Научная статья на тему 'Использование музыки как один из методических приемов обучения и воспитания студентов на оздоровительных занятиях по физической культуре'

Использование музыки как один из методических приемов обучения и воспитания студентов на оздоровительных занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
739
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / MUSIC ACCOMPANIMENT / TEACHING METHOD / HEALTH IMPROVEMENT EFFECT / EMOTIONAL BACKGROUND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Журова Ирина Александровна

В статье рассмотрен методический прием использования музыки на оздоровительных занятиях по физической культуре. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение студентов. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Журова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AS AN EDUCATING METHOD AT FITNESS CLASSES

The method of using music at fitness classes is considered. Music rhythms organize movements and put students in good spirits. Positive emotions make them feel energetic thus promoting capacity for work and health improvement.

Текст научной работы на тему «Использование музыки как один из методических приемов обучения и воспитания студентов на оздоровительных занятиях по физической культуре»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ирина Александровна Журова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного,10, председатель спортивного клуба, доцент кафедры физической культуры, тел. (383)2107588, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

В статье рассмотрен методический прием использования музыки на оздоровительных занятиях по физической культуре. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение студентов. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Ключевые слова: музыкальное сопровождение, методический прием, оздоровительный эффект, эмоциональный фон.

MUSIC AS AN EDUCATING METHOD AT FITNESS CLASSES

Irina A. Zhurova

Assist.Prof, Chief of Sports Club, Physical Education Department, Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., phone: (383)2107588,

e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

The method of using music at fitness classes is considered. Music rhythms organize movements and put students in good spirits. Positive emotions make them feel energetic thus promoting capacity for work and health improvement.

Key words: music accompaniment, teaching method, health improvement effect, emotional background.

Одной из задач, решаемых на оздоровительных уроках, является получение занимающимися положительного эмоционального заряда от физической нагрузки. Музыка является одним из сильнейших возбудителей эмоций человека. Доказано, что ее воздействие активизирует у занимающихся физиологические и психологические функции:

• Понижается ЧСС;

• Повышается обмен веществ и активизируется работа внутренних органов;

• Улучшается настроение занимающихся;

• Помогает бороться с однообразием на занятиях;

• Способствует преодолению нарастающего утомления.

Еще в конце прошлого века физиолог Тарханов доказал, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, положительно влияет на характер и ритм дыхания, сердцебиение, вызывает положительные эмоции. Позднее Бехтерев проследил зависимость частоты дыхания и пульса от музыки: при спокойных мелодиях дыхание становится более глубоким и равномерным, гармо-

ничные созвучия замедляют пульс. Сильный же звук музыки ускоряет утомление. Мелодичная и ритмичная музыка тонизирует и оживляет происходящие в организме биохимические процессы и перестраивает нервный аппарат и психику. Пользуясь функциональной музыкой как стимулятором, можно повысить ритмические процессы организма, сделать их более экономными в энергетических затратах, значит, можно увеличить время работы до наступления утомления. В сочетании с физическими упражнениями музыка создает положительный эмоциональный фон, как правило, диктует темп выполнения упражнения. Музыка - существенная часть программы занятий аэробикой, поэтому при ее подборе необходимо придерживаться определенных правил.

Быстрый темп и перепады ритма возможны только при достаточной координации и физической подготовленности занимающихся. Необходимо следить за тем, чтобы фонограммы задавали правильный темп выполнения движений в течение всего времени занятий. Выполнение комплекса аэробики под музыку без остановок позволяет поддерживать высокую моторную плотность занятий, делать их исключительно эмоциональными. При этом большое значение имеет темп музыки, поскольку он в значительной мере определяет интенсивность движений. Темп движений - это временная мера их повторений. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени и определяет частоту движений. Темп - величина, обратная длительности движений: чем больше длительность одного движения, тем меньше темп, и наоборот.

Музыка, используемая на занятиях, является той канвой, от качества которой во многом зависит эффективность и привлекательность оздоровительного занятия для занимающихся. При проведении занятий широко используется современная музыка, на которую «накладываются» соответствующие ей по стилю движения танцевального характера. Это предопределяет необходимость соответствующей подготовки преподавателя. От умения преподавателя проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит эффективность занятий.

В повторяющихся циклических движениях темп может служить показателем совершенства техники. С утомлением темп движений изменяется: он может повышаться и понижаться.

С изменением темпа движений изменяется их ритм. Ритм - это временная мера соотношения частей движения. Ритмические упражнения содействуют развитию у занимающихся музыкальности, чувства ритма, воспитывают умения выполнять различные по длительности и амплитуде движения, сочетать их во времени и пространстве, а также оказывают влияние на развитие координации, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

В оздоровительных занятиях главным источником воздействия музыки на работоспособность занимающегося является умение человека усваивать ритмы извне.

Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровителъ-но-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повыша-

ет настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыка может быть использована и как фактор обучения т. к. движения легче запоминаются.

При помощи музыки появляется возможность регулировать нагрузку двигательной деятельности. Ритм придает чувство удовлетворения, поэтому он не только облегчает работу, но и доставляет эстетическое наслаждение. Именно в этом кроется основа положительного воздействия оздоровительных занятий с музыкальным сопровождением на деятельность организма.

Музыка - это частотно-импульсивный код, одно из наиболее эффективных средств воздействия на психическое состояние человека. Спарта - одно из государств Древнего мира, применившее музыку в физическом воспитании и спорте. Сам Пифагор способствовал широкому внедрению музыки в физическое воспитание на научно-теоретической основе.

В отечественной физической культуре, в частности аэробике, возникла и набирает силу идея музыкальной стимуляции физической работоспособности на тренировочных занятиях. Это повышает настроение, выносливость, уровень проявления мышечной силы, быстроты, ловкости. Следовательно, повышается общая результативность занятий.

Музыка, вызывая у человека определенные эмоциональные напряжения, активно влияет на психику человека, на интенсивность обменных процессов, дыхательную, сердечно - сосудистую системы, повышает тонус головного мозга, кровообращения. Правильно подобранная музыка во время занятий, положительно влияет на деятельность человека, способствуя такой ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС и стимулирует мышечную деятельность, способствует увеличению работоспособности занимающихся. Таким образом, музыка является одним их средств повышения эффективности оздоровительных занятий и ее можно считать одним из методических приемов обучения и воспитания занимающихся.

© И.А. Журова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.