$
УДК. 1900.07
Т.Г. Римская, Т.И. Мироненко
Использование метода групповой работы в психотерапии женщин с ролевым конфликтом
Аннотация
В данной статье рассматриваются психологические особенности протекания ролевого конфликта современных работающих женщин-педагогов разного возраста, и представлена авторская психотерапевтическая программа «Шаги к счастливой жизни», как метод коррекции поведения женщин, переживающих конфликт ролей.
| Ключевые слова: конфликт, роли, психотерапия, маскулинность, фемининность, тревога, депрессия.
Abstract
#
This article discusses psychological features of the role conflict in modern working female teachers of different ages and presents authors' psychotherapeutic program Steps to a Happy Life as a method for correction of the behavior of women experiencing the role conflict.
| Keywords: conflict, roles, psychotherapy, masculinity, femininity, anxiety, depression.
Психотерапевтическая группа — форма групповой терапии, при которой у участников появляется возможность решать свои внутренние проблемы в условиях реального человеческого общения. Само пребывание в среде людей со схожими проблемами, ориентированных на поиск выхода из сложившейся ситуации, улучшает эмоциональное состояние участников групп и дает возможность решить различные психологические проблемы, такие как: неудовлетворительные взаимоотношения с другими людьми, семейные проблемы, беспокойство о жизни, проблемы, связанные с выражением чувств и контролем над ними, депрессии, ролевые внутриличностные конфликты и др.
В данной статье мы рассматриваем групповую работу как метод снижения ролевого внутриличностного конфликта и помощь работающим женщинам-педагогам. Для достижения поставленной цели нам необходимо рассмотреть базовое понятие ролевого конфликта и групповую психотерапию, как метод работы с данной группой женщин.
Мы в течение своей жизни учимся исполнять разные роли: отца или матери сына, дочери, бабушки или дедушки и др. Э. Гоффман в теории управления впечатлениями считал, что наш мир похож на драматический спектакль, в которых «актеры» (все мы) создаем и поддерживаем приятное мнение о себе. А Сенека, древнеримский философ-стоик, в «Нравственных письмах Луцилию» писал, что «каждый из нас для другого стоит битком набитого театра». Значит, и мужчины, и женщины — актеры, играющие свои вы-
68
бранные роли. Какие же роли вынуждена играть современная работающая женщина? Доктор психологических наук Р.М. Грановская считает, что деловой женщине, учитывая мужские стереотипы, нужно научиться сочетать две противоположные роли: семейную и профессиональную. Где вторая отрицательно влияет на семейную сторону жизни женщины — жены, невесты, подруги. Женская роль в своей традиции не требует от женщины социального становления и профессионализма, достаточно заботиться о муже и детях. И женщина, которая выбирает для себя жизнь социально направленную, рискует получить неодобрение не только со стороны мужчин, которые ревностно относятся к женским завоеваниям, но и, что странно, со стороны женщин, которые считают преуспевающую «бизнес-леди» мужеподобной. Испытывая чувство вины за свою «неженскую жизнь», женщина делает все, чтобы казаться более женственной — слабой, эмоциональной, стеснительной, менее агрессивной и даже глупой [2].
Современные женщины попали в амбивалентную ситуацию: у них есть желание и зачастую необходимость реализации в общественной жизни, и в то же время они испытывают трудность совмещения семейных и общественно-профессиональных ролей. И здесь каждая работающая женщина для себя должна сделать выбор, что для нее важнее. Многие не могут решить и находятся в состоянии внутриличностного конфликта — комплекса субъективных, негативных переживаний, возникающих как ответ на трудно разрешимое
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015
Innovation_technology.indd 68
05.03.2015 13:29:08
$
Использование метода групповой работы в психотерапии женщин с ролевым конфликтом
69
противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными, потребностями. Конфликт сопровождается тревогой, раздражительностью, озлобленностью, агрессией, а иногда и депрессией [3].
Итак, налицо ролевой конфликт. Но одинаково ли он протекает у женщин разного возраста, и если нет, то какие особенности протекания ролевого конфликта у женщин в возрасте 25-35 лет, начинающих строить свою семью, в отличие от женщин в возрасте 40-50 лет, у которых семейная жизнь достаточно стабильна? Ведь главная особенность возрастного периода 25-35 лет — становление личности в профессиональной сфере, построение семьи. Все хочется сделать сразу. Поэтому трудности, встречаемые на жизненном пути и связанные с проблематичностью совмещения профессиональных и семейных ролей, будут восприниматься острее и болезненнее в этом возрасте. Для женщин 40-50-летнего возраста уже характерно наличие жизненной мудрости, и они, скорее всего, в большей степени могут абстрагироваться от возникающих проблем. В условиях современного общества был создан эталон суперженщины — она никогда не ошибается, у нее все получается, она прекрасно справляется со всеми обязанностями. Можно заметить еще одну проблему сложности совмещения семейных и профессиональных обязанностей. От женщины требуется дома проявление фемининных качеств, а на работе, в условиях конкуренции — маскулинных. Ей приходится лавировать постоянно между этими двумя крайностями. В силу того что возраст 25-35 лет считается все же более подходящим для создания семьи, чем для карьерного роста из-за физиологических особенностей женщины, могут возникнуть проблемы у маскулинного типа женщин. Они стремятся к активной жизненной позиции, а под давлением общества им приходится сидеть дома с ребенком [4, 8, 9, 10, 11, 12, 13].
Чтобы разобраться с этим вопросом, было проведено исследование по данной проблеме, в котором участвовали 58 женщин-педагогов: 30 — женщины в возрасте 25-35 лет, а 28 — в возрасте 40-50 лет. Все женщины работают в педагогической сфере, имеют семью.
Мы выдвинули гипотезу о том, что существуют особенности протекания ролевого конфликта у женщин-педагогов в возрасте 25-35 лет, в отличие от женщин-педагогов в возрасте 40-50 лет. Основные методы, используемые в данной работе, — это теоретико-методологический анализ по проблеме ролевого конфликта женщин, тестирование.
► Методика «Семья или работа». Описание своего ролевого набора.
► Методика «Пословицы».
► Шкала «маскулинность — фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI).
► Рисунок «Я и моя работа; я и моя семья».
► Тест на исследование личностной тревожности
Ч.Д. Спилбергера.
Первоначально с помощью опросника «Семья или работа» делался отбор испытуемых для дальнейшего проведения исследования. Далее использовались следующие методики: проективный рисунок «Я и моя работа, я и моя семья», опросник на измерение тревожности Ч.Д. Спил-бергера [5], опросник «Пословицы» И.С.Клециной [2] для измерения подверженности испытуемых традиционным взглядам на проблему распределения ролей в семье, шкала на измерение фемининности — маскулинности из Фрайбургского личностного опросника; еще респондентки описывали свой ролевой набор при индивидуальной беседе.
Далее представлен ряд особенностей протекания ролевого конфликта у женщин разного возраста.
Женщины в возрасте 25-35 лет достаточно большое внимание уделяют своим родственным связям и перечислению домашних обязанностей. Свой досуг они предпочитают реализовывать вне дома. В этой выборке встречаются упоминания о себе как о женщине. Они стараются выделить время еще и для себя. Что касается тревожности, то они ее испытывают от случая к случаю. Она не выходит за рамки срединных значений. Но ситуацию ролевого конфликта они действительно переживают болезненно, это видно по рисункам: штриховка, трудность в определении, что же нарисовать первым, с чего начать.
Женщины данной возрастной группы стремятся к эгалитарным отношениям, то есть выступают за равенство в распределении домашних обязанностей. Предположение о том, что в данной возрастной выборке больше представительниц с маскулинными чертами характера, не подтвердилось. В данной выборке больше женщин андрогинного типа, у них достаточно выражены и маскулинные, и фемининные черты характера. Это и может являться основной причиной конфликта. Из беседы было видно, что лишь у двоих человек мужья выражают свое недовольство по поводу того, что они не справляются с домашними делами, у остальных мужья не высказывают никаких претензий, и тем не менее ролевой конфликт они испытывают. Из этого следует, что ролевой конфликт носит исключительно субъективный характер, и необязательны для этого какие-то объективные причины. Все зависит от внутреннего состояния женщины.
У женщин 40-50-летнего возраста с родственными связями и домашними обязанностями связано большинство ролей. Они даже свой досуг стремятся проводить дома и в кругу семьи. В данной выборке не встретилось ни одного человека, кто вспомнил бы о себе как о женщине. Они это объясняют недостаточным количеством времени.
По результатам математической обработки полученных данных по методике Ч.Д. Спилбергера на выявление ситуационной тревожности, получили, что значимых различий в уровне ситуационной тревожности нет. Тем не менее в данной выборке у двух человек встретился высокий уровень тревожности. Вполне возможно, что это результат накопленной многолетней усталости от переживания за все сразу.
Женщины данной возрастной группы также стремятся к эгалитарным отношениям в семье, но среди них есть 6 человек, которые выступают за матриархат. Методика «Пословицы» отражает субъективное мнение женщины на проблему распределения ролей в семье, и это вовсе не означает, что все именно так и есть на самом деле.
Последний показатель, по которому сравнивались испытуемые: фемининность — маскулинность. У нас было мнение, что для женщины в возрасте 25-35 лет, с выраженным ролевым конфликтом, характерно полоролевое качество — маскулинность, а для женщин 40-50-летнего возраста — феминниность. В итоге мы получили, что среди женщин 40-50-летнего возраста большинство с маскулинными чертами характера, женщины более молодые обладают качествами андрогинии. Данное явление можно объяснить тем, что за многие годы семейной жизни женщины настолько сильно привыкли брать ответственность на себя за ведение домашнего хозяйства, что теперь они не могут одномоментно ее отдать. Они, по сути, сами не разрешают себе реализовываться в профессиональном плане. Конфликт возникает из-за того, что уже созрела потребность в самореализации, отдельной от семьи, а они не могут оторваться от своих домашних проблем и начать заниматься своими делами, возможно, им мешает чувство вины по отношению к близким.
Innovation_technology.indd 69
05.03.2015 13:29:08
ф
70
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015
Ф
В целом в психологии феномен ролевого конфликта работающей женщины изучен психологами крайне недостаточно. Предложения исследователей по изменению конфликтной ситуации адресованы в большей степени властям, а не самим женщинам. Около 75 % отечественных исследований ориентировано на социально-экономический или социологический подходы к проблеме совмещения женщиной профессиональных и семейных ролей (Л.А. Васюни-на, О.А Власова, Т.А. Гурко, О. Дудченко, Е.Б. Мезенцева, Л.Н. Ниворожкина, И. Перова, С. Рощин, Т.Н. Сидорова, М. Токсанбаева, Л. Ясная и др.). Целью данных исследований является определение путей адаптации женщин к новым социально-экономическим условиям. Предлагается изменить систему льгот, пособий, график работы для женщин, систему сервиса, организовать центры поддержки и т. п. Предлагаемые пути решения направлены на изменение объективных политико-экономических условий, а не на изменение психологии женщины (и ее окружения) [6].
Мы же, получив данные, по результатам проведенного исследования, пошли путем психокоррекции психологического состояния женщин, у которых был выявлен полоролевой конфликт. Коррекция состояния проводилась в психотерапевтической групповой работе.
На базе психотерапевтического центра «Сириус-М» в г. Находке была разработана авторская тренинговая программа помощи для женщин-педагогов с ролевым конфликтом. При четком разграничении этих двух возрастных групп (25-35 лет и 40-50 лет) работа выстраивалась, основываясь на разных факторах, так как то, что будет полезно для одних, ничем не поможет другим. Разработана долгосрочная программа группы личностного роста «Шаги к счастливой жизни», где один раз в месяц в течение 4 дней походят вечерние встречи. Далее представлены темы — шаги на пути к счастью.
Шаг 1. Любить — значит видеть чудо, невидимое для других.
► Зачем нужна любовь? Формирование канала любви.
► Виды любви. Ошибки, которые мы делаем в любви.
► Особенности развития любовного чувства у мужчин и женщин.
► Упражнения для установления и укрепления «канала любви».
Шаг 2. Мифы о мужчинах и женщинах.
► Учимся жить рядом с мифами, а не в мифах.
► Сказкотерапия. Как сказки влияют на наши взаимоотношения с партнером.
► Индивидуальная работа по поиску своей сказки и интерпретация ее.
Шаг 3. Пять великих тайн мужчины и женщины.
► Какие тайны скрывают от нас мужчины и женщины?
► Психологический пол мужчин и женщин.
► Образы настоящего мужчины и настоящей женщины.
► Тестирование по определению психологического пола.
Шаг 4. «Выбери меня... выбери меня...»
1. Качества характера, которые нужно искать в партнере.
2. Как правильно строить длительные отношения.
3. Когда пора прекращать отношения?
Шаг 5. Секреты, помогающие любви, или Как обойти Камень Преткновения.
► Почему любовь проходит? Симптомы любовного кризиса.
► Практические советы для разрешения любовных конфликтов.
► Техники, позволяющие сохранить магию любви.
Шаг 6. Ее Величество ревность.
► Психологическая и сексуальная зависимость от партнера.
► Ревность и измены. Причины и пути преодоления.
Шаг 7. Несчастная любовь? Как пережить любовную потерю.
► Правильно ли мы выбрали партнера?
► Разрыв без стресса: четыре стадии выздоровления.
► Секрет правильного расставания.
► Как не остаться на пепелище? Техники сохранения душевного равновесия.
Шаг 8. Трудно ли быть родителем?
► Материнская и отцовская модели воспитания ребенка.
► Как правильно воспитывать маленьких детей и подростков.
► Большие ошибки воспитания и простые пути преодоления.
Шаг 9. Богини в каждой женщине.
В каждой женщине живет богиня. Какая богиня живет в вас?
► Артемида — богиня охоты.
► Афина — богиня мудрости, покровительница рукодельниц.
► Афродита — богиня любви и красоты.
► Гера — богиня законного брака, исполнительница обязательств.
► Персефона — богиня царства Гадеса, похищенная дочь Деметры.
► Деметра — богиня плодородия и земледелия, образ материнства.
► Гестия — богиня домашнего очага.
(По материалам книги Дж. Шинода Болен «Богини в каждой женщине».)
Шаг 10. Боги в каждом мужчине.
В каждом мужчине обитают боги. Боги-отцы или боги-сыновья:
► Зевс — бог неба, царство воли и власти.
► Посейдон — бог моря, царство эмоций и инстинктов.
► Гадес — бог подземного мира, царство душ, сфера бессознательного.
► Аполлон — бог солнца, лучник, законодатель, любимый сын.
► Гермес — вестник богов и проводник душ, посланник, хитрец, путешественник.
► Арес — бог войны, воин, танцор, любовник.
► Гефест — бог кузни, ремесленник, изобретатель, затворник.
► Дионис — бог вина и экстаза, мистик, любовник, странник.
Это психология мужчин с точки зрения женщин. Изучите своего партнера. (По материалам книги Дж. Шинода Болен «Боги в каждом мужчине».)
Шаг 11. Женщина — хозяйка своей жизни.
► Кто такие ложные женщины? Как их различать.
Ф
Ф
Innovation_technology.indd 70
05.03.2015 13:29:08
ф
Использование метода групповой работы в психотерапии женщин с ролевым конфликтом
71
► Что значит быть счастливой женщиной.
► Поиск своего мужчины. Как правильно строить отношения?
► Посвящение в женщину. Этапы инициации.
Для группы женщин 25-35 летнего возраста в работе основной упор делался на развитие внутреннего мира молодой женщины. Ее понимания того, что то, что она заявляет и то, что у нее внутри, — это разные вещи. Осознание своего внутреннего мира, в котором все более и более света и места для ее мужчины, детей и семьи. Путь женщины полон ловушек: тут и «хорошее воспитание», и «престижная работа», и «несчастная любовь», и «беспокойный ребенок», и «мужской шовинизм», и «отсутствие денег». Но в женщине заключена огромная внутренняя сила. Если она познает ее и научится ею пользоваться, она станет настоящей Хозяйкой собственной жизни.
Для женщин 40-50 лет необходима была работа с развитием собственной женственности, которая за долгие годы в современном мире активности, борьбы и достижений стала, скорее, помехой, дефектом, сделав женщину по-мужски сильной в ущерб ее природной женской силе. Уход от маскулинных форм взаимодействия в социуме, потому что
Женщина, отказавшаяся от своей природы, от истинной женской силы, ощущает пустоту, тревогу, раздражение, постоянную нехватку чего-то. Никакие свершения не смогут заполнить пустоту и заглушить голос внутри, говорящий, что избранный путь — это путь не туда.
В практической групповой работе мы смотрели на конфликт ролей женщины как психологическое явление. Отрицательные эмоции, доводящие женщин до депрессивного состояния, возникают не на пустом месте, а связаны с неприятием собственной модели жизни, той модели, которую женщины избрали для себя осознанно. Зачастую являющейся целью жизни и единственно представляемым смыслом нынешнего существования [7].
Именно такой подход позволил увидеть перспективу решения этой проблемы — уменьшение ролевого конфликта работающей замужней женщины через психокоррекционную групповую работу.
Данное исследование может иметь продолжение. Интересно посмотреть, как влияет кризис «пустого гнезда» на переживание ролевого конфликта у женщин, проходящих психотерапию (экспериментальная выборка) и тех, кто не участвует ни в каких группах (контрольная выборка).
Ф
Литература
1. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2009.
2. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.
3. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии: философия, стратегия и тактика управления персоналом. М.: РТ-ПРЕСС, 2003.
4. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Институт практической психологии, 2010.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер, 2011.
6. Гаврилица О. А. Ролевой конфликт работающей женщины: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05: М., 1998. 185 с. РГБ ОД, 61:99-19/5-2 http://www.
dslib.net/soc-psixologia/rolevoj-konflikt-rabotajuwej-zhenwiny.html (27.11.2013)
7. Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г. [Текст]: В 3 ч . Ч. II / Отв. ред.
А.В. Карпов, ЯрГУ им. П. Г. Демидова; Российский фонд фундаментальных исследований. Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011.
8. Минюрова С. А. Психологические основания стратегий личностно-профессионального саморазвития // Образование и наука. 2007. № 5. C. 81-93.
9. Садовникова Н. О. Ценностно-смысловые особенности ненормативного кризиса профессиональной карьеры
// Образование и наука. 2009. № 6, т.
2. C. 89-102.
10. Герт В. А. Проблема субъектности в современном образовательном учреждении //Образование и наука. 2011 № 1. C. 4-17.
11. Васягина Н. Н., Рыбакова Е. Н. Структурно-содержательный анализ самосознания матери // Образование и наука. 2007. №2. C. 75-86/
12. Лукинская Л. А. Гендерный подход в образовании как фактор повышения качества межличностного общения // Образование и наука. 2008. № 8.
C. 49-61.
13. Кулагина Н. В. Гендерный конфликт в деятельности педагогов-мужчин и педагогов-женщин//Образование и наука. 2009. № 3. C. 71-85.
Innovation_technology.indd 71
Ф
05.03.2015
Ф
13:29:08