Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1915
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / ТАБЛИЦЫ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ДИДАКТИКА / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллоева Тутинисо, Бобоева Рохат Наимовна

В данной статье рассматриваются методы использования наглядных пособий на занятиях русского языка. Авторы отмечают, что применение наглядности облегчает учащимся усвоение изучаемого материала, обеспечивает осмысленное его восприятие и прочное запоминание, повышает интерес к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF VISUALIZATION IN THE CLASSROOM FOR RUSSIAN LANGUAGE

This article discusses the use of visual aids in the classroom of the Russian language. The authors note that application visibility facilitates students mastering the studied material provides a meaningful and lasting perception of its storage, raises interest in lessons.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

экогуманистического мировоззрения как одна из сторон педагогической подготовки учителя в вузе требует решение следующих задач: выделение структурных компонентов профессионально-экогуманистического мировоззрения, критериев и уровней его сформированности.

Ключевые слова: мировоззрение, гуманизм, будущий учитель, мораль, воспитание.

STRUCTURE, CRITERIA AND LEVEL SFORMIROVANNOSTI PROFESSIONAL WORLD

OUTLOOKS OF THE FUTURE TEACHERS

In given article authors considers the structure and level сworldoutlooks of the future teachers. Shaping and developments professional worldoutlook as one of the sides of pedagogical preparing the teacher in high school requires the decision of the following problems, considered: separation structured component worldoutlook.

Keywords: world outlook, humanism, future teacher, moral, education.

Сведения об авторах: Мухаббатов Хушнуд Курбонович, доцент кафедры экспериментальной физики Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: rakhmonov sharif@mail.ru

Миралиев Абдусалом Мустофоевич, профессор кафедры общеуниверситетской педагогики Таджикского национального университета

Зувайдуллоев Файзулло Зикирович, старший преподаватель Института энергетики Таджикистана

Давлатов Зафар Амирович, старший преподаватель кафедры теоретической физики Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни

Äbout authors: Muhabbatov Khushnud Qurbonovich, docent of the experimental physics chair of Tajik State Pedagogical University named after S. Aini, e-mail: rakhmonov sharif@mail.ru

Miraliev Abdusalom Mustofoevich, professor of the pulpit general pedagogical Tajik National University

Zuvaydulloev Fayzullo Zikirovich, a senior teacher of the Institute of Energy of Tajikistan Davlatov Zafar Amirovich, a senior teacher of chairs of theoretical physics of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Абдуллоева Т., Бобоева Р. Н.

Таджикский национальный университет

Наглядность, как известно, - один из принципов дидактики, важнейшее средство достижения эффективности процесса обучения и развития активности учащихся. Особенно важна роль наглядности на уроках русского языка, на которых во многих случаях приходится оперировать отвлеченными и сложными понятиями. Применение наглядности в большей степени облегчает учащимся усвоение изучаемого материала, обеспечивает осмысленное его восприятие и прочное запоминание, повышает интерес к занятиям.

Для того чтобы наглядное пособие принесло пользы, нужно помнить о необходимости умелого, методически обоснованного его использования. Особое значение приобретает характер вопросов при анализе содержания наглядного пособия, их последовательность, система; умение учителя с помощью поставленных вопросов подвести учащихся к обобщениям, к самостоятельной формулировке вывода; умение руководить наблюдениями учащихся над языковыми фактами, отражениями в наглядном пособии, с тем, чтобы эти наблюдения были устремлены на поиск учениками требуемого вывода [1, с. 54].

Очень важно также продумать содержание работы с наглядными пособиями, направлены на развитие и укрепление речевых навыков учащихся, типы упражнений и заданий речевого плана. Не следует забывать об электронных досках, лингафонных кабинетах, а также помещенных в учебниках русского языка, о таблицах, схемах, рисунках. Этот иллюстративный материал надо использовать для классной и домашней работы учащихся. При изучении материала могут использоваться цветные мелки.

На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет

принцип наглядности. Наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.

Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект [2, с. 70].

Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе.

С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русскому языку, изучаемые предметы могут быть использованы в качестве демонстратовного наглядного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки, и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала.

Для младших школьников наглядные пособия имеют большое развивающее значение, так как способствует формированию абстракции, обобщений, операций анализа и синтеза.

Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.

Вопрос о том, что же такое наглядность, каковы основные направления её использования в процессе обучения остается одним из самых актуальных на сегодняшний день.

С давних пор для лучшего усвоения и запоминания используются наглядные объекты и пособия. Благодаря им у учеников появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление.

На ранних этапах развития человеческого общества обучение осуществлялось за счет подражания, копирования детьми практических действий взрослого человека. Эта простейшая форма обучения сохраняется и в наши дни благодаря её надежности [2, с. 73].

«Наглядным» материалом служит в первую очередь сам язык - живая речь, звучащая и написанная, образец русской речи, как правило, художественные произведения, служащие материалом для наблюдений над языком, для анализа, упражнений. Поэтому в методике русского языка говорят о «слуховой наглядности», особенно при изучении фонетики, орфоэпии, интонации, орфографии. При усвоении письма, орфографии существенную роль играет зрительная наглядность.

Средства обучения, реализующие принцип наглядности, различаются:

1) по характеру материала (словесный и изобразительный, конкретные языковые единицы и их модели, схемы);

2) по видам восприятия (зрительному, слуховому, зрительно-слуховому);

3) по способам подачи материала (с помощью технической аппаратуры или без неё, в статике или в динамике);

4) по организационным формам работы (фронтальная работа на основе пособий и индивидуальная на основе раздаточного материала).

Таким образом, можно выделить следующие виды наглядных пособий:

1. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных предметов или ситуаций.

2. Таблицы - наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы: познавательные; инструктивные; тренировочные; справочные.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. Примером познавательных таблиц может служить таблица синонимов, а также таблицы «Фрукты», «Времена года», «Цвета», которые дают наглядное представление об определенных понятиях и явлениях.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении упражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает, нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

3. Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.

При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

4. Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на: предметный дидактический материал; дидактический материал в виде карточек с заданиями [3, с. 124].

Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения. Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений. При ознакомлении с новым материалом и, особенно при закреплении знаний и умений, надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только знаниями согласно материалу урока. Но и приобретают

умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе. На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы, рисунки, схемы. Рекомендуется практиковать воспроизведение наглядно воспринятого материала путем моделирования, рисования, словесного описания. Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения применять правило на практике [3, с. 127].

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи.

К.Д Ушинский придавал особое значение наглядности при обучении детей, так как им, писал он, свойственно мыслить «формами, звуками, красками, ощущениями». По его мнению, принцип наглядности заключается в том, что преподаватель создает у учащихся ясные, конкретные представления об изучаемых предметах и явлениях. Следует добавить самостоятельности детей в процессе развития дара слова. Лучшим средством для этого служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «ощущение детей превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово. Правильность мышления зависит от того являются ли верными впечатления, полученные из внешнего мира. Поэтому надо обогащать ребёнка полными, верными, яркими образами» [5, с. 32].

Необходимо отметить, что наглядность не только выступает источником знаний, но и оказывает большое влияние на развитие учащихся. Применение наглядности способствует развитию мышления и речи, облегчает переход от конкретного к абстрактному, помогает организовать восприятие и внимание.

И.Г. Песталоцци обосновал принцип наглядности обучения, который является важнейшей основой обучения. Без применения наглядности, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, развивать мышление и речь. Он видел в наглядности единственную основу всякого развития, дал более глубокое психологическое обоснование наглядности. Песталоцци рассматривал наглядное пособие как средство развития логического мышления [4, с. 104].

Таким образом, вопрос использования наглядности в обучении с давних времен волновал педагогов, и которые приходили к единому мнению применение наглядного материала улучшает процесс обучения учащихся, обогащает детей яркими образами, способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает логическое мышление.

Литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку/ В.Ф. Греков и др. - М.:

Просвещение, 2008.

2. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе/ В.И. Евдокимов. -

СПб.: Питер, 2002.

3. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении/ Л. В. Занков. - М., 2000.

4. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе/ Л.М. Зельманова. - М., 2004.

5. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // К.Д. Ушинский. Пед.

соч. Т.4. - М., 1989.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье рассматриваются методы использования наглядных пособий на занятиях русского языка. Авторы отмечают, что применение наглядности облегчает учащимся усвоение изучаемого материала, обеспечивает осмысленное его восприятие и прочное запоминание, повышает интерес к занятиям.

Ключевые слова: наглядность, таблицы, иллюстрация, учебное пособие, умение, навыки, дидактика, логическое мышление, обучение, схема, карточки.

THE USE OF VISUALIZATION IN THE CLASSROOM FOR RUSSIAN LANGUAGE

This article discusses the use of visual aids in the classroom of the Russian language. The authors note that application visibility facilitates students mastering the studied material provides a meaningful and lasting perception of its storage, raises interest in lessons.

Keywords: visibility, tables, illustration, textbook, spills, didactics, logical thinking, training, circuit, cards.

Сведения об авторах: Абдуллоева Тутинисо, кандидат педагогических наук, Таджикский национальный университет, e-mail: abdulloeva.64@mail.ru

Бобоева Рохат Наимовна, кандидат педагогических наук, Таджикский национальный университет

Аbout authors: Abdulloeva Tutiniso, PhD in Pedagogical Sciences, Tajik National University, е-mail: abdulloeva.64@mail.ru

Boboeva Rohat Naimovna, PhD in Philology, Tajik National University

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Сайфуллоева З.Х.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Формирование речевой компетенции как основы профессиональной деятельности будущих учителей иностранного языка является одной из самых значимых составляющих содержания их обучения в вузе. Как показывает анализ опыта профессиональной подготовки в области формирования речевой компетенции будущих учителей иностранного языка, даже те преподаватели, которые целенаправленно развивают у студентов способность к речевому взаимодействию в процессе иноязычного общения, не всегда воссоздают такое образовательное пространство, в котором воспроизводимый и транслируемый опыт речевой деятельности становится основой для установления смысловой общительной связи между преподавателем и студентами для решения профессионально-значимых задач. Это объясняется целым рядом объективных факторов: отсутствием языковой среды, жизненной потребности пользоваться иностранным языком как естественным средством общения вне образовательного учреждения; ограниченностью речевой практики на иностранном языке; коллективным характером обучения иностранному языку в отличие от индивидуального овладения родным языком; сложной структурой иноязычных речевых навыков и умений, которыми должен овладеть обучающийся для пользования иностранным языком; интерференцией в разносистемных языках (родном и изучаемом иностранном), фрагментарностью профессионально-речевой подготовки на языковых факультетах вузов.

Проблемами методики обучения устной немецкой речи занимались И.Л. Бим, Ф.М. Рабинович, И.В. Рахманов, Г.В. Рогова, И.Д. Салистра, К.И. Саломатов, С.А. Сандлер, И.И. Халеева, Г. Хельбик, С.Ф. Шатилов и др. Отдельно можно отметить исследования по методике преподавания иностранных языков С.Н.Алиева, У.Т.Болтабаевой, П.Д.Джамшедова, В.Д. Аракина, В.А. Артемова, Б.В. Беляева, И.Л.Бим, В.К. Бородулиной, Н.Д.Гальсковой, Н.М. Мининой, А.А.Миролюбова, М.Б.Шахобовой, А.Н.Щукина и др., в которых определяются подходы к разработке методических рекомендаций по преподаванию иностранного языка.

Анализ состояния проблемы формирования речевой компетенции студентов (в нашем случае, с двумя иностранными языками) с учетом профессиональной направленности в поликультурных условиях, изучение положительного опыта в данном направлении позволяют констатировать возможность успешной организации обучения студентов профессионально-значимому владению иноязычной речевой деятельностью в педагогическом вузе. Профессиональная деятельность преподавателей вуза - это постоянное учение, приобретение новых знаний, понимание того, что в течении всей жизни будут появляться новые идеи, модели, техники взаимодействия со студентами.

В соответствии с «Национальной концепцией образования Республики Таджикистан» (2002) и «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Республики Таджикистан» (1996) в настоящее время кардинально меняется представление о сущности и назначении школьного и вузовского образования, уточняется стратегическое направление обучения и воспитания, утверждаются гуманистические ценности.

Согласно С.Э.Негматова «поликультурная коммуникативность представляет собой часть культурной коммуникативности и определяет эффективность общения с представителями иных национальных культур. Различия между культурной и поликультурной коммуникативностью -это различные части целого. Поликультурная коммуникативность - это часть культурной коммуникативности, которая ответственна за коммуникативное поведение личности в рамках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.