ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373:91
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-5-9
Использование межпредметных связей на уроках и во внеучебной деятельности по географии
Абдулвагабова С. А. Нухов О. М. 2
1 Московский педагогический государственный университет Москва, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский теологический институт им. Саида Афанди Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью нашего исследования явилось изучение межпредметных связей и их значение на уроке во внеурочной деятельности по географии в школе. Методы. Проведен анализ литературы по данному вопросу, а также использовались результаты наблюдений во время педагогических практик. Результат. Использование межпредметных связей способствует развитию научного стиля мышления, дает возможность изучения материала по разным предметам как единого целого, помогает формировать целостное представление о явлениях природы, особенностях изучаемой территории во взаимозависимости между ними и событиями, которые с ними связаны, пробуждает мыслительную активность, активизирует познавательную деятельность, помогает в построении причинно -следственных связей, повышает доступность усвоения (понимания) материала. Вывод. Универсальность технологии межпредметного урока заключается в том, что используется эпизодический материал других предметов, не нарушающий структуру урока, сохраняется самодостаточность каждого предмета и урока в соответствии с программой, целями и задачами.
Ключевые слова: географическое образование, интеграция, патриотическое воспитание, межпредметные связи, внеурочная деятельность, русское географическое общество, история, литература, император Николай I, В. П. Врангель, В. И. Даль, В. Гюго, Р. Гамзатов.
Формат цитирования: Абдулвагабова С. А., Нухов О. М. Использование межпредметных связей на уроках и во внеучебной деятельности по географии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические. 2020. Т. 14. № 1. С. 5-9. DOI: 10.31161/19950659-2020-14-1-5-9
Use of Intersubject Communications at Geography Lessons and in Extracurricular Activities
Saida A. Abdulvagabova 1, Omar M. Nukhov 2
1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected] 2 Said Afandi Dagestan Theological Institute, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
ABSTRACT. The aim of our research is to study the Intersubject communications and their importance at the lesson in extracurricular activities in geography at school. Methods. Analysis of the literature on this issue, the results of observations during pedagogical practices are used. Result. The use of Intersubject communications contributes to the development of the scientific style of thinking, makes it possible to study material on different subjects, as a whole, help to form a holistic idea of natural phenomena, the features of the studied territory in interdependence between them and the events that are associated with it, stimulate mental activity, activate cognitive activity, help in building the causal relationships, increase the availability of assimilation (understanding) of the material. Conclusion. The universality of the technology of the Intersubject lesson lies in the fact that episodic material of other subjects is used that does not violate the structure of the lesson, the self-sufficiency of each subject and lesson is preserved in accordance with the program, goals and objectives.
Keywords: geographical education, integration, patriotic education, Intersubject communications, extracurricular activities, Russian Geographical Society, history, literature, Emperor Nicholas I, V. P. Wrangel, V. I. Dal, V. Hugo, R. Gamzatov.
For citation: Abdulvagabova S. A., Nukhov O. M. Use of Intersubject Communications at Geography Lessons and in Extracurricular Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 5-9. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-5-9(In Russian)
Введение
Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития познавательной деятельности школьников: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость [6].
Цель - рассмотреть методические пути реализации межпредметных связей для совершенствования процесса обучения географии, которые являются серьезным мо-тивационным средством для подготовки и реализации плановых уроков как для учащихся, так и для самого учителя.
При работе были использованы следующие методы:
- изучение и анализ психолого -педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- изучение опыта работы учителей географии по изучению межпредметных связей и их значения на уроке во внеурочной деятельности в школе;
- педагогические наблюдения за деятельностью учителей и учащихся на уроках и во внеурочной работе.
Как известно, предметы и явления реальной действительности, имеющие определенные связи в объективном мире, предстают в памяти субъекта взаимосвязанными, образуя в коре головного мозга сложные системы постоянных и временных связей [5]. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от количества необходимых связей между фактами, событиями, явлениями, которые способ-
ствуют восстановлению в памяти знаний, усвоенных ранее. Обучение предметам должно сводиться к образованию новых связей, ассоциаций, возникающих на основе предшествующего опыта студентов.
Результаты и обсуждение
География - школьный предмет, который имеет широкий диапазон межпредметных связей, имеет разнообразные формы и средства обучения. Опыт работы доцентом кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета показывает, что студенты во время прохождения педагогической практики в школах, часто разрабатывают уроки именно с использованием межпредметных связей. Наблюдения показывают, что обучающиеся наиболее активно реагируют на использование во время уроков географии исторических фактов. Межпредметные связи можно использовать при изучении нового материала, при проверке и актуализации ранее изученного материала страноведческого характера (7-е и 11-е классы), региональной части курса «География России» в 8-9 классах. Обучающиеся с интересом вовлекаются в обсуждение предлагаемых проблемных ситуаций, активно предполагают, используя карты, варианты их решений. Не боятся ошибаться, так как отвлекаются от основного географического материала урока. Успешно, пусть и опосредованно, определяют главные особенности содержания учебного материала основного урока.
Трудно назвать другой предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей [4].
Установление межпредметных связей в школьном курсе географии способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе [6]. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.
В современной школе карта и учебник традиционно остаются основными средствами обучения географии, но в учебно-методические комплексы включаются и множество других средств с использованием возможностей современной цифровой техники и полиграфии, таких как SMART-доска, мультимедийный проектор, компьютер, экран, осветительные софиты, и формы работы с учащимися от лекций с демонстрациями и иллюстрациями, проецируемыми с помощью мультимедийной аппаратуры, до театральных зрелищ и фестивалей, кинопоказов.
Так же в воспитательной работе с учащимися мы отмечаем особую значимость формирования их интереса к обучению вообще и любви к изучаемому предмету -географии, как мудрость многих народов отражена в такой пословице, смысл которой в том, что результатом труда является не продукт труда, а трудолюбие. И мы считаем, что такой подход даст результат, который будет намного ценнее, чем «пятерка» за выученный на сегодня урок.
Человек может оценить только то, что он знает, и будет дорожить тем, чем он живет [2]. Изучая географические особенности какой-либо страны или региона, учащийся, несомненно, получит определенные знания, а изучая, вместе с этим, людей, живущих в этих условиях, их историю и культуру, он может достигнуть более высокого уровня личного развития и в нем закрепится интерес к изучению новых сведений и исследованию малоизвестных. По этой причине в настоящей статье мы рассматриваем возможности использования во внеучебной работе по географии связей с историей и литературой.
Мы знаем, что основной психологической категорией, на которую мы опираемся в ходе усвоения новых знаний и в процессе обучения, является память. Схема довольно проста: «прочитал (услышал рассказ учителя) - запомнил - пересказал на уроке
- получил свою пятерку - через пару недель забыл часть этих сведений - через пару месяцев забыл почти всё». Процесс запоминания должен быть усилен впечатлительностью. Именно на это нацелен предлагаемый нами метод.
Некоторые элементы этого метода в образовательном и воспитательном процессе уже более пяти лет нами используются в Колледже современного образования им. Саида Афанди (Республика Дагестан, пгт. Дубки). Открыли именные аудитории двенадцати известных просветителей, в числе которых ученый-богослов шейх Са-ид Афанди и народный поэт Расул Гамзатов. Студенты, за которыми закреплена такая аудитория, вне учебной программы под руководством куратора группы изучают жизнь и творчество этой личности. Оформлены информационные стенды и выставлены их произведения, по которым организованы чтения с определенной периодичностью (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, раз в год). Раз в год эта группа студентов выезжает в родное село этой личности и посещает места, где он жил и работал, где он похоронен. Знакомятся с особенностью быта жителей этого селения, изучают географические особенности этой местности, растительность и животный мир, встречаются и общаются со старейшинами этого села. И эти впечатления активизируют сознание студентов, мотивируя к хорошей учебе и достойному поведению на примере этих великих людей. Закрепляем полученный результат именными стипендиями с вручением сертификатов и разовой выплатой денежных средств.
При планировании внеучебной работы учитель географии не может обойти вниманием Русское географическое общество, изучая которое, он найдет связь и с историей, и с русским языком. Максимально впечатлительный эффект может быть достигнут при изучении исторического периода правления Россией императором
Николаем I, с которым связано учреждение Русского географического общества (РГО). А в числе учредителей РГО будет интересно обратить внимание, например, на генерала Врангеля, с чьим именем связано множество военных событий в России, и лингвиста В. Даля, создателя «Словаря живого великорусского языка». Две личности совсем противоположных сторон жизни - военный и гуманист, которых объединило стремление любить, изучать и беречь свою Родину и весь мир. И сам Николай I на этом фоне -
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
не только император и «хозяин земли русской», но и человек, способствовавший созданию РГО, то есть изучению страны и мира. И очень важно при этом показать меценатство при создании РГО как пример патриотизма русских людей.
Самое лучшее закрепление может быть достигнуто походом в РГО с целью наглядного изучения истории его создания. С использованием современной цифровой техники первое знакомство - виртуально, с использованием интернет-ресурсов и других познавательных материалов, затем и реально с выездом в Санкт-Петербург, где расположена штаб-квартира или в исполнительную дирекцию в Москве. Поддержать интерес отдельных учеников или студентов может формирование группы исследователей РГО на своем факультете, в своей школе.
Отдельный интерес представляет изучение исторических событий, географических и политических особенностей России в период создания РГО совместно со студентами-историками в вузе или с помощью учителя истории в школе [1]. А цикл мероприятий по «Словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, несомненно, закрепит интерес к русскому языку и русской культуре.
При изучении регионов России, мы считаем наиболее интересным будет нацелить обучающихся на одного из известных людей, представляющих этот народ. Например, даже упоминая в разговоре Дагестан, не каждый москвич сможет сказать, где он находится, и вообще, является ли он одним из регионов России, или это зарубежье. А Расула Гамзатова знают во всем мире, и изучение Дагестана как его Родины, даст намного больше впечатлений, вместе с этим восприятие учебного материала будет интереснее и легче.
Расул Гамзатович Гамзатов (19232003 гг.) - выдающийся аварский поэт, прозаик, публицист, советский и российский общественный и политический деятель, переводчик. Лауреат Сталинской и Ленинской премий, Народный поэт Дагестанской АССР, Герой Социалистического Труда [4].
Наибольший эффект можно достичь организацией экспедиции на родину известного во всем мире поэта Расула Гамзатова с целью изучения местности и геоклиматических условий, в которых родился и вырос великий поэт, затем, и формирование группы студентов-исследователей
регионов России и российской поэзии вместе с филологическим факультетом. Первое знакомство, как и с РГО, возможно виртуально, с использованием интернет-ресурсов, по возможности, и реально с выездом в регион.
А для воспитания патриотизма чтение стихов Расула Гамзатова - самый эффективный и сильный метод. В масштабе всей республики этот метод используется на радио «Ватан» (в переводе значит «Родина»), на котором ежедневно и многократно читаются отрывки его стихов о Родине и лучших нравах людей:
Понять я не мог, а теперь понимаю — И мне ни к чему никакой перевод, -О чем, улетая, осенняя стая Так горестно плачет, так грустно поет.
Мне раньше казалось: печаль беспричинна У листьев, лежащих в пыли у дорог. О ветке родной их печаль и кручина — Теперь понимаю, а раньше не мог.
Не знал я, не ведал, но понял с годами, Уже с побелевшей совсем головой, О чем от скалы оторвавшийся камень Так стонет и плачет как будто живой.
Когда далеко от родимого края Судьба иль дорога тебя увела, И радость печальна — теперь понимаю, -И песня горька, и любовь не светла, о Родина ...
Точно так же при изучении географии стран мира совместно со студентами-географами в ВУЗе или с помощью учителя-географии в школе организуется изучение, например, Франции как Родины Гюго. Особые впечатления дают интересные факты из его биографии.
Виктор Гюго - великий французский писатель. Он жил в конце 19 века и получил известность, как автор «Человека, который смеется», «Собора Парижской Богоматери» и «Отверженных». Еще Гюго известен, как автор самой короткой в мире переписки.
Роман «Отверженные» вышел в 1862 году - в нем рассказывалось о воре, который в один миг превратился в честного человека. Когда роман был напечатан, Гюго находился на отдыхе. Чтобы узнать, насколько книга понравилась читателям, Виктор послал своему издателю - компании «Hurst and
В1аскеШ> письмо с единственным знаком: «?». В ответном письме книгоиздатель написал: «!». Эта переписка вошла в историю, как самая короткая в мире.
Вывод
Значение межпредметных связей в обучении известно не первое столетие, но в
2. Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов. М. : Знание, 1977. 64 с.
3. Крылова О. В. Интересный урок географии: книга для учителя. М. : Просвещение, 2000. 95 с.
4. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М. : Просвещение, 1981. 96 с.
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Ленинград: Просвещение, 1988. 192 с.
geography at school]. Moscow, AST Astrel Publ., 2002. 203 p. (In Russian)
2. Zverev I. D. Vzaimnaya svyaz' uchebnyh predmetov [Mutual connection of academic subjects]. Moscow, Znanie Publ., 1977. 64 p. (In Russian)
3. Krylova O. V. Interesnyj urok geografii: kni-ga dlya uchitelya [Interesting geography lesson: book for teachers]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2000. 95 p. (In Russian)
4. Kulagin P. G. Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya [Intersubject connections in the learning process]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1981. 96 p. (In Russian)
5. Maksimova V. N. Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya [Intersubject connections in
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Абдулвагабова Саида Абдулгапуровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания географии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Нухов Омар Муртазалиевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Дагестанский теологический институт им. Саида Афанди, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
последние годы, в связи с переходом на новое содержание образования, актуальность их использования особенно возросла. Применение межпредметных связей обеспечивает системно-деятельностный подход, способствует эффективности учебно-воспитательного процесса.
др. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1982. 157 с.
7. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи и познавательный интерес в обучении школьников // Народное образование. 1988. № 2. С. 70-72.
8. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи и познавательный интерес в обучении школьников // Народное образование. 1988. № 9. С. 70-72.
osnov nauk v srednej shkole: mezhvuzovskij sborniknauchnyh trudov [Intersubject relations in teaching the basics of science in high school: an interuniversity collection of scientific papers]. Ed. council: A. V. Usova an etc. Chelyabinsk, ChSPU Publ., 1982. 157 p. (In Russian)
7. Fedorets G. F. Intersubject connections and cognitive interest in teaching students. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 1988. No. 2. Pp. 70-72. (In Russian)
8. Fedorets G. F. Intersubject connections and cognitive interest in teaching students. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 1988. No. 9. Pp. 70-72. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations
Saida A. Abdulvagabova, Ph. D. of Pedagogy, assistant professor, the chair of Methods of Teaching Geography, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia; e-mail: Sai-da2012 dag@mail .ru
Omar M. Nukhov, Ph. D. of Pedagogy, assistant professor, the chair of Humanitarian Disciplines, Said Afandi Dagestan Theological Institute, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Литература
1. Душина И. В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М. : ACT Астрель, 2002. 203 с.
6. Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе: межвузовский сборник научных трудов. Редкол. : А. В. Усова и
References
1. Dushina I. V., Tamozhnyaya E. A., Pyatunin V. B. Metodika i tekhnologiya obucheniya geografii vshkole [Methodology and technology of teaching
the learning process]. Leningrad, Prosveshenie Publ., 1988. 192 p. (In Russian)
6. Mezhpredmetnye svyazi v prepodavanii
Принята в печать 07.02.2020 г.
Received 07.02.2020 г.