Научная статья на тему 'Использование метода проектов при обучении английскому языку'

Использование метода проектов при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL AUTONOMY / PROJECT METHOD / ENGLISH / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ю.С., Сулемина О.В.

Статья раскрывает содержание понятия «образовательной автономности» учащегося и показывает, как можно способствовать формированию учебной автономности, используя метод проектов. Описываются особенности реализации проектного метода в работе литературно-лингвистического кружка «Discussing Literature in English» с использованием созданной для него методической разработки. Обосновывается релевантность проектного метода при непрофильном обучении студентов филологического факультета английскому языку. Рассматриваются этапы формирования учебной автономности в процессе совместной работы в кружке. Характеризуется роль студентов и преподавателя в проектной деятельности. Помимо этого, дается характеристика учебно-методического пособия, созданного специально для самостоятельной работы студентов. В заключение делается вывод о том, что проектный метод развивает творческие способности студентов, навыки работы в команде и в итоге способствует формированию их образовательной автономности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF PROJECT METHOD WHILE TEACHING ENGLISH

The article reveals the content of the concept «educational autonomy» of a student and shows how it is possible to contribute to the formation of academic autonomy using the project method. The object of research is non-core teaching English. The aim of this article is to prove using project method in formation of academic autonomy. It describes features of the implementation of the project method into work of literary-linguistic club «Discussing Literature in English» using the methodological manual created for it. The relevance of the project method with non-core teaching English to students of the philological department is substantiated. The formation of educational autonomy in the process of teamwork in a club is staged. The article characterizes the role of students and teacher in project activities. In addition the characteristic of the methodological manual created specifically for the independent work of students is given. It is concluded that the project method develops creative abilities of students, teamwork skills and ultimately contributes to the formation of their educational autonomy. We are going to improve work in our club by creation and using special site devoted to English literature.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов при обучении английскому языку»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODS OF TEACHING LANGUAGES

УДК 372.881.111.1

Воронежский государственный технический университет кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Попова Ю.С.

Россия, г. Воронеж, тел. + 79202262368 e-mail: buka1621@rambler.ru

Воронежский государственный технический университет кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Сулемина О.В.

Россия, г. Воронеж, тел. + 79202146219 e-mail: may2005@yandex.ru

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, associate professor Popova Y.S. Russia, Voronezh tel. +79202262368 e-mail: buka1621@rambler.ru

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, associate professor Sulemina O.V. Russia, Voronezh tel. +79202146219 e-mail: may2005@yandex.ru

Ю.С. Попова, О.В. Сулемина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Статья раскрывает содержание понятия «образовательной автономности» учащегося и показывает, как можно способствовать формированию учебной автономности, используя метод проектов. Описываются особенности реализации проектного метода в работе литературно-лингвистического кружка «Discussing Literature in English» с использованием созданной для него методической разработки. Обосновывается релевантность проектного метода при непрофильном обучении студентов филологического факультета английскому языку. Рассматриваются этапы формирования учебной автономности в процессе совместной работы в кружке. Характеризуется роль студентов и преподавателя в проектной деятельности. Помимо этого, дается характеристика учебно-методического пособия, созданного специально для самостоятельной работы студентов. В заключение делается вывод о том, что проектный метод развивает творческие способности студентов, навыки работы в команде и в итоге способствует формированию их образовательной автономности.

Ключевые слова: образовательная автономность, метод проектов, английский язык, дополнительное образование.

Y.S. Popova, O.V. Sulemina USING OF PROJECT METHOD WHILE TEACHING ENGLISH

The article reveals the content of the concept «educational autonomy» of a student and shows how it is

© Попова Ю.С., Сулемина О.В., 2019

possible to contribute to the formation of academic autonomy using the project method. The object of research is non-core teaching English. The aim of this article is to prove using project method in formation of academic autonomy. It describes features of the implementation of the project method into work of literary-linguistic club «Discussing Literature in English» using the methodological manual created for it. The relevance of the project method with non-core teaching English to students of the philological department is substantiated. The formation of educational autonomy in the process of teamwork in a club is staged. The article characterizes the role of students and teacher in project activities. In addition the characteristic of the methodological manual created specifically for the independent work of students is given. It is concluded that the project method develops creative abilities of students, teamwork skills and ultimately contributes to the formation of their educational autonomy. We are going to improve work in our club by creation and using special site devoted to English literature.

Key words: educational autonomy, project method, English, additional education.

Актуальность постановки проблемы образовательной автономности учащегося обусловлена задачами перспективного развития лингвистического образования.

Объект исследования данной работы - иноязычное образование в качестве непрофильного образования на гуманитарных факультетах вузов, целью которого является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Предмет исследования - методики и стратегии формирования образовательной автономности при обучении иностранному языку студентов гуманитарных факультетов (на примере филологического факультета).

Цель работы - определить теоретические основы использования метода проектов и разработать примерный сценарий работы со студентами по развитию их образовательной автономности при изучении английского языка с применением данного метода. Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

1) определить содержание понятия «автономность учащегося», его методологические принципы;

2) теоретически обосновать целесообразность использования метода проектов [1] при формировании образовательной автономности студентов гуманитарных факультетов (на примере филологического факультета) в обучении английскому языку;

3) обосновать разработку на основе метода проектов методических указаний для студентов филологического факультета, желающих научиться говорить о литературе на английском языке в рамках студенческого кружка.

Н.Ф. Коряковцева автономию учащегося в образовательной деятельности определяет как «способность личности осознанно осуществлять продуктивную образовательную деятельность, направленную на создание личностного образовательного продукта, рефлексировать и оценивать данную деятельность, накапливая эффективный опыт, конструктивно и творчески взаимодействовать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя ответственность за процесс и продукт данной деятельности, как результата самоопределения и саморазвития личности» [2, c. 16-17].

В контексте непрерывного образования автономия понимается как умение учиться, как «способность учащегося самостоятельно управлять процессом своего учения применительно ко всем его основным компонентам: целям, содержанию, средствам и способам деятельности» [3, с. 5-11].

С точки зрения Е. Н. Солововой понятие «учебная автономия» предполагает «равную/ разделенную ответственность учащихся и педагогов за результаты учебного труда» [4, с. 83].

Студенты филологического факультета, занимающиеся научной деятельностью на кафедре зарубежной литературы, работают с литературоведческими и текстовыми материалами не только на русском, но и на иностранных языках, чаще всего - на английском. Они сталкиваются с рядом проблем при соотнесении английской и русской

литературоведческой терминологии, при чтении работ по истории и теории английской литературы на языке оригинала. Нами были разработаны методические указания «How to speak about English literature in English» для студентов филологического факультета. Данные указания предназначены для самостоятельной работы студентов над проектами, связанными с обсуждением истории английской литературы на английском языке в рамках студенческого кружка «Discuss English Literature in English».

Целью работы студенческого кружка «Discussing Literature in English» использованием разработанных нами методических указаний стало предоставление студентам филологического факультета возможности получить базовые знания по английской литературоведческой терминологии, а также ознакомиться с лекциями по истории английской литературы на английском языке, что расширит их словарный запас и создаст определенную базу для чтения художественных текстов и зарубежных литературоведческих работ в оригинале.

Предполагается, что, начиная с первого курса, студенты последовательно освоят основную литературоведческую терминологию на английском языке, расширят свой словарный запас, знакомясь с лекциями по английской литературе и самостоятельно изучая биографии писателей. По завершении курса английского языка в качестве итогового группового проекта студенты должны представить презентацию на одну из предложенных в пособии тем. Ценность групповых проектов при развитии образовательной автономности студентов заключается в возможности реализации индивидуального подхода к каждому участнику проекта. То есть, в зависимости от уровня владения языком, студенты могут выбрать различные варианты своего участия в проекте. Студенты с низким уровнем владения языком могут найти информацию об определенной исторической эпохе, жизни и творчестве писателя. Студенты с более высоким уровнем могут собрать и презентовать материалы по истории литературы, говорить об этапах развития литературы, жанрах и т.д. Студенты продвинутого уровня обучения могут попытаться представить литературоведческий и стилистический анализ отрывков из художественных произведений. Таким образом, при участии всех участников группы создается целостная картина отдельной литературной эпохи, творчества определенного автора.

При самостоятельной работе студентов с методическими указаниями преподаватель должен направлять их деятельность и давать им возможность показывать свои результаты в рамках кружка. Нам представляется, что работа студентов с данным пособием должна проходить несколько стадий.

Согласно мнению зарубежных исследователей [5; 6; 7], существует 5 уровней формирования учебной автономности:

Первый уровень - «уровень осознания (awareness) студентами учебных целей и задач». На этом этапе важно познакомить студентов с содержанием обучения, стратегиями изучения материала. При работе с методическими указаниями данный этап будет реализовываться в предложении преподавателя студентам участвовать в деятельности кружка, мотивации их на это и объяснении характера данной деятельности. Преподаватель просит каждого студента, желающего участвовать в деятельности литературного кружка, подготовить небольшой доклад по истории литературы, а также сделать «презентацию» определенного литературного термина (жанр, стиль, стилистические средства выразительности и т.д.), то есть найти определение термина на русском и английском языках (пользуясь материалами пособия или сайта), соотнести их, привести свои примеры.

Второй уровень - «уровень вовлеченности (involvement) предусматривает возможность выбора своего способа решения задачи из ряда предложенных». Данный

этап, с нашей точки зрения, может реализоваться только при условии адекватной оценки учащимися своего уровня владения языком. Здесь каждый студент выбирает, в качестве «теоретика» или «историка» литературы он будет участвовать в создании проекта. Этот выбор должен быть самостоятельным и осознанным и базироваться на результатах выполнения предыдущего задания.

Третий уровень - «непосредственное участие самого студента в изменениях (intervention)». На этом этапе необходимо научить студентов модифицировать и адаптировать задачи и содержание учебных материалов. На этом этапе студент уже должен проявить ответственность за свои действия. Здесь можно начинать непосредственную работу с пособием и подготовку студентов к обсуждению вопросов литературы на базе пособия.

Четвертый уровень - «создание (creation)». Студенты стараются разработать свои собственные упражнения и задания, которые, по их мнению, являются наиболее подходящими и эффективными для них. Этот уровень в автономности предполагает еще более высокий уровень развития ответственности студентов. В нашем случае это этап реализации группового проекта - презентации на одну из выбранных тем (студенты могут выбрать тему из предложенных в пособии или предложить собственную). Создание, представление и обсуждение каждого проекта (предполагается, что их будет 3 или 4, при условии участия в каждом проекте трех человек) станет итогом деятельности кружка и позволит студентам оценить результаты своей работы.

Пятый уровень - «выход за пределы классной комнаты (transcendence)». Это организация самостоятельного обучения и проведение собственных исследований. Этот этап выходит за рамки деятельности студенческого кружка и относится к самостоятельной научной работе студентов. Наша разработка как раз и направлена на то, чтобы участники проекта смогли адаптироваться к профессиональной деятельности на иностранном языке и успешно провести свои исследования, защитив в итоге выпускную квалификационную работу.

Методические указания состоят из трех частей:

1) Brief English/ Russian Dictionary of Literary Terms;

2) Introduction into English Literature;

3) Analysis of texts.

Материалы первой части носят справочный характер и могут быть использованы студентами при подготовке «презентации» термина на английском и русском языках. (Использование данного словаря особенно важно на начальных этапах работы, когда на базе знаний русской литературоведческой терминологии студенты должны воспринять терминологию английскую). В дальнейшем студенты могут обращаться к материалам английских литературоведческих словарей (Oxford Dictionary of Literary Terms [8], The Routledge Dictionary of Literary Terms [9] и т.д.).

Вторая часть - это информация по истории английской литературы на английском языке, на материале книг «A History of English Literature» (R.H. Fletcher [10]) и «The Short Oxford History of English Literature» (A. Sanders [11]). Каждый из разделов этой части снабжен послетекстовыми упражнениями (Work on the Text), целью которых является раскрытие содержания и языка текста. После каждой из семи частей даются упражнения на закрепление выделенных слов по литературе и на развитие умения проводить беседу и дискуссию, посвященную литературе, дополнительные задания для самостоятельного поиска информации студентами.

Третья часть представляет собой примеры анализа прозаического отрывка и стихотворения.

В конце представлен справочник, содержащий имена упоминаемых в методических указаниях авторов и краткую информацию о них.

Как мы уже упоминали, на базе данной методической разработки и по окончании ее изучения предполагается реализация студентами собственного группового проекта -доклада на заданную тему и презентации.

Релевантность метода проектов при непрофильном обучении английскому языку заключается в том, что он ориентируется на самостоятельную деятельность обучающихся по поиску, анализу, представлению и обсуждению информации.

Подводя итог, можно заключить, что в данной работе:

1) были выявлены основные методы развития образовательной автономности студентов филологического факультета при изучении иностранного языка;

2) были выявлены особенности организации проектной деятельности при работе кружка «Discuss English Literature in English»;

3) были разработаны методические рекомендации по использованию метода проектов при проведении на филологическом факультете кружка для студентов, желающих обсуждать литературу на английском языке:

• важно поощрять самостоятельность студентов в выборе тем для изучения и способе их презентации;

• в процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал;

• максимально полезным с дидактической и практической точки зрения является выполнение не индивидуальных, а групповых проектов. Это связано с коммуникативным подходом к преподаванию языка.

Таким образом, проектная деятельность позволяет студентам осознать свои учебные потребности и самим определить стратегии для их реализации. Помимо этого, совместная работа над проектами учит действовать в команде, правильно распределять обязанности, контролировать себя и делать выводы о собственных достижениях в обучении. Преподаватель предоставляет участникам кружка максимальную свободу в работе над проектами, выполняя роль наблюдателя и при необходимости корректируя деятельность обучающихся.

Библиографический список

1. Соловьева И. Ю. Рекомендации по организации проекта на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2006. № 4 С. 14

2. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: сб. науч. тр. МГЛУ; вып. 461. М., 2001. С. 16 - 17.

3.Резницкая Г. И. Психолого-педагогические аспекты развития автономии учащихся и освоение иноязычной культуры // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. Сборник научн. трудов МГЛУ. Вып. 461. М. : МГЛУ, 2001. С. 5-11.

4. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. №2. С. 11 - 17.

5.Benson Ph. Autonomy and independence in language. London and New York : Longman, 1997. 270 p.

6.Dickinson L. Self-instruction in language learning. Cambridge : Cambridge University Press, 1987. 200 p

7.Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon, 1981. 87 p.

8. Oxford Dictionary of Literary Terms. [Электронный ресурс]. URL : http://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199208272.001.0001/acref-9780199208272 (дата обращения - 19.04.2019).

9. The Routledge Dictionary of Literary Terms. [Электронный ресурс]. URL : https://www.uv.es/fores/The_Routledge_Dictionary_of_Literary_Terms.pdf (дата обращения - 19.04.2019).

10.Fletcher R. H. A history of English literature. London, 2002. 175 p.

11.Sanders A. The short Oxford history of English literature. Oxford : Clarendon Press, 2009. 681 p.

References

1. Solovyova I. Yu. Recommendations on the organization of the project in foreign language lessons // Foreign languages at school. 2006. № 4 P. 14.

2. Koryakovtseva N.F. Student autonomy in the process of learning a foreign language and culture // Autonomy in the practice of teaching foreign languages and cultures: Collection of scientific works MSLU; issue 461. M., 2001. Pp. 16 - 17.

3. Reznitskaya G.I. Psychological and pedagogical aspects of the development of student autonomy and the development of a foreign language culture // Autonomy in the practice of teaching foreign languages and cultures. Collection of scientific works MSLU. Issue 461. M., 2001. Pp. 5-11.

4. Solovova E. N. Autonomy of students as the basis for the development of modern continuous education of the person // Foreign languages at school. 2004. №2. Pp. 11 - 17.

5. Benson Ph. Autonomy and independence in language. London and New York : Longman, 1997. 270 p.

6. Dickinson L. Self-instruction in language learning. Cambridge : Cambridge University Press, 1987. 200 p.

7. Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford : Pergamon, 1981. 87 p.

8. Oxford Dictionary of Literary Terms. [Electronic source]. URL : http://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199208272.001.0001/acref-9780199208272 (date of access - 19.04.2019).

9. The Routledge Dictionary of Literary Terms. [Electronic Source]. URL : https://www.uv.es/fores/The_Routledge_Dictionary_of_Literary_Terms.pdf (date of access -19.04.2019).

10. Fletcher R. H. A history of English literature. London, 2002. 175 p.

11. Sanders A. The short Oxford history of English literature. Oxford : Clarendon Press, 2009. 681 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.