Мажидов Ж.М. старший преподаватель Джизакский государственный педагогический институт
Ахмедов Б.А. старший преподаватель Чирчикский государственный педагогический институт
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация: в статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «мотивация», способы повышения мотивации студентов вуза и актуальные вопросы применения мультимедийных технологий при изучении иностранного языка. Проанализированы преимущества мультимедийных технологий, применяемых на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: мотивация, мультимедийные технологии, презентация, электронный учебник, онлайн-тесты, Интернет-ресурсы.
Majidov J.M. senior teacher Jizzakh State Pedagogical Institute
Akhmedov B.A. senior teacher Chirchik State Pedagogical Institute
USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING STUDENTS 'MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN
LANGUAGE
Abstract: The article discusses various approaches to defining the concept of "motivation", ways to increase the motivation of university students and topical issues of using multimedia technologies in the study of a foreign language. The advantages of multimedia technologies used in foreign language lessons are analyzed.
Key words: motivation, multimedia technologies, presentation, electronic textbook, online tests, Internet resources.
Проблема мотивации в изучении иностранного языка, по мнению М. Роста [1], является самой важной, перед которой меркнут проблемы методологии преподавания. И в действительности, проблемы в мотивации возникают хотя бы потому, что: 1) нет больших возможностей включить
студентов в среду общения на иностранном языке; 2) нет достаточного количества носителей языка, с которыми можно было бы осуществлять коммуникацию. Таким образом, студент должен иметь просто экстраординарную внутреннюю и внешнюю мотивацию, чтобы изучать иностранный язык. Не зря К. Эймс [2] приводит цитату Т. Белла: «Есть три вещи, о которых вы должны помнить в образовании. Первая вещь -мотивация. Вторая вещь - мотивация. Третья - мотивация». Исследования по мотивации определяют ее как ориентацию на цели. Эта ориентация может быть положительной, отрицательной или амбивалентной (двойственной).
Распространение английского языка, растущее количество изучающих английский язык привели к появлению различных методов и технологий его преподавания. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, онлайн-тестов и программных продуктов позволяют студентам получать знания в более продуктивной форме.
Важным аспектом использования мультимедийных технологий на занятиях по английскому языку является проектная деятельность. Достоинствами электронных учебников являются: вопервых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. На занятиях по иностранному языку Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять их словарный запас; сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет - технологий для расширения кругозора студентов, поддержание деловых связей и контактов со своими сверстниками в англоязычных странах. Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения. Чаще всего студенты используют следующие словари: Гугл, Промт (осуществляет перевод предложений с русского на английский и с английского на русский); словарь Мюллера (новая редакция англо-русского словаря содержит около 160 000 слов). Использование электронных online словарей представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т.д., при выполнении упражнений по обучению чтению на предтекстовом этапе. Необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Использование новых технологий позволяет не только многократно повысить
эффективность обучения, но и стимулировать студентов к дальнейшему изучению иностранного языка.
Использованные источники:
1. Majidov, J. (2020). Социально-философские основы инновационного развития высшего образования Узбекистана. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(46).
2. Majidov, J. (2020). О качествах, необходимых будущему учителю. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(52).
3. Majidov, J. (2020). Сущность и особенности математического моделирования и прогнозирования в экологии. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(46).
4. Majidov, J. (2020). Малака ошириш ва касбий тайёрлаш тизимида таълим технологиялари. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(61).
5. J Majidov. (2020). Сущность и особенности математического моделирования и прогнозирования в экологии. Архив Научных Публикаций JSPI
6. J Majidov. (2020). Электрон таълим ресурсларидан фойдаланиш таълим сифатини ошириш омили сифатида. Архив Научных Публикаций JSPI
7. J Majidov. (2020). Подготовка к педагогической деятельности. Архив Научных Публикаций JSPI
8. J Majidov. (2020). Таълим жараёнида электрон дарсликлардан фойдаланишнинг педагогик-психологик жихатлари. Архив Научных Публикаций JSPI
9. J Majidov. (2020). Основные направления образовательного комплекса на основе экономико-математического моделирования. Архив Научных Публикаций JSPI
10. J Majidov. (2020). Psychological criteria of the leader personality. Архив Научных Публикаций JSPI
11. J Majidov. (2020). Pedagogical vocational guidance has its own specifics. Архив Научных Публикаций JSPI
12. J Majidov. (2020). Formation of pedagogical abilities and personality traits necessary for professional activity. Архив Научных Публикаций JSPI
13. Ахмедов, Б. А. (2021). Задачи обеспечения надежности кластерных систем в непрерывной образовательной среде. Eurasian Education Science and Innovation Journal, 1(22), 15-19.
14. Akhmedov, B. A., Xalmetova, M. X., Rahmonova, G. S., Khasanova, S. Kh. (2020). Cluster method for the development of creative thinking of students of higher educational institutions. Экономика и социум, 12(79), 588-591.
15. Akhmedov, B. A., Makhkamova, M. U., Aydarov, E. B., Rizayev, O. B. (2020). Trends in the use of the pedagogical cluster to improve the quality of information technology lessons. Экономика и социум, 12(79), 802-804.
16. Akhmedov, B. A., Majidov, J. M., Narimbetova, Z. A., Kuralov, Yu. A. (2020). Active interactive and distance forms of the cluster method of learning in development of higher education. Экономика и социум, 12(79), 805-808.
17. Akhmedov, B. A., Majidov, J. M. (2021). Practical ways to learn and use the educational cluster. Экономика и социум, 2(81).
18. Akhmedov, B. A. (2021). Cluster methods for the development of thinking of students of informatics. Academy, 3(66), 13-14.
19. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Состояние проблем управления систем с рассредоточенными объектами (на примере электрических сетей). Science and World, 6(82), 29-32.
20. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Моделирование и управление территориально-распределенными системами. Science and World, 6(82), 25-28.
21. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Модели упорядочивания структур управления систем с рассредоточенными объектами. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 6(75), 46-48.