Научная статья на тему 'Использование методов и подходов к оценке стоимости объектов обмена и определение на их основе эффективности принимаемых стратегий при реструктуризации компаний'

Использование методов и подходов к оценке стоимости объектов обмена и определение на их основе эффективности принимаемых стратегий при реструктуризации компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование методов и подходов к оценке стоимости объектов обмена и определение на их основе эффективности принимаемых стратегий при реструктуризации компаний»

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ОБМЕНА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА ИХ ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ СТРАТЕГИЙ ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КОМПАНИЙ

Д.А. КОРНИЛОВ, кандидат экономических наук, доцент Нижегородского государственного технического университета

С.Н. ЯШИН, доктор экономических наук, профессор Нижегородского государственного технического университета

Формирование рыночных отношений в российской экономике привело к возрастанию потребности субъектов хозяйствования в точности и достоверности оценки объектов рыночного обмена. Потребности и цели оценки разнообразные: обеспечение залоговых операций, внесение в уставный капитал, определение стоимости имущества при банкротстве, определение стоимости лицензии и доли экономического эффекта, приходящегося на объект оценки, цены продажи и др.

Важность и актуальность оценочной деятельности подтверждены рядом принятых законов и стандартов в РФ, появлением специальности и профессии оценщика.

Оценка стоимости бизнеса, объектов недвижимости, машин и оборудования, нематериальных активов (в отличие от обычных потребительских товаров и услуг) может быть выражена достаточно сложным образом, так как она зависит от множества внешних факторов, которые скорее субъективны, чем объективны. Часто возникает проблема сопоставимости полученных разными методами стоимостных оценок объекта обмена и приемлемости применения этих методов для различных целей. Например, расчетная стоимостная оценка объекта обмена может существенно отличаться даже в зависимости от характеристики субъектов сделки, от их интересов (это особенно характерно при продаже лицензий на объекты промышленной собственности (далее —

ОПС)). Владельцем объекта может быть государство, юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация), физическое лицо. Второй стороной в сделке может быть заказчик, партнер, государство, кредитор, конкурент, инвестор и т.д. Коммерческая полезность и ценность объекта для каждого из возможных покупателей будет отличаться, также будет отличаться и желание владельца ОПС продать лицензию конкуренту или партнеру.

Для повышения правильности расчетов и выводов при оценке требуется объединить принципы, цели, подходы и методы в единую теорию оценки.

Важнейшим аспектом успешной хозяйственной деятельности является научно обоснованная оценка имущества хозяйствующего субъекта — как в финансовом учете, так и при совершении сделок купли-продажи.

В настоящее время сформировались четыре важнейших направления в теории оценки имущества:

• оценка бизнеса сосредоточена на финансовом анализе предприятий; оценке пакетов акций на рынке ценных бумаг и анализе их доходности; дисконтировании ожидаемыхденежных потоков от деятельности предприятия;

• оценка недвижимости, уделяющая особое внимание долгосрочной аренде и арендным платежам, характеризующим доходность земли и зданий, а также ипотечно-кредитному анализу

и влиянию на цену передаваемых прав собственности на недвижимость; анализу рыночных цен на жилую недвижимость, введению поправочных коэффициентов;

• оценка машин и оборудования, ее важнейший аспект - идентификация объектов оценки, основное отличие от оценки недвижимости —достаточная мобильность объектов оценки;значительное влияние на цену конъюнктурных факторов, морального и физического износа, наличие большого количества аналогов и значительный ассортимент выпуска;

• оценка нематериальных активов (далее — НМА), методика которой связана с перечисленными выше оценками. Центральное место в методике оценки НМА занимают прогнозы доходности и определение долевого вклада в общий доход. В этом отношении прослеживается связь с методикой оценки бизнеса. Объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС) — понятие более широкое, чем НМА, поэтому при рассмотрении методик часто используется именно понятие ОИС.

Методика оценки ОИС тесно связана с методами перечисленных выше направлений, так как в конечном итоге они реализуются на рынке через материальные активы или вместе с ними в составе выпускаемой продукции.

Отличительными же особенностями оценки ОИС являются:

• их не вещественный характер, что дает возможность продать один и тот же товар нескольким покупателям, то есть цена (стоимость права использования) ОИС в меньшей степени привязана к затратам на их создание;

• возникновение исключительных прав на ОИС (т.е. возможность монопольного их использования).

Все эти направления опираются на единую методологическую базу и используют три основные подхода определения стоимости объекта:

• затратный (или имущественный);

• рыночный (или сравнительный);

• доходный.

В основе этих подходов заложены принципы рыночных и финансово-кредитных отношений, временной стоимости денег.

Затратный (или имущественный) подход заключается в учете и приведению к одному временному интервалу всех затрат на создание, маркетинг, правовую охрану (или заключается в анализе балансовых счетов предприятия и их корректировке).

Рыночный (или сравнительный) подход основан на сравнении данных об аналогичных рыночных сделках.

Доходный подход предполагает определение текущей стоимости будущих доходов от использования объекта.

В рамках этих трех подходов для каждого направления сформировались методы оценки, большая часть которых была позаимствована из зарубежного опыта.

Применяемые методы для оценки имущества базируются на принципах, которые подразделяются на четыре категории:

1. Принципы, основанные на представлениях пользователей (принципы полезности, замещения, ожидания).

2.Принципы, связанные с рыночной средой (принципы спроса и предложения, изменения, соответствия, зависимости и другие).

3. Принципы, связанные с характером оцениваемого объекта (вид имущества).

4.Принципы наилучшего и наиболее эффективного использования.

Применение того или иного метода для оценки стоимости имущества зависит от следующих основных факторов:

• цель оценки и вид определяемой стоимости;

• вид имущества, подлежащего оценке (объект оценки);

• доступность (наличие) информации для проведения расчетов.

Рассмотрим цели, которые могут преследоваться при заказе на проведение оценочных работ. При оценке бизнеса (предприятия):

• купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг;

• купля-продажа доли в уставном капитале предприятия, которое не имеет акций (товарищества, общества с ограниченной ответственностью);

• продажа предприятия целиком на аукционе, при приватизации, при банкротстве;

• реорганизация (слияние, поглощение, разделение, выделение и т.д.) или ликвидация предприятия;

• получение кредита под залог имущества;

• при судебном разделе имущества;

• при переоценке основных фондов, в целях налогообложения и страхования и т.д.

При оценке стоимости недвижимости:

• передача недвижимости в аренду;

• продажа части недвижимости;

• получение кредита под залог недвижимости;

• при вкладе в уставной капитал;

• при переоценке основных фондов, в целях налогообложения и страхования и т.д

При оценке стоимости машин и оборудования:

• продажа некоторых машин и оборудования (морально устаревшего, чтобы избавиться от неиспользуемого оборудования, замена на новое);

• передача машин и оборудования в аренду;

• получение кредита под залог машин и оборудования;

• организация лизинга;

• при вкладе в уставной капитал;

• при переоценке основных фондов, в целях налогообложения и страхования и т.д

При оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности (ОИС):

• компенсация ущерба при незаконном использовании ОИС;

• при корпоративных трансакциях;

• при выплате вознаграждений работникам за рационализаторские предложения и служебные изобретения;

• при внесении в уставной капитал;

• при продаже прав на ОИС и заключении лицензионных договоров;

• для определения разумных вознаграждений при условии выдачи принудительной лицензии;

Методы 01

• при учете затрат на НИОКР для целей бухгалтерской отчетности и т.д.

В зависимости от цели оценки выбирается вид определяемой стоимости и методы, которые могут для этого подойти (табл. 1, 2, 3).

На практике также находит применение комбинирование различных методов.

Сложной задачей является определение стоимости НМЛ в имуществе предприятия, так как для этого необходимо выявить долю прибыли предприятия, которая приходится на НМА. Стоимость (доля) НМА в составе имущественного комплекса предприятия может быть косвенно выражена через применение названных выше методов оценки имущества предприятия. Теоретические разработки, заложенные в рамках описанных направлений, могут найти применение при оценке НМА (табл. 4).

В российской практике бухгалтерского учета активы баланса строятся по принципу возрастания ликвидности, то есть НМА относятся к наименее ликвидным активам.

Сформулируем, например, выводы по оценке НМА, как одного из наиболее сложного (спорного) объекта оценки:

• применение представленных методов зависит от целей оценки и ситуации;

Таблица 1

1ки бизнеса

Методы, опирающиеся на имущественный подход Методы, опирающиеся на доходный подход Методы, опирающиеся на сравнительный подход

Метод балансовой стоимости Метод скорректированной балансовой стоимости (или метод чистых активов) Метод стоимости замещения Метод восстановительной стоимости Метод ликвидационной стоимости предприятия Метод дисконтированного денежного потока Метод капитализации прибыли (или мультипликации доходов) Метод внутренней ставки отдачи Метод избыточной прибыли Метод сделок Метод отраслевых соотношений (коэффициентов) Метод рынка капитала (базируется на анализе прошлых сделок с акциями и расчете мультипликаторов)

Таблица 2

Методы оценки машин и оборудования

Затратный подход Доходный подход Сравнительный подход

Метод расчёта себестоимости и стоимости по укрупнённым нормативам Метод расчёта по цене однородного объекта Метод поэлементного (поагрегатного) расчета Метод анализа и индексации затрат Метод дискон тированных чистых доходов Метод равноэффективного аналога Метод прямого сравнения Ме тод статистического моделирования цены

Таблица 3

Методы оценки недвижимости

Затратный подход Доходный подход и другие комбинированные методы Сравнительный (аналоговый) подход

Методы балансовой стоимости Методы восстановительной стоимости Методы замещения Метод капитализации прибыли Метод приведенного чистого дохода Метод подрядчика Метод остатка Метод предпринимательской оценки Метод восстановительной стоимости по аналогам Метод сравнения Метод инвестиций

Таблица 4

Методы оценки НМА

Затратный подход Доходный подход Сравнительный подход

Метод расчёта себестоимости и стоимости по укрупнённым нормативам Метод расчёта по цене однородног о объекта Метод избыточных прибылей Метод дисконтированных чистых доходов Метод освобождения от роялти Метод преимущества в прибылях Метод прямого сравнения Метод статистического моделирования цены

• стоимостная оценка НМА, полученная по каждому из приведенных методов, может существенно отличаться;

• изложенные методы позволяют определить лишь разумную цену на НМА при совершении гражданско-правовых сделок между продавцом и покупателем, лицензиаром и лицензиатом, в суде между истцом и ответчиком. Определяемые стоимостные оценки НМА по

приведенным методам являются в основном верхней или нижней границей цены для одной из сторон при заключении сделки (табл. 5).

Уже не раз отмечалось, что 21 век — это век новых технологий. Информационное и технологическое развитие приводит к сокращению жизненного цикла товара, к более быстрому устареванию технологий. Это требует постоянных инвестиций в совершенствование продукции и создание новых технологий. В международной торговле очевиден постоянный рост оборота новых технологий. Поэтому для любого предприятия планирование деятельности в сфере НИОКР и прогнозирование развития рынка технологий выступают как необходимый элемент общей стратегии, ответ на постоянное давление со стороны конкурентов.

Необходимость определения стоимости всего имущества или отдельных активов предприятия обусловлена множеством причин (в ряде случаев оценка имущества обязательна в соответствии с законодательством):

• продажа предприятия или части его активов;

• купля-продажа акций АО;

• купля-продажа доли в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью;

• передача в аренду имущества;

• получение кредита;

• определение налогооблагаемой базы и переоценка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• страхование имущества;

• корпоративные трансакции, реструктуризация или реорганизация (слияние, поглощение, разделение и т.д. ).

Например, в последнее время наблюдается повышенный интерес к различным видам горизонтальной, вертикальной, конгломеративной интеграции компаний, которая осуществляется посредством слияний, поглощений, отпочковывания и т.д. Образуются холдинги, финансово-промышленные группы. Также этому процессу способствует постепенное развитие фондово го ры нка в России. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о целесообразности интеграции компаний. Достоверная и точная оценка стоимости компании, отдельных ее имущественных комплексов позволит принять руководству правильное решение при стратегически важных решениях.

Следует отметить, что необходим ситуационный подход при выборе методов оценки, а также необходимо учитывать ограничения и необходимые допущения при использовании методов для определения стоимости объекта оценки в условиях российского рынка.

Можно предположить, что на ближайшую перспективу эффективное управление изменениями станет важнейшим приоритетом для большинства российских компаний.

Основными причинами реструктуризации предприятий могут послужить следующие ситуации:

• когда предприятие находится в кризисном состоянии;

• когда вследствие неблагоприятной рыночной конъюнктуры, экономическое состояние предприятия может сильно ухудшиться в будущем;

• когда реструктуризация вызвана возможностью быстрого роста предприятия.

Нижняя граница цены для продавца Верхняя граница для покупателя Средняя цена НМА

Метод расчёта себестоимости и стоимости по укрупнённым нормативам (т.к. невыгодно продавать дешевле, чем сумма затрат на создание НМА) Метод избыточных прибылей Метод дисконтированных чистых доходов Метод преимущества в прибылях Метод освобождения от роялти Метод прямого сравнения Метод статистического моделирования цены

Таблица 5

Определение верхних и нижних границ цены по методам оценки стоимости НМА

В странах с развитой экономикой реструктуризация является естественным процессом, а вопрос о реструктуризации встает всякий раз, когда компания сталкивается со снижением эффективности своей деятельности, изменением внешнего окружения, технологического развития и обострения конкуренции.

Для российской экономической науки процесс реструктуризации — относительно новый объект изучения. Разные авторы предлагают свои трактовки понятия и сущности реструктуризации.

В работе, посвященной оценке бизнеса, процесс реструктуризации определяется как обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса [ 1 ]. Л. Водачек предлагает под реструктуризацией понимать комплексные и взаимосвязанные изменения структур, обеспечивающих функционирование предприятия в целом [2]. Л.П. Страхова и Г.В. Бутковская под реструктуризацией понимают проведение комплекса мероприятий организационного, технического, финансового характера, позволяющих предприятию восстановить свою конкурентоспособность [4]. К. Кордон, Т. Фолмен и М. Ванденборт рассматривают реструктуризацию как проактивно осуществляемый разрыв с существующим статус-кво, а не просто «затягивание пояса» в компании или улучшение текущих операций. В результате проведенной реструктуризации компания должна не просто работать лучше, а производить более современные продукты [5]. А. Евсеев к реструктуризации относит любые изменения в производстве, структуре капитала или собственности, не являющиеся частью повседневного делового цикла компании [6].

Часто реструктуризация предполагает изменение структуры акционерного капитала, имущественного комплекса, а также к существенным организационным изменениям в рамках процесса реструктуризации относятся преобразования производственных элементов: введение новых подразделений и звеньев, ликвидация малопроизводительных структурных единиц, выделение отдельных производств в самостоятельные предприятия, создание бизнес-единиц, выделение бизнес-линий, проведение слияний подразделений, поглощение других предприятий и др.

В итоге реструктуризацию промышленных и финансовых компаний можно определить как процесс, направленный на создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения финансовой устойчивости и роста конкурентоспособности.

Весь комплекс мероприятий, применяемых в ходе реструктуризации, подразделяют на оперативные и долгосрочные (стратегические).

Практическая реализация концепции реструктуризации должна вызвать устойчивые положительные кратко- и долгосрочные изменения в деятельности предприятия, результатом которых будет рост рыночной стоимости собственного капитала компании и курсовой стоимости ее обыкновенных акций.

Во многих западных исследованиях в качестве измерителя эффективности деятельности фирмы в перспективе используется 0 Тобина (рыночная оценка балансовой стоимости активов).

(2Тобина хорошо отражает оценку фирмы в терминах восстановительной стоимости и рассчитывается как соотношение между рыночной стоимостью фирмы и восстановительной стоимостью активов предприятия. Таким образом, более высокие оценки 0 показывают, что фирма, как действующее предприятие, оценивается выше, чем совокупность отдельных активов. Поскольку ОТобина зависит от рыночной стоимости фирмы и, следовательно, от ожиданий финансовых рынков, надежность этого показателя требует достаточно высокого уровня развития последних [8].

Сама возможность реструктуризации возникает из-за того, что менеджеры или заинтересованные извне лица выясняют, что деятельность компании является недостаточно эффективной, в результате чего возникает стоимостной разрыв между стоимостью, которую фактически создает компания, и потенциальной стоимостью, которая достижима при изменении ряда обстоятельств.

Реорганизация юридического лица, являющаяся одним из инструментов, используемых в ходе реструктуризации компании, направлена не только на повышение экономической эффективности компании и преодоление кризисных явлений, но и на изменение соотношения сил внутри компании (передел собственности).

Радикальное изменение структуры и функций компании могут осуществляться путем реорганизации, которую действующее законодательство определяет в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (табл. 6).

Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-право-вых форм осуществляется значительным количеством нормативных актов, основополагающее значение для которых имеют положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие основания и по-

Таблица 6

Виды реорганизации

Реорганизация

1. Добровольная - решение о реорганизации принято самим юридическим лицом, т.е. его учредителями 2. Обычно осуществляется в формах: • слияния • присоединения • преобразования 3. Добровольная реорганизация в установленных законом случаях может производиться лишь с согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов в соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции 1. Принудительная - решение о реорганизации принято в установленных законом случаях судом либо уполномоченными государственными органами 2. Обычно осуществляется в формах: • разделения • выделения (разукрупнения) 3. Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» допускается принудительное разделение хозяйствующих субъектов, которые, занимая доминирующее положение в определенной отрасли, осуществляют монополистическую деятельность и (или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции [9]

Таблица 7

Формы реорганизации

Этапы жизненного цикла предприятия «А» Рождение Детство Юность Зрелость Старость Возрождение

Формы реорганизации предприятия «А» Присоединение А+В = В Присоединение А+В = В Слияние А+В = С Присоединение А+В = А Выделение А = А+В Выделение А = А+В

Преобразование Преобразование Разделение А = В+С

Таблица 8

Причины различных форм реорганизации компаний

Форма реорганизации компании Присоединение или слияние Выделение или разделение

Причина реорганизации • Расширение сегмента рынка • Возможность покупки компании по цене ниже балансовой • Увеличение стоимости собственного капитала путем снижения операционных издержек, затрат на НИОКР, комбинирования взаимодополняющих ресурсов • Наличие временно свободных ресурсов • Стремление снизить степень риска путем диверсификации • Оптимизация налогообложения • Личные мотивы управляющих • Оптимизация структуры управления, улучшение схемы финансовых потоков, маневрирование материальными ресурсами • Выделение основных направлений деятельности • Освобождение от неосновных, проблемных направлений • Управление рисками и повышение устойчивости бизнеса • Оптимизация налогообложения • Конфиденциальность контроля • Диверсификация операций предприятия • Обособление лицензионных видов деятельности • Недостаток в деньгах • Психологическая несовместимость партнеров

рядок реорганизации (ст. 57 ГК РФ). Отечественное законодательство о реорганизации акционерных обществ, отличающееся наличием множества нормативных актов, регламентирующих порядок размещения акций и иных ценных бумаг и их легализации, находится в стадии становления [11].

Синергетический эффект от слияния или присоединения (2 + 2 = 5) может проявляться в двух направлениях:

• прямая выгода (снижение издержек в результате повышения эффективности использования оборудования, площадей, персонала; повышение цен на продукцию из-за упрочнения позиции на рынке; увеличения размеров обслуживаемой территории и

вследствие всех этих факторов увеличение денежных потоков). Конкретную величину прироста денежных потоков можно вычислить в процессе планирования приобретения или слияния компаний;

• косвенная выгода заключается в том, что акции объединенной компании могут стать более привлекательными для инвестора, так как ожидаемый синергетический эффект от слияния или присоединения приведет к увеличению денежного потока. Следствием такой реорганизации становятся ожидания, что увеличится прибыль компании, возможно, ускорится ее рост, укрепятся рыночные позиции, а поэтому рыночная стоимость акций начинает расти.

В основе прироста денежного потока заложен эффект масштаба, но этот эффект также имеет свои границы для каждой отрасли или фирмы. Когда превышен некоторый оптимальный объем производства, то это приводит к снижению эффективности управляемости компании и, как следствие, к увеличению издержек.

Для крупных и менее гибких в управлении компаний при выделении или разделении может проявиться эффект обратного синергизма (4 —2 = 3). Также к этому эффекту приводит продажа хронически убыточного производства. Возможность вложения полученных свободных денежных потоков от реорганизации в основное производство и повышение его эффективности.

Рассмотрим на примере процесс присоединения компании «В» к компании «А» с точки зрения акционеров. Финансовые показатели компаний до реорганизации:

Показатель Компания «А» Компания «В»

Цена одной акции (Р), $ 60 50

Количество акций, шт. 100 000 10 000

Чистая прибыль, $ 300 000 50 000

Прибыль на акцию (Е), $ 3 5

Отношение цены акции к прибыли на акцию (Р/Е) 20 10

Предположим, что компания «В» согласится к присоединению при условии получения 54$ за одну акцию, то есть на основе менового соотношения 54$/ 60$, или 0,9 акции компании «А» за каждую акцию компании «В». При таком меновом соотношении компании «А» потребуется выпустить 9 ООО акций.

Определим финансовые показатели объединенной компании при условии, что прибыль компаний «А» и «В» осталась прежней.

Показатель Компания «А» после реорганизации

Количество акций, шт. 109 000

Чистая прибыль, $ 350 000

Прибыль на акцию (Е), $ 3,21

до реорганизации после реорганизации

Прибыль на акцию (Е)акционеров компании «А», $ 3 3,21

Прибыль на акцию (Е)акционеров компании «В», $ 5 0,9x3,21 =2,89

Очевидно, что в краткосрочном периоде акционеры компании «В» потеряли частьдоходов вследствие присоединения к компании «А», так как прибыль на акцию снизилась с 5 до 2,89$.

При условии, что меновое соотношение будет равно 100$/60$, или 1,(6) прибыль на акцию для акционеров компаний «А» и «В» не изменится вследствие реорганизации.

Показатель до реорганизации после реорганизации

Прибыль на акцию (Е)акционеров компании «А», $ 3 3

Прибыль на акцию (Е)акционеров компании «В», $ 5 1,(6) хЗ = 5

При дальнейшем увеличении менового соотношения акционеры компании «А» потеряют часть прибыли.

Однако, даже если акционеры одной из компаний теряют часть прибыли в краткосрочном периоде вследствие реорганизации, то в долгосрочном периоде влияние прямого или обратного синерге-тического эффекта может привести к значительному увеличению их доходов.

Процесс реструктуризации является одним из инструментов, который может обеспечить повышение эффективности использования производственных ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса.

Рассмотренные выше факторы, определяющие эффективность реструктуризации, не исчерпывают всей многокритериальное™ проблемы реструктуризации. Поэтому при принятии решений необходимо использовать ситуационный подход.

Литература

1. Оценка бизнеса / Под ред. А.Г.Грязновой и др. — М.: Финансы и статистика, 1998.

2. ВодачекЛ. Реструктуризация —вызовчешским предприятиям// Проблемы теории и практики управления. 1999.

3. Том Н. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. 1998.

4. Страхова Л., Бутковская Г. Акционирование химических предприятий в современных условиях // Менеджмент в России и за рубежом. М., 1999.

5. Кордон К., Фолмен Г., Вандвнборт М. Пять важных подходов к осуществлению реструктуризации//Маркетинг. М., 1999.

6. Евсеев А. Стратегия реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации // Проблемы теории и практики управления. 1999.

7. Бодди Б. Основы менеджмента,- Спб., 1999.

8.Шаффер М., Эстрин С. Основные направления и факторы реструктуризации промышленных предприятий / Фонд «Бюро экономического анализа»,- М.,2001.

9. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 948-1 (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.).

10. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 55.

11. Федеральный закон от 07.08.2001 № 120-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 1, 17,48,49,75,76.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ООО « ТК Велби», 2002.

13. Ван ХорнДж.КОсновы управления финансами: Пер. с англ./Гл. ред. серии Я.В. Соколов,- М.: Финансы и статистика, 1997,- 800 с.

14. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. - М.: Альпина Паблишер, 2002.

15. БелыхЛ.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятий. - М., ЮНИТИ, 2001.

16. Ковалев А.П. Оценка стоимости активной части основных фондов: Учеб. метод, пособие / М.: Финстатинформ, 1997.

17. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник / Под ред. В.И. Кошечки-на.-М. : ИКФ «ЭКМОС», 2002.

Ежегодная конференция

«РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ МБРР, ЕБРР И ДРУГИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ в 2005 году»

2 декабря 2004 г., Москва, конференц-зал гостиницы «Мариотт-Тверская»

Федеральный центр проектного финансирования приглашает представителей российских и иностранных компаний принять участие в ежегодной конференции «Расширение возможностей участия российских поставщиков в реализации проектов МБРР, ЕБРР и других международных финансовых организаций в 2005 году».

В ходе конференции участники будут ознакомлены с программой реализации действующих и вступающих в силу в 2005 г. проектов МБРР и ЕБРР в России, объемами расходуемых средств, процедурами проведения конкурсных закупок, видами и объемами планируемых закупок товаров, работ и услуг.

На конференции планируются выступления представителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, МБРР, ЕБРР, руководителей групп реализации проектов МБРР и ЕБРР.

Проведение конференции позволит содействовать установлению деловых связей между поставщиками и организациями, занимающимися реализацией проектов, а также способствовать повышению эффективности расходования средств займов за счет привлечения широкого круга поставщиков и получения ими оперативной информации по программе внешних заимствований Российской Федерации на 2005 г.

Для оформления участия в конференции или получения дополнительной информации обращайтесь в учебный центр по тел.: (095) 247-0311, 777-3993; факс: (095) 777 3992; e-mail: training@fcpf.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.