Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-119-122
Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения школьной географии
Эфендиева Ш. Т. 1, Абдулвагабова С. А. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; @-mail: shahsenem [email protected] 2 Московский педагогический государственный университет Москва, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - показать роль географической карты и картографических знаний в школьном географическом образовании. Методы. Исследование основывается на использовании картографических методов, эмпирического метода и изучении опыта творческой деятельности учителей-новаторов. Результат. Приводятся различные творческие методики формирования картографических знаний и умений у учащихся при изучении географии в школе. Вывод. Школьники получают возможность практически проверить степень сформированности картографических знаний и умений, оценить уровень своих знаний и умений, необходимых для применения картографических методов обучения в школе при изучении географии. Эффективность формирования картографических знаний и умений у учащихся повышается, если работу осуществлять систематически, при изучении географии во всех классах (с 5-го по 11-й).
Ключевые слова: картографический метод, картографические знания и умения, географическая карта, активные методы работы.
Формат цитироввания: Эфендиева Ш. Т., Абдулвагабова С. А. Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения школьной географии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 119122. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-119-122_
Formation of Cartographic Skills of the Students in the School Geography Course Learning
Shakhsenem T. Efendieva 1, Saida A. Abdulvagabova 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; @ -mail: shahsenem [email protected] 1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to show the role of geographical map and cartographic knowledge in school geography education. Methods. The study is based on the use of cartographic methods, the empirical method and the study of the creative experience of innovative teachers. Result. Various creative methods for the formation of students' cartographic knowledge and skills in studying geography at school are presented. Conclusion. Schoolchildren have the opportunity to practically check the degree of formation of cartographic knowledge and skills, to assess the level of their knowledge and skills necessary for the application of cartographic teaching methods at school in the study of geography. The effectiveness of the formation of cartographic knowledge and skills of the students increases if the work is carried out systematically, when studying geography in all grades (from the 5th to the 11th).
Keywords: cartographic method, cartographic knowledge and skills, geographical map, active methods of work.
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
For citation: Efendieva Sh. T., Abdulvagabova S. A. Formation of Cartographic Skills of the Students in the School Geography Course Learning. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 119-122. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-119-122 (In Russian)
Введение
В настоящее время, невозможно представить изучение школьной географии без применения картографической информации. Сегодня карта рассматривается как источник различной, в том числе и географической информации.
Важную роль играют географические карты в преподавании географии в средней общеобразовательной школе. Работа с географическими картами способствует развитию у школьников пространственного воображения и географического мышления.
Одной из важных задач школьного географического образования является формирование у учащихся картографических знаний и умений.
В ходе формирования картографических знаний и умений, важно использовать такие методы, которые позволили бы организовать учебный процесс от познания до понимания карты, как источника географических знаний и умений [2].
Цель - показать роль географической карты и картографических знаний в школьном географическом образовании.
Методы - исследование основывается на использовании картографических методов, эмпирического метода и изучении опыта творческой деятельности учителей-новаторов.
Результаты исследования
Картографический метод исследования - один из важных методов познания закономерностей пространственного размещения объектов, их взаимосвязи. При работе с картой необходимо анализировать информацию, формирующую представление об изучаемых географических объектах и явлениях. Важная роль при формировании картографических знаний и умений принадлежит географическому описанию, что выступает определенным результатом в работе с картой [1 ].
Восприятие картографической информации школьниками в основном зависит от их психологических и возрастных особенностей (развития мышления, памяти).
Работа с картой проводится в несколько этапов:
- формирование картографических знаний;
- формирование картографических умений;
- осмысление содержания карты;
- пространственное представление;
Содержание картографической информации в каждом курсе школьной географии усложняется, т. е. изучение и приобретение практических умений работы с картой строится по принципу: «от простого к более сложному» [1].
Знание «картографического языка» помогает учащимся перевести информацию с языка символов и получить нужную информацию для решения поставленных задач.
В процессе работы с картой у школьников формируются картографические приемы, такие как, графоаналитические - измерение расстояний, вычисление координат, определение абсолютных и относительных высот, измерение площадей, построение графиков, диаграмм, профилей, разрезов; картометрические - измерение длины прямых и ломаных линий с помощью циркуля и масштаба [3].
Вышеперечисленные приемы позволяют формировать у учащихся навыки «чтения» карт. В методической литературе часто применяют такие понятия, как: «читать карту», «понимать карту» и «знать карту». Данные понятия подразумевают как умение школьников ориентироваться по карте, показывать необходимые географические объекты, так и овладение приемами сравнения, наложения, описания географических объектов, создания «географических образов».
Важнейшим умением, которым должны обладать школьники, является умение читать карту, т. е. распознавать географическую действительность по картографическим источникам. В процессе изучения школьной географии у школьников важно сформировать приемы составления описаний по картографическим источникам (составление географических характеристик территорий, проведение простейших кар-тометрических приемов).
Важные сведения о картах учащиеся получают при изучении географии в 6-7 классах, которые нужно и дальше разви-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
вать при изучении соответствующих тем в старших классах.
В начальном курсе физической географии формирование картографических навыков у школьников происходит по принципу: от местности к плану, от плана к карте.
Из-за сокращения количества часов по географии в 6-м классе в два раза, изучение многих картографических вопросов в содержании курса, включенных в школьную программу, происходит в какой-то степени формально, когда как школьная география должна дать школьникам знания и для повседневного пользования картографическими навыками. Картографические знания и умения представляют собой сквозную систему, пронизывающую все курсы географии основной школы. Основные ее элементы изучаются в специализированных картографических разделах всех курсов географии основной школы и в дальнейшем развиваются при изучении остального содержания школьной географии.
Ниже приводим примеры заданий для отработки навыков работы с картами атласа.
По физической карте мира определите соответствие между названиями географических объектов и их координатами:
а) 40° с. ш., 04 з. д.; - Москва.
б) 33° ю. ш., 151° в. д.; - Мадрид;
в) 56° с. ш., 38° в. д.; - Сидней.
При объяснении способов изображения рельефа на карте, школьникам можно предложить такие вопросы по приемам чтения условных знаков:
- Как показаны на карте горы, равнины?
- Как можно определить максимальную высоту гор?
- Что нужно сделать, чтобы рассказать по карте о рельефе территории?
При изучении горных систем школьникам можно предложить следующие вопросы:
- Как найти горы на карте?
- Как установить, на каком материке и в какой его части они расположены?
- Как определить направление хребтов с помощью географической сетки?
- Как по шкале высот определить преобладающую высоту гор?
- Как найти отметку наибольшей высоты гор?
- Как измерить протяженность гор по карте с помощью масштаба.
Такие вопросы способствуют закреплению картографических знаний и умений, помогают школьникам понять состав действий и использовать их на практике (чте-
ние условных знаков карты, определение сторон горизонта по карте, измерение расстояний с помощью масштаба и т. д.).
Такого же типа задания можно дать и при изучении равнин:
- найти равнину на карте;
- определить, в какой части материка она находится;
- определить протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток по карте с помощью масштаба;
- по шкале высот определить преобладающие высоты, по отметкам высот -наибольшую высоту;
- определить наклон равнины по направлению течения реки.
При выполнении заданий такого характера учителю нужно объяснить школьникам приемы их выполнения, а затем попросить их выполнить следующие задания самостоятельно, что непременно повысит их познавательную активность.
Контроль качества усвоения школьниками картографических приемов работы с географическими картами можно проверить в ходе выполнения проверочных работ.
Важно, чтобы полученные картографические знания и умения учащиеся могли применять в работе с картами как в самой школе, так и после её окончания.
Заключение
Таким образом, картографические знания и умения выступают важной частью содержания школьного географического образования, так как умения пользоваться картой являются частью общей культуры человека.
Знание географической карты определяется наличием у школьников пространственных и образных представлений о географических объектах. Поэтому, при формировании географических знаний важно использовать различные методические приемы, такие как, показ учителем и учащимися географических объектов на карте, составление с помощью карт таблиц, схем, картосхем, графиков, профилей, организовывать работу учащихся с контурными картами.
Формирование картографических знаний и умений у учащихся является неотъемлемым звеном в обучении географии в школе. Эффективность формирования у школьников картографических знаний и умений возрастает, если оно осуществляется систематически и целенаправленно при изучении географии в общеобразовательной школе.
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
Литература
1. Берлянт А. М. Картография на пороге XXI ний в школьной географии: автореф. дисс.
века: научное и образовательное направление. // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2008. №№ 4. С. 64-68.
2. Буланов С. В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и уме-
of the XXI century: scientific and educational direction. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seri-ya 5: Geografiya [Bulletin of Moscow State University. Series No. 5: Geography]. 2008. No. 4. Pp. 64-68. (In Russian)
2. Bulanov S. V. Problema sovershenstvovani-ya sistemy kartograficheskih znanij i umenij v
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Эфендиева Шахсенем Тельмановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра географии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Абдулвагабова Саида Абдулгапуровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания географии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 11.01.2020 г.
канд. геогр. наук. М., 2001. 19 с.
3. Куприн А. М. Слово о карте. М. : Недра, 1987. 143 с.
nauk [The problem of improving the system of cartographic knowledge and skills in school geography: extended abstract of diss. ... Ph. D. (Geography)]. Moscow, 2001. 19 p. (In Russian)
3. Kuprin A. M. Slovo o karte [A word about the map]. Moscow, Nedra Publ., 1987. 143 p. (In Russian)
IN FORMAT!ON ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Shahsеnеm T. Efendieva, Ph. D. (Pedagogy), associate Professor, the chair of Geography and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Saida A. Abdulvagabova, Ph. D. of Pedagogy, assistant professor, the chair of Methods of Teaching Geography, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Received 11.01.2020.
References
1. Berlant A. M. Cartography on the threshold shkol'noj geografii: avtoref. diss. ... kand. geogr.