С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 УДК 616.831-07-08-953.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМОВ В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ
Галицкая О.С., Грибова Н.П.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
nevrofpk@smol gmu.ru - Грибова Наталья Павловна
Резюме: Рассмотрены возможности применения метода воспроизведения ритмов по М. Стембак в диагностике нарушений школьных навыков.
Ключевые слова: дети, минимальная мозговая дисфункция, тест М. Стембака.
THE USE OF THE METHOD OF PLAYING RHYTHMS AMONG CHILDREN WITH
MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION
Galitskaya O.S., Gribova N.P.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28 nevrofpk@smol gmu.ru - Gribova Natalia Pavlovna
Summary: The possibility of the use of the method of playing rhythms by M. Stambak among children with minimal brain dysfunction are discussed. Key words: children, minimal brain dysfunction, test of M. Stambak
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) представляет собой серьезную медицинскую и социальную проблему, являясь одной из наиболее частых причин школьной неуспеваемости. Наиболее полно изучены проявления ММД в школьном возрасте, когда возникают трудности в учебе, проявляющиеся сложностями в освоении чтения, письма, счета и отклонениями в поведении в виде беспокойства, гиперактивности, негативизма, агрессивности Основные нозологические формы, диагностируемые у детей с школьной неуспеваемостью следующие: F 81. специфические расстройства развития учебных навыков. F-81.0 Специфическое расстройство чтения (дислексия). F-81.1 специфическое расстройство спеллингования (дисграфия). F-90. Гиперкинетическое расстройство [2].
Перспективным является использование метода диагностики, который позволяет выявить специфические для каждой нозологической формы изменения и не потребует больших временных затрат, что даст возможность проводить исследование всем пациентам с ММД. Осуществлять динамическое наблюдение за эффективностью лечения, а также использовать метод для скрининг-диагностики нарушений внимания, расстройства движения, расстройства чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019
Таким методом диагностики может являться воспроизведение ритмов по М. Стембак.
Способность к восприятию и воспроизведению ритмических рисунков (так называемое «чувство ритма» или «чувство времени») коррелирует с целым рядом навыков, необходимых для повседневной жизни и когнитивной деятельности человека.
Выстукивание ритма или теппинг является одним из примеров обследования временной организации движений и используется в клинической практике.
Процесс продуцирования ритмических движений зависит от трех нейроанатомических систем, отвечающих за ощущение времени, слуховую память для отстукивания по образцу и воспроизведения и сенсомоторные навыки [4].
Внутренняя генерация организованных во времени движений связана с активностью трех областей мозга: контралатеральная сенсомоторная кора и мозжечок осуществляют контроль за выполнением движений, левая скорлупа, вентролатеральный таламус и дополнительная моторная область организуют его во времени, а нижняя лобная извилина и верхняя височная извилина правого полушария воспроизводят образ из слуховой памяти (рабочая память) [1].
Тест Стембак дает хорошее представление о слуховой памяти ребенка. Это невербальный слуховой эквивалент субтеста на запоминание цифр из методики Векслера. Данный тест также дает представление о восприятии ритма. Длина предъявляемой для восприятия ритмической структуры служит мерой кратковременной памяти [3].
Нами проведено исследование детей с ММД по методу воспроизведение ритмов по М. Стембак с помощью программно-методического обеспечения «Реакор».
Целью исследования был анализ способности к воспроизведению предъявляемых ритмов разной степени сложности.
Было обследовано 20 детей в возрасте от 6 до 11 лет. Среди них 4 девочки (15%) и 16 мальчиков (85%).
По жалобам среди пациентов с ММД в 30% случаев преобладали трудности в обучении такие как дисграфия и дислексия и нарушение поведения в форме гиперкинетического расстройства, у 70 % обследованных нами детей ведущим синдромом было гиперкинетическое расстройство.
Исследование проводилось на компьютерной диагностической системе «Реакор» с помощью программно-методического обеспечения «Ритмо-БОС». Оценивался процент правильных ответов относительно возрастной нормы.
Анализ полученных результатов выявил нарушение способности к перцепции и моторному воспроизведению ритмов у 18 детей (90 %) обследованных детей.
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 Среди них в группе детей у которых имело место сочетание нарушения чтения, письма и гиперкинетическое расстройство способность к воспроизведению ритмов относительно возрастной нормы была значительно снижена. Количество правильных ответов в тесте М. Стембака не превышало 30%.
В группе детей с изолированным гиперкинетическим расстройством было также выявлено снижение способности к воспроизведению ритмов, но при этом количество правильных ответов относительно возрастной нормы был значительно выше и находилось в диапазоне от 60 до 80 %. Полученные данные подтверждают исследование Ч. Ньокиктьена, проведенные ранее у детей с дислексией имеются трудности переработки медленных невербальных слуховых последовательностей, таких как запоминаемый и задаваемый из внеритм.
Таким образом, метод воспроизведения ритмов по М. Стембак позволяет выявить в сборной группе детей с ММД индивидуальные для каждого ребенка нарушения и их классифицировать. Безопасность и кратковременность исследования дают возможность проводить динамическое наблюдение за пациентом и оценивать эффективность проводимого лечения. Литература:
1. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. -М.: Теревинф, 2010 - Т.2. - 336 с.
2. Трошин В.М., Радаев А.М., Халецкая О.В., Радаева Г.М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста. //Педиатрия. - 1994 .- №. 2.- С. 2-7.
3. Penhune V.B., Zatorre R.J. Feindel The role of auditory cortex in retention of rhythmic patterns as studied in patieneschls with temporal lobe removals including Heschls gyrus. //Neuropsychol. -1999. - V.37.-P.315-31.
4. Rao S.M., Harrington D.L Haaland k.y et al. Distributed neural systems underlying the timing of movements. //J. Neurosci. - 1997.-V.17. - P.5528-5535.