c_1120488729.html.

11. Первый полицейский робот Дубаи [Электронный ресурс]. URL: http://tech.sina.com.cn/ roll/2017-05-23/doc-ifyfkqwe0614781.shtml.

12. Злоченко Я. М., Вафин Р. Р. Инновационные технологии получения криминалистически значимой информации при расследовании терроризма // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, имена (к 90-летию профессора Р. С. Белкина): сборник материалов 53-х криминалистических чтений: в 3 ч. М.: Академия управления МВД России, 2012. Ч. 1. С. 167-172.

13. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.