Научная статья на тему 'Использование мультимедийных технологий при обучении и повышении мотивации студентов медецинских вузов к изучению английского языка'

Использование мультимедийных технологий при обучении и повышении мотивации студентов медецинских вузов к изучению английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочмар О. Н.

Потребности современной медицинской сферы услуг, необходимость международного обмена опытом специалистами в области медицины заставляют думать о том, как сделать процесс обучения английскому языку более результативным. Перед вузом стоит задача такого обучения, чтобы студент проявлял интерес к нему. Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Главное достоинство применения мультимедийных технологий – это эффективность обучающего процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных технологий при обучении и повышении мотивации студентов медецинских вузов к изучению английского языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДЕЦИНСКИХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Кочмар О.Н.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Потребности современной медицинской сферы услуг, необходимость международного обмена опытом специалистами в области медицины заставляют думать о том, как сделать процесс обучения английскому языку более результативным. Перед вузом стоит задача такого обучения, чтобы студент проявлял интерес к нему.

Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Главное достоинство применения мультимедийных технологий - это эффективность обучающего процесса.

Стремительное развитие медицинской науки и техники, постоянная обновляемость знаний требуют поиска наиболее эффективных подходов, которые способствуют развитию у студентов - будущих врачей медицинского мышления и адаптации к меняющимся условиям.

Медучреждениям необходимы специалисты, имеющие широкую общенаучную подготовку. Они должны понимать содержание смежных профессий, уметь вести глубокие теоретические и экспериментальные исследования в своей области, обладать навыками поисковой работы и, что особенно важно для специалистов в области медицины - должны обладать такими качествами, как доброжелательность, тактичность, терпимость, сострадание и чуткость.

Процесс модернизации вуза требует формирования у студентов компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности студентов способствуют современные педагогические технологии, в их числе компьютерные технологии.

Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Главное достоинство современной обучающей техники - это простота и удобство ее применения.

В настоящее время в вузы приходят новые информационные технологии, которым отводится значительная роль (мультимедийный компьютер,

* Ассистент кафедры Иностранных языков по техническим и естественным специальностям.

Интернет, мультимедийный учебник и т.д.). Изучение любой дисциплины с использованием информационно коммуникационных технологий дает студентам возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса студентов к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - I hear and I forget, I see and I remember, I do and I understand («Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял»). Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучаемых и отвечает запросам современного общества.

Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через телевидение, прессу, Интернет).

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого студента. При обучении аудированию, каждый студент получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый студент может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый студент может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в высших учебных заведениях пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение студентов находится в зародышевом состоянии. Применение персонального компьютера в обучении иностранного языка значительно облегчает работу, как студента, так и преподавателя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству.

В своей работе я приведу примеры, того как персональный компьютер может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. А так же приведу примеры компьютерных программ, помогающих изучать иностранный язык.

Персональный компьютер может применяться преподавателем для решения личных дидактических задач в течение урока:

а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения);

б) формирование у студентов общеучебных и специальных знаний и умений по предмету;

в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

г) организация индивидуального и группового обучения;

д) управление процессом обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отлича-ется рядом преимуществ:

- интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;

- студенты охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;

- индивидуализация обучения;

- возможность обеспечения непосредственной обратной связи;

- компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;

- объективность отметки;

- обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. При его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть студенты должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих однокурсников.

Преимущества использования персонального компьютера для самостоятельной проработки учебного материала:

- неограниченное время работы, определяемое потребностями самого студента;

- свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);

- исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из обучавшихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).

Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному практическому занятию (уроку), поскольку они не всегда соответствуют университетской (вузовской) программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Выделяют следующие принципы использования технических средств обучения: обусловленности, необходимости, информативности, надежности.

Принцип обусловленности. Предписывает четкое определение условий применения персонального компьютера в зависимости от содержания,

целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.

Принцип необходимости. Обуславливает применение персонального компьютера только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д.

Принцип информативности. Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку персональный компьютер позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди технических средств обучения компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранного языка.

Принцип надежности. Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием персонального компьютера.

В последнее время постоянно возникает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения в высших учебных заведениях.

Технические мультимедийные средства обучения включают, как правило: мультимедийный компьютер (ноутбук, нетбук), укомплектованный звуковой стереокартой, звуковыми стереоколонками, микрофоном, видеокартой; теле- и радиотюнеры (платы телеприемника и радио-приемника), позволяющие принимать теле- и радиопередачи; устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки; видеокамеры и цифровые фотоаппараты; ЖБВ-камеры для проведения телеконференций и визуального общения; различные экраны; устройства затемнения кабинетов; устройства аудио- и видеовоспроизведения и отображения информации; устройства дистанционного управления техническими средствами.

Аудио- и особенно видеоинформация, преобразованная в компьютерную форму, требует для своего хранения очень много места. Поэтому программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, учебные электронные курсы), распространяются, как правило, на компакт-дисках.

Технологические возможности мультимедийных средств велики: использование прямого эфира для просмотра новостей, поиск информации в интернете, просмотр различных видеоматериалов, записанных из эфира, художественных фильмов, работа с мультимедийными программами, специально подготовленными для учебного процесса, электронные учебники, мультимедийные справочники, энциклопедии и словари.

Мультимедиа - это совокупность технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедийные обучающие технологии - это совокупность технических обучающих средств и дидактических средств обучения - носителей информации, позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом, более высоком уровне классический принцип дидактики - принцип наглядности.

Активизация эмоционального воздействия на обучаемых материала, предоставляемого с применением мультимедийных средств обучения, связана с тем, что:

- обучающая среда создается с наглядным представлением информа -ции в цвете (психологами доказано, что запоминаемость цветной фотографии почти в два раза выше по сравнению с черно-белой);

- использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации (вместе с тем замена статических изображений динамическими целесообразна лишь в том случае, когда сущность демонстрируемого объекта связана с процессом, динамикой, отношения которых не может передать статика);

- наглядное представление информации в виде фотографий и видеофрагментов смоделированных процессов оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов (явлений), демонстрируемых на экране.

Таким образом можно предположить, что мультимедийные средства обучения позволяют:

- повысить информативность предоставляемого материала;

- стимулировать мотивацию обучения;

- повысить наглядность обучения за счет структурной избыточности;

- осуществить повтор наиболее сложных моментов (тривиальная избыточность);

- реализовать доступность восприятия информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой (перманентная избыточность);

- осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующей лекции;

- создать преподавателю комфортные условия работы.

На сегодняшний день в самом общем виде можно выделить три основных пути использования возможностей мультимедийных технологий в обучении иностранному языку:

1. использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка, поставляемых, преимущественно на компакт-дисках;

2. применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися) в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования;

3. использование ресурсов сети Интернет.

1. В настоящее время имеется множество мультимедийных средств обучения, например, таких как: интерактивные курсы «Tell me more», «Английский: путь к совершенству», детские энциклопедии (например; «Encyclopedia Britannica») и т.д. Они рассчитаны на обучение разным видам деятельности: чтению, письму, аудированию, говорению, объяснению и повторению различного грамматического материала с соответствующими заданиями и упражнениями. Однако, среди их богатого разнообразия не всегда можно подобрать материал по своим индивидуальным потребностям. В предлагаемых продуктах зачастую отсутствует учет возрастных особенностей. Часто можно столкнуться с отсутствием «привязки» - когда информация на диске не соответствует тематике учебных занятий, к конкретному лексическому или грамматическому материалу программы, по которой занимаются обучаемые. Из готовых сборников приходится кроить - что-то удалять, что-то добавлять.

2. Современные компьютерные средства позволяют самостоятельно разрабатывать и создавать свои собственные методические разработки, например, тематические презентации на MS Power Point. Эта программа удобна и при выполнении творческих проектных работ учащимися с последующей демонстрацией на класс. Преимущества проектной работы известны уже давно и используются в методике преподавания различных вузовских предметов, в том числе и иностранного языка.

3. Помимо программ на компьютерных дисках, для повышения мотивации студентов многие преподаватели используют интернет, который позволяет дополнительно «включить» такой важный элемент обучения как интерес к изучаемому предмету. Формирование интереса или мотивации изучения является одним из самых сложных элементов в образовательном процессе. В данном же случае, используя популярность интернета в ученической среде, удается это сделать достаточно простыми средствами. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студентом и преподавателем информации. Страноведческий материал, новости из жизни мо-

лодежи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Студенты так же могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, в режиме on-line, проводимых по сети Интернет и т.д. Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию.

Из всего перечисленного видно, то достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без преподавателя, поскольку эти технологии - только способы обучения. Компьютер в учебном процессе - не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Поэтому, при планировании практического занятия (урока) с применением новых информационных технологий, преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на практическом занятии (уроке) в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитывать специфику учебного материала, особенности группы (класса), характер объяснения новой информации;

Способы обучения с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателем, увлеченным использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие практические занятия (уроки) могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.

Поэтому необходимы критерии полезности применения данных технологий на практическом занятии для каждой возрастной группы обучаемых по предметным темам, критерии оценки учебных программных средств. Что касается критерия полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

В современном мире обучение в вузе в целом и обучение иностранным языкам в частности, требуют пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов, то есть пересмотра концепции обучения. Вхождение в мировое сообщество, различные процессы, протекающие в

сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Все это не может, не отразится на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.

Необходимо создавать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса, условий, благоприятствующих развитию и совершенствованию личности студента, способного осознанно и мотивированно учиться, приобретая знания и личностные качества для всей последующей деятельности. Одна из главных целей профессионального образования не только научить, но и обеспечить профессиональное развитие специалиста.

Гуманитарная подготовка необходима будущим врачам для формирования и развития у них клинического мышления. При изучении иностранного языка повышается эффективность выполнения студентами таких профессионально значимых умений, как анализ и обобщение информации, сопоставление конкретного и абстрактного, умения производить интуитивные заключения, предвидеть результаты. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Список литературы:

1. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе // Педагогика. - 1994. - № 5.

2. Гальскова Н.Д. Современные технологии обучения иностранного языка. - М.: Арти-Глосса, 2000.

3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. - СПб.: Союз, 2001.

4. Новые технологии в преподавании иностранного языка. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998.

5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. - М., 1993.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д, 2000.

7. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Вып. 2. - Самара: Изд-во Профи, 2002.

8. Виноградова О. С. Проблемные методы в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.distant.ioso.ru/lib-rary/publication/vinogradova1 .htm.

9. Дистанционное обучение: учебное пособие для вузов / Под редакцией Е.С. Полат. - М.: Изд-во Владос, 1998.

10. Панова Л. Новые формы и методы обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsi.lv/Research/Conference/ FSc/Latviesu_valoda/Panova.pdf.

11. Паршукова Г.Б. Информационная грамотность как фактор развития профессиональной компетенции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.talk.univer.kharkov.ua/lofiversion/index.php? t1416.html.

12. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php.

13. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. -2008. - № 6.

14. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.