ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 258-260.
УДК 373.2 Е.В. Кадола
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описывается организация метода проектов с детьми дошкольного возраста, приводится примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках проектной технологии с дошкольниками, специфика работы в условиях проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта, этапы и типология проектов с дошкольниками, деятельность педагога и детей по этапам проекта.
Ключевые слова: метод проектов, дошкольники, типология проектов с дошкольниками, деятельность детей и педагога в проекте.
Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод проектов.
Под методом проектов Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина понимают способ достижения поставленной дидактической задачи. Метод проектов предполагает рассмотрение проблемы в ее развитии, с одной стороны, и оформление результатов ее решения в конкретном продукте, - с другой [4].
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи [1].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи дошкольников только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова приводят примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках проектной технологии с детьми дошкольного возраста: сезонные, психолого-социальные, экологоисследовательские, ретроспективные, продуктивно-творческие проекты.
© Е.В. Кадола, 2009
Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста
259
Авторы также указывают оптимальные критерии анализа проектов: название проекта; вид, тип проекта; направление деятельности проекта; актуальность (целесообразность); доступность реализации (характер затрат); оптимизация развивающей среды; спектр участвующих специалистов; степень взаимодействия с родителями; «плюсы и минусы» проекта; эффективность результатов [2].
По мнению Н.А. Виноградовой, Е.П. Панковой, специфика работы с детьми в условиях проекта включает такие моменты, как введение доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, тактичное поощрение самостоятельности ребенка, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу, обязательная тщательная подготовка заключительного этапа проекта - презентации.
Л. С. Киселева и соавторы предлагают примерный план работы воспитателя по подготовке проекта: 1) на основе изученных детьми проблем поставить цель проекта; 2) разработать план движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями); 3) привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта; 4) составить план-схему проекта; 5) собрать материал; 6) включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности; 7) продумать домашние задания и задания для самостоятельного выполнения; 8) организовать презентацию проекта, открытое занятие [5].
Эти же авторы указывают, что опыт разработки метода проектов позволяет выделить следующие этапы:
1) целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную для него задачу на определенный отрезок времени;
2) разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
а) к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
б) в каких источниках можно найти информацию;
в) какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
г) с какими предметами научиться работать для достижения цели;
3) выполнение проекта - практическая часть;
4) подведение итогов - определение задач для новых проектов [5].
В настоящее время для типологии проектов Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина предлагают следующие типологические признаки: доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная), предметно-содержательная область (монопроект, межпредметный проект); способ общения в процессе проектной деятельности (непосредственное общение, коммуникационные технологии); характер координации проекта (непосредственный, скрытый); характер контактов (внутришкольные, региональные, международные); количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой); продолжительность проекта (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный) [4].
Ориентируясь на эти признаки, Е.С. Евдокимова предлагает следующую типологию проектов, актуальных для дошкольного образования:
1) по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, прак-тико-ориентированные;
2) по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, общество и его культурные ценности;
3) по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;
4) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
5) по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;
6) по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный [3].
Л.С. Киселева и соавторы дают следующую классификацию проектов, которые можно использовать в работе дошкольных учреждений: а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации. Авторы выделяют следующие типы проектов:
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
260
Е.В. Кадола
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3)информационно-практико-ориенти-рованные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя») [5].
Авторы подчеркивают, что смешанные типы проектов по предметносодержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами. Далее они пишут, что проекты могут быть между группами, личностные, индивидуальные. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, 1-2 недели, месяц), средней продолжительности (2-4 месяца), долгосрочные (в течение года)[5].
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
Т а б л и ц а 1
Деятельность педагога и детей по этапам проекта
(по материалам Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйковой)
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап 1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.) 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачи (нежестко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.
II этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.
III этап 7. Практическая помощь (при необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
1Уэтап 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Примеры организации проектной деятельности дошкольников, особенности работы с детьми на всех основных этапах проекта представлены в трудах Н.Е. Ве-раксы [1], Н.А. Виноградовой [2], Е.С. Евдокимовой [3], Л.С. Киселевой и соавторов [5]. Обобщая опыт работы этих педагогов, можно заключить, что метод проектов можно успешно использовать в дошкольном образовательном учреждении.
Разные авторы приводят различные рекомендации по организации проектной работы с дошкольниками, что, безусловно, поможет внедрению новой педагогической технологии в широкую практику.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятель-
ность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008. 112 с.
[2] Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М., 2008. 208 с.
[3] Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008. 64 с.
[4] Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М., 2007. 368 с.
[5] Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. 4-е изд., испр. и доп. М., 2006. 96 с.