Научная статья на тему 'Использование мультимедийного учебника как средства компьютерных технологий при обучении иностранному языку'

Использование мультимедийного учебника как средства компьютерных технологий при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1841
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийного учебника как средства компьютерных технологий при обучении иностранному языку»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА КАК СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Э.Р. Хусаинова

Сегодня знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном обществе. Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству образования любого специалиста, влияющим на его успешное профессиональное продвижение, является знание иностранных языков и информационных (компьютерных) технологий.

В связи с новыми условиями развития общества меняется подход к образованию в целом и языковому образованию в частности. Многие ведущие исследователи проблем обучения иностранному языку в высшей школе выделяют следующие современные тенденции в высшем образовании:

• к более глубокому осознанию образовательных уровней;

• к внедрению активных методов и форм обучения, предполагающих включение в деятельность студентов элементов проблемности, научного поиска, самостоятельной работы;

• к использованию активных приемов обучения - игровых, стимулирующих общение, организующих творческую и самостоятельную деятельность студентов;

• к компьютеризации и технологизации обучения - тенденция, которая значительно повысит интеллектуальную деятельность студентов.

Из вышеперечисленных тенденций нам представляется наиболее значимой дея-тельностная направленность профессионального образования, которая предполагает усиление технизации, мотивации и индивидуализации учебного процесса. Данная тенденция ведет к широкому использованию мультимедийного учебника при обучении иностранному языку.

Мультимедийный учебник - что это? Термин мультимедиа определяется следующим образом: «Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum много и media, medium средоточие; средства), электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)». «Мультимедиа» в современном понимании означает компьютерные технологии, использующие для представления информации не только текст, но и графику, цвет, звук, анимацию, видеоизображения в любых сочетаниях. Соответственно, «мультимедийный учебник» - это учебник, при создании которого используется компьютерная технология мультимедиа, т. е. технологии передачи цвета, звука, графики и т.д. в любой комбинации. Это определение не противоречит терминам «обучающая программа» и «электронный учебник», хотя последний, строго говоря, может и не быть мультимедийным (т. е. в этом учебнике может быть использована только технология обработки текста).

Обучение иностранному языку с применением мультимедийной компьютерной программы предполагает активное взаимодействие с источниками информации. Пассивное запоминание учебного материала сменяется активной деятельностью, направленной как на его усвоение, так и на формирование когнитивных умений и их применение в последующей профессиональной деятельности.

Мультимедийная программа предполагает индивидуальный характер деятельности обучаемого. Каждый обучаемый работает в удобном для него темпе, режиме, которые соответствуют его общей языковой подготовке, способностям, объему оперативной памяти, чертам характера и эмоциональному состоянию. Программа, предлагая широкий выбор путей решения учебной задачи, не навязывает алгоритма ее решения. Обучаемый может адаптировать систему обучения к себе, создавая, по сути,

свою собственную систему учения для формирования собственных когнитивных умений. Иными словами, осознанный выбор стратегии достижения учебной цели самим обучаемым позволяет ему осознавать на каждом промежуточном этапе достаточность либо недостаточность своих знаний. При этом обучаемый сам запрашивает новую учебную информацию тогда, когда им осознана необходимость в дополнительной информации и сформирована готовность к ее восприятию. Такая работа с мультимедийным учебником - деятельность более естественная, чем просмотр базы данных в обычных информационных системах.

Широкое применение мультимедийных пособий на занятиях по иностранному языку, созданных самими учителями, только начинается. Есть замечательные версии уроков и целых тем. Но еще мало опыта работы с электронными учебниками в рамках полного курса. Рано говорить о методике их применения как устоявшейся системе. Еще предстоит четко определить:

• место мультимедийного учебника в процессе обучения иностранным языкам,

• формат подачи сведений, совместимый с компьютером,

• алгоритм отношений в связке «учитель-компьютер-ученик».

Последний момент имеет важное значение для организации собственно учения. На нынешнем этапе применения мультимедийных пособий основная работа идет не с их содержанием, а по их созданию. Реализуя какой-либо «проект» на иностранном языке, учащиеся узнают новые факты и овладевают навыками современной обработки и предъявления информации. Создание электронных пособий требует не только использования стандартных мыслительных приемов (анализ, абстрагирование, сравнение, синтез, обобщение), но и опредмечивания результата их применения в графической форме. Обучающийся в виртуальном пространстве показывает свое понимание явления или события, отношение к нему. И делает это через форму и композицию, цвет и звуки. Работа с содержанием мультимедийного пособия пока остается в тени.

Характер учебы с появлением «третьего элемента» - компьютера - меняется. Если занятие проводится в компьютерном классе, внимание учащегося обращено не столько на преподавателя, сколько на монитор. Ход занятия неизбежно становится более свободным, а взаимодействие преподавателя и обучаемого - почти партнерским. Значительный объем работы учащийся выполняет индивидуально. Содержание понятия «урок» как «временной отрезок» опять смещается к изначальному - «задание» (или более модному - «проект»). Контроль и проверка не обязательно предполагает прямой контакт, появляется реальная возможность дистанционного обучения. Интернет обеспечивает оперативную обратную связь. Средства компьютерной коммуникации позволяют получить консультацию on-line (пояснения к домашнему заданию, которые дает преподаватель в чате). Сегодня перед преподавателем иностранного языка в качестве первоочередной встала задача творческого соединения компьютерных технологий с собственной методической системой.

Большинство мультимедийных учебников организованы с использованием гипертекстовых технологий (технология, обеспечивающая поиск заданных тем в текстовых массивах; поиск обеспечивается включением в тексты специальных указателей, называемых гипертекстовыми ссылками - это слова или фразы в документе, выбранные читающим, вызывают переход в другой документ и вывод его на экран).

Применение технологии гипертекста при создании мультимедийного учебника дает ряд преимуществ перед другими технологиями (например, традиционным учебником на бумажном носителе или электронным учебником, построенным линейно). 1. Использование мультимедийных возможностей - музыкального или дикторского оформления иностранной речи, анимации, графических вставок, видео клипов, слайд-шоу и т.п.

2. Наличие разветвленной структуры гиперссылок (на определения, термины, пояснения). Гиперссылки позволяют получить пояснение, определение, дополнительную информацию по ходу прочтения учебного материала, при этом быстро вернуться к основному тексту.

3. Наличие системы управления структурой - преподаватель может задать наиболее приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала, что позволяет использовать один и тот же учебный материал для разной аудитории, для различных видов учебной деятельности или просто как справочную систему.

4. Наличие системы контроля знаний, интегрированной в электронный учебник или учебное пособие, с помощью которой осуществляется контроль с мгновенным результатом в виде исправлений или готовой оценки за выполненное упражнение.

В мультимедийном учебнике нужно максимально использовать возможности мультимедиа: слайд-шоу, мультфильм (простой или интерактивный), озвученное видео. Основное достоинство мультимедиа как раз и состоит в том, что восприятие нового учебного материала идет через активизацию не только зрения (текст, цвет, статичные изображения, видео, анимация), но и слуха (голос диктора или актера, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать определенный, можно сказать, заданный, эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения иностранного языка.

По типу организации и способу доставки мультимедийные учебники бывают трех видов: 1) на СD-ROMах с или без печатного приложения; 2) на интернетовских сайтах с или без печатного приложения; 3) на СD-ROMах, но с привязкой к некоторым интернетовским сайтам, с или без печатного приложения.

Чем же привлекают мультимедийные (электронные) учебники современных преподавателей и студентов? Н.Н. Красильников (Волгоградский государственный педагогический университет) в докладе «Использование технологии мультимедиа при разработке электронных учебников для дистанционного обучения» считает, что знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Электронные учебники позволяют отслеживать эти изменения и тем самым обеспечивать высокий уровень подготовки. Кроме этого, важными достоинствами, присущими электронным учебникам, по мнению Н.Н. Красильникова, являются:

• наглядность представления материала;

• быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала; интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала);

• возможность регулярной корректировки учебника по мере появления новых данных (электронный учебник располагается в определенном месте виртуального пространства, доступ к которому имеют миллионы людей; чтобы добавить или исправить что-либо, достаточно внести изменения в один файл, и завтра миллионы людей будут иметь отредактированную версию старого учебника).

• изменение содержания текста, когда ученик, имея мгновенно создаваемую его копию и избавленный от необходимости рутинного переписывания, занимается редактированием текста, усиливающим определенный аспект; освобождением текста от «ненужных», на его взгляд, деталей; структурированием, облегчающим последующую работу по осмыслению материала.

• выполнение заданий, содержащихся в методическом аппарате учебника. Подстановочные/проверочные задания (тесты с возможностью самоконтроля и оценки). Корректировочные упражнения (тексты с ошибками). Творческие / открытые задания (резюме по тексту наглядной конструкции, графический план решения поставленной проблемы, электронный реферат на основе содержащихся в учебнике источников и т.п.) [3].

Мультимедийные учебники широко распространены при обучении иностранному языку. Как известно, темпы и уровень овладения иностранным языком индивидуальны. Ограниченное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, не позволяет достичь желаемых результатов. С помощью мультимедийных учебников и обучающих программ студент в компьютерном классе или в домашних условиях имеет возможность многократно упражняться в приобретении фонетических, грамматических и лексических навыков и умений. Поскольку данные программы сопровождаются аудио- и видеозаписями, они обеспечивают наиболее эффективные формы обучения иностранному языку. Полноценная речь на иностранном языке немыслима без автоматизированных произносительных навыков, которые позволяют человеку не задумываться о том, как артикулируется отдельный звук. Обучающиеся могут с помощью мультимедийных программ самостоятельно тренироваться в произношении иностранных слов через прослушивание эталона, выбрав нужный темп и частоту тренировки, определив требуемое ему число повторений и объем тренировки в целом.

Кроме того, студенты могут самостоятельно создавать собственные мини-проекты на иностранном языке на заданную тему, используя средства мультимедиа. Так, например, при прохождении страноведческой темы по немецкому языку «Die Bundesrepublik Deutschland» студенты подбирают информационный материал о Германии или об отдельных федеральных землях Германии, находят рисунки или иллюстрации к ним, используя ресурсы Интернет (www.wikipedia.com, www.deutschland.de,www.reiseziel.de и др.), а также аудио- и видеозаписи, перенесенные на цифровой формат. Работа с проектом на занятиях имеет следующие этапы.

1. Планирование преподавателем проекта в рамках тем программы (planen).

2. Выдвижение идеи преподавателем на занятии (auswählen, entscheiden).

3. Обсуждение идеи студентами; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е длительном проекте) (diskutieren, argumentieren).

4. Формирование микрогрупп (kooperieren).

5. Распределение заданий в микрогруппах (recherchieren).

6. Практическая деятельность студентов в рамках проекта (forschen, entdecken).

7. Промежуточный контроль (при длительном проекте).

8. Обсуждение способа оформления проекта (produzieren, gestalten).

9. Презентация результатов проекта на занятии, на конкурсе и т.д. (auswerten).

10. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, оценка подготовленного материала и т. д.

11. Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на занятиях, выставки и т. д. (dokumentieren).

Участие в таком проекте имеет большое значение для обучающихся, а именно, повышается:

• интерес к немецкому языку;

• мотивация к изучению немецкого языка благодаря использованию новой информации и выполнению проектных работ;

• активность и самостоятельность в планировании своих работ;

• сознательность и творчество обеспечивают прочность знаний, навыков и умений.

При этом возрастает потребность к познанию культуры других народов и использованию новых технических средств передачи информации.

На сегодняшний день существует множество мультимедийных программ по иностранному языку, в частности немецкому. Такие известные немецкие издательства, как «Hueber», «Langenscheidt», выпускают учебники и учебные пособия на СД-РОМах. Широко известна обучающая программа «Grammatik-Labor auf CD-ROM», которая предлагает множество упражнений по грамматике немецкого языка для среднего уров-

ня, программа «Lernprogramm Tutor: Freeware zur Rechtschreibung» для тренировки правописания, «Online Übungen zur Lesetechnik» («Онлайн упражнения по технике чтения»), которая служит как для ознакомления с определенными техниками чтения, так и для проверки собственных способностей в чтении. Программа знакомит с разными видами чтения (поисковое, просмотровое, изучающее и т.д.), предлагает различные тексты для чтения и контрольные упражнения к ним.

Отдельно следует отметить программу для преподавателей «MultimediaFührerschein D», разработанную институтом Гете. Данная программа учит использовать Интернет и e-mail, чтобы делать занятия по немецкому языку аутентичными, интересными и живыми. С помощью программы преподаватель приобретает необходимые технические знания для знакомства с новыми коммуникативными средствами, знакомится с видами работ, заданиями и проектами. Базовый курс состоит из 6 модулей, так, например, 1 модуль носит название «Kommunikation via E-Mail» («Общение по e-mail») и включает следующие разделы: отправление текстов и картинок; модели для e-mail-проектов; создание e-mail-проектов; организация работы в группе. 2 модуль называется «Information aus dem Internet» («Информация из Интернета»), содержит полезные www-сайты для преподавателя (актуальная информация, литература, страноведение), с помощью которых он самостоятельно сможет подобрать материалы для занятий и др. Наличие в мультимедийном учебнике высокой степени визуализации учебной информации по иностранному языку позволяет моделировать изучаемые процессы и явления и имитировать их с большой степенью достоверности; развивать наглядно-образное, теоретическое мышление; усилить мотивацию обучения за счет изобразительных средств программы и широкого арсенала практических примеров, начиная с текстов, упражнений и заканчивая тестами; формировать культуру познавательной деятельности и др.

Мультимедийный учебник выполняет революционную роль в изменении самого процесса обучения языку. Работая на занятиях с мультимедийным учебником, неизбежно приходится менять всю структуру занятия и вообще его концепцию. На продвинутом этапе мультимедийный учебник при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития студентам новой культуры учебы.

Литература

1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник. Поиски жанра. // Компьютер Пресс. 1998. №9.

2. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. 2001. №4. С. 29-32.

3. Красильников Н.Н. Использование технологии мультимедиа при разработке электронных учебников для дистанционного обучения 2005. (http://www.vspu.ru/aanet/conferences/35nmk/sec31_6.html).

4. Мамукина Г. И. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе. // Иностранные языки в школе. 2001. №4. С.40-43.

5. Нескина С.А., Цвиркун С.А. Unterrichtsprojekt mit dem Internet. // Иностранные языки в школе. 2005. №8. С.33-35.

6. Ulrich S., Legutke M. Neue Medien in der Lehrerfortbildung // Fremdsprache Deutsch. 1999. №2. S.12-17.

7. www.lehrer-online.de

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.