Научная статья на тему 'Использование методов физической культуры и спорта в формировании психофизической готовности к обучению в вузе'

Использование методов физической культуры и спорта в формировании психофизической готовности к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
288
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / PSYCHOPHYSICAL BIAS / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буров Александр Эдуардович, Ерохина Ольга Анатольевна

Далеко не всей молодежи удается быстро адаптироваться к условиям жесткой реальности студенческой жизни, выбрать верные приоритеты, почувствовать себя частью огромного студенческого социума, сохранить свою индивидуальность и востребованность, вести здоровый стиль жизни. В условиях вузовского образования это приводит к хронической неуспеваемости, изменяет направленность развития умственных способностей студентов, истощает нервную систему и в конечном итоге приводит к обострению старых и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде, таких, как деструкция семейных отношений, безнадзорность, правонарушения, алкоголизм и наркомания, распространение тяжелых психических депрессий и т.д. Особенно остро это касается выпускников общеобразовательных школ с отклоняющимися формами поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буров Александр Эдуардович, Ерохина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of physical culture and sport methods in formation of psychophysical redainess to learning in higher education institution

Not all youth manages to adapt quickly for conditions of rigid reality of student's life, to choose right priorities, to feel part of huge student 's society, to keep the identity and a demand, to conduct healthy lifestyle. In the conditions of high school education it results in chronically poor progress, changes a development orientation the mental abilities of students, exhausts nervous system and finally leads to an aggravation old and development of new forms of social deformations in the youth environment, such as destruction of the family relations, neglect, offenses, alcoholism and drug addiction, distribution of heavy mental depressions, etc. Especially sharply, it concerns graduates of comprehensive schools with deviating forms of behavior.

Текст научной работы на тему «Использование методов физической культуры и спорта в формировании психофизической готовности к обучению в вузе»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

А.Э. БУРОВ, О.А. ЕРОХИНА, Астраханский государственный технический университет,

г. Астрахань

Аннотация

Далеко не всей молодежи удается быстро адаптироваться к условиям жесткой реальности студенческой жизни, выбрать верные приоритеты, почувствовать себя частью огромного студенческого социума, сохранить свою индивидуальность и востребованность, вести здоровый стиль жизни. В условиях вузовского образования это приводит к хронической неуспеваемости, изменяет направленность развития умственных способностей студентов, истощает нервную систему и в конечном итоге приводит к обострению старых и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде, таких, как деструкция семейных отношений, безнадзорность, правонарушения, алкоголизм и наркомания, распространение тяжелых психических депрессий и т.д. Особенно остро это касается выпускников общеобразовательных школ с отклоняющимися формами поведения.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, психофизические отклонения, коррекция.

Abstract

Not all youth manages to adapt quickly for conditions of rigid reality of student's life, to choose right priorities, to feel part of huge student's society, to keep the identity and a demand, to conduct healthy lifestyle. In the conditions of high school education it results in chronically poor progress, changes a development orientation the mental abilities of students, exhausts nervous system and finally leads to an aggravation old and development of new forms of social deformations in the youth environment, such as destruction of the family relations, neglect, offenses, alcoholism and drug addiction, distribution of heavy mental depressions, etc. Especially sharply, it concerns graduates of comprehensive schools with deviating forms of behavior.

Key words: physical culture and sports, psychophysical bias, correction.

По мнению многих исследователей (Н.Ю. Максимова, 2000; В.В. Бойко, 2002; В.И. Егозина, 2005), одной из причин возникновения школьной дезадаптации является наличие у подростка акцентуаций характера, которые способны приводить к возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов. При этом занятия физической культурой и спортом как никакой другой вид деятельности способствуют коррекции психофизических отклонений.

Установлено, что на коррекцию психофизического состояния оказывает влияние интенсивность, объем нагрузки, а также непрерывность процесса физической деятельности. При этом учитывать специфику учебно-воспитательной работы с дезадаптированными

учащимися необходимо на всех этапах коррекционного воздействия средствами физической культуры.

Целью представленной нами методики является преодоление негативного влияния факторов дезадаптации старшеклассников в условиях общеобразовательной школы и формирование их психофизической готовности к обучению в вузе путем направленного использования средств и методов физической культуры и спорта.

В связи с этим выявление различных форм дезадаптации и коррекцию психофизического состояния учащихся общеобразовательной школы с применением физкультурно-оздоровительной методики, в частности старшеклассников, стало основной задачей нашего исследования.

ФНЦ ВНИИФК

Массовая физическая культура и оздоровление населения

47

В качестве примера ниже мы приводим комплексную методику формирования психофизической готовности старшеклассников к условиям обучения в вузе:

- общую физическую подготовку;

- сопряженное формирование взаимосвязей между технико-тактическими навыками спортигр и развитием физических и психических качеств;

- освоение и овладение навыками спортигр.

При построении коррекционных физкультурно-оздоровительных занятий с учащимися группы социального риска важным условием их эффективности является использование в учебном процессе наиболее привлекательных для большинства занимающихся форм и средств физической культуры и спорта.

Для первичной диагностики нами использовалась модифицированная анкета, предложенная М.И. Рожковым, позволяющая выявить социальные деформации учащихся по показателям агрессивности, семейного неблагополучия, недоверия к людям, заниженной самооценки, а также типы акцентуаций, характерные для данных проявлений. Результаты анкетирования приведены в табл. 1. Было проанкетировано 74 учащихся 11-х классов (38 юношей и 36 девушек).

Проведенный анализ различных проявлений делинквентности учащихся 11-х классов показывает, что деструктивные семейные отношения характерны в среднем для 22,1% опрошенных, т.е. для каждого четвертого учащегося; 37,5% молодых людей проявляют повышенную

агрессивность; 50,1% выражают абсолютное недоверие людям, а 42,3% старшеклассников имеют неадекватную, чаще всего заниженную самооценку.

Таблица 1

Факторный анализ различных проявлений

делинквентности старшеклассников

Вид деструкции Кол-во учащихся (n = 74)

% абс.

Деструктивные семейные отношения 22,1 19

Повышенная агрессивность 37,5 41

Недоверие к людям 50,1 46

Неадекватная самооценка 42,3 35

По результатам анкетирования для дальнейшего исследования были сформированы две группы испытуемых юношей: группа «благополучных» (n = 23) и группа риска (n = 26).

На данном этапе мы также исследовали особенности проявления дезадаптирующих факторов на формирование и развитие психоэмоциональной сферы старшеклассников. Исследование психологического компонента личности проводилось с помощью общепринятых, опубликованных в специальной литературе методик. Полученные данные приведены в табл. 2.

Показатели психологических особенностей старшеклассников

Таблица 2

№ Показатель Благополучные (n = 23) Группа риска (n = 26) Р

п/п Х ± m

1. Локус контроля

Экстернальный 9,9 ± 0,8 14,9 ± 1,4 < 0,01

Интернальный 13,2 ± 0,8 11,1 ± 0,6 < 0,05

2. Уровень притязаний (по Гербаческому)

Внутренний мотив 14,0 ± 1,2 11,8 ± 1,3 > 0,05

Познавательный мотив 16,8 ± 0,4 13,7 ± 1,2 > 0,05

Мотив избегания 16,9 ± 0,7 12,5 ± 0,5 < 0,01

Состязательный мотив 13,5 ± 0,8 12,3 ± 1,0 > 0,05

Мотив смены деятельности 16,1 ± 0,8 13,2 ± 0,9 < 0,05

Мотив самоуважения 19,5 ± 0,3 15,5 ± 1,2 < 0,01

Значимость результатов 11,1 ± 0,8 10,6 ± 0,7 > 0,05

Сложность задания 7,6 ± 0,6 8,5 ± 0,5 > 0,05

Волевое усилие 13,9 ± 0,9 9,5 ± 0,8 < 0,01

Оценка уровня достигнутых результатов 10,2 ± 0,4 10,5 ± 0,6 > 0,05

Оценка своего потенциала 15,8 ± 0,8 12,9 ± 0,5 < 0,01

Намеченный уровень мобилизации усилий 18,6 ± 0,5 16,5 ± 0,5 < 0,01

Ожидаемый уровень результатов 11,3 ± 0,4 9,7 ± 0,6 < 0,01

Закономерность результатов 15,6 ± 0,8 15,3 ± 1,0 > 0,05

Инициативность 14,5 ± 0,7 12,9 ± 1,0 > 0,05

ФНЦ ВНИИФК

48

Массовая физическая культура и оздоровление населения

Окончание табл. 2

№ Показатель Благополучные (n = 23) Группа риска (n = 26) Р

п/п Х ± m

3. Личностный дифференциал

Самооценка личности 99,8 ± 2,7 118,1 ± 2,2 < 0,01

4. Мотивация достижения или избегания неудачи (по Меграбяну)

Мотивация достижения 153,7 ± 3,5 120,1 ± 2,0 < 0,01

5. Уровень готовности к будущей профессиональной деятельности

Оценка своих умений 10,4 ± 0,8 6,02 ± 0,8 < 0,01

Оценка своего эмоционального отношения 11,2 ± 0,9 5,26 ± 0,8 < 0,01

Оценка профессиональных предпочтений 7,4 ± 0,9 3,52 ± 0,6 < 0,01

6. Оценка уровня ригидности мышления

Ригидность 24,1± 0,5 27,3 ± 0,7 < 0,01

Функциональная направленность видов спорта различна, и совершенствование психофизиологических функций при занятиях отдельными видами спорта происходит в различной степени. В основе подбора видов спорта лежит принцип переноса двигательных навыков и умений. В связи с этим для создания и апробации

экспериментальной комплексной методики занятий старшеклассников нами использовались нижеперечисленные виды спорта.

Итоговые результаты проведенного нами тестирования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Функциональная направленность воздействия видов спорта

Профессионально значимые качества Виды спорта

баскетбол легкая атлетика атлетизм настольный теннис плавание

Силовая выносливость (раз) 293,6 ± 1,1 209,5 ± 2,1 276,0 ± 4,3 247,4 ± 3,0 241,4 ± 3,9

Статическая выносливость (с) 14,8 ± 1,6 1,5 ± 1,0 17,6 ± 7,9 4,4 ± 2,0 3,0 ± 1,8

Динамическая выносливость (с) 53,1 ± 2,5 40,2 ± 4,0 38,6 ± 3,8 43,3 ± 2,1 49,4 ± 2,5

Точность дифференцирования силы (кг) 19,6 ± 3,5 30,4 ± 2,4 30,0 ± 1,7 25,3 ± 3,5 21,2 ± 3,8

Точность пространственного дифференцирования (см) 1,4 ± 0,4 1,8 ± 0,2 2,8 ± 0,8 2,0 ± 0,2 2,6 ± 0,9

Статическое равновесие (с) 39,5 ± 9,9 2,2 ± 1,9 12,0 ± 4,5 13,8 ± 4,1 20,4 ± 4,5

Динамическое равновесие (с) 41,0 ± 5,3 26,4 ± 8,3 21,2 ± 6,8 2,5 ± 3,4 38,8 ± 8,1

Динамическая сенсомоторная координация 7,2 ± 0,8 14,4 ± 2,5 4,4 ± 1,5 7,9 ± 3,2 10,6 ± 2,1

Статическая сенсомоторная координация 4,3 ± 1,8 3,7 ± 1,0 5,6 ± 2,1 7,2 ± 2,7 4,4 ± 2,2

Латентный период двигательной реакции (мс) 0,0760 ± 0,0094 0,0737 ± 0,0045 0,0703 ± 0, 0092 0,0745 ± 0,0048 0,0739 ± 0,0070

Подвижность нервных процессов: правая рука левая рука 30,1 ± 2,22 6,7 ±5,5 29,9 ± 1,3 23,4 ± 1,8 29.1 ± 1,2 23.2 ± 1,1 30,8 ± 1,9 25,5 ± 1,1 28.6 ± 1,3 24.6 ± 2,1

Помехоустойчивость: кол-во слов кол-во ошибок 21,5 ± 1,40 1 ± 0,1 23,7 ± 0,9 0,4 ± 0,6 20,8 ± 3,4 0,4 ± 0,2 20,5 ± 3,0 0,3 ± 0,1 18,4 ± 3,2 0,8 ± 0,4

Скорость просмотра корректурного текста 53,1 ± 11,6 35,9 ± 1,4 58,9 ± 7,5 57,1 ± 5,7 62,5 ± 3,5

ФНЦ ВНИИФК

Массовая физическая культура и оздоровление населения

49

Воздействуя на психофизическое состояние, одновременно происходит и формирование адекватной самооценки личности, создание позитивных мотивационных установок, коррекция негативных психических процессов, развитие двигательных качеств, формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Регулярные занятия этими видами спорта значительно повышают уровень профессионально важных качеств и функций занимающихся, а следовательно, способствуют снижению воздействия дезадаптирующих факторов на процесс профессионального становления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Таким образом, подводя итог проведенным исследованиям, можно констатировать следующее:

1. Наиболее распространенными формами социальных деформаций среди учащихся 11-х классов являются: деструктивные семейные отношения; повышенная

агрессивность; проблемы в межличностных отношениях; неадекватная самооценка.

2. Учащиеся группы риска характеризуются следующими психологическими особенностями: преобладанием экстернального локуса контроля; низким уровнем притязаний; доминированием копинг-стратегии мотивации избегания неудач над мотивацией достижения успеха; низким уровнем профессиональной готовности; низкой оценкой своих навыков и умений; высоким уровнем ригидности мышления, т.е. худшей способностью реагирования на объективно меняющуюся ситуацию.

3. Для всех исследуемых видов спорта характерны высокие результаты динамической выносливости и короткие латентные периоды условной двигательной реакции.

4. Подвижность нервных процессов в большей степени развивается при занятиях спортивными играми (баскетбол, настольный теннис) и легкой атлетикой, нежели атлетизмом и плаванием.

Литература

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Academia, 2002. -С. 26-47.

2. Буров А.Э. Физическое воспитание подростков 11-12 лет, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Э. Буров; ВНИИФК. - М., 2005. - 23 с.

3. Буров А.Э. Коррекция подростковых форм асоциального поведения средствами физической культуры и спорта / А.Э. Буров // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Перспектива 2006». - Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2006. - С. 179-181.

4. Ерохина О.А. Коррекционная направленность профессиональной физической культуры студентов морских специальностей, относящихся к группе со-

циального риска: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2010. - 186 с.

5. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - М.: Советский спорт, 2010. - С. 17-23.

6. Кириллова С.С. Формирование психофизической готовности старшеклассников группы социального риска к обучению в вузе на уроках физической культуры: автореф дис. ... канд. пед. наук / С.С. Кириллова; ВНИИФК. - М., 2008. - 23 с.

7. Физкультурно-оздоровительные технологии и модели профилактики подростковой и молодежной наркозависимости: учеб. пособие / А.Э. Буров [и др.]. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2007. - 133 с.

References

1. Akimova M.K. Psychophysiological personality characteristics of pupils. Accounting and correction / M.K. Akimova, V.T. Kozlova. - M.: Academia, 2002. - P. 26-47.

2. Burov A.E. Physical education for adolescents 11-12 years, conjugated predisposition to substance use: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences / A.E. Burov; VNIIFK. - M., 2005. - 23 p.

3. Burov A.E. Correction teenage forms of antisocial behavior by means of physical culture and sports / A.E. Burov // Materials of the Russian scientific-practical conf. “Perspective 2006”. - Nalchik: Publishing Center “El-Fa”, 2006. - P. 179-181.

4. Erokhina O.A. Professional correctional orientation of a physical culture students maritime professions related

to social risk: thesis of candidate of pedagogic sciences. -Yaroslavl, 2010. - 186 p.

5. Kabachkov V.A. Professional system of physical culture in lifelong learning youth: scientific-method. manual / V.A. Kabachkov, S.A. Polievsky, A.E. Burov. - M.: Soviet sport, 2010. - P. 17-23.

6. Kirillova S.S. Formation of psychophysical readiness older graders social risk group learning in high school on the lessons of physical culture: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences / S.S. Kirillova; VNIIFK. - M., 2008. - 23 p.

7. Sport and health technologies and models for prevention and youth-sprout addict: textbook / A.E. Burov [etc.]. - Astrakhan: AGTU, 2007. - 133 p.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.