Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ФИЛЬМЫ / ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ И АУДИРОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПРОДВИНУТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

Статья посвящена вопросу применения научно-популярных фильмов при обучении студентов-иностранцев говорению на занятиях по РКИ. Изучение специфики данного процесса на продвинутом этапе обучения составляет цель нашей работы. В ходе исследования применялись такие методы, как анализ и систематизация данных, полученных в результате обобщения собственного опыта работы по обучению студентов-иностранцев русскому языку и поиска информации по рассматриваемой теме в учебно-методической литературе и научных публикациях. Автором изучены особенности кино как эффективного средства обучения РКИ. Кроме этого, в статье представлены основные этапы работы над научно-популярными фильмами при обучении говорению на занятиях по русскому языку как иностранному, а также разнообразные виды используемых заданий. В результате исследования автор делает вывод, что систематическое и детально продуманное использование научно-популярных фильмов на занятиях по РКИ способствует оптимизации обучения иностранных учащихся русскому языку на продвинутом этапе, а также предоставляет большие возможности для активной работы в процессе совершенствования речевых навыков и умений. Материал, представленный в данной статье, может составить теоретическую основу для дальнейшей разработки учебно-методического пособия по использованию фильмов в процессе обучения иноязычной речи на занятиях по РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SCIENTIFIC-POPULAR FILMS IN TEACHING SPEAKING ON LESSONS OF RUSSIAN AS FOREIGN

The article is devoted to the use of scientific-popular films in teaching foreign students to speak on lessons of Russian as foreign. Studying the specific of this process at an advanced stage of training is the goal of our work. In the course of the study, methods were used such as analysis and systematization of data obtained as a result of generalizing their own experience in teaching Russian language to foreign students, as well as searching for information on the topic in question in educational literature and scientific publications. The author studied the features of cinema as an effective means of teaching Russian as foreign. In addition, the article presents the main stages of work on popular science films when teaching speaking on lessons of Russian as foreign, as well as various types of tasks used. As a result of the study, the author concludes that the systematic and well-thought-out use of scientific-popular films on lessons of Russian as foreign helps to optimize the teaching of Russian to foreign students at an advanced stage, and also provides great opportunities for active work in the process of improving speech skills and abilities. The material presented in this article can form a theoretical basis for the further development of a teaching aid on the use of films in the process of teaching foreign language speech on lessons of Russian as foreign.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

DMITRIEVA Darya Dmitrievna

USE OF SCIENTIFIC-POPULAR FILMS IN..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 372.881.161.1 +378 |@ 0 TS°s~is an opeKcesii^

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0020 iMmtw (https://creat1vecQmmQns.0rg/i1censes/by-nc/4.o/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 6851-5206 AuthorID: 777383 ORCID: 0000-0002-0349-0549

ДМИТРИЕВА Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru) Аннотация. Статья посвящена вопросу применения научно-популярных фильмов при обучении студентов-иностранцев говорению на занятиях по РКИ Изучение специфики данного процесса на продвинутом этапе обучения составляет цель нашей работы. В ходе исследования применялись такие методы, как анализ и систематизация данных, полученных в результате обобщения собственного опыта работы по обучению студентов-иностранцев русскому языку и поиска информации по рассматриваемой теме в учебно-методической литературе и научных публикациях. Автором изучены особенности кино как эффективного средства обучения РКИ. Кроме этого, в статье представлены основные этапы работы над научно-популярными фильмами при обучении говорению на занятиях по русскому языку как иностранному, а также разнообразные виды используемых заданий. В результате исследования автор делает вывод, что систематическое и детально продуманное использование научно-популярных фильмов на занятиях по РКИ способствует оптимизации обучения иностранных учащихся русскому языку на продвинутом этапе, а также предоставляет большие возможности для активной работы в процессе совершенствования речевых навыков и умений. Материал, представленный в данной статье, может составить теоретическую основу для дальнейшей разработки учебно-методического пособия по использованию фильмов в процессе обучения иноязычной речи на занятиях по РКИ.

Ключевые слова: научно-популярные фильмы, обучение говорению, аудиовизуальные средства обучения, развитие навыков говорения и аудирования, обучение иноязычной речи, русский язык как иностранный, продвинутый этап обучения.

USE OF SCIENTIFIC-POPULAR FILMS IN TEACHING SPEAKING ON LESSONS OF RUSSIAN

AS FOREIGN

© The Author(s) 2021

DMITRIEVA Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department

"Russian language and speech culture" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru) Abstract. The article is devoted to the use of scientific-popular films in teaching foreign students to speak on lessons of Russian as foreign. Studying the specific of this process at an advanced stage of training is the goal of our work. In the course of the study, methods were used such as analysis and systematization of data obtained as a result of generalizing their own experience in teaching Russian language to foreign students, as well as searching for information on the topic in question in educational literature and scientific publications. The author studied the features of cinema as an effective means of teaching Russian as foreign. In addition, the article presents the main stages of work on popular science films when teaching speaking on lessons of Russian as foreign, as well as various types of tasks used. As a result of the study, the author concludes that the systematic and well-thought-out use of scientific-popular films on lessons of Russian as foreign helps to optimize the teaching of Russian to foreign students at an advanced stage, and also provides great opportunities for active work in the process of improving speech skills and abilities. The material presented in this article can form a theoretical basis for the further development of a teaching aid on the use of films in the process of teaching foreign language speech on lessons of Russian as foreign.

Keywords: scientific-popular films, teaching speaking, audiovisual teaching aids, developing speaking and listening skills, teaching foreign language speech, Russian as foreign language, advanced stage of teaching.

ВВЕДЕНИЕ

Методисты в области преподавания РКИ и других иностранных языков находятся в постоянном поиске наиболее продуктивных методов, приёмов и средств обучения для интенсификации и совершенствования учебного процесса. Большинство из них считают, что кино является одним из эффективных аудивизуальных средств развития у обучаемых навыков говорения и аудирования. Отметим, что оно обладает рядом преимуществ и сильных сторон. Итак, для кино характерны: си-туативность, динамичность изображения, синхронность звукового и зрительного ряда. Представленные характеристики фильма определяют его значимую роль в процессе обучения, особенно на продвинутом этапе, когда у учащихся уже сформированы речевые навыки и умения на базе основного материала изучаемого языка. На данном этапе учащиеся уже владеют минимумом речевых конструкций, необходимых для иноязычной коммуникации, при этом достаточно часто теряют интерес к языку, используя во всех ситуациях этот минимум. Таким образом, им необходимы дополнительные стимулы для вы-

сказывания и обогащения речи.

Проблема использования аудивизуальных средств, а именно фильмов и видеоматериалов, при обучении иностранным языкам и РКИ рассмотрена в разнообразных трудах таких известных учёных, как Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г., Верещагин Е.М., Щукин А.Н., а также в научных исследованиях современных авторов (Глазова О.Г., Весова Т. Н., Чистякова Е.В., Игнатенко О. П., Томиленко Н.А., Чайбок-Тверефу И., Ершова Л.В., Норейко Л.Н., Касьянова В.М., Оливьери К., Фазылянова Х.М., Фрайфельд Е.Б., Дмитриева Д.Д., Скляр Е.С., Арапова О.Г., Березняцкая М.А., Денисенко А.В.) [1-17]. Однако, по нашему мнению, вопрос применения научно-популярных фильмов в процессе обучения иностранных студентов говорению на русском языке недостаточно изучен, чем обусловлена актуальность темы нашего исследования.

Работы по методике преподавания РКИ и других иностранных языков (Щукин А.Н., Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д., Верещагин Е.М., Пассов Е.И.), а также научные публикации, посвящённые вопросу при-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ДМИТРИЕВА Дарья Дмитриевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ...

менения фильмов в процессе преподавания иностранных языков, представляют теоретическую базу нашего исследования [1-18].

МЕТОДОЛОГИЯ

Изучение специфики работы с научно-популярными фильмами при обучении говорению на занятиях по русскому языку как иностранному составляет цель данной работы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение особенностей кино как эффективного средства обучения;

- выделение основных этапов работы над научно-популярными фильмами для обучения говорению на занятиях по РКИ и определение соответствующих заданий;

Анализ и систематизация данных, полученных в результате обобщения собственного опыта работы по обучению студентов-иностранцев русскому языку, а также поиска информации по рассматриваемой теме в учебно-методической литературе и научных публикациях, составляют методы и источники нашего исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Известно, что использование кино в процессе обучения иностранным языкам позволяет проводить анализ, основанный на сравнении и сопоставлении культурных реалий и специфики поведения людей в разнообразных ситуациях межкультурного общения. Кроме этого, фильмы могут оказывать сильное эмоциональное воздействие на иностранных учащихся, то есть служить стимулом для создания дополнительной мотивации в их дальнейшей учебно-поисковой, творческой и научной деятельности [1,2,3]. Таким образом, озвучивание фильма, его обсуждение, необходимость выразить своё мнение о проблемах, которые в нём подняты, обеспечивают мотивацию речевого действия. При этом её интенсивность можно увеличить благодаря использованию фильмов, интерес к которым заставляет студентов-иностранцев преодолевать языковой барьер. К ним можно отнести, прежде всего, страноведческие фильмы о жизни русских людей и культуре России.

Отметим, что в фильмах объединяются и синтезируются различные источники информации. Это имеет ряд преимуществ для преподавателя РКИ. Обратимся к их рассмотрению.

1. Создание на занятиях иноязычной языковой среды определённой структуры.

2. Представление образцов устной разговорной речи на необходимом уровне.

3. Интенсификация учебного процесса.

4. Контроль восприятия и усвоения информации.

5. Обеспечение комплексного развития речевых навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

6. Обеспечение необходимого уровня мотивации при реализации учебного процесса.

При этом благодаря применению фильмов на занятиях по РКИ студенты-иностранцы усваивают лексические единицы и невербальные средства общения с опорой на визуальные объекты и символы, а также находят альтернативные формы использования определённых языковых средств, описывают и интерпретируют различные формы общения и т.д.

При использовании разнообразных фильмов на занятиях по РКИ, перед преподавателем стоят следующие задачи, которые необходимо решить:

- обучение слушанию и пониманию иноязычной речи;

- демонстрация многообразия способов использования языковых конструкций и грамматических явлений в живой речи;

- обучение применению русского языка не только с целью передачи информации, но и для выражения разнообразных чувств и эмоций;

- проверка степени и качества усвоения изученного грамматического материала;

- выявление ошибок и рассмотрение спорных вопросов относительно грамматического материала;

- закрепление пройденного лексико-грамматического материала;

- корректировка ошибок, обнаруженных в результате проверки усвоения лексических единиц и грамматических явлений;

- развитие навыков говорения на основе дискуссий и творческих высказываний о сюжете фильма;

-знакомство со страноведческой информацией об образе жизни и мысли, системе ценностей и взаимоотношений русских людей;

- создание и усиление мотивации у иностранных учащихся к дальнейшему изучению русского языка.

На продвинутом этапе обучения иностранных учащихся русскому языку важно перейти от облегчённого учебного материала к неадаптированной ситуативно-обусловленной речи, которая позволит психологически подготовить студентов-иностранцев к восприятию и пониманию любой звучащей информации и самостоятельной речевой деятельности на русском языке. Данный факт обусловливает необходимость использования научно-популярных фильмов. Важно, что их тематическая универсальность позволяет решить проблему выбора текстов к лексическим темам в соответствии с календар-но-тематическим планом занятий.

Следует отметить, что методика работы с научно-популярными фильмами на занятиях по РКИ определяется, прежде всего, спецификой этого вида кино. Обратимся к рассмотрению основных особенностей фильмов данного типа, которые должны быть учтены при их использовании в процессе обучения студентов-иностранцев русскому языку.

Во-первых, наличие большого количества слов и словосочетаний, которые необходимо предварительно объяснить учащимся. В связи с этим целесообразно использовать научно-популярные фильмы не в начале работы над темой, когда вводится и семантизируется новая лексика, а на завершающем этапе. Таким образом, перед демонстрацией фильма должна проводиться вводная беседа, во время которой преподаватель знакомит студентов с его темой и объясняет новые слова.

Во-вторых, применение специфических средств передачи информации, с помощью которых иллюстрируется и дополняется словесный текст. Таким образом, дикторский комментарий конкретизируется ёмким видеорядом, смысловая нагрузка распределяется между изображением и звучащим словом.

В-третьих, научно-популярный фильм имеет много общего с художественным фильмом. Так, благодаря научной достоверности и художественной образности отображаемой действительности научно-популярный фильм становится на занятиях практики речи действенным средством развития навыков спонтанного говорения на всех этапах работы с ним. Такие задания, как описать зрительный ряд, который не сопровождается текстом, охарактеризовать героев фильма, выразить своё отношение к увиденному, создают речевые ситуации, позволяющие студентам-иностранцам использовать изученные речевые конструкции на новом материале.

По нашему мнению использование научно-популярных фильмов в процессе развития навыков говорения и аудирования у иностранных студентов, изучающих русский язык, требует разделения всей работы на несколько этапов и выделения в каждом из них главной целевой установки. На подготовительном этапе происходит предварительное снятие языковых и лингвострановедческих трудностей, при восприятии развиваются умения воспринимать и понимать информацию. Затем осуществляется контроль понимания основного содержания, развитие языковых и речевых навыков при воспроизведении и свободном говорении, а также самоконтроль. Выделение данных этапов работы над фильмом позволяет преподавателю в соответствии с конечной целью организовать

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

81

DMITRIEVA Darya Dmitrievna

USE OF SCIENTIFIC-POPULAR FILMS IN...

материал с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному [1, 4-17].

Рассмотрим основные этапы работы над научно-популярными фильмами при обучении говорению на занятиях по русскому языку как иностранному, а также разнообразные виды используемых заданий.

1. Проведение вводной беседы. Ознакомление студентов-иностранцев с темой фильма, объяснение незнакомых слов, словосочетаний и страноведческих реалий для снятия некоторых страноведческих и лингвистических трудностей.

2. Просмотр фильма.

3. Беседа по содержанию фильма, включающая задание ответить на общие вопросы. Например: «О чём идёт речь в фильме?», «Какая главная идея фильма?», «Какие кадры вам кажутся наиболее интересными?» и т.д.

4. Выполнение заданий, направленных на смысловую обработку полученной информации.

а) разделение содержания фильма на смысловые части;

б) определение наиболее значимого кадра в каждой части;

в) отбор смысловых предикатов, раскрывающих содержание каждой части.

Отметим, что в случае отсутствия у иностранных учащихся каких-либо навыков работы с фильмом в процессе обучения, необходимо представить готовую схему его содержания, на основе которой студенты строят высказывания, состоящие из 3-5 предложений. Если при выполнении данного задания у учащихся возникают трудности, они допускают большое количество ошибок, то преподавателю следует задавать им вопросы к каждой части фильма.

5. Прослушивание и повторение за преподавателем или диктором фраз из текста фильма. Это могут быть наиболее интересные в языковом отношении предложения. Усвоение новой лексики.

6. Выполнение заданий, направленных на отработку отдельных грамматических конструкций.

7. Прослушивание фонограммы фильма для подготовки к его самостоятельному озвучиванию.

8. Повторный просмотр фильма с проговариванием про себя текста с соответствующей интонацией и в необходимом темпе.

9. Просмотр фильма без звука с одновременным его озвучиванием.

10. Выполнение заданий, подготавливающих к расширенному комментированию фильма (описание каких-то явлений, комментирование определённых фраз).

11. Расширенное озвучивание фильма с записью речи иностранных учащихся.

12. Прослушивание и анализ аудиозаписей, корректное проговаривание фраз, в которых были допущены ошибки.

13. Выход в речевую практику (устную и письменную). Подготовка сочинения или устного сообщения по теме с использованием содержания фильма и таких дополнительных материалов, как учебные тексты, рассказ преподавателя и т.д. [4,14,18-21].

ВЫВОДЫ

В результате данного исследования можно сделать вывод, что систематическое и детально продуманное использование научно-популярных фильмов на занятиях по РКИ способствует оптимизации обучения иностранных учащихся русскому языку на продвинутом этапе, раскрывая широкие возможности для активной работы в процессе совершенствования речевых навыков и умений. Материал исследования может составить теоретическую основу для разработки учебно-методического пособия по использованию фильмов в процессе обучения иноязычной речи на занятиях по РКИ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств (при обучении русскому языку как иностранному в вузе) — М., 1981.

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

2. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1990. — 268 с.

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М, 1990.

4. Глазова О.Г. Научно-популярные фильмы как часть дидактической игры в процессе дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Современное педагогическое образование. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-populyarnye-filmy-kak-chast-didakticheskoy-igry-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 16.08.2021).

5. Весова Т. Н., Чистякова Е.В. Методические основы использования художественных фильмов в процессе преподавания русского языка как иностранного // PrimoAspectu. — 2013. — Т. 12. № 2 (105). — С. 145-148.

6. Игнатенко О. П., Томиленко Н.А. Использование видеоматериалов как средство формирования коммуникативных навыков на занятиях РКИ // Сб. конф. НИЦ Социосфера. — 2015. — № 56. — С. 61—64.

7. Чайбок-Тверефу И. Использование кинофильмов на практических занятиях по РКИ //Русский язык за рубежом. — 2010. — № 4 (221). — С. 96—100.

8. Ершова Л.В., Норейко Л.Н. Кинотекст как источник культуро-ведческой информации о России. — М., 2001.

9. Касьянова В.М. Художественные фильмы на занятиях по РКИ: от понимания к достижению образа страны //Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4—6 октября 2004 г.): Труды и материалы /Под общ. ред. К.Р. Галиуллина. — Казань, 2004.

10. Оливьери К. «Московский кинематографический текст» в процессе обучения РКИ //Русский язык за рубежом. — 2008. — № 5.

11. Фазылянова Х.М. Обучение речевому общению с использованием видео-курсов на занятиях по русскому языку как иностранному в условиях курсового обучения. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2006.

12. Фрайфельд Е.Б. Художественный фильм как средство профессионально-личностного развития студентов при изучении иностранного языка в высшей школе. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006.

13. Дмитриева Д.Д., Скляр Е.С. Использование поликодовых текстов на занятиях по РКИ//Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сборник научных трудов V Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. — 2020. — С. 373-378.

14. Дмитриева Д.Д. Учебный фильм как эффективное средство обучения русскому языку как иностранному //Региональный вестник. —

2019. — № 11 (26). — С. 19-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Дмитриева Д.Д.Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранных студентов русскому языку (на примере мультипликационных фильмов) //Балтийский гуманитарный журнал. —

2020. — Т. 9. № 2 (31). — С. 71-73.

16. Арапова О.Г. Художественные короткометражные фильмы как средство повышения мотивации при обучении русскому языку как иностранному//Вестник Вятского государственного университета. — 2020. — № 4 (138). — С. 108-117.

17. Березняцкая М.А., Денисенко А.В. Аутентичный художественный фильм как средство обучения русскому языку как иностранному// Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 9-3 (63). — С. 204-207.

18. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223с.

19. Дмитриева Д.Д. Использование творческих заданий в процессе активизации обучения русскому языку как иностранному// Региональный вестник. — 2020. — № 14 (53). — С. 29.

20. Дмитриева Д.Д. Формирование лексико-грамматических навыков речи на занятиях по русскому языку как иностранному// Региональный вестник. — 2019. — № 12 (27). — С. 40-41.

21. Москалёва Л.А. Галиулина И.Р., Богородский В.А. Подходы к обучению говорению на занятиях по русскому языку как иностранному на продвинутом этапе обучения // Филология и культура. — 2019.

Статья поступила в редакцию 20.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.